Поговорим о речи 3-х летнего ребенка
консультация по развитию речи

Поговорим о речи 3-х летнего ребенка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Теперь поговорим о речи.

При нормальном речевом развитии ребенок может довольно свободно общаться с окружающими. Он задает много вопросов (недаром детей этого возраста называют "почемучками"), сам охотно отвечает на вопросы, с удовольствием заучивает стишки и песенки, потешки и считалки.

Дети трех лет говорят и развернутыми предложениями, используя простые грамматические формы. Инициатива ребенка в общении зависит от активности взрослого. Используйте любую возможность, чтобы обговаривать с ребенком все наблюдаемое им, все воспринимаемое в окружающей жизни. Обратите внимание, есть ли у малыша потребность в общении со взрослыми, интерес к предметному миру, эмоциональный контакт со взрослыми и со сверстниками, достаточно ли его моторное (двигательное) развитие, нет ли задержки в формировании предметных действий, в овладении ими, любознателен ли он? Нет ли пассивно-оборонительного поведения в ситуации новизны? Так бывает, когда ребенок не любит все новое, боится его.

Для развития личности исключительно важно общение (коммуникация). Учите ребенка давать какое-то сообщение (передавать информацию), воздействовать речью на поведение других (ведь именно речью мы что-то разрешаем, запрещаем, высказываем одобрение или порицание), регулировать свои действия и поступки. Ребенок должен научиться сопровождать речью свои действия в игре и в быту, давать словесный отчет о выполненном действии (что я сделал, как я это сделал) и планировать речью предстоящее действие (сначала я буду... подом я возьму... я после этого...). Так постепенно у ребенка формируется речемыслительная деятельность — необходимое условие развития психики.

Важно развивать у ребенка мотивы общения. Поставьте ребенка в ситуацию активного выбора: пойдем в магазин или в парк, дать конфету или пряник, завязать бант синий или красный? Такой стиль общения с ребенком приведет к развитию у него желания и необходимость сделать сознательный выбор, к активности и самостоятельности.

Общение с ребенком, а следовательно, и развитие его речи проходит с опорой на зрительные контакты. Мы общаемся с детьми в игре, участвуя в игровых действиях, задавая по ходу их вопросы, отвечая вместе на них, сопровождая игру высказываниями, устанавливая связь между настоящим, прошедшим и будущим: что было сначала, что потом, что будет дальше и т.д.

Так мы учим ребенка оречевлять выполняемую работу, давать отчет о выполненном и планировать предстоящую деятельность. Именно так формируются разные аспекты коммуникации (общения).

Исключительно важно, чтобы речь окружающих была четкой, правильной, выразительной, а темп ее не убыстренный. Ребенок трех лет склонен к подражанию, в том числе и к речевому. Ведь мы хотим, чтобы ребенок говорил правильно, чисто и красиво. Не правда ли? Если взрослые говорят с дефектом, то и ребенок будет воспроизводить этот дефект, ведь речь, как и многое другое, ребенок усваивает подражательно. Запомним, что влияние взрослого во всем - решающий фактор развития малыша.

Мышление ребенка, как и мышление взрослого, неотделимо от речи, а развиваются речь и мышление во взаимодействии. Ребенок 3 лет может решать логические задачи, правда, не всегда при этом он способен правильно объяснить, почему он действовал так, а не иначе. Полезно стимулировать ребенка к тому, чтобы он сам нашел ответ на им же поставленный вопрос, хотя бы попытался сделать это.

Дети проявляют повышенный интерес к новым словам, занимаются словотворчеством, у них развивается "чувство языка". От ситуативной речи, имеющей форму разговора, диалога, ребенок все больше переходит к развернутой связной речи, носящей характер монологов и все больше выходящей за пределы данной ситуации.

Заботясь о развитии речи ребенка, необходимо давать ему достаточно новых впечатлений, источником которых являются совместные прогулки, кинофильмы, книги, рассказы, самостоятельная практическая деятельность ребенка с вещами и предметами. Задача взрослого - всемерно поощрять виды речевой деятельности, стимулирующие речевое развитие малыша.

К сожалению, не всегда процесс становления речи протекает так благоприятно. Нередки случаи, когда в три года ребенок молчит, называет отдельные лепетные слоги, слова, подкрепляя их жестами. Или его речевое общение состоит из отдельных коротких предложений с многочисленными разнообразными ошибками в употреблении грамматических форм, ребенок говорит как бы не на родном языке. А сказав что-то правильно, может тут же повторить все с ошибкой. В чем причина задержки в развитии речи?

Ребенок учится говорить прежде всего благодаря сохранному физическому (или как говорят - тональному) слуху и способности подражать. Если слух нарушен, ребенок не научится самостоятельно говорить, ведь он не слышит речи окружающих.У слышащего ребенка, если он лишен должного общения, тоже своевременно речь не развивается. В таких случаях без помощи специалистов (врача и логопеда) обойтись трудно, хотя родители сами могут уточнить, как ребенок слышит, как понимает обращенную речь, как он реагирует на речевые звуки и на шумовые раздражители. В любом случае надо запастись терпением и специальными знаниями, чтобы помогать ребенку в его развитии.

Задержки в развитии речи могут привести и к задержкам в развитии мышления. Развитие речи ребенка немыслимо без развития его фонематического слуха, т.е. умения слышать и выделять в слове отдельные звуки - фонемы, а в предложении выделять слова как единицы речи. И для развития фонематического слуха можно подобрать много разных игр: "C чего слово начинается?", "Какой звук первый, какой последний в слове?", "Волшебные превращения: была Маша, стала каша. Вот Мила, а вот мыло". "Как это налил -вылил - перелил - долил?"

Обычные домашние дела превратим в занятия по развитию восприятия и речи: покажем, где такой же , где одинаковые, а где разные предметы, в чем разница между ними? Ребенок уже умеет анализировать, вычленять основные части предметов, свойства, величину, форму, узнавать и называть пространственное расположение предметов. Он может разложить целое на части, а затем из частей собрать целое. Охотно занимается с разрезными картинками.

Трехлетнему доступно рисование по точкам, обводка трафарета, раскрашивание. Ничего, что не все и не всегда получается одинаково аккуратно! Ребенок знает названия цветов, уже не только основных, но и оттеночных. Может показать нужный цвет, сказать, что какого цвета бывает, что на что похоже. Рисует дорожку, лесенку.

Ребёнок способен различать цвет уже с первого года жизни. Однако установление

связи между зрительным восприятием цвета и его словесным обозначением происходит значительно позже. К трем годам твердо усвоены четыре цвета: красный, синий, желтый и зеленый. А если ребенок смешивает цвета, не запоминает их названий? Как надо заниматься с ним в таком случае? С чего начать? Упражнения в различении и названии цветов надо проводить систематически и в разнообразных игровых ситуациях. Особенно важно называть и показывать цвета в повседневной жизни, в быту. В процессе одевания, выполнения различных режимных моментов взрослый называет, цвет одежды, обуви, посуды, игрушек, окружающих предметов. Ребенок должен не только механически усвоить названия цветов, но научиться производить простые умственные операции: подобрать предметы такого же цвета, одинаковые по рисунку, отметить, где ярче, темнее и т.д.

Начинать работу можно с цветными шариками. Например, дается коробка, где три красных шарика. Ребенок рассматривает шарики, катает их сам или с помощью взрослого. Потом ему дают один синий шарик, потом несколько синих, играют с ними. Затем ребенку предлагается покатать красный шарик (слово проговаривается утрированно, с подчеркнутой интонацией), помогают ребенку определить, какой это цвет. Когда ребенок научится выбирать определенный цвет (красный или синий), задания даются вперемешку. А когда уже есть сознательное различение двух цветов, можно добавить и третий. Так постепенно ребенка учат группировать предметы по цвету.

Приведем несколько заданий.

1.        "Слушай и запоминай". На столе перед ребенком несколько цветов (гвоздик или роз) разного цвета. Взрослый называет их, ребенок должен выбрать и поднять нужный цветок.

2.        "Машина клумба". На фланелеграфе "оформляется сад" из разных цветов. Появляется кукла Маша в красном сарафане и красной панамке. Она должна выбрать цветы только красные. (А потом другая кукла в одежде другого цвета выбирает цветы под цвет своей одежды).

3.        "Букеты для мамы и бабушки". У мамы красная ваза, в которую надо поставить все красные цветы. У бабушки желтая ваза, в которую надо поставить все желтые цветы.

4.        "Вкусное угощение". Кукла Маша ждет гостей. Она накрыла стол красной скатертью, поставила красную посуду, положила красные конфеты... (из набора разноцветных картинок или натуральных предметов надо выбрать все красное).

5.        "Кто самый внимательный?" Надо найти в комнате как можно больше предметов определенного цветам (по показу "такого же" или по названию цвета).

6.        "Волшебная елка". Отгадать загадку: "Иголки колки на зеленой...(елке)". На столе появляется зеленая елочка, а к ней надо подобрать игрушки только определенного цвета (например: красного) или двух цветов (красные и синие) игрушки.

7.        "Какой предмет лишний?" Из набора предметов или картинок надо найти то, что не подходит по цвету (все цветочки красные, а один желтый).

8.        "Помоги Незнайке". Незнайка нашел цветок, все лепестки у него красного цвета, а один - белый. Надо его найти и заменить красным лепестком. (На макете цветочка лепестки прикреплены липкой лентой). Усложненный вариант: сделать весь цветок красным, убрав белые лепестки. Кстати, в этом упражнении развивается и ручная умелость, мелкая моторика пальцев рук. Это, как мы уже знаем, очень полезно всем детям.

9.        На карточках изображены, например, зеленый огурец и красный помидор, желтая репа и зеленый горох. Ребенку дается набор муляжей овощей и фруктов, и он должен соотнести предметы с карточками, где они изображены.

10.    "Шаловливый ветер". На карточках нарисовано несколько фигур детей, каждый из них одет в одежду одного определенного цвета (красная куртка, красный шарф, красные варежки, а в руках красный шар). Подул ветер и улетели шапочки, упали варежки, улетели шары. Надо помочь каждому собрать свой цвет.

Набор таких занимательных игр можно продолжить. Все зависит от терпения и фантазии взрослого, от его желания помочь ребенку запомнить цвета, научиться сравнивать, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы, быть внимательным.

Филичева Т.Б., Шаховская С.Н., Соболева А.В. Малышу три года: Учеб.-метод. пособие. - М.: Соц.-полит. журн., 1995 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс коррекционно-образовательных мероприятий по формированию описательно - повествовательной речи у 6-летних детей с ФФН на основе ознакомления с произведениями пейзажной живописи

Приложение к  статье "Формирование описательно - повествовательной речи у 6-летних детей с ФФН на основе ознакомления с произведениями пейзажной живописи"....

Рекомендации родителям по развитию речи детей в летний период.

Консультация для родителей.  Часто родители считают, если логопед ушёл в отпуск про занятия можно забыть, но это не так!...

"Я люблю поговорить".Развитие речи детей второго года жизни

Развитие речи - одна из важнейших задач психического и личностного развития ребенка. Психологи и лингвисты доказали, что именно в раннем возрасте темпы речевого развития значи...

Использование развивающей среды территории детского сада , в развитии речи детей,в летней -оздоровительный период

Лето -это  период не только отдыха от занятий детей , но и еще одна возможность воспитателя проверить все то- что ребенок усвоил за пройденный период. Чтобы закрепить знания детей по развитию реч...

«Что такое ОНР?Характеристика структурных компонентов речи детей 6-летнего возраста с ОНР III уровня».

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (л...

Статья "Давайте сегодня поговорим о том, зачем вообще читать ребенку книги и почему это важно".

Совместное чтение - это процесс, когда мама (папа/бабушка/дедушка) принадлежат только ребенку. Попробуйте посмотреть на чтение книги глазами ребенка: вечно занятые родители наконец-то отвлекаются...

Поговорим о том, как воспитать у ребенка чувство ответственности.

Поговорим о том, как воспитать у ребенка чувство      ответственности. В психологии под ответственностью понимают социальный навык, который не дается при рождении и не во...