КАРТЫ ПРОППА
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Машина Галина Борисовна

КАРТЫ ПРОППА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx18 КБ

Предварительный просмотр:

 В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. От уровня овладения речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.  

Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования влечет за собой необходимость поиска новых подходов к планированию и организации работы с детьми. Исходя из этого для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными подходами, стала использовать инновационные. Мною был разработан долгосрочный проект «Карты Проппа, как средство обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию», который рассчитан на 2 года (средний и старший дошкольный возраст). Карты Проппа относятся к инновационной развивающей технологии наглядного моделирования. –

 Итак, что такое карты Проппа и как с ними нужно работать? Известный филолог, фольклорист Владимир Яковлевич Пропп, занимался изучением русских народных сказок. Пропп разделил сказку на набор, состоящий из 28 карт, 20 из которых являются основными, главными. Одна карта - это определённое событие сказки. Карты Проппа – это своего рода сказочный конструктор. Из событий, как из пазлов конструктора складывается весь сюжет сказки. Разумеется не каждая сказка содержит их в полном обьеме, может нарушаться последовательность функций: добавления, обьединения, которые однако не противоречат основному ходу сказки. Сказка начинается только с первой карты, и заканчивается последней.

Карты Проппа стимулируют развитие памяти, внимания, восприятия фантазии, творческого воображения, обогащает эмоциональную сферу, активизирует речь, способствует повышению ппоисковой активности. Для того чтобы детям было легче освоить карты Проппа работа должна быть разделена на несколько этапов:

На первом этапе (средний возраст) знакомим детей с композицией жанра сказка (зачин, основная часть, концовка);

На втором этапе (средний возраст) играем в подготовительные игры: «Любимый сказочный герой» «Чудеса в решете» «Кто на свете всех злее?» «Заветные слова» «Что в дороге пригодится?» «Что общего?» «Волшебные имена» «Хороший – плохой» «Образ-рисунок» (перекодирование в образа в рисунки)

На третьем этапе (старшая группа) знакомство с обозначениями карт Проппа (читаем сказку и сопровождаем ее выкладыванием карт). Для начала мы используем 4-6 карт, поэтому стоит подбирать небольшие сказки. - Сейчас на примере небольшой сказки «Кот, петух и лиса» я продемонстрирую Вам работу с картами Проппа. (Рассказывает и показывает символику на экране).

 -В лесу в маленькой избушке жили-были кот да петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом стеречь.

  -Собирается кот на охоту и говорит петушку: — Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису, а то она тебя унесёт, съест и косточек не оставит.

 -Ушёл кот, а Петя-петушок в избушке всё прибрал, пол чисто подмёл, вскочил на жёрдочку — сидит, песни поёт, кота ждёт. А лиса уж тут как тут. Опять уселась под окошко и запела: Петушок, петушок, Золотой гребешок, Выгляни в окошко — Дам тебе горошку.

 -Петя выглянул, а лиса его — цап-царап — схватила и понесла. Петушок испугался, закричал: — Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы. Котик-братик, выручи меня. Кот хоть далеко был, а услыхал петушка. Погнался за лисой что было духу, догнал её, отнял петушка и принёс его домой.

  -С тех пор опять кот да петух живут вместе, а лиса уж больше к ним не показывается.

 На четвёртом этапе (старшая группа) этапе мы предлагаем пересказать детям сказку, опираясь на карты Проппа.

На пятом этапе (подготовительная группа). Можно сочинить сказку опираясь, на схематические изображения.

 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Задание педагогам: сейчас я Вам предлагаю сочинить свою сказку экспромтом, с помощью карт Проппа. Одна карта-это один ход, который будет переходить от одного человека к другому. В итоге у нас получится коллективное творчество. Содержание каждой карты Проппа будет представлено на проекторе. Итак, начинаем! Ведущий –педагог в это время записывает сказку на диктофон. После сочинения сказки ведущие – педагог включат диктофон. Педагоги слушают, что получилось. При работе с детьми Вы тоже можете использовать запись на диктофон. Записанные на диктофон сказки собственного сочинения могут явиться основой для следующего проекта «Электронная книга», где дети выступают не только в качестве авторов сказок, но и в качестве художников-иллюстраторов, оформителей, декораторов.

Заключение: Благодаря проводимой работе, мы видим положительные результаты в развитии связной речи дошкольников.

В ходе реализации данного проекта с помощью нетрадиционного материала , дети стали с легкостью запоминать и прессказывать сказочные текста, с удовольствием придумывать и создавать новые продукты своей деятельности.

Сегодня мы с вами очень плодотворно потрудились. Вы большие молодцы, а нашу с вами встречу хочу подытожить следующими строками:

- В мире много сказок грустных и смешных

- И прожить на свете нам нельзя без них

- Сочинять нам сказки карты помогали

- Речь нам развивали , мыслить заставляли.

- Интересна техника представленная нами,

- В этом убедились  вы сегодня сами!!!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перессказ сказок с помощью карт Проппа Т.Н.Дерягина (с примерами занятий)

Среди задач коррекционной работы одной из самых сложных является формирование связной речи. С этой целью мною была  подготовлена и внедрена методика обучения детей пересказу русских народных сказ...

"Играем с картами Проппа"

В работе воспитателя ДОУ важное место отводится связной речи.В современном мире тяжело удивить ребенка,а тем более привлечь его фантазировать.Сейчас,родителям легче посадить ребенка у компьютера или т...

Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию (из опыта работы).

Для ребенка-дошкольника наиболее значимыми являются игра, а также продуктивные виды деятельности: рисование, конструирование, литературно-художественная деятельность и др.Логичным и закономерным предс...

Технологическая карта (конспект) тематического занятия по картам Проппа

laquo;Речь – удивительное сильное средство,но нужно иметь много ума,чтобы пользоваться им»Г. Гегель...

Карты Проппа (изображение карт)

Что такое карты Проппа? Известный исследователь сказок В.Я. Пропп проанализировал структуру русских народных сказок и выделил в них набор постоянных структурных элементов, или функций.П...

Пересказ сказки с использованием «Карты Проппа» старшая группа. Технологическая карта интегрированного занятия.

Обучение новому виду чтения сказок в игровой форме. Развитие логики и интеллекта....

«Ассоциативные карты, карты Проппа в работе с дошкольниками по развитию речевого творчества»

В дошкольном возрасте, помимо речевой готовности к словесному творчеству, формируются и определенные психологические предпосылки. Известный ученый А.В. Запорожец рассматривает воображение как психичес...