КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ "ДЫМКОВСКИЕ МАСТЕРА"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Это занятие направлено на развитие речи дошкольников, на формирование у детей умение составлять описательный рассказ по схеме. В первой части занятия воспитатель заинтересовывает детей, предлагает отправиться на ярмарку, рассматриваются этапы изготовления дымковских изделий.Используемые технологии: мультимедийная презентация, мнемотехника, метод проблемно игровой технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gbdoudymkovskie_mastera.docx | 27.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Совместная образовательная деятельность
с детьми старшей логопедической группы
«Дымковские мастера»
Используемые технологии: мультимедийная презентация, мнемотехника,
метод проблемно игровой ситуации
Цель: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народным промыслом дымковской игрушкой.
Задачи
Образовательные:
- Познакомить детей с особенностями и этапами изготовления дымковских изделий.
- Учить видеть красоту глиняной игрушки, ее выразительность, образность, яркость узора.
- Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.
Развивающие:
- Развивать умение составлять описательные рассказы по схеме.
- Содействовать развитию речи: обогащать и активизировать словарь, повышать ее выразительность, развивать навыки речевого общения в совместной деятельности.
- Развивать интерес к русской культуре и традициям.
Воспитательные:
- Воспитывать уважение к труду народных мастеров.
- Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка.
Реализуемая образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция с другими образовательными областями: «Социально–коммуникативное развитие», «Речевое развитие»
Предварительная работа: разучивание стихов о дымке, отгадывание загадок, составление рассказов по мнемотаблице.
Продуктивная деятельность детей: составление динамической таблицы цвет и узор в дымковской росписи, декоративное рисование украшение дымковских игрушек росписью.
Используемые материалы: Ноутбук, мультимедийной проектор, широкоформатный экран, презентация в формате MS PowerPoint.
карточки игрушек изображенных контурно,
карточки с написанными словами,
мнемотаблице
Этапы формирования совместной деятельности:
1.Приглашение детей на ярмарку.
2. Сюрпризный момент: появляется Петрушка
Исследовательская деятельность детей: игровая проблемная ситуация.
3. Конверт с заданием: «соедини по точкам»
4. Задание: « прочти карточки».
5. Игровое упражнение на закрепление ориентировки в пространстве.
6. Подвижная игра «Карусель»
7.Рассказ педагога: процесс изготовления дымковской игрушки (показ презентации PowerPoint «Как игрушки попадают на ярмарку»)
8. Физкультминутка
9. Составление описательного рассказа по схеме детьми.
10. Стихи о дымковской игрушки
11. Речевое упражнение «Скажи красивые слова о дымковской игрушке».
12. Итог занятия. Сюрпризный момент
Ход совместной деятельности.
- Педагог приглашает детей:
Ребята, сегодня я приглашаю вас на ярмарку. Хотите побывать на ярмарке?
-Ответы детей.
- Раздается голос: Почтенные господа,
Пожалуйте сюда!
Открываем балаган,
Предлагаем вам:
(тащит мешок) Устал.
Воспитатель: «Здравствуй, Петрушка»
Петрушка: «Здравствуйте девчонки, здравствуйте мальчишки?»
Воспитатель: «Петрушка, а что это у тебя за мешок?»
Проблемно игровая ситуация. Поднимаем. Ой, да он такой тяжелый, интересно, что в нем лежит. Ребята, потрогайте. ( Ощупываем, представляем, догадываемся). Если дети определяют и не называют, тогда задаю наводящий вопрос.
-В этом мешке что-то съедобное?
-Нет.
- В этом мешке какие-то игрушки?
-Да, игрушки для ярмарки.
3.Петрушка: (достает из мешка конверт, в конверте лежат листы с точечным контуром игрушек) «На всех листочках одни точки я ничего не понимаю».
Воспитатель: «Ребята, сядьте за столы и покажите Петрушке, что надо сделать».
Ответы детей (у меня получился баран, лошадка, барышня и т.д.)
Петрушка: « Ой, ребята, спасибо я теперь знаю, что мне надо сделать, соединить точки»
4.Петрушка: « В конверте есть карточки, а на них написаны слова, а читать я не умею»
Воспитатель: «Петрушка, мы тебе и здесь поможем. У нас есть ребята, которые умеют читать».
( карточки со словами: глина, песок, краски, мел, кисточка, узор)
Воспитатель: «Молодцы ребята, хорошо прочитали».
Петрушка: « А зачем мне эти слова, наверное, я узнаю на ярмарке».
Воспитатель: «Поехали Петрушка с ребятами на ярмарку»
Петрушка: «Поехали»
5. Друг за другом по порядку все ребята встали в ряд.
У детей спрашиваю:
- за кем ты стоишь?
-кто стоит сзади тебя?
-кто стоит впереди тебя?
- ты стоишь между кем?
- молодцы, хорошо встали как вагончики.
Поезд отправляется. (Сигнал к отправлению)
-Поехали (ш-ш-ш)- поезд набирает скорость.
-Застучали колеса (так-так-так) (сила, высота, тембр голоса меняется).
Чу-чу-чу я на поезде качу
Чу-чу-чу попасть на ярмарку хочу.
-Поезд останавливается (ш-ш-ш…).
А вот и ярмарка!
6. Петрушка берет в руки обруч с ленточками.
Эй, удалой народ
Карусель вас ждет!
Подвижная игра «Карусель»
Дети держатся за ленты, привязанные к обручу, бегут по кругу, приговаривая:
Еле-еле, еле-еле раскрутили карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
7 Компьютерная презентация «Как игрушки попадают на ярмарку»
Воспитатель: «Ребята, посмотрите на экран» (слайд №1) .На экране разнообразные дымковские игрушки: звери, сказочные персонажи, птицы, бытовые сценки.
-Как вы думаете, из чего делают эти игрушки?
-из глины
-да из глины. Но как, же эти глиняные фигурки превращали искусные мастера в веселые игрушки?
Педагог рассказывает процесс изготовления: лепили, подсушивали, обжигали, грунтовали, расписывали.
Слайд 2 - 15
8. Физкультминутка
Мы разминку начинаем, Потягивания – руки в стороны и вверх.
Руки шире раздвигаем,
А потом их тянем вверх.
Отдохнет спина у всех.
Наклонились вправо,
Наклонились влево
Я за позвоночником слежу
Когда стою, лежу, сижу
Я позвоночник берегу.
Мы разминку завершаем, Потягивания – руки в стороны и вверх.
Руки шире раздвигаем,
А потом их тянем вверх.
Отдохнула спина у всех.
9 Воспитатель: «Ребята, посмотрите на мнемотаблицу. Опираясь на неё, вы можете составить свой рассказ о дымковской игрушке»
Рассказы детей с опорой на мнемотаблицу
Воспитатель: «Молодцы, ребята, как много вы знаете о дымковской игрушке».
10.Петрушка, а дети знают стихи о Дымке
За студеною водицей
Водоноска-молодица
Как лебедушка плывет,
Ведра красные несет
Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка
Все расписаны бока.
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
Барашек – свисток
Левый рог – завиток.
Правый рог – завиток.
На груди – цветок.
Индя – индя – индюшок
Ты похож на сундучок,
Сундучок не простой,
Красный, белый, золотой!
Бока крутые
Рога золотые,
Копыта с оборкой
И на спине Егорка.
Э. Котляр.
Петрушка: молодцы ребята, какие стихи хорошие.
11 Петрушка: « А попрошу я вас похвалить дымковские игрушки. Какими словами их похвалите»
-ответы детей: нарядные, расписные, яркие, веселые, народные.
Петрушка: «Что же это такое ярмарка?»
Ответы детей: ярмарка - базар, где продают разный товар.
12.Петрушка: « Дети, за ваши интересные рассказы, стихи вот вам мое угощенье в дымковском стиле»
( Из мешочка достает печенье – кружочки, квадратики, баранки – колечки, есть и палочки.)
Петрушка: « До свиданье дети».
Воспитатель: « Молодцы, ребята, вы были дружными, внимательными, любознательными. Спасибо вам за это!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи на тему: " Город Мастеров"
подготовительная группа...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе детского сада "Город мастеров"
Занятие по ознакомлению детей среднего возраста с профессиями людей....
Конспект занятия по развитию связной речи на тему: "Город мастеров"
Цели: коррекционно-образовательные: —обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин; —учить детей самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенным событиям; кор...
Конспект занятия по развитию речи " Город мастеров"
Конспект занятия...
Мастер-класс для воспитателей- конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе с использованием инновационных развивающих технологий "Колючий недотрога"
Предложенный конспект занятия способствует обобщению представлений младших дошкольников о жизни ежа. Дети на занятии могут закрепить и уточнить представлени...
Конспект занятия по развитию ФЭМП старшей группе «Мастерим геометрические фигуры»
Учить детей составлять геометрические фигуры из счетных палочек и называть их....
Конспект занятия по развитию речи. Звуковая культура речи. Тема : "В гостях у мастера Словообразования"
Конспект занятия по развитию речи...