Главные вкладки

    Конспект НОД по развитию речи на тему «Насекомые» для детей средней группы
    план-конспект занятия по развитию речи

    Розова Анастасия Сергеевна

     

    Цели:

    1.Задачи на развитие познавательных способностей; обобщить представления детей о насекомых; упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых по ярким признакам.

     2. Задачи на развитие связной речи: формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматические формы, развивать эмоциональность речи, сообразительность, фантазию в процессе отгадывания загадок и решения творческих задач.

     3. Воспитательные задачи: формировать умение выслушивать других детей при обсуждении какой-либо проблемной ситуации; закладывать основы экологического воспитания, воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле; не разрушать условия жизни лесных обитателей.

    Материалы: иллюстрации групп насекомых, видеоматериал о муравьях, аудиозапись звуки леса, насекомых, раздаточный материал на каждого ребенка - иллюстрация насекомых. 


    Ход ННОД:

    1. Игровое приветствие:

    Дружно за руки возьмёмся,
    И друг другу улыбнёмся,
    Побежит тепло по кругу,
    Будем вместе очень дружно,
    Фантазировать играть,
    Мы хотим, всё, все узнать. 

    (Садимся на стульчики за столы)

    Зазвенели ручьи,
    прилетели грачи.
    В улей пчела
    первый мёд принесла.
    Кто скажет, кто знает,
    когда это бывает?

    О каком времени года эта загадка? (Это весна)

    - Почему вы решили, что это весна? (Зазвенели ручьи, в улей прилетела пчела…)

    Кто появляется весной? (Ответы детей: насекомые…).

     Каких насекомых вы знаете? (дети: муравей, пчела, и т.д.)

    2. Игра «Назови-ласково»
    Комар-комарик
    Жук-жучок
    Пчела-пчёлка
    Усы-усики
    Лапы-лапки
    Муравей-муравьишка
    Стрекоза-стрекозка
    Муха-мушка

     

    3. Игровое упражнение «Хлопни в ладоши». 

    Воспитатель называет насекомых, дети, увидев названное насекомое у себя на столе, хлопают в ладоши (у всех разные насекомые).

     

    3. Прослушивание и обсуждение стихотворения «Муравей», просмотр видеоматериала о муравьях.

    - Муравей бревно несет,
    Песню громкую поет:
    "Я могучий муравей!
    Я сильнее всех в траве!
    Я легко несу бревно,
    Хоть огромное оно!".
    Муравьшка - не бездельник.
    Целый день он в муравейник,
    Носит, носит без заминки
    Облетевшие хвоинки.

    4. Игра: «Закончи предложение» - правильно подобрать слова, я начну, а вы продолжите.
    Жук большой, а комар……..(маленький)
    Бабочка летает, а гусеница……(ползает)
    Пчёлы живут в ульях, а муравьи…….(в муравейнике)
    У птиц две лапки, а у насекомых……(шесть).
    Божья коровка маленькая, а улитка …(большая)
    Пчёлы из нектара делают…(мёд)
    У жука крылья короткие, а у стрекозы…(длинные).

    5. Физминутка. «Бабочка»

    Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)
    На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)
    — Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)
    Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)
    За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)
    Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)
    Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)
    Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)

    6. Беседа о появлении (рождении) насекомых.

    Вос – ль: Ребята, вам нравятся чудеса? 
    (Ответы детей)
    Послушайте, про чудо, которое происходит с насекомыми. Чудо, это то,  что жуки, мухи, бабочки,  стрекозы – никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми. Каждое насекомое, прежде чем стать взрослым бывает сначала яйцом, затем вылупляется личинка, гусеница. Ей надо много кушать, и расти,  когда она вырастает, превращается в куколку. Проходит время, из куколки выходит бабочка. Стрекозы откладывают яйца в воду, комары откладывают личинки в воду, жук откладывает личинки в землю, ребята, где живут насекомые? 
    (Ответы детей)

    Вос – ль: Они живут везде: в траве, на деревьях, в цветах, в воде. А как они передвигаются? 
    (Ответы детей: Бегают, прыгают, летают)  

    Вос-ль: Чем питаются насекомые?
    (Ответы детей: цветочным нектаром, листьями растений)

    Вос – ль: это насекомые, значит они чем – то похожи? Чем они отличаются от других лесных жителей? Что у них общее? По каким признакам можно их определить? 
    (Ответы детей: У них 6 лап, голова, крылышки, брюшко) 

    Вос – ль: Дети много насекомых, это хорошо? Какую пользу они приносят? 
    (Ответы детей: Много корма для птиц, опыляют растения, пчелы дают мед)

    Вос – ль: Но много насекомых, это ведь и плохо, как вы думаете, почему? 
    (Ответы детей: переносят разные болезни, мешают спать, кусают)

    7. Насекомые (вредные и полезные).
     Вос – ль: на какие группы мы их можем разделить:  
    (Ответы детей: Полезные, вредные, хищные) 

    Вос – ль: Назовите полезных насекомых? 
    (Ответы детей: Бабочка, пчела, муравей)
    Какую пользу они приносят?
    (Ответы детей: пчелы опыляют цветы, дают мед, бабочка опыляет цветы, муравьи по лесу разносят семена, санитары  леса )
    Назовите вредных насекомых?
    (Ответы детей: Муха, комар, гусеница) 
    Какой от них вред?
    (Ответы детей: Муха разносит микробы на лапах, гусеница ест листья растений, комар кусает людей и животных)

     

    8.  Прослушивание аудиозаписи «звуки насекомых». А теперь давайте покажем, как разговаривают насекомые?  
    Жу – жу – жу  жжужит пчела
    Хороши мои дела
    Зу – зу – зу комар пищит
    Укусить скорей спешит
    Уф – уф –уф как паровоз шмель пыхтит, пыльцу повез
    Жук жужжит гу - жу –гу – жу
    Я любого разбужу.

    9. Загадки о насекомых.

    Скажите-ка, что за букашка?

    На ней в черных точках рубашка,

    Умеет карабкаться ловко

    По листикам божья... (коровка)

     

    У нее так много ног —

    Сосчитать не каждый б смог.

    В них такая путаница,

    Их хозяйка — ... (гусеница)

     

    Не пчела она, а жалит.

    Мед, варенье обожает.

    Есть на брюшке полоса.

    Кто она, скажи? (Оса)

     

    Знают взрослые и дети —

    Тонкие плетет он сети,

    Мухам враг он, а не друг.

    Как зовут его? (Паук)

     

    Вот букашка-работяга.

    Целый день трудиться рада.

    Ношу на спине своей

    Быстро тащит... (муравей)

     

    Что за гость с голодным брюхом

    Все звенит у нас над ухом?

    Из цветов не пьет нектар,

    Покусает нас... (комар)

     

    Кто влетает в каждый дом

    Вместе с летним сквозняком?

    Кто жужжит за рамой глухо?

    Надоедливая... (муха)

     

    Целый день в цветках жужжит,

    С медом в улей свой спешит.

    Много меда запасла

    Себе на зиму... (пчела)

     

    Что за чудо-вертолет

    Мошкаре спать не дает?

    Только высохнет роса,

    Вылетает... (стрекоза)

     

    На поляне в васильках

    Упражнялся он в прыжках.

    Жаль, позавтракал им птенчик.

    Кто же это был? (Кузнечик)

      

    Где немытая посуда,

    Там усач живет не худо.

    И в кастрюли, и в стакан

    Влезет рыжий... (таракан)

     

    10. Итог занятия.

    Вам понравилось наше занятие? Что вы сегодня узнали? Мы сегодня разговаривали о насекомых, насекомые бывают вредные и полезные. Они появляются весной и живут с нами все лето, осень, и исчезают с наступлением холодов. Вы сегодня такие молодцы, внимательно меня слушали, правильно отвечали на вопросы, играли! А сейчас наше занятие подошло к концу, спасибо за внимание.

     

    Цели:

    1.Задачи на развитие познавательных способностей; обобщить представления детей о насекомых; упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых по ярким признакам.

     2. Задачи на развитие связной речи: формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматические формы, развивать эмоциональность речи, сообразительность, фантазию в процессе отгадывания загадок и решения творческих задач.

     3. Воспитательные задачи: формировать умение выслушивать других детей при обсуждении какой-либо проблемной ситуации; закладывать основы экологического воспитания, воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле; не разрушать условия жизни лесных обитателей.

    Материалы: иллюстрации групп насекомых, видеоматериал о муравьях, аудиозапись звуки леса, насекомых, раздаточный материал на каждого ребенка - иллюстрация насекомых. 


    Ход ННОД:

    1. Игровое приветствие:

    Дружно за руки возьмёмся,
    И друг другу улыбнёмся,
    Побежит тепло по кругу,
    Будем вместе очень дружно,
    Фантазировать играть,
    Мы хотим, всё, все узнать. 

    (Садимся на стульчики за столы)

    Зазвенели ручьи,
    прилетели грачи.
    В улей пчела
    первый мёд принесла.
    Кто скажет, кто знает,
    когда это бывает?

    О каком времени года эта загадка? (Это весна)

    - Почему вы решили, что это весна? (Зазвенели ручьи, в улей прилетела пчела…)

    Кто появляется весной? (Ответы детей: насекомые…).

     Каких насекомых вы знаете? (дети: муравей, пчела, и т.д.)

    2. Игра «Назови-ласково»
    Комар-комарик
    Жук-жучок
    Пчела-пчёлка
    Усы-усики
    Лапы-лапки
    Муравей-муравьишка
    Стрекоза-стрекозка
    Муха-мушка

     

    3. Игровое упражнение «Хлопни в ладоши». 

    Воспитатель называет насекомых, дети, увидев названное насекомое у себя на столе, хлопают в ладоши (у всех разные насекомые).

     

    3. Прослушивание и обсуждение стихотворения «Муравей», просмотр видеоматериала о муравьях.

    - Муравей бревно несет,
    Песню громкую поет:
    "Я могучий муравей!
    Я сильнее всех в траве!
    Я легко несу бревно,
    Хоть огромное оно!".
    Муравьшка - не бездельник.
    Целый день он в муравейник,
    Носит, носит без заминки
    Облетевшие хвоинки.

    4. Игра: «Закончи предложение» - правильно подобрать слова, я начну, а вы продолжите.
    Жук большой, а комар……..(маленький)
    Бабочка летает, а гусеница……(ползает)
    Пчёлы живут в ульях, а муравьи…….(в муравейнике)
    У птиц две лапки, а у насекомых……(шесть).
    Божья коровка маленькая, а улитка …(большая)
    Пчёлы из нектара делают…(мёд)
    У жука крылья короткие, а у стрекозы…(длинные).

    5. Физминутка. «Бабочка»

    Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)
    На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)
    — Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)
    Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)
    За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)
    Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)
    Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)
    Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)

    6. Беседа о появлении (рождении) насекомых.

    Вос – ль: Ребята, вам нравятся чудеса? 
    (Ответы детей)
    Послушайте, про чудо, которое происходит с насекомыми. Чудо, это то,  что жуки, мухи, бабочки,  стрекозы – никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми. Каждое насекомое, прежде чем стать взрослым бывает сначала яйцом, затем вылупляется личинка, гусеница. Ей надо много кушать, и расти,  когда она вырастает, превращается в куколку. Проходит время, из куколки выходит бабочка. Стрекозы откладывают яйца в воду, комары откладывают личинки в воду, жук откладывает личинки в землю, ребята, где живут насекомые? 
    (Ответы детей)

    Вос – ль: Они живут везде: в траве, на деревьях, в цветах, в воде. А как они передвигаются? 
    (Ответы детей: Бегают, прыгают, летают)  

    Вос-ль: Чем питаются насекомые?
    (Ответы детей: цветочным нектаром, листьями растений)

    Вос – ль: это насекомые, значит они чем – то похожи? Чем они отличаются от других лесных жителей? Что у них общее? По каким признакам можно их определить? 
    (Ответы детей: У них 6 лап, голова, крылышки, брюшко) 

    Вос – ль: Дети много насекомых, это хорошо? Какую пользу они приносят? 
    (Ответы детей: Много корма для птиц, опыляют растения, пчелы дают мед)

    Вос – ль: Но много насекомых, это ведь и плохо, как вы думаете, почему? 
    (Ответы детей: переносят разные болезни, мешают спать, кусают)

    7. Насекомые (вредные и полезные).
     Вос – ль: на какие группы мы их можем разделить:  
    (Ответы детей: Полезные, вредные, хищные) 

    Вос – ль: Назовите полезных насекомых? 
    (Ответы детей: Бабочка, пчела, муравей)
    Какую пользу они приносят?
    (Ответы детей: пчелы опыляют цветы, дают мед, бабочка опыляет цветы, муравьи по лесу разносят семена, санитары  леса )
    Назовите вредных насекомых?
    (Ответы детей: Муха, комар, гусеница) 
    Какой от них вред?
    (Ответы детей: Муха разносит микробы на лапах, гусеница ест листья растений, комар кусает людей и животных)

     

    8.  Прослушивание аудиозаписи «звуки насекомых». А теперь давайте покажем, как разговаривают насекомые?  
    Жу – жу – жу  жжужит пчела
    Хороши мои дела
    Зу – зу – зу комар пищит
    Укусить скорей спешит
    Уф – уф –уф как паровоз шмель пыхтит, пыльцу повез
    Жук жужжит гу - жу –гу – жу
    Я любого разбужу.

    9. Загадки о насекомых.

    Скажите-ка, что за букашка?

    На ней в черных точках рубашка,

    Умеет карабкаться ловко

    По листикам божья... (коровка)

     

    У нее так много ног —

    Сосчитать не каждый б смог.

    В них такая путаница,

    Их хозяйка — ... (гусеница)

     

    Не пчела она, а жалит.

    Мед, варенье обожает.

    Есть на брюшке полоса.

    Кто она, скажи? (Оса)

     

    Знают взрослые и дети —

    Тонкие плетет он сети,

    Мухам враг он, а не друг.

    Как зовут его? (Паук)

     

    Вот букашка-работяга.

    Целый день трудиться рада.

    Ношу на спине своей

    Быстро тащит... (муравей)

     

    Что за гость с голодным брюхом

    Все звенит у нас над ухом?

    Из цветов не пьет нектар,

    Покусает нас... (комар)

     

    Кто влетает в каждый дом

    Вместе с летним сквозняком?

    Кто жужжит за рамой глухо?

    Надоедливая... (муха)

     

    Целый день в цветках жужжит,

    С медом в улей свой спешит.

    Много меда запасла

    Себе на зиму... (пчела)

     

    Что за чудо-вертолет

    Мошкаре спать не дает?

    Только высохнет роса,

    Вылетает... (стрекоза)

     

    На поляне в васильках

    Упражнялся он в прыжках.

    Жаль, позавтракал им птенчик.

    Кто же это был? (Кузнечик)

      

    Где немытая посуда,

    Там усач живет не худо.

    И в кастрюли, и в стакан

    Влезет рыжий... (таракан)

     

    10. Итог занятия.

    Вам понравилось наше занятие? Что вы сегодня узнали? Мы сегодня разговаривали о насекомых, насекомые бывают вредные и полезные. Они появляются весной и живут с нами все лето, осень, и исчезают с наступлением холодов. Вы сегодня такие молодцы, внимательно меня слушали, правильно отвечали на вопросы, играли! А сейчас наше занятие подошло к концу, спасибо за внимание.

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект занятия по развитию речи на тему " Виды транспорта" в средней группе

    Тема: « Виды транспорта»Задачи:Образовательные:·        Знакомить детей с понятием –транспорт;·        Закреплять в активном слова...

    КОНСПЕКТ По методике развития речи На тему «Человек» Для детей среднего дошкольного возраста (дети с ФФНР)

    КОНСПЕКТ По методике развития речи На тему «Человек» Для детей среднего дошкольного возраста  (дети с ФФНР) Цель:Уточнить и  расширить представление о теле человека.Задачи:-...

    Конспект НОД по развитию речи на тему: «Домашние животные в средней группе. Образовательная область: развитие речи.

    Цель: уточнение и расширение знаний детей о домашних животных и их детенышах, создание благоприятных условий творческой активности у детей посредством театрализованной деятельности....

    Конспект НОД по развитию речи с элементами ТРИЗ для детей средней группы детского сада на тему: "Спасение принцессы".

    Дети спасают принцессу выполняя задания по развитию речи с элементами ТРИЗ....

    Конспект занятия по развитию речи на тему"Космос" для детей средней группы

    Материал расчитан на средний дошкольный возраст....

    Игры и упражнения по развитию речи на тему "Насекомые" для детей старшей группы ДОУ

    Игры и упражнения по развитию речи на тему "Насекомые" для детей старшей группы ДОУ...