Конспект НОД по развитию речи с элементами музыкотерапии в младшей группе "Поиграем с рыбками"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Приведен конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в младшей группе по теме недели "Рыбы". Включает элементы музыкотерапии: музыкальное приветствие (вокалотерапия - развитие звуковысотного слуха, умение воспроизводить голосом ноты определенной высоты), использование фоновой мелодии для пассивного восприятия музыки, релаксацию под соответствующую музыку).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_rr_ryby.docx24.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


Конспект НОД по развитию речи

с элементами музыкотерапии

в младшей группе

«Поиграем с рыбками»

                                                                                                       

                    Тема: Рыбы.

Цель: совершенствовать речевые навыки

Задачи

Речевое развитие:

- обогащать и активизировать словарь за счет лексики по теме недели «Рыбы» (у рыбки есть голова, хвост, спинка, брюшко, глаза, рот, плавники, тело покрывает чешуя, дом – аквариум, рыбка плавает);

- продолжать учить отвечать на вопросы;

- формировать способность к диалоговой речи.

Познавательное развитие:

-  формировать первичные представления об объектах окружающего мира (дать представления о строении рыб);

- продолжать обогащать опыт детей при действии с предметами, различными по двум признакам (цвету и величине);

- развивать память, воображение, мелкую и общую моторику, координацию движений;

Социально-коммуникативное развитие:

- поддерживать доброжелательные отношения между детьми 

Художественно-эстетическое развитие:

- вызывать положительные эмоции при прослушивании музыкального произведения, развивать звуковысотный слух.

Материал к непосредственно образовательной деятельности:

«Большой аквариум» (прозрачная емкость с водой/большая пластиковая коробка из-под торта), игрушечные рыбки (по количеству детей), прозрачная крышка от кастрюли, 2 сачка/ситечка, тарелка с «кормом»/пшеном, «малый аквариум» (банка с игрушкой-рыбкой), вырезанные из бумаги силуэты большого и маленького аквариумов, мягкая игрушка животного, фонограммы музыки К.Сен-Санса «Аквариум», музыки для релаксации «Сон на берегу моря», салфетки.

ХОД  

Дети стоят возле воспитателя.

Музыкальное приветствие

Воспитатель: Ребята, давайте с вами поздороваемся.

и пропевает приветствие простой мелодией, показывая движение руки вверх как по ступенькам на каждый слог (например: снизу вверх 5 нот подряд: до-ре-ми-фа-соль-соль):  

Здрав-ствуй-те, ре-бя-та!

и вместе с детьми в ответном приветствии возвращается голосом назад, показывая сверху вниз рукой три ступеньки (соль-ми-до):        

Здрав-ствуй-те!

И аналогично:                Здрав-ствуй-те, дев-чон-ки!

                                        Здрав-ствуй-те!

Здрав-ствуй-те, маль-чиш-ки!

Здрав-ствуй-те!

Встаньте, дети, встаньте в круг (дети встают в круг)

Я твой друг и ты мой друг! (показываем руками)

Вместе за руки возьмемся (дети берутся за руки)

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель: Садитесь на ковер. Ребята, сегодня к нам пришел гость. Хотите узнать, кто это, отгадайте загадку:

В воде она живет,

Нет клюва, но клюет.

Ответы детей.

Воспитатель (достает банку, покрытую тканью, откидывает ткань, достает из банки рыбку): Правильно отгадали, это рыбка.

Говорит за рыбку: Здравствуйте, ребята!

Ребята, давайте поздороваемся с нашей гостьей: Здравствуй, рыбка!

Дети здороваются.

Дети, посмотрите, какая рыбка красивая, только, по-моему, немного грустная. Давайте спросим рыбку, почему она грустит?

Рыбка отвечает на ухо воспитателю. Ребята, рыбка говорит, что ей скучно одной, она хочет поиграть с другими рыбками, но не знает, где их найти.

Ребята, давайте поможем рыбке найти друзей. Хотите?

Дети: Да!

Воспитатель: Хорошо, а вы знаете, где живут рыбки?

Дети: в реке, море, аквариуме!

Воспитатель: Все верно. В природе рыбки живут в реке, озере, море, а дома они живут в аквариуме.

Игра-упражнение «Поймай рыбку»

Воспитатель подзывает детей к столу, на нем – «большой аквариум» (пластиковая коробка с водой на дне под стеклянной крышкой лежат рыбы). А вот и рыбки, только как же нам их достать? Они спрятались на дне!

- Ребята, вы помните мультфильм Маша и медведь, где Мишка ловил рыбку? Чтобы рыбка подплыла, от подкармливал ее булкой. Давайте подкормим наших рыбок! (Педагог дает детям банку с пшеном, показывает, как набирать щепотку «корма» и кормить рыб, дети повторяют, воспитатель приподнимает крышку под водой, рыбки всплывают на поверхность.) А вот и рыбки! Давайте их поймаем, для этого берите сачки и вытаскивайте по одной рыбке.

Дети вылавливают сачком по рыбке (при необходимости вытираем руки и рыбку от воды салфеткой).

Воспитатель. Каких красивых разноцветных рыбок вы поймали!  Они вам нравятся? А нашей гостье нравятся ее новые друзья? Рыбка кивает, да, нравятся.

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте рассмотрим их повнимательней. Даня, у тебя рыбка какого цвета, а у Сони, а у Миши...?

Ответы детей, помощь/исправления со стороны воспитателя.

Поднимите, ребята, вверх, синих рыбок, а теперь желтых, а затем - красных рыбок. Молодцы!

Воспитатель.  Посмотрите и скажите, что это у рыбки? (воспитатель показывает голову, ведет пальцем по спине, говорит: «Сверху спина. Назовите ласково, спинка. А внизу – брюхо, а ласково – брюшко, что у рыбки сзади?» (Хвост), а ласково – хвостик! А у вас есть хвостик?

Дети повторяют за воспитателем, проводят пальчиком по своим рыбкам: Голова, спинка, брюшко, хвостик.

Воспитатель просит 2-3 ребят показать части их рыбки.

Воспитатель. Покажите, где у рыбки голова.  А что есть на голове у рыбки?

Дети. На голове - глаза и рот.

Артикуляционные и мимические упражнения.

Воспитатель. Давайте покажем, какой у рыбки ротик.

  • «Рыбка» — вытянуть сомкнутые губы вперед. Продержать 3 секунды.

А теперь покажем, как рыбки разговаривают

  • «Рыбки разговаривают» — дети смотрят на свою рыбку пытаются «разговаривать», как рыбки: сомкнутые и вытянутые вперед губы дети размыкают и смыкают.
  • «Акула» — покажите зубы вот так (воспитатель показывает, как надо оскалиться и зафиксировать это положение на 3 сек 2-3 раза).
  • А теперь за нашими рыбками приплыла акула (воспитатель показывает ладошкой акулу: пальцы сомкнуты на правой руке, большой палец загнут наверх, мизинец изображает открывающуюся пасть и демонстрирует эмоцию страха) покажите, как вы испугаетесь акулы.
  • Давайте покажем, как вы радуетесь золотой рыбке, которая исполняет любое желание.
  • А теперь золотая рыбка уплыла и не успела исполнить ни одного желания. Покажите, как мы расстроены.

Молодцы!

Воспитатель.  Ребята, наше тело покрыто кожей, у животных (показывает мягкую игрушку) – шерстью, а у рыбы есть чешуя. У нас с вами ноги и руки, а у рыбок – плавники. Они позволяют рыбке плавать. Давайте покажем, как рыбки плавают.

Пальчиковая гимнастика.

Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть.

(сложенными вместе ладонями дети изображают, как плавает рыбка)

Рыбка, рыбка, озорница, Мы хотим тебя поймать.

(грозят пальчиком, медленно сближают ладони, снова изображают, как плывет рыбка)                         Рыбка спинку изогнула, Крошку хлебную взяла.

Рыбка хвостиком махнула, Рыбка быстро уплыла.

.                 ( делают хватательные движения обеими руками. Снова «плывут».)

Воспитатель. Теперь пришло время поиграть. Посмотрите еще раз на своих рыбок. Вы заметили, что они не только разноцветные, но еще разной величины: у кого-то из вас рыбку можно зажать в кулачок, как я свою, потому что она маленькая, а у кого-то рыба размером с ладошку. Значит, такие рыбки большие. А ну-ка, у кого большие рыбы (воспитатель понижает голос), покажите, как они плавают (медленно, плавно), глубоко вдохнём, а на выдохе встанем на носочки и поднимем руки. Тянемся всем телом вверх и произносим: «Какая я большая рыбка!», а теперь – у кого маленькие рыбки (воспитатель повышает голос), как они плавают (быстро, резко).  Медленно вдыхаем, а затем со звуком «ух» приседаем, обхватываем руками колени, опускаем голову и произносим: «Какая я маленькая рыбка!»

 

Д/и « Найди свой домик»

Воспитатель на ковер в конце зала кладет силуэты большого и маленького аквариумов. Посмотрите ребята, у меня 2 аквариума. Один большой, а другой какой?

Дети: Маленький

Воспитатель: Покажите, еще раз у кого в руке большая рыбка (дети показывают).

А теперь покажите, у кого в руке маленькая рыбка (дети показывают).

Рыбки «плавают», где хотят. Как только я скажу «я хочу тебя поймать», вы быстро уплываете в свои домики. У кого большая рыбка – бегут к большому аквариуму, а у кого маленькая рыбка - к маленькому аквариуму. Поняли? Помощник включает фонограмму «Аквариум»

Рыбка плавает в водичке,

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница

Я хочу тебя поймать.

Давайте посмотрим все ли рыбки «приплыли» в свои домики. Молодцы!

(игра повторяется 2-3 раза в зависимости от состояния и желания детей)

Воспитатель. Ребята, наша гостья благодарит вас за рыбок-подружек, за такую интересную игру, ей пора прощаться. Скажем, до свидания рыбка! А наших рыбок отправим в большой аквариум, им пора спать. Вам то же надо немножко отдохнуть (включается фонограмма спокойной музыки «Сон на берегу моря»): ложитесь на спину на ковер, закройте глазки:

Всем вам снится один и тот же сон. Вы видите море с голубой прозрачной водой, зеленые водоросли колышутся как живые, плавают красивые рыбы: красные, желтые, синие. А вот в морской водице плывёт рыбок вереница, чешуёй златой сверкая, кружится, играет стая. Тишина их манит вниз! Рыбка-рыбка, спать ложись! А теперь потянулись, глазки открыли, перевернулись на животики и медленно-медленно садимся.

Рефлексия

Воспитатель. С кем мы сегодня играли? Вам понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализации с детьми второй младшей группы «Сказочные рукавички»

Конспект предназначен для того, чтобы учить детей громко и чётко произносить слова, сочетая речь с движениями пальцев рук, воспитывать интонационную выразительность речи, обогащать словарный зап...

Конспект занятия по развитию речи с элементами фольклора в первой младшей группе "Прогулка по весеннему лесу"

Непосредственно образовательная деятельность по развитию коммуникативных качеств  с детьми 2-3 лет...

Конспект занятия по развитию речи с элементами фольклора на тему "Экскурсия на птичий двор" 1 младшая группа

Занятие в 1 младшей группе с элементами фольклора по теме "Экскурсия на птичий двор"...

Конспект занятия по развитию речи и рисованию во второй младшей группе «Золотая рыбка» .

Конспект занятия по развитию речи и рисованию во второй младшей группе....

Конспект занятия по развитию речи и рисованию во второй младшей группе Тема: «Золотая рыбка» .

Формировать умение детей изображать образы рыбки крупно, на всей плоскости листа, соблюдать пропорциональность между частями изображения...

Конспект занятия по развитию речи и рисованию во второй младшей группе. Тема: «Золотая рыбка»

Программное содержание:Формировать умение детей изображать образы рыбки крупно, на всей плоскости листа, соблюдать пропорциональность между частями изображения; равномерно и аккуратно закрашивать крас...