Театральная деятельность, как средство развития коммуникативных навыков
статья по развитию речи

Самонова Наталья Вячеславовна
Материал для театральной деятельности в средней, старшей и подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_teatralnaya_deyatelnost.docx14.95 КБ

Предварительный просмотр:

Театральная деятельность на примере образцов детской литературы как условие развития социально-коммуникативных навыков

САМОНОВА Н.В.

ГБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 39 С  

ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО –

ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ

В настоящее время жизнь в дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) насыщена огромной массой развивающих и творческих видов деятельности. Практика работы ГБОУ детский сад № 39 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга показывает, что театральная деятельность в ДОО позволяет нивелировать возможные состояния перегруженности, так как работа театральной студии – это ИГРА, игра, в процессе которой происходит не заметная работа по развитию речи, формированию элементарных представлений об окружающем мире, мягко выстраиваются межличностные связи.

По нашему мнению, театральная деятельность – это социально-коммуникативный практикум, который целенаправленно может быть реализован как в совместной деятельности педагога и ребенка, так и на занятиях по формированию и развитию социально-коммуникативных навыков.

 Наш опыт по реализации театральной деятельности с детьми свидетельствует о следующем. Наиболее эффективна работа со среднесрочными, не успевающими наскучить театральными проектами, в которые каждый ребенок успевает окунуться с головой. Материал для дошкольников мы подбираем из ярких образцов устного народного творчества и детской литературы разных периодов и стран, чтобы происходящее действие в произведении было доступно для постановки, персонажи и диалоги имели понятный дошкольникам эмоциональный тон. Постановки оказались интересными, интегрированными в образовательные области, эстетичными, эмоционально насыщенными.

Театральная деятельности с детьми реализуется на занятиях в театральной студии. Основной целью наших занятий является воспитание, думающего, активного, тонко чувствующего человека, готового к творческой деятельности в любой сфере.

Основными задачами работы с детьми нашей студии являются:  

  • улучшение речи; улучшение памяти, улучшение внимательности;
  • организация совместного творческого поиска средств художественной выразительности в передаче образов и характеров исполняемых персонажей  
  • воспитание навыков взаимодействия детей между собой, детей и взрослых, работы соло и в команде;
  • раскрытие творческого потенциала и развитие способностей, уверенности в собственных силах.

 Основными формами работы с детьми являются:

  • театральные игры, игровые репетиции, наблюдение за проявлением различных эмоциональных состояний людей и животных для воплощения их на сцене; художественный пересказ текста; творческая работа над сценарием (выслушивание детских предложений и поправок, с дальнейшим включением их в сценарий); поощрение и работа с авторами собственных произведений; представление спектакля.

В работе с детьми и родителями предусмотрена и система поощрений: за ответственность; за обаяние и искренность; мастер импровизации; мастер эпизода; лучший декламатор; лучший автор; лучшая роль года; все умею.

Краткое содержание программы театральной студии.

  • Тренинги, театральные этюды, миниатюры: основная цель занятий эмоциональное раскрепощение, развитие коммуникабельности, индивидуальности.
  • Искусство выразительного чтения: упражнения на дыхание, артикуляцию, голос.
  • Первые роли: этюды, миниатюры, групповые мероприятия, мини-спектакли.
  • Театральная мастерская: изготовление эскизов и их обсуждение, декораций, элементов костюмов
  • Посещение театра, праздники: просмотр выездных спектаклей, поездки в театры, участие в мероприятиях детского сада, участие в конкурсах.
  • Развитие театральной культуры: знакомство с театральным этикетом, историей театра.

     Постановки нашей театральной студии имеют успех, дети выступают в ДОУ на театральных фестивалях, а также стали лауреатами конкурсов «Великая Россия» (2018 г.) и «Маленький  Моцарт» (2019 г.) в номинации «Театральное творчество»

Ниже представлено краткое содержание реализованных проектов.

Мини спектакль «Тень – Тень – Потетень» это коллаж состоящий из сочетания народных потешек «Тень- Тень» и «Кошкин дом» со стихотворением А.Г. Крылова «Кот Василий». Из соединения этих стихотворений в единый сценарий родился оригинальный, динамичный мини спектакль имеющий вступление, завязку, кульминацию (пожар – проблема, тушение пожара – действие), развязку с выводом о важности взаимовыручки и финал. Краткость  и простота текстов позволила выстроить поэтапную работу, превратив ее в три игры – игра  «Тень- Тень», игра «Кот Василий», игра «Кошкин дом». Проигрывая стихотворения, каждый ребенок имел возможность получить разные роли по своему желанию используя лишь те художественные средства выразительности, которые доступны младшим дошкольникам: вовремя и эмоционально – выразительно  произнести свою реплику, перемещаться и находить свое место в пространстве условной сцены используя опорные ориентиры. С течением времени эти три игры как бы сами собой соединились в единое действо в котором роли распределились по желанию, но каждый ребенок мог сыграть любую роль. Осталось организовать вход на сцену и выход, а так же изготовить атрибуты, декорации и костюмы. Работа театральных мастерских активно вовлекает родителей в жизнь ребенка, актуализируя переход умений и опыта от одного поколения к другому.  Справедливости ради, надо отметить, что наибольшую активность и ручную умелось выказывали бабушки с дедушками.  

 Постановка «О маме» сочетает в себе два произведения: стихотворение Эдуарда Успенского «Разгром» и стихотворение Е. Серовой «Три мамы».

Основной доминантой сценического воплощения идеи соединения этих произведений  стала специально придуманная легкая ширма,  изображающая на одной стороне детскую комнату в беспорядке, после очень интересной и активной игры веселой компании детей, а на другой стороне чистую, прибранную гостиную. Интересно, что изображения расположены на сторонах ширмы так, что бы ее можно было перевернуть «с ног на голову». За ширмой устанавливается детский столик и пара стульчиков. Переворачивая ширму, дети устанавливают ее за эту мебель, тем самым превращая сцену в гостиную.

Специально подобранные аудиофайлы: веселая музыка для «выбегания» на сцену и детской кутерьмы, «стук каблуков», «поворот ключа в замке и звук открывающейся двери» имеют не менее важное значение, как дополнительные средства художественной выразительности.

Начало постановки – «Разгром», это стихотворение легко распределяется по ролям, дети без труда находят выразительные интонации и движения, характеризующие персонажей. Веселая музыка дает старт участникам, одни «гоняют мяч», другие запускают самолетики, затем приходит «Мама» и развивается диалог, в процессе которого «Мама» обращается не только к артистам, но и к публике, которая с легкостью поддерживает диалог. Обращение к публике и получение от нее ответа становится интерактивным, еще одним средством художественной выразительности, усиливающим эмоциональную окраску реплик. По завершении первой части дети сами  поднимают и переворачивают ширму, устанавливая ее за детскими стульчиками превращая сцену в гостиную и начинается новая часть. Стихотворение «Три мамы» прекрасно разучивается и исполняется по ролям, во время работы над разучиванием и постановкой движений все желающие могут примерить на себя роль внучки, мамы или дочки. Заканчивается спектакль веселой музыкой, которая была в начале, что является сигналом участников «Погрома» к выходу на поклон.

 «Рондо с рассеянным»  это театрализация стихотворения С.Я. Маршака «Рассеянный»

Анализ формы стихотворения показал, что она напоминает  РОНДО ( от ит. Rondo – «движение по кругу»), это музыкальная или стихотворная форма в основе которой лежит принцип чередования  главной, не изменяемой темы – РЕФРЕНА (термин РЕФРЕН равнозначен термину ПРИПЕВ) и постоянно обновляемых ЭПИЗОДОВ, этот принцип рождает движение по кругу:  A – B – A – C – A – D.

Внутренняя пульсация стиха передает дополнительное образное содержание текста.  Автор передает атмосферу вокзала, движение поездов и пассажиров путем повтора ритмообразующих строчек «ВОТ КАКОЙ РАССЕЯННЫЙ С УЛИЦЫ БАССЕЯННОЙ», которые являются рефреном этого стихотворения и выполняют формообразующую функцию.

Постоянное повторение хором строчек рефрена давало хороший эффект, но оказалось не достаточным  для визуального восприятия передачи ритмичного движения поезда, разнохарактерных пассажиров и атмосферы вокзала в целом. Для достижения большего эффекта движения было решено визуализировать ритмическую пульсацию с помощью белых и красных стульчиков выстроенных по кругу . На слова рефрена дети сидящие на белых стульчиках вставали и передвигаясь против часовой стрелки должны были занять следующий за своим освободившийся белый стульчик. На повтор рефрена тоже самое делали дети занимающие красные стульчики. Ох, не простая же это была игра!   Но это стало двигателем и основной постановочной идеей театрализации стихотворения.

Выделим три плана:

  • На первом плане главный герой – чудаковатый рассеянный гражданин
  • Группы действующих лиц, раскрывающие сюжет
  • Атмосферный план, выполняющий динамическую и формообразующую функцию.

Как и прежде, желающие дети (даже девочки) имели возможность побыть в роли Рассеянного.

Остальной текст разделили между несколькими группами действующих лиц. Эти группы образовали своеобразные картинки – эпизоды .

Действие идет по формуле A – B – A – C – A – D, где как говорилось выше

 А – это движение детей с переходом на следующий стульчик с одновременным скандированием фразы «ВОТ КАКОЙ РАССЕЯННЫЙ С УЛИЦЫ БАССЕЯННОЙ» (рефрен), а B, C, D, E – меняющиеся картинки (эпизоды) содержащие повествовательные, эмоционально окрашенные  реплики персонажей: соседей, пассажиров, служащих, прохожих.

Результатом нашей работы свидетельствуют о следующем:

  • дети владеют комплексом артикуляционной гимнастики; действуют в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
  • произносят фразу или стихотворный текст в движении и разных позах; произносят на одном дыхании длинную фразу или четверостишие; произносят одну и ту же фразу с разными интонациями;
  • читают наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
  • подбирают рифму к заданному слову и составляют диалог между сказочными героями.  
  • развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания;
  • уважительное отношение к культурно-историческим традициям народов России;
  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе театральных;
  • приобретение  начальных  навыков  социокультурной  адаптации  в  современном  мире  и  позитивная  самооценка  своих  театрально-творческих возможностей;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Театрально - игровая деятельность как средство развития коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста».Анализ опыта работы.

Анализ опыта работы по теме : «Театрально - игровая деятельность как средство развития коммуникативной компетентности у детей  дошкольного возраста». Представлен на районном конкурсе "Воспитатель...

Театрализованная деятельность, как средство развития коммуникативных навыков у детей.

Актуальность использования театрализованной деятельности в развитии коммуникативных навыков у дошкольников, а так же стимулирование и реализация  творческой деятельности детей....

Выступление на педсовете на тему:ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Умение общаться это важнейшее условие успешного социального, интеллектуального развития ребенка. Учитывая, что игра, в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из н...

«Театрализованная деятельность, как средство развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Целью моей работы было: приобщение детей к театрализованному искусству, развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность.В своей работе мною предпринята попытка, по-новому...

«Театральная деятельность, как средство развития активного словаря и коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста (4-5 лет)».

laquo;Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заста...

Театральная деятельность как средство развития коммуникативных навыков дошкольников

В статье рассматривается роль театрализованных игр в жизни ребенка, их влияние на развитие речи ребенка, приводится ряд игровых упражнений, направленных на выработку мимики и жестов, что является нача...