Занятие по развитию речи для детей с ОВЗ "Лесные друзья". Средняя группа
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Занятие с использованием интерактивной доски. Цель: Закрепить знания детей о диких животных, активизировать словарь по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_lesnye_druzya.docx37.57 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи в средней группе

Технологическая карта

Наименование ОУ

МАДОУ «Полазненский д/с №2»

Ф.И.О. педагога

Шишкина Ирина Юрьевна

Группа

Средняя

Тема занятия

«Лесные друзья»

Тип занятия

Обобщающее

Цель занятия

Закрепить знания детей о диких животных, активизировать словарь по данной теме

Задачи

Обобщить и систематизировать представления детей о диких животных.
Обогащать и активизировать словарь детей существительными, обозначающими взрослых животных: заяц, зайчиха, лисица, волк, волчица, медведь, медведица, белка, их детенышей, жилища животных: нора, куст, логово, берлога, дупло.

Развивать связную речь.

Развивать у воспитанников коммуникативно – речевые качества: желания общаться со взрослыми и ровесниками, отвечать на вопросы взрослого

Развивать зрительное внимание, память, мышление.

Формировать интерес к живой природе, доброжелательность.

Планируемые результаты

Знать: лесных зверей и их детенышей.

Иметь: представления о месте обитания животных.

Уметь: внимательно слушать и обсуждать в пределах своей осведомленности и опыта, самостоятельно делать вывод.

рассказывать об этом.

Оборудование: игрушка белк

Знать: лесных зверей и их детенышей.

Иметь: представления о месте обитания животных.

Уметь: внимательно слушать и обсуждать в пределах своей осведомленности и опыта, самостоятельно делать вывод.

рассказывать об этом.

Оборудование: игрушка белк

Знают лесных зверей и их детенышей.

Имеют представления о жилье и питании животных.

Умеют описывать диких животных.

Умеют внимательно слушать, отгадывать загадки, обсуждать в пределах своей осведомленности и опыта, рассказывать об этом.

Ресурсы (учебники, наглядные пособия, ИКТ)

Интерактивная доска, презентация, карточки с изображением диких животных (папа, мама, детеныш), загадки, раскраски.

Литература

Нищева Н.В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР» - СПб.: Детство – Пресс, 2007.

Афонькина, Себрукович, Бороздина: Адаптированная образовательная программа для работы с детьми 4-7 лет с ОВЗ. Алгоритм. ФГОС ДО
Педагогическое взаимодействие в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. ФГОС ДО
http://doshvozrast.ru/konspekt/komplex64.htm

http://doshvozrast.ru/konspekt/razvrech55.htm

Дидактическая структура занятия

Этап занятия/время

Цель этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Формируемые интегративные качества

Мотивационно-ориентировочный, организационный этап / 3 минуты

Создание условий для проявления познавательной активности детей.

Проблемная ситуация.

Постановка и принятие детьми цели занятия

Воспитатель, чтобы привлечь внимание детей, начинает игру.

Игра на внимание:

Вверх ладошки! Хлоп, хлоп!

По коленкам – шлеп, шлеп!

По плечам теперь похлопай!

По бокам себя пошлепай!

Можем хлопнуть за спиной!

Хлопаем перед собой!

Вправо можем! Влево можем!

И крест-накрест руки сложим!

Вставайте рядком-

Поиграем ладком,

Приготовьте ушки, глазки.

Вы послушайте, ребятки

Я сегодня в детский сад пришла

И письмо для нас нашла.

Воспитатель:  Давайте откроем конверт и прочитаем, что там написано.

«Срочно приходите, срочно помогите!

Происходят чудеса, не поделим мы леса.

Нас волшебник напугал, нас он всех заколдовал.

Мы забыли, кто мы есть, что нам пить и что нам есть.

Выручайте, приходите и нас срочно помирите!

Жители леса.»

Воспитатель:  Ребята, какой-то волшебник заколдовал всех животных, теперь они не знают кто они такие, что им кушать, где жить, а главное, не узнают своих детенышей. Они просят нас о помощи, поможем?

Дети играют в группе.

Дети отставляют игрушки и вместе с воспитателем показывают движения и проговаривают слова игры

Слушают содержание письма и соглашаются помочь лесным жителям

Интерес к действиям воспитателя.

Положительный эмоциональный настрой, физическая активность.

Владеют основными движениями

Эмоционально откликаются на переживания персонажей

Основной этап / 10-15 минут

Создание условий для проявления продуктивной активности детей.

Решение проблемной ситуации, актуализация знаний детей, выполнение действий по задачам НОД

Воспитатель: Мы отправимся в лес

В лес отправимся гулять         (Дети маршируют)
Будем весело шагать
По тропиночке пойдем (Ходят змейкой между «кочками»)
Друг за дружкою гуськом.
На носочки встали                 (Бегут на носочках)
И к лесу побежали
Ноги выше поднимаем (Ходят высоким шагом)
Мы на кочки наступаем

Очень весело шагаем.         (Дети маршируют)

Через лужу – прыг, через ямку – скок.

Бух – упали. Куда же мы попали?

- А попали мы в лес – полный сказок и чудес. (Слайд 1 лес, шум леса)

Послушайте, как шумит лес, как поют птицы.

Давайте подышим ароматом леса. Вдох через нос, выдох через рот.

Изо всех земных чудес
Всех милей нам русский лес.

Воспитатель: Ребята, скажите, как называют животных, которые живут в лесу? 

Воспитатель: Правильно, этих животных называют - дикими. А как вы думаете, почему их так называют?

Д/и «Кто где спрятался?» (слайд 2)

Воспитатель: Мы с вами в лесу, но где же животные? Они все спрятались! Давайте внимательно посмотрим и скажем, где животные от нас спрятались? Только помните, отвечать нужно полным предложением. 

(Воспитатель помогает детям наводящими вопросами, если они затрудняются.)

Но сначала отгадайте загадки.

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Скачет ловко

Любит морковку. (Заяц)

Воспитатель: Правильно. Где же спрятался заяц?

        (На слайде появляется заяц)

Воспитатель: Вот и зайка, давайте вместе рассмотрим.

- Какие у зайца уши? (длинные уши)

- Какой хвост? (короткий хвост)

- Какая шкурка у зайца (теплая, мягкая)

- Что про него скажем? (маленький, трусливый, быстрый, шустрый)
Воспитатель: Послушайте следующую загадку.

Кто зимой холодной

В лесу бродит злой, голодный?  (Волк)

Воспитатель: Правильно, это волк. А  где спрятался волк?

 (На слайде появляется волк) 

Воспитатель: Волк какой?


Воспитатель: Послушайте следующую загадку.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост – краса

А зовут её….(Лиса)

Воспитатель: Где спряталась лиса?

 (На слайде появляется лиса)

Воспитатель: Рассмотрите лису и расскажите, какая она.

Дети: Лиса рыжая, красивая, хитрая быстрая, ловкая. У нее пушистый, длинный хвост.

Воспитатель: Следующая загадка.

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

(Белка)

Воспитатель: Где спряталась белка?

 (На слайде появляется белка)

Воспитатель: Вот она смотрит на нас и просит помощи, ведь она забыла, кто она такая. Давайте, ребятки, расскажем про нее.

-Какие у белки уши? (короткие уши)

- Какой хвост? (пушистый хвост)

-Какая у белки шубка? (рыжая, пушистая, мягкая, теплая)

Воспитатель: Послушайте следующую загадку.

Он всю зимушку проспал,

Лапу бурую сосал.

А проснувшись, стал реветь

Этот зверь лесной -….(медведь)

Воспитатель: где спрятался медведь?

(На слайде появляется медведь)

Воспитатель: Расскажите, дети, медведь какой? (большой, бурый, добрый, у него мощные лапы, маленькие уши)

Воспитатель: Медведь какой?
Дети: Большой, косолапый, неуклюжий, лохматый.
Воспитатель: Молодцы ребята, нашли всех животных.

А медведь приглашает вас на веселую разминку. (Слайд  ) https://www.youtube.com/watch?v=ZCuRbT6MGU0 

Д/и «Кто где живет?» 

Воспитатель:  Ребята, а вы знаете, что у каждого животного есть свой дом. Животные в письме писали, что волшебник заколдовал их и все перепутал. Посмотрите, всё ли здесь в порядке? 

(На слайде перепутаны картинки – медведь в логове, лиса в дупле, заяц в берлоге, белка в норе, волк под кустом). 

Давайте поможем животным найти свой домик.

- Где живет медведь? – Медведь живет в берлоге.
- Где живет волк? – Волк живет в логове.
- Где живет белка? – Белка живет в дупле.
- Где живет заяц? – Заяц живет под кустом.
- Где живет лиса? – Лиса живет в норе.

Воспитатель: Молодцы ребята! Вот теперь животные довольны, что нашли свои домики. 

Воспитатель: Ребята волшебник не только перепутал жилища животных, но и распугал их детенышей. Давайте вернем детенышей родителям. 

Дидактическая игра «Чья семья?»

В любой семье на свете

Есть взрослые и дети

У людей – ребята,

А у зверей – зверята

Всю семью мы соберем

Правильно всех назовем.

Воспитатель:

Ребята посмотрите, перед вами карточки с изображением диких животных. Вам необходимо найти маму, папу и детеныша. Собрать и назвать всю семью вместе.

Дети: 

Молодцы, все семьи отгадали.

Маму, папу и детенышей правильно назвали!

Воспитатель: Детеныши и их мамы очень обрадовались, что вы помогли им избавиться от колдовства злого волшебника и решили поиграть с вашими пальчиками.

Пальчиковая гимнастика

«Это зайчонок, это бельчонок,                     сгибают пальцы в кулак, начиная с

Это лисёнок, это волчонок,                        мизинца

А это спешит, ковыляет спросонок             вращают большим пальцем

Бурый, мохнатый,

Смешной медвежонок»

Дидактическая игра «Кто чем питается?»

Ребята, пока мы играли, животные проголодались. Знаете ли вы, чем питаются дикие животные?

Дети: Да.

Воспитатель: Хорошо, сейчас  проверим ваши знания. Вам нужно определить, чем питается каждое животное и угостить его любимым лакомством.

Белка – орехи, грибы

Медведь – малина, мед

Заяц – морковь, трава

Лиса – мышь, рыба

Волк – мясо, птица

Воспитатель: Молодцы, ребята. Накормили всех животных.

Ну вот мы и расколдовали животных, помогли вспомнить, как их зовут, кто их детки, где их дом. А нам пора возвращаться в детский сад.

С лесом надо нам прощать

В детский сад возвращаться.

По ровненькой дорожке, шагают наши ножки.

Через лужу – прыг, через ямку – скок.

Бух – упали. Куда ж мы попали?

А попали мы в наш любимый детский сад.

Выполняют движения по тексту

Рассматривают картину леса на экране, слушают звуки леса.

Выполняют дыхательную гимнастику

Ответы детей

(Дикие животные

Потому, что эти животные живут в лесу, сами о себе заботятся, сами добывают себе еду)

Отгадывают загадку

Ответы детей

Заяц спрятался за пеньком

Рассматривают зайца и дают его описание

Отгадывают загадку

Ответы детей

Волк спрятался за бревном.

Рассматривают волка и дают его описание: Злой, голодный, серый, зубастый, лохматый.

Отгадывают загадку

Ответы детей

Лиса спряталась за елкой

Рассматривают лису и дают ее описание

Отгадывают загадку

Ответы детей

Белка спряталась за деревом

Рассматривают белку и дают ее описание

Отгадывают загадку

Ответы детей

Медведь спрятался за кустом Рассматривают медведя  и дают его описание

Выполняют танцевальные движения

Работа на интерактивной доске

Дети по очереди выходят к интерактивной доске и выполняют задание.

Дети берут карточки, собирают семьи животных, проговаривают их названия Папа-заяц, мама-зайчиха, детеныш-зайчонок. Семья заячья. И т.д.

(Лисья семья, волчья семья, медвежья семья)

Выполняют пальчиковую гимнастику

Работа на интерактивной доске

Дети по очереди выходят к интерактивной доске и выполняют задание.

Выполняют движения по тексту

Положительный эмоциональный настрой, физическая активность, владеют основными движениями

проявляют интерес к участию в  физ. минутках

 Умение выделять существенные признаки,

умение удерживать внимание, умение слушать собеседника.

Дети умеют правильно отгадывать загадки.

Любознательность и активность.

Проявлять инициативу в высказываниях.

Умение отвечать полными предложениями.

Обогащение словарного запаса.

Умение описать животное.

Отвечать на вопросы

Активизировать речь детей.

Умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Умение объединяться с детьми для совместной работы

Эмоциональная отзывчивость на совместную деятельность.

Рефлексивно-оценочный  / 5 минут

Создание условий для релаксации детей. Закрепление материала.

Воспитатель: Ребята, откуда мы вернулись?

 – Из леса
А что мы делали в лесу? 

– Помогали диким животным.

Кому мы сегодня помогли?

 - Диким животным (Перечислить,)

Как помогали?

Ребята, если вам понравилась наша прогулка, возьмите веселый смайлик. А если не понравилась, то грустный.

А чтобы вы не забыли о нашей прогулке, я подарю вам раскраски.

Ответы детей

Выбирают смайлики

Умение делать выводы.

Положительный эмоциональный настрой

Активность в высказываниях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи «Репка и другие овощи» для средней группы

Цель: уточнить название овощей, формировать умение называть и описывать их. Учить связно, последовательно передавать содержание сказки «Репка», упражнять детей в произнесении звука «р» .Материалы: пло...

конспект занятия по развитию речи на тему " Виды транспорта" в средней группе

Тема: « Виды транспорта»Задачи:Образовательные:·        Знакомить детей с понятием –транспорт;·        Закреплять в активном слова...

Конспект занятия по развитию речи с использованием театрализованной деятельности в средней группе "Дом доброты и дружбы".

«Дом доброты и дружбы». Конспект занятия по развитию речи с использованием театрализованной деятельности в средней группе №1Цель: развивать речь детей посредством использования элементов т...

Конспект подгруппового занятия по развитию речи для детей с интеллектуальной недостаточностью среднего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий.

Конспект по развитию речи с использованием презентации на тему "Дикие животные" . Конспект занятия  для детей с задержкой психического развития и легкой умственной отсталостью в возрасте четырех-...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей с ТНР в средней группе "Путешествие по сказкам В.Г. Сутеева"

Формирование связной речи и речевого общени на основе использования метода наглядного моделирования....

Конспект НОД по развитию речи для детей 5-6 лет (средняя группа) "Наши друзья и подружки-игрушки"

Конспект классического занятия по речевому развитию в старшей возрастной группе (5-6 лет) ДОУ "Наши друзья и подружки- игрушки"...