НОД по речевому развитию с детьми старшей группы "Прогулка в зимний лес"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Изъюрова Зоя Михайловна

Непосредственно организованная деятельность с детьми старшей группы.

Тема: Прогулка в зимний лес. Образовательная деятельность:  речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Цель: Учить детей составлять описательные рассказы о жизни диких животных в зимний период с использованием мнемотаблиц  от имени героя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_po_fgos.docx22.34 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно организованная деятельность

с детьми старшей группы.

Тема: Прогулка в зимний лес.

Образовательная деятельность:  речевое развитие

         Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

        Цель: Учить детей составлять описательные рассказы о жизни диких животных в зимний период с использованием мнемотаблиц  от имени героя.

        Задачи: 
      1.Формировать навыки монологической речи.
      2.Закреплять знания детей о жизни диких животных зимой.
      3.Грамматический строй речи - учить согласовывать существительные, прилагательные, глаголы в речи, образовывать притяжательные прилагательные.
      4.ЗКР - отрабатывать правильное произношение звука Т в словах; способствовать запоминанию скороговорки «Топали да топали…»
      5. Поддерживать интерес к жизни диких животных в зимний период, воспитывать заботливое отношение к ним.
      6.Воспитывать культуру общения, умение выслушивать рассказы товарищей.

          Предварительная работа: чтение рассказов, беседы о жизни диких животных в зимнее время, просмотр видеороликов; индивидуальная работа – заранее подготовить с ребенком рассказ от первого лица о белке.

   Материал:  распечатанное письмо, мультимедийный экран с изображением зимнего леса, маска или костюм белки в «зимнем наряде», карточки с изображением диких животных (по количеству детей), мнемотаблицы, раскраски.

  1. Орг. момент.

Собрались все дети в круг.

Я твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руку возьмемся

И друг другу улыбнемся.

- А теперь давайте улыбнемся нашим гостям и поздороваемся с ними. (Здравствуйте.)

- Присаживайтесь на места.

Дети садятся на стулья полукругом.

2.Мотивация на деятельность и постановка цели.

В: Ребята, сегодня мне на электронную почту пришло необычное письмо.  Я его распечатала и сейчас вам прочитаю:

«Здравствуйте, дети. Обращаются к вам ребята из Африки. Мы живем в стране, где круглый год лето. И нам очень хочется узнать, как живут лесные звери в это время. Поэтому мы  просим  вашей помощи. Не могли бы вы рассказать о лесных животных и отправить нам свои рассказы? Мы  будем рады, если вы сможете выполнить нашу просьбу».

3. Планирование деятельности.

-  Ребята, вы согласны выполнить просьбу африканских ребят? (Да)

- Как мы можем это сделать?

- Что для этого нам надо сделать? (Варианты ответов)

- Я предлагаю вам совершить прогулку в лес и попросить рассказать самих животных о себе. А мы эти рассказы запишем и отправим детям из Африки. Согласны? (Да)

- Какое время года сейчас? (Зима)
        - На чем же мы отправимся в зимний лес? (На машине, на самолете, вертолете, поезде.)
       - А мы сможем добраться на машине? Почему? (Нет, потому что все дороги занесло снегом.)
       - А на самолете и вертолете сможем в лес попасть? Почему? (Нет, потому что в лесу нет места для их посадки.)
       - А на поезде? (Тоже не можем.) Почему? (Нет железной дороги.)

4. Действия:

- Отгадайте загадку:

    Две в руках, две в ногах,
            Не провалишься в снегах.
            А проедешь без труда
            И оставишь два следа. (Лыжи)
- На лыжах мы сможем совершить зимнюю прогулку? (Да)

-Значит, решено - поедем в лес на лыжах. Но давайте сначала вспомним, как нужно вести себя в лесу. ( Не шуметь, громко не кричать,  чтобы не вспугнуть зверей.  Не ломать деревья и кустарники.)

-Встали,  «надели лыжи». Поехали!

Имитируют движения. Идут с воспитателем по кругу, имитируя движения лыжников под веселую музыку.

-Вот мы и приехали в зимний лес. Как красиво вокруг! (На мультимедийном экране открывается  панорама зимнего леса.) 

- А какой воздух в лесу! Давайте подышим чистым воздухом.

Дыхательная гимнастика: 
Глубокий вдох- выдох (повторяют 3-4 раза).

Элементы самомассажа носа и щек.

-Носики и щеки от мороза покраснели. Давайте погладим щечки, носик.

Работа со скороговоркой. Элементы самомассажа.
        А чтобы согреться, надо похлопать в ладони и по коленкам:
        Топали да топали,
        До лесу дотопали,
        Ноги все оттопали.

Дети проговаривают скороговорку вместе с воспитателем.

- Какой звук часто повторяется в скороговорке? (Звук Т). Какой он? (Согласный.) Произнесем его – т-т-т. Назовите слова с этим звуком, которые встречаются в скороговорке.

Дети проговаривают скороговорку еще 2-3 раза (сначала медленно, затем чуть быстрее), сопровождая чередующими хлопками по коленкам и в ладони.

- А теперь присядем на бревнышко, отдохнем немного.

Дети садятся на стулья.

Сюрпризный момент.

-Ой, смотрите, на дереве ветки шевелятся. Кто там может быть?

Выходит ребенок в маске белки.

- Кто это? (Белка)

- Здравствуй, белочка. Не бойся нас! Мы с ребятами пришли в лес, чтобы попросить вас, лесных животных, рассказать о себе, как вы живете зимой. Белочка, расскажи нам о себе, пожалуйста. А наши детки будут внимательно слушать.

 Рассказ – образец

Белка (ребенок) рассказывает о себе от первого лица.

        Я белочка.

        К зиме моя шерсть поменяла окраску – стала серого цвета, а еще она  стала густой и теплой, так что никакие морозы мне не страшны.

       Еще в конце лета и осенью я запасаю на зиму еду -  сушу грибы, собираю орехи и шишки и прячу их в укромные места.

      Зимой в морозную погоду я сплю в своем дупле, накрывшись пушистым хвостом, как одеялом. А в теплые деньки я выбегаю из дупла, поем что-нибудь из своих запасов и обратно в дупло.

- Спасибо, белочка. Присоединяйся к ребятам, не бойся - они тебя не обидят.

Анализ рассказа:

По ходу анализа на доску выставляются мнемотаблички.

- Ребята, как рассказала о себе белка? Что сначала она сказала?

 1.Белка сначала представилась – «Я белочка» (мнемо- схема)

- Затем о чем рассказала?

2. Рассказала о том, какой стала у нее шерсть. (мнемо– схема)

3.Затем рассказала о том, какие запасы она делала осенью, чем питается зимой. (мнемо– схема)

4. И в конце – как проводит зимние дни, где спит. (мнемо– схема)

Физминутка:

Хорошо зимой в лесу

Встретить белку и лису,

Встретить волка и лося,

Встретить зайку у куста.

Справа березка в шубке стоит,

Слева ель на нас глядит.

Снежинки в воздухе кружатся

И на землю плавно ложатся.

- Но где же остальные звери? Что-то их не видно. Кто скажет, каких лесных животных можно встретить в зимнем лесу?  (Зайца, белку, волка, лису, лося.)

-А медведя мы в это время года увидим в лесу? Почему?  (Нет, потому что медведь зимой спит в берлоге.)

- Кто из зверей еще ложится в зимнюю спячку?  (Еж, барсук)

- Ребята предлагаю вам превратиться в разных зверюшек и рассказать о животных. А для того, чтобы превратиться в них, нужно взять их фотографии. Рассказать о животных помогут нам таблички.

Составление рассказов

Дети берут карточки с изображениями животных (зайца, белки, лося, лисы, волка) и,  используя мнемотаблицы, рассказывают от имени героя. Прослушиваются 2- 3 рассказа.

- Рассказывать нужно громко, четко произносить все слова, чтобы все смогли услышать. А слушателям нужно внимательно слушать,  тихонечко сидеть, не разговаривать между собой, чтобы не мешать рассказчику.
После каждого рассказа проводится анализ.

          Грамматический строй речи.  Дидактическая игра «Чей корм?»

- Давайте угостим зверей.
 
Достает из мешочка картинки с изображением лакомств.
- Для кого корм? Чей корм?

- Для зайца - заячий.
        - Для лисы - лисий.
        - Для белки - беличий.
        - Для волка - волчий.
    - Животные благодарят вас за угощенье.

5. Результат деятельности. Рефлексия.

        - А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Попрощаемся с ними.
Надели опять лыжи.

Утром на лыжах кататься пошли,
        Быстро до леса на лыжах дошли.
        Время к обеду - весь лес обошли.
        Дружно на лыжах домой мы пошли.

Имитируют движения. Идут по кругу. Садятся на свои стульчики.

- Вам понравилась прогулка в зимний лес?
        - О каких животных мы составляли рассказы?
        - Чей рассказ понравился больше? Почему?

- Как вы думаете, африканским ребятам понравятся ваши рассказы?

- В свободное время мы запишем ваши рассказы и обязательно отправим их  в Африку  по электронной почте. А на память о нашей зимней прогулке я вам дарю раскраски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Животный мир».

Образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста.       ...

Методическая разработка образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста "Зимние путешествие".

Цель: Формирование представления о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с учетом интеграции образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие» (рисование), «Познавательное развитие», «Речевое развитие» с детьми старшего дошкольного воз «Осень в березовой роще».

Используемые современные образовательные технологии: информационно-коммуникативные технологии, развивающее обучение. Автор конспекта:  Смелягина Ольга Теймуразовна, воспитатель высшей квалиф...

Методическая разработка по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Зимняя лесная школа».

Данный материал адресован воспитателям и педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, а также родителям. Может быть использован  для закрепления и систематизации знаний детей по ...

Совместная деятельность по речевому развитию с детьми старшего возраста «Составление повествовательного рассказа по серии сюжетных картин «Старший товарищ» Учебно методический материал

Цель: закрепление умения составлять повествовательный рассказ по серии картин «Старший товарищ».Задачи:Придумывать события предшествующих и последующих изображений на картинах.Развивать сл...