КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ "ДЫМКОВСКИЕ МАСТЕРА"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Это занятие направлено на развитие речи дошкольников, на формирование у детей умение составлять описательный рассказ по схеме. В первой части занятия воспитатель заинтересовывает детей, предлагает отправиться на ярмарку, рассматриваются этапы изготовления дымковских изделий.Используемые технологии: мультимедийная презентация, мнемотехника, метод проблемно игровой технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gbdoudymkovskie_mastera.docx27.05 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная образовательная деятельность

с детьми старшей логопедической группы

«Дымковские мастера»

 

Используемые технологии: мультимедийная презентация,  мнемотехника,

метод проблемно игровой ситуации

        Цель: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народным промыслом дымковской игрушкой.

Задачи

Образовательные:

  • Познакомить детей с особенностями и этапами изготовления дымковских изделий.
  • Учить видеть красоту глиняной игрушки, ее выразительность, образность, яркость узора.
  • Формировать  навыки самостоятельного решения проблем исследования.

      Развивающие:

  • Развивать умение составлять описательные рассказы по схеме.
  • Содействовать развитию речи: обогащать и активизировать словарь, повышать ее выразительность, развивать навыки речевого общения в совместной деятельности.
  • Развивать интерес к русской культуре и традициям.

      Воспитательные:

  • Воспитывать уважение к труду народных мастеров.
  • Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка.

     

             

         

                                                                                   

Реализуемая образовательная область:  «Познавательное развитие»

Интеграция с другими образовательными областями: «Социально–коммуникативное развитие», «Речевое развитие»

Предварительная работа: разучивание стихов о дымке, отгадывание загадок, составление рассказов по  мнемотаблице.

Продуктивная деятельность детей: составление динамической таблицы цвет и узор в дымковской росписи, декоративное рисование украшение дымковских игрушек росписью.

Используемые материалы:  Ноутбук, мультимедийной проектор, широкоформатный экран, презентация в формате MS PowerPoint.

 карточки игрушек изображенных контурно,

 карточки с написанными словами,

 мнемотаблице

Этапы формирования совместной деятельности:

1.Приглашение детей на ярмарку.

2. Сюрпризный момент: появляется Петрушка

 Исследовательская деятельность детей: игровая проблемная ситуация.

3.  Конверт с заданием: «соедини по точкам»

4. Задание: « прочти карточки».

5. Игровое упражнение на закрепление ориентировки в пространстве.

6. Подвижная игра «Карусель»

7.Рассказ педагога: процесс изготовления дымковской игрушки (показ презентации PowerPoint  «Как игрушки попадают на ярмарку»)

8. Физкультминутка

9. Составление описательного рассказа по схеме детьми.

10. Стихи о дымковской игрушки

11. Речевое упражнение «Скажи красивые слова о дымковской игрушке».

12. Итог занятия. Сюрпризный момент

                                                

           

               

             

                                                                                    

Ход совместной деятельности.

  1. Педагог приглашает детей:

Ребята, сегодня я приглашаю вас на ярмарку. Хотите побывать на ярмарке?

 -Ответы детей.

  1. Раздается голос:    Почтенные господа,

                                     Пожалуйте сюда!

                                     Открываем балаган,

                                     Предлагаем вам:

(тащит мешок)     Устал.

    Воспитатель:  «Здравствуй,  Петрушка»

Петрушка: «Здравствуйте девчонки, здравствуйте мальчишки?»

Воспитатель: «Петрушка, а что это у тебя за мешок?»

 Проблемно игровая ситуация. Поднимаем.  Ой, да он такой тяжелый, интересно, что в нем лежит. Ребята, потрогайте. ( Ощупываем, представляем, догадываемся).  Если дети определяют и не называют, тогда задаю наводящий вопрос.

-В этом мешке что-то съедобное?

-Нет.

- В этом мешке какие-то игрушки?

-Да, игрушки для ярмарки.

   3.Петрушка: (достает из мешка конверт, в конверте лежат листы с точечным контуром игрушек)  «На всех листочках одни точки я ничего не понимаю».

 Воспитатель: «Ребята, сядьте за столы и покажите Петрушке, что надо сделать».

Ответы детей (у меня получился баран, лошадка, барышня и т.д.)

Петрушка: « Ой, ребята, спасибо я теперь знаю, что мне надо сделать, соединить точки»

  4.Петрушка: « В конверте есть карточки, а на них написаны слова, а читать я не умею»

 Воспитатель: «Петрушка, мы тебе и здесь поможем. У нас есть ребята, которые умеют читать».

( карточки со словами:  глина, песок, краски, мел, кисточка, узор)

Воспитатель: «Молодцы ребята, хорошо прочитали».

Петрушка: « А зачем мне эти слова, наверное, я узнаю на ярмарке».

 Воспитатель: «Поехали Петрушка с ребятами на ярмарку»

Петрушка: «Поехали»

  5. Друг за другом по порядку все ребята встали в ряд.

            У детей спрашиваю:

           - за кем ты стоишь?

           -кто стоит сзади тебя?

           -кто стоит впереди тебя?

           - ты стоишь между кем?

          - молодцы, хорошо встали как вагончики.

Поезд отправляется. (Сигнал к отправлению)

-Поехали (ш-ш-ш)- поезд набирает скорость.

-Застучали колеса (так-так-так) (сила, высота, тембр голоса меняется).

           Чу-чу-чу я на поезде качу

           Чу-чу-чу попасть на ярмарку хочу.

-Поезд останавливается (ш-ш-ш…).

А вот и ярмарка!

6. Петрушка берет в руки обруч с ленточками.

      Эй, удалой народ

      Карусель вас ждет!

      Подвижная игра «Карусель»

Дети держатся за ленты, привязанные к обручу, бегут по кругу, приговаривая:

                    Еле-еле, еле-еле раскрутили карусели,

                    А потом, потом, потом

                    Все бегом, бегом, бегом.

                    Тише, тише, не спешите,

                    Карусель остановите.

                    Раз-два, раз-два,

                    Вот и кончилась игра.

7 Компьютерная презентация «Как игрушки попадают на ярмарку»  

Воспитатель: «Ребята, посмотрите на экран» (слайд №1) .На экране разнообразные дымковские игрушки: звери, сказочные персонажи, птицы, бытовые сценки.

 -Как вы думаете, из чего делают эти игрушки?

-из глины

-да из глины. Но как, же эти глиняные фигурки превращали искусные мастера в веселые игрушки?

Педагог рассказывает процесс изготовления: лепили, подсушивали, обжигали, грунтовали, расписывали.

Слайд 2 - 15

8. Физкультминутка

    Мы разминку начинаем,              Потягивания – руки в стороны и вверх.

    Руки шире раздвигаем,

    А потом их тянем вверх.  

    Отдохнет спина у всех.

    Наклонились вправо,

    Наклонились влево

    Я за позвоночником слежу

    Когда стою, лежу, сижу

    Я позвоночник берегу.

    Мы разминку завершаем,             Потягивания – руки в стороны и вверх.

    Руки шире раздвигаем,

    А потом их тянем вверх.

    Отдохнула  спина у всех.

9 Воспитатель: «Ребята, посмотрите на  мнемотаблицу. Опираясь на неё, вы можете составить свой рассказ о дымковской игрушке»

Рассказы детей с опорой на мнемотаблицу

 Воспитатель: «Молодцы, ребята, как много вы знаете о дымковской игрушке».

10.Петрушка, а дети знают стихи о Дымке

За студеною водицей

Водоноска-молодица

Как лебедушка плывет,

Ведра красные несет

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

Барашек – свисток

Левый рог – завиток.

Правый рог – завиток.

На груди – цветок.

Индя – индя – индюшок

Ты похож на сундучок,

Сундучок не простой,

Красный, белый, золотой!

Бока крутые

Рога золотые,

Копыта с оборкой

И на спине Егорка.

                                        Э. Котляр.

Петрушка:  молодцы ребята, какие стихи  хорошие.

11 Петрушка: « А попрошу я вас похвалить дымковские игрушки. Какими словами их похвалите»

-ответы детей: нарядные, расписные, яркие, веселые, народные.

Петрушка: «Что же это такое ярмарка?»

Ответы детей: ярмарка - базар, где продают разный товар.

12.Петрушка: « Дети, за ваши интересные рассказы, стихи  вот вам мое угощенье в дымковском стиле»

 (  Из мешочка достает печенье – кружочки, квадратики, баранки – колечки, есть и палочки.)

Петрушка: « До свиданье дети».

Воспитатель: « Молодцы, ребята, вы были дружными, внимательными, любознательными. Спасибо вам за это!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе детского сада "Город мастеров"

Занятие по ознакомлению детей среднего возраста с профессиями людей....

Конспект занятия по развитию связной речи на тему: "Город мастеров"

Цели: коррекционно-образовательные: —обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин; —учить детей самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенным событиям; кор...

Мастер-класс для воспитателей- конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе с использованием инновационных развивающих технологий "Колючий недотрога"

   Предложенный конспект занятия  способствует обобщению представлений младших дошкольников  о жизни ежа.  Дети на занятии  могут закрепить и уточнить представлени...

Конспект занятия по развитию ФЭМП старшей группе «Мастерим геометрические фигуры»

Учить детей составлять геометрические фигуры из счетных палочек и называть их....