Статья «Использование мнемотаблиц в работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста».
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Мнемотаблицы – это помощники,  которые помогают воспринимать слуховую информацию, и, не боясь ошибиться, воспроизводить её. Их можно успешно применять для обогащения словарного запаса детей, при обучении составления рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья «Использование мнемотаблиц в работе по развитию речи

с детьми дошкольного возраста».

                      «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным

    ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться,

                                           но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он                                 их усвоит на лету»

К.Д. Ушинский

Дошкольное детство – особый период в развитии личности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. В этот период память по скорости развития опережает другие способности. К сожалению, у многих детей возникают трудности с развитием памяти: они не могут рассказать о событиях своей жизни, пересказать литературное произведение, выучить стихотворение или последовательно составить описательный рассказ. Поэтому таким детям надо помогать запоминать. Хорошо известно, что язык мозга – это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «Запомнить». Но где взять программы, которые позволят нам общаться с нашим мозгом. Такой программой может служить мнемотехника. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания.

Мнемотехника помогает:

  • Ускорить процесс запоминания у дошкольников
  • Развить образное, логическое, ассоциативное мышление,
  • Развить воображение, внимание.
  • Обогатить словарный запас детей,
  • Способствует формированию связной речи,
  • Сформировать интерес к художественной литературе,
  • Обучить навыкам кодирования и декодирования литературных произведений,
  • Создать благоприятную развивающую среду для заучивания стихотворений наизусть, составления описательных рассказов,
  • Формировать умение слушать и понимать услышанное, учить стихи и понимать выученное,
  • Развивать мелкую моторику рук

Основным приемом мнемотехники является мнемотаблица.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Глядя на эту схему, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать последовательность рассказа, его лексико – грамматическую наполняемость. Мнемотаблицы эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание подбирается картинка – символ, изображающая действие или предмет. Таким образом, всё стихотворение составляется схематически. На начальном этапе детям предлагается уже готовая мнемотаблица, по мере обучения дети могут также принимать активное участие в её создании.

Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Использование опорных картинок-символов для обучения заучиванию стихотворений или составлении описательных рассказов увлекает детей, превращает занятие в игру.

Заучивание стихотворения                                        

               

Этапы работы над стихотворением:

  • Педагог выразительно читает стихотворение
  • Сообщает, что это стихотворение дети будут учить наизусть
  • Затем ещё раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу
  • Педагог задаёт вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль
  • Педагог выясняет какие слова непонятны детям, объясняет их значение в доступной для детей форме
  • Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения, дети повторяют её с опорой на мнемотаблицу
  • Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Составление описательного рассказа - это наиболее трудный вид в монологической речи. Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять основные признаки предмета или явления.

Составление описательного  рассказа «Весна»              

             

С помощью мнемотаблиц можно пересказывать сказки и рассказы.

Дети видят всех действующих лиц, и своё внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Алгоритм:

  • Чтение взрослым текста;
  • Рассматривание мнемотаблицы;
  • Ответы на вопросы по содержанию:
  • Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ;
  • Пересказ текста ребёнком своими словами по мнемотаблице.

Пересказ русской народной сказки «Теремок»

https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/02/05/novyy_tochechnyy_risunok.jpg

Отгадывание загадок с помощью мнемотаблиц.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0d6e/00168f25-10063dde/img2.jpg

Практическое задание:

Составьте зарисовки на загадки.

Таким образом, мнемотаблицы – это помощники,  которые помогают воспринимать слуховую информацию, и, не боясь ошибиться, воспроизводить её. Их можно успешно применять для обогащения словарного запаса детей, при обучении составления рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов. И чем раньше мы начнем использование мнемотаблиц в работе с детьми по развитию речи, тем лучше подготовим их к школе, так как речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных технологий в работе музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста и их родителями

В статье  предоставлены материалы из опыта педагогов детского сада №40 Колпинского района по взаимодействию и сотрудничеству в области музыкального воспитания детей. Перечислины принципы для дост...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ РОДИТЕЛЯМИ

В данном докладе предоставлены материалы из опыта работы педагогов  детскогосада по взаимодействию и сотрудничеству с семьёй в области музыкаль-ного воспитания детей....

"Использование приёма куклотерапии в работе учителя - логопеда с детьми дошкольного возраста с ОНР"

В статье говорится о том, что в работе с детьми дошкольного возраста с ОНР хорошо использовать дидактическую куклу.  Какие коррекционные задачи решаются с помощью неё....

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Использование интегративных психотехнологий в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Использование интегративных психотехнологий в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста...

статья "Использование технологии синквейн в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста"

В статье  написано о технологии "синквейн", для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста....

Статья «Использование инновационных технологий в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в свою работу инновационные технологии. В условиях ФГОС ДО принципально новой является необходимость решения речевых задач в контекс...

Статья «Использование мнемотаблиц в работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста».

Статья «Использование мнемотаблиц в работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста»....