Итоговая ООД по развитию речи для детей средней группы Тема: «Чебурашка в гостях у ребят».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Терешкина Наталья Анатольевна

Цель: выявить знания и умения детей средней группы по освоению Программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой по образовательной области «Речевое развитие».

Задачи:

Образовательные – обеспечить закрепление ранее освоенных всех компонентов устной речи детей:

- формирование словаря: активизировать в речи названия предметов, их части, материал, из которого изготовлены; учить подбирать прилагательные; упражнять в подборе слов с противоположным значением (употреблять слова-антонимы).

- звуковая культура речи: совершенствовать отчётливое произношение слов и словосочетаний.

- грамматический строй речи: формировать умение согласовывать слова в предложении; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных.

- связная речь: совершенствовать диалогическую речь: участвовать в беседе, понятно для слушателя отвечать на вопросы; совершенствовать монологическую форму речи: учить рассказывать (описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказа по картине); упражнять в умении пересказывать небольшой рассказ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоговая ООД по развитию речи детей средней группы

Тема: «Чебурашка в гостях у ребят».

Цель: выявить знания и умения детей средней группы по освоению Программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой по образовательной области «Речевое развитие».

Задачи:

Образовательные – обеспечить закрепление ранее освоенных всех компонентов устной речи детей:

- формирование словаря: активизировать в речи названия предметов, их части, материал, из которого изготовлены; учить подбирать прилагательные; упражнять в подборе слов с противоположным значением (употреблять слова-антонимы).

- звуковая культура речи: совершенствовать отчётливое произношение слов и словосочетаний.

- грамматический строй речи: формировать умение согласовывать слова в предложении; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных.

- связная речь: совершенствовать диалогическую речь: участвовать в беседе, понятно для слушателя отвечать на вопросы; совершенствовать монологическую форму речи: учить рассказывать (описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказа по картине); упражнять в умении пересказывать небольшой рассказ.

Развивающие - развивать свободное общение с взрослыми и детьми, овладевать конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Воспитательные - воспитывать любовь к родному языку, желание и умение слушать небольшое произведение, следить за развитием действия.

Оборудование: игрушка «Чебурашка»; мяч; картинки – схемы; модели-схемы; картина для составления рассказа «На каруселях»».

 Методы и приёмы:

Словесные: загадка, описание игрушки, составление рассказа по картине, пересказ рассказа, артикуляционная гимнастика: для губ; для подвижности языка.

Наглядные: показ: игрушки чебурашки; картинок с изображением животных; картины «На прогулке»; картинок-схем к рассказу «Наши ежи».

Игровые: дидактическая игра «малыши и мамы»; динамическая пауза «Карусель».

Практические: дидактическое упражнение «скажи наоборот»; дидактическое упражнение «научим Чебурашку вежливости»; рассказ по картине « На прогулке»»; пересказ рассказа «Наш ёж».

Словарная работа: благодарю; добрый день; рад вас видеть; как ты поживаешь?

Предварительная работа: занятия на протяжении всего года.

Ход занятия.

В. Приглашаю покривляться,

    С язычком- поупражняться …

  1. Артикуляционное упражнение для губ «Лягушка».

Подражаем мы лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам.

Улыбнулись губки,

Вот и наши зубки.

  1. Артикуляционное упражнение для губ «Слон»

Подражаю я слону

Губы хоботом тяну.

     

  1. Артикуляционное упражнение для губ «Лягушка и слон»

  1. Артикуляционное упражнение на подвижность языка «Часики»

Тик-так, тик-так,

Язычок качался так,

Словно маятник часов

Ты в часы играть готов?

  1. Артикуляционное упражнение на подвижность языка «Чистим зубки

Зубки чистить нужно дважды

Каждое утро и вечер каждый.

Туда-сюда бегут щетинки

Не оставят не соринки.

 В.: А, теперь ребята послушайте загадку:

Этот милый, странный душка

Безымянною игрушкой

Был когда - то в магазине,

Сказки ждал он на витрине.

И дождался. Стал известным

Своей сказкою чудесной.

Ты меня, малыш, послушай,

У него большие уши,

Он коричневого цвета,

Его любят все на свете,

Знает каждая дворняжка

Друга Гены - ..... (ЧЕБУРАШКУ)

Описание игрушки.

В.: Правильно это Чебурашка, посмотрите на него, какой он?

Д.: (коричневый, мягкий, пушистый. У него большие уши, есть лапы, круглая голова)

В.: Ребята, Чебурашка пришёл к нам не просто так, он хочет, чтобы вы ему помогли, научили играть в игру «Скажи наоборот». Вы готовы?

Дидактическое упражнение  с мячом.

Воспитатель называет слово, а дети подбирают к нему слово с противоположным значением.

Мягкий –

Жара –

Тяжелый –

Светлый –

Ложиться –

Грязный –

Говорить –

Добро –

 Большой –

Дидактическая игра « Малыши и мамы»

Воспитатель называет взрослое животное, ребёнок называет детёныша и детёнышей во множественном числе (корова-телёнок, телят; кошка-котёнок, котят;…).

В.: У Чебурашки  много друзей. Но иногда они на него обижаются, потому что он не знает волшебных слов, которые помогают общаться друг с другом. А вы знаете такие слова? Научите Чебурашку.

Дидактическое упражнение «научим Чебурашку вежливости»

Какие слова вы скажете, если:

—  пришли в гости или встретил друга...

Д.: (здравствуйте, добрый день, рад вас видеть, как ты поживаешь?);

— вам оказали помощь, услугу

Д.: (спасибо, благодарю);

— вы нечаянно кого-либо обидели

Д.: (извините, простите).

- просите родителей о прогулке

Д.: (мамочка, папочка пожалуйста, пойдёмте гулять)

Рассказ по картине (игра «На каруселях»).

Кто изображён на картине?

Где они изображены?

На чём катаются мама, дети и кот Кис?

Кто раскручивает карусели?

Им страшно?

Им весело?

(На картине изображена семья: мама, папа, дети, дочка и сыночек и волшебный кот Кис. Они летом на прогулке в парке. Мама, дети и кот Кис сели на карусели, а папа их раскручивает. Карусель завертелась и всем стало весело. Все смеются и громко кричат от удовольствия. Как радостно кататься на каруселях.)

Подвижная игра по развитию речи «Карусель» (дети загадывают загадки).

Перед началом игры дети движутся по кругу со словами:

Карусель закружись,

А потом остановись.

Кто загадку загадает

В дружный круг к нам попадает.

Дети загадывают загадки и встают в круг по очереди.

В.:

Шубка — иголки.

Свернётся он — колкий.

Рукой не возьмёшь.

Кто это?

(Ёж)

Раз, два, три, четыре, пять

Рассказ нужно пересказать.

Пересказ.

Чтение рассказа «Наш ёж».

 (В.: читает рассказ и выставляет картинки схемы)

Дети гуляли в лесу.

Ребята нашли ежа.

Они принесли ежика домой.

Дети дали ему молока.

Ежик стал лакать молоко.

4. Вопросы к детям (обращается внимание детей на полный ответ)

- Где гуляли дети?

- Кого нашли ребята?

- Куда они принесли ежика?

- Что дети дали ежу?

- Что ёжик стал делать с молоком?

(Чтение рассказа ещё раз, пересказ детьми).

- Что значит лакать? Правильно. Лакать, значит пить. Давайте повторим, что стал делать ежик?

Д: Ёжик стал лакать.

В.: Повтори Алеша, повтори Маша и т.д.

МОЛОДЦЫ, посмотрите, как понравилось у нас Чебурашке. А вам ребята понравился наш гость? Что больше всего понравилось? Я думаю, он всё расскажет своему другу Гене и следующий раз они придут вместе, а мы их будем ждать, правда ребята?

Подведение итога.

Используемая  литература:

  1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.
  2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (4-5 лет).
  3.  Чулкова А. В. Формирование диалога у дошкольника; Феникс - Москва, 2008. - 224 c.
  4.  Шалаева Галина Грамота с мамой; Слово, АСТ - Москва, 2009. - 176 c.
  5. Янушко Е. А. Развитие речи у детей раннего возраста. 1-3 года; Мозаика-Синтез - Москва, 2010. -628c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи у детей среднего дошкольного возраста «В гости к солнышку», автор: воспитатель Перминова В.Н.

Программные задачи:1.Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами: песенками, потешками, закличками.2.Стимулировать речевую активность, работать над интонационной выразительностью речи.3.Р...

Досуг совместно с родителями по развитие речи для детей средней логопедической группы «В гостях у Лесовичка»

Досуг включает такие  лексические темы как  Весна, Дикие животные. Досуг проводится с помощью мультимедиа....

Конспект НОД ОО «Познавательное развитие» для детей средней группы «Кузя в гостях у ребят»

В игровой форме дети знакомятся с особенностями родного края...

Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы На тему: «Гости из леса» с использо

Цель: Способствовать развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения у детей. Учить детей самостоятельно придумывать загадки, находить и разрешать противоречия в ...

Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы на тему: "Бегемотик Гоша, в гостях у ребят".

Программное содержание:- Учить детей называть предмет, его качества и действия.- Обогащать речь детей прилагательными и глаголами, подбирать слова близкие по смыслу.- Закреплять умение детей точно обо...

Конспект итогового занятия по развитию речи для детей средней группы (4-5 лет) Тема: «В поисках сокровищ»

Конспект итогового занятия по развитию речи для детей средней группы (4-5 лет)Тема: «В поисках сокровищ»...