Звуковая культура речи: дифференциация звуков р - л.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Открытое занятие в старшей группе по развитию речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков р – л.

Программное содержание: развивать умение выделять первый звук в словах, позицию звука в слове; упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки р – л; упражнять детей в придумывании слов с заданными звуками; развивать фонематический слух, дикцию, речевое дыхание, силу голоса; продолжать учить детей правильно отвечать на поставленные вопросы, следить за своим ответом и ответом других детей; воспитывать внимательность, активность.

Ход занятия

Ребята, сядьте прямо, выпрямите спины. Я прочитаю вам стихотворение:

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо,

Ясно, четко говорим,

Потому что не спешим.

О чем это стихотворение?

- О том, что нужно стараться говорить красиво и четко.

Этому мы будем сегодня учиться на занятии.

Из всех звуков звук Р - самый трудный и коварный. Он не получается у многих детей, в том числе у многих ребят нашей группы. Чаще всего вместо Р выговаривается похожий на него звук Л. Кстати, даже у воронят не сразу получается карканье. Я однажды наблюдала, как подросший вороненок кричал: «Пек – пек – пек». «Кар – кар – кар», - терпеливо повторяла ворона. «Пек – пек – пек», - сердился малыш. Потом вдруг закаркал, но получилось у него примерно так: «Ллак – ллак – ллак».

Сегодня мы будем учиться различать звуки  Л и Р и правильно выговаривать их. Чтобы нам было легче мы попробуем сделать с вами зарядку для язычка:

1. Артикуляционная гимнастика.

  • Упражнение «Лошадка».
  • Упражнение Дятел».
  • Упражнение «Комарик».
  • Упражнение «Балалайка».
  • Упражнение «Заведи мотор»

Уточнение артикуляционных укладов звуков.
Где находится язычок, когда мы произносим Р? За верхними зубами, кончик языка широкий, напряжён и дрожит, «моторчик» работает.
Губы полураскрыты, зубы разомкнуты.
Где находится язычок, когда мы произносим Л? Он поднят за верхние зубы и там прижат. Губы улыбаются, зубки видны.

 Дети, к нам на занятие пришли куклы  Рита и Лара. Они очень любят получать подарки. Но подарки они любят необычные. Рита любит игрушки, в названии которых есть звук «Р», а Лара – со звуком «Л». Итак, кто хочет порадовать наших гостей? (Дети называют игрушки, которые есть в группе и объясняют, кому они хотят ее подарить и почему)

-Молодцы, ребята, порадовали Риту и Лару.

Они нам тоже что-то принесли (достаю из конверта скороговорку)

2. Скороговорка

Расскажите про покупки.

Про какие, про покупки?

Пpo покупки, про покупки.

Про покупочки свои.

Проговаривают сначала медленно, потом быстро.

Проговаривают девочки затем мальчики.

3. Пальчиковая гимнастика “Краб” 

Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.

Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы). Раскачиваем руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти.

А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.

Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.

Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет.

Ладони соединены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены в стороны (крылья); "машем" ими в воздухе.
Ладони сомкнуты и чуть округлены; выполняем волнообразные движения.

 4. Игра «Найди свой домик».

Достаю из конверта два домика помещаю их на доску: один с красной крышей в нем живет Рита, а другой, с зеленой крышей, в нем живет Лара. У них  много друзей зверят, которые ходят к ним в гости. К Рите ходят в гости животные, в названии которых есть  звук Р, а к Ларе ходят в гости животные, в названии которых есть звук Л. Дети выходят по очереди и расселяют картинки в домики.

(корова, лошадь, волк, рысь, олень, тигр, лиса, зебра). 

5. Речевая разминка.

Ри – ри – ри – загорелись фонари.

Ло – ло – ло – в темной комнате темло.

Лы – лы – лы – моет Золушка полы.

6. «Рычалки и леталки». 

Я называю слово, если в слове слышим звук Р -  будем рычать, как рычит мишка. Если слышим звук Л -  будем «летать»

(лопата, рак, ракета, колесо, рукавица, крыша, пластилин, стол, дыра).

7.  Послушайте считалочку и запомните слова со звуком Р:

Начинается считалка:
На берёзу сели галка, 
Две вороны, воробей
Три сороки, соловей.

 Назовите слова, которые вы запомнили. А теперь запомните слова со звуком Л (читает считалку ещё раз).
Слов с каким звуком меньше? Л.

 8. Определение позиции звука в слове

(рак, дрова, мир)

 9. Самоанализ.

— На этом наше занятие закончилось.

Если тебе понравилась, возьми себе солнышко. Если нет, тучку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие в старшей группе по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»

Конспект НОД по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»...

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-с

Звуковая культура речи: дифференциация звуков  з-сЦель: упражнять детей в отчетливом произношении звуков  з-с; учить дифференцировать эти звуки, называть слова, в которых они слышатся, вычле...

Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ (старшая группа) Цель: Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.

Программное содержание.Образовательные задачи: - Учить различать на слух звуков близких по звучанию и произношению;-Формировать умение дифференцировать звуки ч-щ, слышать и различать в словах, выделят...

Конспект занятия НОД по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков (с, (ш) различие на слух и отчётливое произношение сходных по артикуляции и звучанию согласных звуков"

Закреплять правильное произношение звуков (с, (ш); учить дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, определять место звука в слове; упражнять в прои...