Комплексы занятий для развития речи
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Меншикова Ирина Петровна
Авторские задания помогают воспитателю грамотно организовать занятия по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_dlya_alalikov.docx27.98 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЕ № 1

ВЫЗЫВАНИЕ    ГЛАСНЫХ   ЗВУКОВ

  1. Широко открываем рот, громко поём:
  • А-а-а!
  • Как мама укачивает малыша?
  • А-а-а!
  1. Округляем губы, громко поём:
  • О-о-о!
  • Как плачет мальчик, у которого болит зуб?
  • О-о-о!
  1. Вытягиваем губы трубочкой, громко поём:
  • У-у-у!
  • Как гудит паровоз?
  • У-у-у!
  1. Растягиваем губы в улыбку, громко поём:
  • И-и-и!
  • Как кричит лошадка?
  • И-и-и!
  1. Дети заблудились в лесу. Они кричат:
  • Ау! Ау!
  1. Малыш плачет:
  • Уа! Уа!
  1. Ослик кричит:
  • Иа! Иа!

ЗАДАНИЕ № 2

РАБОТА  НАД  ГЛАСНЫМИ  ЗВУКАМИ

  1. Упражнение «Лесенка». Поём гласные звуки так, как будто голос поднимается и

опускается по лесенке (повышение и понижение тона):

  • А-а-а!
  • -   О-о-о!    И т.д.
  1. Пение на мягкой атаке голоса цепочек гласных звуков:
  • А-о-у-и!
  • У-а-и-о!   И т.п.
  1. Работа с картинками. Показываем ребёнку картинки и задаём вопросы:
  • Как мама укачивает малыша?
  • А-а-а!
  • Как гудит паровоз?
  • У-у-у!   И т.п.

ЗАДАНИЕ № 3

РАБОТА   НАД   ЗВУКОПОДРАЖАНИЯМИ

  1. Это корова. Корова мычит:                 4. Это овечка. Овечка кричит:
  • Му-му-му!                                          - Бе! Бе! Бе!
  • Как мычит корова?                            - Как кричит овечка?
  1. Это коза. Коза кричит:                         5. Это цыплёнок. Цыплёнок пищит:
  • Ме-ме-ме!                                          - Пи! Пи! Пи!
  • Как кричит коза?                              -  Как пищит цыплёнок?
  1. Это кошка. Кошка кричит:                 6.  Это собака. Собака лает:
  • Мяу! Мяу!                                         -  Ав! Ав! Ав!
  • Как кричит кошка?                          -  Как лает собака?

   

ЗАДАНИЕ № 4

РАБОТА   НАД   ЗВУКОПОДРАЖАНИЯМИ

  1. Это курочка. Курочка кричит:                  4. Это лягушка. Лягушка квакает:    
  • Ко! Ко! Ко!                                              - Ква! Ква! Ква!
  • Как кричит курочка?                              - Как квакает лягушка?
  1. Это гусь. Гусь кричит:                              5.  Это утка. Утка крякает:
  • Га! Га! Га!                                                -  Кря! Кря! Кря!
  • Как кричит гусь?                                    - Как крякает утка?                    
  1. Это кукушка. Кукушка кукует:               6.   Это петушок. Петушок поёт:
  • Ку! Ку!                                                     - Ку-ка-ре-ку!
  • Как кукует кукушка?                             -  Как поёт петушок?

ЗАДАНИЕ № 5

РАБОТА  НАД  ЗВУКОПОДРАЖАНИЯМИ

  1. Мальчик играет на дудочке:                4. Девочка звонит в колокольчик:
  • Ду-ду-ду!                                            - Динь! Динь! Динь!
  • Как играет мальчик?                         -  Как звонит колокольчик?
  1. Мальчик играет на барабане:              5.  Папа стучит молотком:
  • Бум! Бум! Бум!                                  -  Тук! Тук! Тук!
  • Как играет мальчик?                         -  Как папа стучит молотком?
  1. Машина гудит:                                     6.  Дать ребёнку поиграть на барабане,
  • Би-би-би!                                       дудочке, позвонить в колокольчик,
  • Как гудит машина?                       постучать молотком, произнося звукоподр.

                                                               

ЗАДАНИЕ № 6

ВЫЗЫВАНИЕ    МЕЖДОМЕТИЙ.

  1. Мячик упал в воду:                           3.  Девочки качаются на качелях:
  • Ах! Ах! Ах!                                      - Ух! Ух! Ух!
  1. У девочки болит зуб:                        4.  Папа рубит дрова:

            -    Ох! Ох! Ох!                                      - Эх! Эх! Эх!

ЗАДАНИЕ № 7

  1. Мальчик погоняет лошадку:                          5.  Проговариваем цепочки слогов:
  • Но! Но! Но!                                                   НА-НА-НА
  • Как мальчик погоняет лошадку?                НО-НО-НО
  1. Девочка наказывает куклу:                                      НУ-НУ-НУ
  • На! На! На!                                                    НЕ-НЕ-НЕ
  • Как девочка наказывает куклу?                   НИ-НИ-НИ
  1. Дядя погоняет ослика:                                              НЯ-НЯ-НЯ
  • Ну! Ну! Ну!                                         6.   Рисуем девочек, показываем,
  • Как дядя погоняет ослика?                      называем:
  1. Малыш не хочет есть:                                        - Нана, Нина, Нонна, Анна, Инна.
  • Не! Не! Не!                                                Предлагаем ребёнку показать и
  • Как капризничает малыш?                       назвать девочек.

ЗАДАНИЕ № 8

РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

  1. Учим ребёнка прыгать на двух ножках, как зайчик, подняв над головой ладошки, как  ушки.  

      2.   Ходим вместе с ребёнком по кругу, опуская и поднимая руки, как птички машут

            крыльями.

                                                         

ЗАДАНИЕ № 9

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

  1. Работаем с пластилином: учим ребёнка скатывать шарики, сплющивать шарики в

лепёшку, скатывать прутики, сворачивать из них баранки.

  1. Выполняем упражнение «Пальчики здороваются» сначала на правой руке,

потом на левой руке, потом правой руки с левой рукой.

ЗАДАНИЕ № 10

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ

ИГРА «ЧЕГО НЕ СТАЛО?»

Ставим на стол три-четыре игрушки, называем их вместе с ребёнком:

  • Ляля, Киса, Зая, би-би.

      Просим ребёнка отвернуться, убираем одну игрушку, просим ребёнка повернуться, спрашиваем:  

  • Что я убрала?

     Ребёнок отвечает:

  • БИ-БИ. и т.п.

ЗАДАНИЕ № 11

  1. Малыш топает:                               4.  Часы бьют:

         ТОП-ТОП-ТОП                                  БОМ-БОМ-БОМ

  -   Как топает малыш?                         - Как бьют часы?

  1. Вода капает:                                   5.   Охотник стреляет:

         КАП-КАП-КАП.                                ПИФ-ПАФ

  -    Как капает вода?                               -  Как стреляет охотник?

  1. Часы тикают:                                 6.    Зайчик прыгает:

         ТИК-ТАК                                             ПРЫГ-ПРЫГ

  -    Как тикают часы?                             - Как прыгает зайчик?

ЗАДАНИЕ № 12

Девочка заблудилась в лесу. Она кричит:

  • Папа! Ау!         - Дядя! Ау!
  • Мама! Ау!        - Катя! Ау!
  • Тётя! Ау!          - Нина! Ау!

           Помоги девочке, покричи вместе с ней.

ЗАДАНИЕ № 13

     Показываем ребёнку картинку, рассказываем:

  • У Кати Ляля. Ляля: «Уа-Уа!»

Катя: «А-А-А!»  Ляля  бай-бай!

  • Катя, дай Лялю!
  • Тётя, на Лялю!

   Просим ребёнка повторить.

ЗАДАНИЕ № 14

Показываем ребёнку картинку, рассказываем:

  • Это Вова. У Вовы  би-би.
  • Вова, дай би-би.
  • Тётя, на би-би.
  • Мама, на би-би.
  • Папа, на би-би.

Просим ребёнка повторить.

ЗАДАНИЕ № 15

РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

  1. Прыжки на обеих ногах.                                      3.  Ходьба на месте.
  2. Прыжки на левой ноге, на правой ноге.            4. Ходьба на носочках.

                                                                5. Ходьба на пятках.

ЗАДАНИЕ № 16

РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

  1. Прыгаем как зайчики, высоко «подняв ушки».
  2. Ходим, поднимая и опуская руки, как птички машут крылышками.
  3. Прыгаем  на двух ногах через низко натянутую верёвочку.

ЗАДАНИЕ № 17

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ

ИГРА «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»

   Ставим перед ребёнком три-четыре игрушки, показываем, называем, просим показать и назвать. Просим ребёнка отвернуться, меняем две игрушки местами.               Ребёнок  поворачивается,  спрашиваем:    

  • Что я поменяла местами?

  Ребёнок показывает и называет.

ЗАДАНИЕ № 18

Ребёнок марширует вместе со взрослым, взрослый проговаривает:

  • Вот солдатики идут,

Вот идут, идут, идут.

Ружья на плечах несут,

Вот несут, вот несут.

              Продолжая маршировать, ребёнок проговаривает вместе со взрослым:

  • Тра-та-та! Тра-та-та!
  • Тра-та-та! Тра-та-та!

ЗАДАНИЕ № 19

     Ребёнок марширует вместе со взрослым, взрослый проговаривает:

  • Вот охотник в лес идёт,

Он идёт, он идёт.

Волка серого убьёт,

Он убьёт, он убьёт.

    Продолжая маршировать, ребёнок проговаривает вместе со взрослым:

  • Пиф-пиф-паф!

Пиф-пиф-паф!

Пиф-пиф-паф!

Пиф-пиф-паф!

ЗАДАНИЕ № 20

РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

  1. Ходьба по узкой доске, положенной на пол.
  2. Игра с мячом (бросать и ловить мяч двумя руками), ударять об пол и

ловить двумя руками.

                  3.   Прыжки на двух ногах в обруч и из обруча.

ЗАДАНИЕ № 21

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ

  1. Складывание пирамидок по образцу и по памяти.
  2. Строительство домиков и башен из пяти-шести кубиков.
  3. Выкладывание заборчика из чередующихся палочек двух цветов.

ЗАДАНИЕ № 22

        Ребёнок прыгает вместе со взрослым, сделав ушки из ладошек. Взрослый проговаривает:

  • Пошёл зайчик под кусток.

           Ребёнок проговаривает вместе со взрослым:

  • Прыг-скок! Прыг-скок!

           Далее проговаривает один взрослый:

  • Поймал белку за хвосток.

           Ребёнок проговаривает вместе со взрослым:

  • Прыг-скок! Прыг-скок!

ЗАДАНИЕ № 23

СЕМЬЯ

         Наклейте в тетрадь фотографии членов семьи, покажите ребёнку, назовите, попросите ребёнка самого показать и назвать.

Задавайте ребёнку вопросы:

  • Где мама?
  • Где папа?
  • Где баба?  И т.д.

Пусть показывает и называет.

        Подберите фотографии для составления простых предложений:

  • Мама идёт.

Папа сидит. И т.д.

Пусть ребёнок повторяет за вами, потом показывает и проговаривает самостоятельно.

Существительные по теме:  мама, папа, баба, тётя, дядя, Катя, Вова и другие имена.

Глаголы по теме:  идти, сидеть, пить, есть.

ЗАДАНИЕ № 24

ИГРУШКИ

        Подберите картинки с изображением игрушек (кубик, мяч, кукла, машина, мишка, зайчик).  Попросите ребёнка:

  • Покажи зайку, мишку, куклу и т.п.

Показывайте и называйте:

  • Это кубик. Это мяч. И т.п.

Пусть ребёнок проговаривает вместе с вами, потом самостоятельно.

        Работаем над простыми предложениями:

  • Папа, дай мяч. Мама, на кубик. И т.п.

Глаголы по теме: играть, искать, давать, нести, идти.

ЗАДАНИЕ № 25

                                                              ЗВУКИ    [В], [ВЬ]  

                        Учимся проговаривать слова и предложения:

        ВАТА                        ВОВА                       Вот вата.              У Вити вода.

        ВОДА                        ВИТЯ                       Вот вода.              Вова пил воду.

        ВАНЯ                        ВАННА                   У Вовы вата.        Мама мыла Вову.

ЗАДАНИЕ № 26

ЗВУКИ [Ф], [ФЬ]

                         Учимся проговаривать слова и предложения:

        ФОМА                 КОФЕ                 Вот туфли.                   У мамы туфли.

        ФЕДЯ                  КОФТА               Вот кофта.                   У Феди кофта.

        ФИМА                 ТУФЛИ              Папа пил кофе.            У Фимы вафли.

ЗАДАНИЕ № 27

ЗВУКИ  [П],[ПЬ]

                            Учимся проговаривать слова и предложения:

         ПАПА               ПЕТЯ                 ПАПКА             ПИТЬ            Папа пилит.

         ПАША              ПОЛ                   ПАЛКА             ПИЛИТЬ       Вот полка.

         ПОЛЯ               ПОЛКА              ПИЛКА             ПЕТЬ             У Вовы пила.

                         Мама мыла пол.                Петя пьёт.

                         У Паши палка.                  Поля поёт.

ЗАДАНИЕ № 28

ЗВУКИ  [Б], [БЬ]

                       Учимся проговаривать  слова и предложения:

         БАБА              БУЛКА              БИТЬ                          Вот баба.

         БОБИК           БАНКА              БОЛЬНО                    Ай, да баба!

         БОРЯ              БЕЛКА               БОЛИТ                      Вот Бобик.

БАБА

        Вот баба. Баба у дома. Бобик лает на бабу: «Ав! Ав!» «Бобик, не лай!» «Это баба!»

                                                                        БОБИК

           У Бори Бобик. Боря бил  Бобика. Бобику больно. Болит лапа. Боря, нельзя бить  Бобика!

 

                                            ЗАДАНИЕ № 29

ЗВУКИ  [Т], [ТЬ]

 

                                    Учимся проговаривать слова и предложения:

          ТАНЯ               ТЁТЯ                    Вот Тома.                     У тёти Таня и Тома.

          ТОМА              КОТ                      У Тимы кот.                 Тут Тима и Таня.

          ТИМА              ЛОПАТА             У Томы лопата.            Там лопата.

                                  КОТ                                                          ГОСТИ

          У Тани кот. Кот «Мяу! Мяу!»                         Тук! Тук! Тук!  

                                                                     - Кто тут?

                                                                     - Тут Тоня. Тут Таня.

                                         

                               

                                    ЗАДАНИЕ № 30

                                     ЗВУКИ  [Д], [ДЬ]

                       Учимся проговаривать  слова и предложения:

         ДОМ                 ДАНЯ               ВОДА            Это дом.

         ДУШ                 ДУНЯ               КУДА            Это дым.

         ДЫМ                ДАША              ДЯДЯ            У дома дуб.

         ДЫНЯ              ДИНА               ДЕТИ              Дима у дуба.

                          ДУДКА                                                                       ДЫНЯ

    У Димы дудка. Дима: «Ду! Ду! Ду!»                                    У Дины дыня.

                                                                                                - Дина, дай дыню!

                                                                                                - На, Дуня, дыню!

ЗАДАНИЕ № 31

ЗВУКИ  [К],[КЬ]

                       Учимся проговаривать слова и предложения:

           КАТЯ                  КОТ                 У Кати кот.                У дома каток.

           КАША                КОЛЯ              У Коли кит.                Иди, Коля на каток.

           КОСА                 КИТ                  У мамы коза.             Иди, Катя, в кино.

           КОЗА                  КИНО              У папы коса.              Ешь, Катя, кашу.

                            МАК                                                   БАНТ

                    У Кати мак.                                        У Кати косы.

                    -   На, мама, мак.                                  – На, Катя, бант.

  -   Дай, Катя, мак.

           

ЗАДАНИЕ № 32

ЗВУКИ   [Г], [ГЬ]

 ГАЛЯ                    ГУБЫ               ГОЛОВА         У гуся лапы.       У Гали голова.

ГОША                    ГУСИ               ГАМАК           У Гены ноги.      У галки головка.

ГЕНА                      НОГИ              ГОНИТ            Гудок гудит.        Иди, Гоша, в гамак.

На лугу гуси.  Галя гонит гусей. Гуси: «Га! Га! Га!»

ЗАДАНИЕ № 33

ЗВУКИ  [Х], [ХЬ]

    ХАТА                  ПУХ                У нас хата.                  Вот муха.

    ХАЛАТ               МЕХ                Хата мала.                   У зайки пух.

    УХА                    МУХА             У мамы халат.            У мишки мех.

    УХО                    ТИХО              У папы хлеб.               Вова ест уху.

ЗАДАНИЕ № 34

ИГРА «КТО КАК КРИЧИТ?»

  1. – Ку-ка-ре-ку!                              4.  – Ам! Ам! Ам!

         Кур стерегу!                                      Кто там?

      -  Кто так кричит?                            -  Кто так кричит?

      -  Как кричит петушок?                   - Как кричит собачка?

 2.   -  Кудах-тах-тах!                         5.  -  Му! Му! Му!                  

          Снеслась в кустах!                           Молока кому?

       -  Кто так кричит?                            -  Кто так кричит?

       -  Как кричит курочка?                    -  Как кричит корова?

3.    - Мур! Мур! Мур!                      6.  -  Кра! Кра! Кра!

         Пугаю кур!                                        Будет дождь с утра.

      - Кто так кричит?                            -   Кто так кричит?

         Как кричит кот?                           -    Как кричит ворона?

ЗАДАНИЕ № 35

ИГРА «НА ПТИЧЬЕМ ДВОРЕ»

        Взрослый читает стихотворение, ребёнок вместе с ним проговаривает звукоподражания. Можно сопровождать это соответствующими движениями.

            Наши уточки с утра:                                  Наши гуленьки вверху:

          - Кря! Кря! Кря! Кря! Кря! Кря!              - Гру! Гру! Гру! Гру! Гру! Гру!

            Наши гуси у пруда:                                    Наши курочки в окно:

          - Га! ГА! Га! Га! Га! Га!                           -  Ко! Ко! Ко! Ко! Ко! Ко!

            А индюк среди двора:                                Ну, а Петя поутру нам споёт:

          - Бал! Бал! Да! Бал! Бал! Да!                   -  Ку-ка-ре-ку!        

ЗАДАНИЕ № 36

РАБОТА НАД ПОТЕШКАМИ

  1. – Тра-та-та! Тра-та-та!                             3.  – Ай, гу-гу! Ай, гу-гу!

         Мы везём с собой кота!                                Не кружися на лугу.

  1.    Мы на поезде сидим,                            4.  -  Ой, ду-ду! Ой, ду-ду!

         Паровозами гудим:                                        Потерял пастух дуду!

      -  У-у-у!

ЗАДАНИЕ № 37

РАБОТА НАД ПОТЕШКАМИ

  1. – Гу-гу-гу! Гу-гу-гу!                                    2.  Гули-гули-голуби

         В клетке жить я не могу!                              Сели возле проруби.

         Чу-чу-чу! Чу-чу-чу!                                       Ворковали: «Гуль! Гуль! Гуль!»

         Я на волю улечу!                                            Речка пела: «Буль! Буль! Буль!»

                                                              ЗАДАНИЕ № 38

                                                                  ОДЕЖДА

Существительные по теме:  шуба, пальто, шапка, кофта, рубашка, шорты, платье, брюки, майка, трусы, шарф.

Глаголы по теме:  одеть, надеть, снять, завязать, развязать, застегнуть, расстегнуть.

1.    Отрабатываем ответы на вопросы:

  • Что надеваешь?
  • Шапку. Шубу и т.п.
  • Что делаешь?
  • Надеваю.
  • Что сделал?
  • Надел.
  • Что снимаешь?
  • Шорты. И т.п.
  1. Игра «Оденем куклу».

         Рассматриваем одежду куклы, показываем, называем. Просим ребёнка одеть куклу, называя все предметы одежды.

  1. Игра «Чего не хватает?»  

           Логопед показывает ребёнку картинки с изображениями детей, забывших что-то    надеть, и спрашивает:  

  • Чего не хватает?
  • Шапки. Шарфика  и т.п.

ЗАДАНИЕ № 39

ОБУВЬ

   Существительные по теме: тапки, туфли, сапоги, ботинки, валенки, кроссовки.

   Глаголы по теме:  обувать, снимать, застёгивать, расстёгивать, завязывать, развязывать.

  1. Отрабатываем предложения:                          2.  Играем в игры:
  • Я обуваю тапки.                                     «Что изменилось?»,

Они обувают ботинки.                          «Что прибавилось?»,

Я снимаю туфли.                                    «Чего не стало?»  и т.п.

Он завязывает кроссовки.

Мы застёгиваем сапоги.

Она расстёгивает туфли.  И т.п.

ЗАДАНИЕ № 40

ПОСУДА

   Существительные по теме:  чашка, ложка, тарелка, нож, вилка, кастрюля, сковорода, чайник.

   Глаголы по теме:   есть, пить, мыть, варить, жарить, резать, чистить.

  1. Отрабатываем ответы на вопросы:
  • Что ты ешь?                             - Что ты моешь?
  • Я ем суп.                                  – Я мою тарелку.
  • Чем ты ешь?                            -  Чем ты режешь?
  • Я ем ложкой.                           -  Я режу ножом.
  • Что ты пьёшь?                         -  В чём варят суп?
  • Я пью чай.                               -  Суп варят в кастрюле.
  • Из чего ты пьёшь?                  - На чём жарят картошку?
  • Я пью из чашки.                     – Картошку жарят на сковороде. И т.п.
  1. Играем в игры:

            «Что прибавилось?»

            «Что изменилось?»

            «Чего не стало?»

            «Что я делаю?»  (взрослый имитирует приготовление пищи, еду, питьё; ребёнок комментирует: «Ты режешь. Ты ешь.»)  И т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс занятий по развитию речи "Слово"

Занятия для детей младшей группы по развитию речи. Знакомство детей с  существительными, прилагательными и глаголами через игру. Для занятий разработаны практические задания для работы в классе и...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Комплекс заданий для развития речи детей дошкольного возраста

Главная задача обучения шестилетних детей — это всесторонняя подготовка к школе. Недаром и группа детского сада для шестилеток называется подготовительной. Этим детям доступны самые различные задания....

Комплекс занятий по развитию диалогической речи дошкольников в процессе ознакомления с природой.

Комплекс занятий по развитию диалогической речи дошкольников в процессе ознакомления с природой....

Комплекс занятий по развитию речи детей раннего и младшего дошкольного возраста (3-4 года)

Комплекс занятий по развитию речи детей раннего и младшего дошкольного возраста (3-4 года)· ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ. ЛАСТОЧКА, СКВОРЕЦAктивный словарь: ласточка, скворец, клюв, хвост, лапка, грудь, бр...

Комплекс занятий по развитию речи для детей 5-6 лет

Комплекс из 4 занятий для детей 5-6 лет по лексической теме "Домашние и дикие животные", включающий актуальные задачи речевого развития: работу над звуковой культурой речи; обогащение с...

Рекомендации учителя-дефектолога. В помощь родителям. Комплекс домашних занятий по развитию речи у детей. Обувь.

Рекомендации учителя-дефектолога. В помощь родителям.Комплекс домашних занятий по развитию речи у детей по теме "Обувь"В помощь родителям предлагаются коррекционно-развивающие игры и упражне...