Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе Игра - путешествие "Спешим на помощь Колобку"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе Игра - путешествие "Спешим на помощь Колобку"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 23 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Конспект

непрерывной образовательной деятельности

в старшей группе дошкольного возраста

Тема: Игра - путешествие "Спешим на помощь Колобку".

Образовательные области: «Речевое развитие»,

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Образовательные технологии: личностно-ориентированные, игровые,

здоровьесберегающие.

Санкт-Петербург

2020

Конспект занятия непрерывно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе дошкольного возраста.

Тема: Игра - путешествие "Спешим на помощь Колобку".

Программное содержание:

  • повторить содержание сказки.
  • закрепить умение детей употреблять в речи предлоги (за, в, на, перед, между).
  • закреплять умения определять пространственное направление относительно другого предмета: слева, справа, впереди, сзади, вверху, внизу.
  • закреплять знанияо диких животных леса.
  • развивать логическое мышление.
  • закрепить умения отгадывать загадки.
  • помочь сделать детей участниками сказочных событий, дать им возможность почувствовать своеобразный алгоритм сказки, логику и взаимосвязь событий.
  • формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, взаимопомощи, отзывчивости.
  • воспитывать умения видеть и понимать, сопереживать и сочувствовать.

Цель:Создавать благоприятные условия для своевременного возникновения и развития внеситуативно- познавательного общения; привлекать детей к обсуждению вопросов познавательного характера, способствовать развитию речи воспитанников путем рассказывания и анализирования русских народных сказок.
Задачи:
- закрепить знания о таком жанре художественной литературы, как русская народная сказка;
-упражнять в подборе антонимов;
- продолжать развивать логическое мышление при решении проблемной ситуации;
- способствовать формированию грамматического строя речи путём составления предложения по картинке, рассказывания сказки;
- применять здоровьесберегающие технологии (организационная гимнастика, гимнастика для глаз, динамическая пауза).
Интеграция образовательных областей:Речевое развитие, Чтениехудожественной литературы, Познавательное развитие (окружающий мир, формирование элементарных математических представлений), Художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа: чтение сказок, изучение животных и мест их обитания, упражнения в словообразовании, составлении  связного высказывания по теме и по картинке, подборе антонимов, выявление закономерностей, отгадывание и составление загадок.

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация к занятию "Спешим на помощь Колобку";  раздаточный материал: карточки с заданием по составлению карты и выявлению закономерности, цветные карандаши; письмо с заданиями "от героев сказки"; мяч.

Ход занятия:

Этап занятия

Содержание этапа

1. Организационный момент

Приветствие гостей.

-Добрый день!

(Дети выходят на ковер и встают в круг)

Для начала встанем в круг,

Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Мы готовы поиграть,

Можно встречу начинать!

(Дети занимают свои места)

2. Актуализация знаний.

Слайд № 2.

Дети, вы любите слушать сказки?  (Да)

За что вы любите сказки? (В них добро всегда побеждает зло...)

Хорошо.

Сегодня я хочу с вами вспомнить одну сказку, сказка не простая, волшебная.

Давайте угадаем, что же это за сказка?

Загадка:

На тарелочке лежал.

Как остыл, так убежал.

Встретил он зверей в лесу,

На беду свою – лису.

Ей попался на зубок

Круглый, вкусный …

3. Введение в тему, мотивация.

Слайд № 3,4.

В этой сказке тоже все закончилось хорошо?

Вы помните эту сказку? Давайте вместе расскажем ее? (Дети рассказывают сказку, продолжая рассказ друг друга.)

Скажите, вам не жалко Колобка?

А  не хотели бы вы попасть в сказку и спасти нашего героя? Хорошо.

Тогда нам срочно нужно Колобка найти. Но ждут преграды нас на пути. Вы готовы?

Чтобы попасть в сказку нужно закрыть глазки и произнести волшебные слова “ 1, 2, 3 обернись, в сказке окажись”. Открываем глаза.

4. Физкультминутка для глаз

Слайд № 5.

Итак, мы попали в сказку. Давайтеоглядимся вокруг.

«Видят глазки всё вокруг»

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано -

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

5. Составление плана движения Колобка.

Слайд № 6-8

Как же мы сможем спасти Колобка? Он ведь такой непослушный и уже побежал по дорожке от бабушки и дедушки…  (Ответы детей...)

  1. Нарисуем план, дороги, по которой бежал Колобок:

Перед вами карандаши и бумага.

Приготовьтесь слушать задание и рисовать:

  • в левом верхнем углу нарисуйте красный треугольник;
  • в правом нижнем углу нарисуйте зеленый квадрат;
  • в центре нарисуйте черный овал;
  • в левом нижнем углу нарисуйте синий прямоугольник;
  • в правом верхнем углу нарисуйте желтый круг.

Воспитатель: А сейчас проверим.

Кто справился? Молодцы!

Вспомним героев сказки, с которыми встречался Колобок

А теперь вернемся к нашей карте и посмотрим, как же бежал Колобок.

1. Из дома Колобокпобежал вниз

по дорожке. Встретился с Зайцем.

2. Затем он побежалнаправо. Встретился с Волком.

3. От Волка побежалвверх и встретился сМедведем.

4. А от Медведя побежал по диагонали вниз и попал в лапы к Лисе.

Как спасти Колобка, увести его от Лисы?  (Повести его налево, по дорожке к дому.)

Ну что, спасли мы Колобка? (Да)

6. Физминутка "Хомка"

Слайд № 9.

(Раздается стук в дверь. Воспитатель поднимает письмо у двери.)

Ой, ребята, посмотрите, нам наш друг Хомячок передал письмо от зверей, с которыми встретился Колобок.

Не хотят они так просто отпустить нас из сказки и дать спасти Колобка.

Карту мы с вами изменили, но надо еще и задания этих героев выполнить. Только тогда мы спасем Колобка.

Но мы устали...  Нам надо немного отдохнуть вместе с нашим другом Хомячком.

"Хомка"

Хомка, Хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка рано встает,

Лапки моет, спинку трет.

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять,

Хочет Хомка сильным стать.

7. Подбор антонимов.

Слайд № 9.

Напомните мне, кого первого встретил Колобок на своем пути? (Зайчика)

Итак, задания от Зайчика.

Игра "Кот наоборот"(Воспитатель бросает мячик по очереди детям, а они подбирают антоним к названному слову.)

Скажи наоборот.

День-ночь. Зима-… Холод-… Много-… Начало-… Добро-… Радость-… Далеко-… Большой-… Высокий-… Широкий-…. Быстрый… Белый… Горячий… Первый…Маленький -... Старый - ... Умный - ...

8. Найди животное и расскажи о нем.

Слайд № 10.

Какие вы молодцы! Справились с заданиями зайца!

А кого вторым встретил на пути Колобок?  (Волка)

Значит, теперь мы выполняем задания от Волка.

В какое время года происходило действие в сказке? (летом).

А летом цветут цветы, стрекочут кузнечики, летают бабочки…

А где встречаются все наши герои? (В лесу)

Итак, задание:

Найдите, кто из животных спрятался в лесу.

D:\USERDATA\Desktop\i.jpg

Какие это животные? Расскажите о них. (Дикие, живут в лесу, лиса и волк - хищники, белка и заяц - травоядные, в дупле спряталась белка, за кустом - лиса, из-за дерева выглядывает волк, над кустом торчат уши зайца...)

9. Физкультминутка для глаз.

Слайд № 11.

Молодцы! А теперь немного отдохнем и погуляем глазками по нашей карте…

От кого ждут нас следующие задания? (От медведя).

10. Выявление и объяснение закономерности.

Слайд № 12.

Задания от Медведя.

"Я случайно порвал ковер, который одолжил у Лисы на праздник. Почините его и тогда я замолвлю перед Лисой словечко за Колобка… "

(Дети получают карточки с изображением ковра и раскрашивают в нужный цвет пропущенные ячейки.)

Давайте проверим, правильно ли мы починили ковер ?

Почему надо было раскрашивать эти ячейки именно этим цветом? (В третьей строчке после синего прямоугольника должен идти зеленый, а после красного - желтый. А в четвертой строке между красным и синим прямоугольниками должен быть желтый.)

11. Отгадывание загадок.

Слайд № 13.

Молодцы!

Справились мы с заданиями.

Осталось самое сложное – договориться с Лисой, чтобы она не тронула нашего Колобка и он убежал домой.

"Но я так просто не отдам Колобка. Вы должны отгадать мои мудрёные загадки. Ребята, вы умеете отгадывать загадки? Посмотрим!!! Проверим, знаете ли вы народные сказки!"

1. Дед и баба вместе жили,
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчурку в пар.
Дед и бабушка в печали.
Как же их дочурку звали? (Снегурочка)

2. Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь, ещё собака Жучка
Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали? (Репка)

3. Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был? … (Маша и Медведь)

4. Стрела молодца угодила в болото,
Ну где же невеста? Жениться охота!
А вот и невеста, глаза на макушке.
Невесту зовут … (Царевна Лягушка)

12. Подведение итогов.

Слайд № 14.

Молодцы, ребята!

Справились мы с заданиями героев сказки? (Да.)

А из какой сказки пришли к нам эти герои? (Колобок)

Теперь Лиса  сможет съесть Колобка? (Нет)

Почему? (Мы выполнили все задания)

А что нам помогло выполнить все задания? (Знания о животных, знание сказок, умение ориентироваться в пространстве, дружная работа на занятии...)

13. Рефлексия.

Понравилось вам, как вы работали на занятии?

Какое задание было для вас самым интересным?

Что было самым трудным?

Чему вы научились на занятии?

Если да, похлопайте себе!

Пора возвращаться из сказки домой.

Закройте глазки и произнесите волшебные слова “ 1, 2, 3 обернись, дома окажись”.

Понравилось вам наше приключение?

Значит, наша команда еще не раз отправится на помощь сказочным героям. Согласны, ребята? (Да).

Спасибо вам!

Литература:

1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

2. Русская народная сказка "Колобок"

3. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. – М.: Академия, 2006.

Электронные ресурсы:

1. https://deti-online.com/zagadki/zagadki-pro-skazochnyh-geroev/

2. https://yandex.ru/images/search?text=иллюстрации к сказке колобок

3. https://yandex.ru/images/search?text=найди спрятавшихся в лесу животных

Ход урока:

Этап урока этап сопровождения

1. Организационный момент Приветствия гостей.

- Добрый день!

(Дети выходят на ковер и встают в круг)

Для начала встанем в круг,

Сколько радости вокруг!

Мы все будем держаться за руки

И улыбаться друг другу.

Мы готовы играть,

Вы можете начать встречу!

(Дети занимают свои места)

2. Обновление знаний.

Слайд № 2. Дети, вы любите слушать сказки? (Да)

Почему вы любите сказки? (В них добро всегда побеждает зло...)

Сегодня я хочу вспомнить с тобой сказку, сказку не простую, волшебную.

Давайте угадаем, что это за сказка?

Загадка:

Он лежал на тарелке.

Как только он остыл, он убежал.

Он встретил животных в лесу,

К его не счастью - лиса.

Она поймала зуб

Круглый, вкусный …

3. Введение в тему, мотивация.

Слайд № 3 и № 4. В этой сказке тоже все закончилось хорошо?

Вы помните эту сказку? Давай расскажем все вместе? (Дети рассказывают историю, продолжая рассказ друг друга.)

Скажите, вам жалко Колобка?

Хотите попасть в сказку и спасти нашего героя? Хорошо.

Тогда нам срочно нужно найти Колобка. Но на пути нас ждут препятствия. Вы готовы?

Чтобы попасть в сказку, нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова " 1, 2, 3 повернись, окажись в сказке”. Открой глаза.

4. Физическая подготовка для глаз

Слайд № 5. Итак, мы попали в сказку. Давайте осмотримся.

"Видишь глаза вокруг"

Глаза видят все вокруг,

Я обойду их кругом.

Глаза могут видеть все -

Где окно, а где кино.

Я буду кружить вокруг них,

Я буду смотреть на мир вокруг меня.

5. Составление плана движения Булочки.

Слайд № 6-8 Как спасти Пряничного человечка? Ведь он такой непослушный и уже бежал по тропинке от бабушки с дедушкой... (Детские ответы...)

1. Нарисуйте план дороги, по которой бежала Булочка:

Перед вами карандаши и бумага.

Приготовьтесь слушать задание и рисовать:

 в левом верхнем углу нарисуйте красный треугольник;

 в правом нижнем углу нарисуйте зеленый квадрат;

 нарисуйте черный овал в центре;

 в левом нижнем углу нарисуйте синий прямоугольник;

 В правом верхнем углу нарисуйте желтый круг.

Воспитатель: Давайте проверим это сейчас.

Кто это сделал? Молодец!

Давайте вспомним героев сказки, с которыми познакомился Колобок

А теперь давайте вернемся к нашей карте и посмотрим, как бежала Булочка.

1. От дома Колобок побежал по

тропинке. Я встретился с Зайцем.

2. Затем он побежал направо. Я встретил Волка.

3. От Волка подбежал и встретил сМедведем.

4. И от Медведя побежал по диагонали вниз и попал в лапы Лисы.

Как спасти Колобка, увести его от Лисы? (Ведите его налево, по тропинке к дому.)

(Да)

6. Физминутка "Хомка"

Слайд № 9. (Раздается стук в дверь. Учитель берет письмо у двери.)

Ой, ребята, смотрите, наш друг Хомяк дал нам письмо от животных, с которыми познакомился Колобок.

Они не хотят просто выпустить нас из сказки и позволить спасти Колобка.

Мы изменили карту, но нам также нужно выполнить задания этих героев. Только тогда мы спасем Колобка.

Но мы устали... Нам нужно немного отдохнуть вместе с нашим другом Хомяком.

"Хомка"

Хомячок, Хомячок, хомячок,

Полосатая сторона.

Хомяк встает рано,

моет лапы, трет спину.

Он подметает хижину Хомяка

и выходит на тренировку.

Раз, два, три, четыре, пять, Хомка

хочет стать сильным.

7. Подбор антонимов.

Слайд № 9. Напомните мне, кто был первым человеком, которого Колобок встретил на своем пути? (Кролик)

Итак, задания от Зайчика.

Игра "Кошка наоборот"(Воспитатель по очереди бросает мяч детям, и они подбирают антоним к названному слову.)

Скажи прямо противоположное.

День и ночь. Зима ... .. Холодно ... .. Многие ... .. Начало ... .. Хороший - ... Радость ... .. Далеко... Большой..... Высокий... Широко -.... Быстро... Белый... Горячий... Первая...Малого ... Старый ... .. Умный ... ..

8. Найдите животное и расскажите нам о нем.

Слайд № 10. Какие вы молодцы! Мы выполнили задания зайца!

А кто был второй человек, которого Колобок встретил по дороге? (Волк)

Итак, теперь мы выполняем задания от Волка.

В какое время года происходило действие в сказке? (летом).

А летом цветут цветы, стрекочут кузнечики, летают бабочки.…

А где встречаются все наши герои? (В лесу)

Итак, задача:

Узнайте, кто из животных спрятался в лесу.

Что это за животные? Расскажите нам о них. (Дикие, живут в лесу, лиса и волк-хищники, белка и заяц-травоядные, белка спряталась в дупле, лиса за кустом, волк выглядывает из-за дерева, заячьи уши торчат над кустом...)

9.Физкультура для глаз.

Слайд № 11. Молодец! А теперь давайте немного отдохнем и взглянем на нашу карту…

Какие следующие задачи нас ждут? (От медведя).

10. Идентификация и объяснение паттерна.

Слайд № 12. Задания от Медведя.

- Я случайно порвала ковер, который одолжила у Лисы на праздник. Исправь это и тогда я замолвлю за Колобка Словечко Лисе… "

(Дети получают карточки с изображением ковра и раскрашивают недостающие клетки в нужный цвет.)

Давайте проверим, правильно ли мы починили ковер ?

Зачем было красить эти клетки в такой цвет? (В третьей строке за синим прямоугольником следует зеленый, а за красным-желтый. А в четвертой строке между красным и синим прямоугольниками должен быть желтый.)

11. Отгадывание загадок.

Слайд № 13. Молодец!

С поставленными задачами мы справились.

Самое трудное осталось-договориться с Лисой, чтобы она не тронула нашего Колобка и он побежал домой.

- Но я не откажусь от Булочки. Вы должны отгадать мои хитрые загадки. Ребята, вы умеете разгадывать загадки? Давайте посмотрим!!! Давайте проверим, знаете ли вы народные сказки! "

1. Дед и женщина жили вместе, Они сделали

дочь из снежка,

Но огонь все горит и горит

Превратил девушку в пар.

Дедушка и бабушка грустят.

Как звали их дочь? (Снегурочка)

2. Какая сказка: кот, внучка,

Мышь, собачий Жук

Дедушке и бабушке помогли,

Вы собирали корнеплоды? (Репа)

3. Ответьте на вопрос:

Кто нес Машу в корзине,

Кто сидел на пне

И ты хотел съесть пирог?

Ты ведь знаешь эту сказку, не так ли?

Кто это был? ... (Маша и Медведь)

4. Стрела юноши угодила в болото,

Где невеста? Жениться охота!

А вот и невеста, глаза на макушке.

Так зовут невесту ... (Царевна-лягушка)

12. Подведение итогов.

Слайд № 14. Молодцы, ребята!

Справились ли мы с заданиями героев сказки? (Да.)

И из какой сказки пришли к нам эти герои? (Пряничный человечек)

Теперь Лиса может съесть Булочку? (Нет)

Почему? (Мы выполнили все задачи)

А что помогло нам выполнить все поставленные задачи? (Знания о животных, знание сказок, умение ориентироваться в пространстве, дружная работа на уроке...)

13. Размышление. Вам понравилось, как вы работали в классе?

Какое задание было для вас самым интересным?

Что было самым трудным?

Чему вы научились в классе?

Если Да, то хлопайте сами!

Пора возвращаться домой из сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему «На помощь к жителям сказочного леса»

Экологическое занятие по развитию речи соответствует ФГОС с использованием ИКТ на закрепления признаков весны в старшей. Совершенствуем произношение звуков Л-ЛЬ в чистоговорках, упражняем детей в подб...

Конспект нод по речевому развитию во второй младшей группе «В поисках Колобка»

Конспект  нод по речевому развитию  во второй младшей группе «В поисках Колобка»...

Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с помощью фетровой книги

Фетровый конструктор помогает детям как самостоятельно, так и под руководством взрослого активизировать знани по пройденному материалу, закрепить и систематизировать представления ол профессии "п...

Конспект НОД по РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ в старшей группе с помощью мнемотехники

Развивать познавательный интерес, логическое мышление детей. Учить детей составлять описательный рассказ, используя мнемотаблице. Учить образовывать уменьшительно - ласкательную фо...

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в старшей группе/ Путешествие с яблочным колобком.

Тема:Путешествие с яблочным колобком.Цель:Развитие связной речи детей посредством использования различных игровых приемов.Задачи:Образовательные:-расширять представления о признаках осени, об овощах; ...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе " Помощь девочке Жене"

Конспект по речевому развитию в старшей группе «Помощь девочке Жене»Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (...

Конспект НОД по РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ в старшей группе с помощью мнемотехники

Задачи: Развивать познавательный интерес, логическое мышление детей. Учить детей составлять описательный рассказ, используя мнемотаблице. Учить образовывать уменьшительно - ласкательную форму...