«Использование игровой технологии «Стигисы – сказки» для речевого развития детей дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Щербакова Галина Геннадьевна

Стигисы сказки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_stigisy.docx26.27 КБ

Предварительный просмотр:

 «Использование игровой технологии «Стигисы – сказки»

для речевого развития детей дошкольного возраста»

Развитие речи представляет собой сложный многоплановый процесс,тесно связанный с развитием и становлением психических процессов человека. Развивающаяся речь выступает вначале как средство общения, обозначения, в дальнейшем становится орудием мышления, выражения мыслей, организует деятельность и поведение человека.

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

Нарушения речи у дошкольников являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Как правило, эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, а в дальнейшем, на эффективность его обучения.

Согласно образовательным стандартам я начала изучать и применять в своей работе совершенно новую, интересную игровую технологию, которая является незаменимым дидактическим средством стимулирования речевой активности детей – «Стигис - Сказки».

Для многих слова стигисы будут в новинку. Что же такое стигисы?

Стигисы — это совершенно новая технология изготовления развивающих игр и наборов для детского творчества. За основу взят принцип фланелеграфа. Фигурки прикрепляются за счет липучек к полю. Фигурки персонажей легко узнаваемые и симпатичные.Также они достаточно плотные и отлично держат форму. Также эти фигурки можно  использовать для пальчиковых игр.

«Стигис-Сказки» - это отличный способ закрепления и повторения материалов во всех образовательных областях, проектах, тематических неделях. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой картинке, а с другой стороны - это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. При работе со «Стигис - Сказкой» решаются следующие задачи:

  • развитие речи, внимания, памяти, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений;
  • расширение кругозора, формирование определённых умений и навыков;
  • приобщение к нормам общества, адаптация к условиям среды;
  • воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций.

Игра «Стигис» может быть  включена в совместную деятельность ребенка и взрослого с раннего возраста. Преимущество ее состоит в том, что ребенок постепенно осваивает вместе со взрослым композицию сказки, которая легко выстраивается с помощью фигурок сказочных героев на панно (модификации фланелеграфа). Взрослый сам может управлять процессом словесного творчества, постепенно передавая инициативу ребенку, позволяя ему выбирать героев, задавать сюжетную линию, распределять героев в пространстве, осуществлять диалоги.

С помощью стигисов можно развивать:

  1. Речь. В раннем возрасте нарядные фигурки можно передвигать по полю как угодно – с ними ребёнок будет вовлечённо слушать и пересказывать сказки. Именно самостоятельный пересказ историй является самым эффективным методом развития речи, а передвижение фигурок по полю задействует ассоциативную память ребёнка и превращает пересказ в игру.
  2. Уверенность в себе – одна из важнейших составляющих успеха в жизни. В воспитании ребёнка очень важно привить ребёнку чувство радости и удовлетворения, уверенности в себе от выполненной работы. Игра Стигисы «Сказки» дает возможность развивать уверенность в себе, показывая театральные представления перед куклами, родителями, бабушками и дедушками, младшими сестричками и братиками. Если ребёнок уже был в театре, то идея сделать свой театр наверняка увлечёт его. Все дети стремятся быть в центре внимания, и во время театральной постановки все гости оторвутся от взрослых разговоров и будут смотреть и слушать только артиста. Замечательно, если в постановке участвуют двое или даже трое детей. Совместный проект – особенно ценная задача для развития. Если ребёнок с самого раннего детства привыкает к таким маленьким публичным выступлениям, то потом он с лёгкостью выйдет в школе к доске и получит свою первую пятёрку.
  3. Творческое мышление. Дети обожают стигисы за то, что это дает  возможность побыть художником, сказочником и творцом. Малыш расставляет фигурки так, как ему нравится, придумывает сюжеты и активно готовится к таким взрослым видам творчества, как рисование и сочинительство.
  4. Умственные способности. С данным пособием можно играть с ребёнком (или группой детей) в самые разные игры, развивающие память, внимательность и интеллект. Например, чтобы развить внимание ребёнка, спрячьте от него одну из фигурок на игровом поле (за домиком, за деревом) и спрашивайте «Кто спрятался?».
  5. Коммуникативные навыки. Ребёнку для душевного комфорта очень важно общаться некоторое время со взрослым один на один, когда внимание направлено только на него. Игра «Стигисы-Сказки» развивает умение ребенка общаться, создает комфортную среду для игры с ребенком.
  6. Мелкая моторика. Создавая свою сказку, ребёнок совершает много операций своими пальчиками с деталями, которые крепятся при помощи микроскопических липучек. Эти крепления специально рассчитаны для удобства ребёнка, они легко прикрепляются и так же легко открепляются. Действуя с различными фигурками ребенок развивает мелкую моторику рук, что способствует более успешному и эффективному речевому развитию.

В возрасте 2 - 4 лет обычно большинство детей начинает связно говорить. Очень важно помочь, поддержать малыша в этом нелегком деле. Основной инструмент, заложенный природой для обучения – это подражание. Показывая ребенку сказку на планшете, по возможности, вовлекайте  его в рассказ. Пусть пока это будет только одно слово, но ребенок чувствует свою сопричастность, особенно если он сам демонстрирует сказку.

Связь мелкой моторики и речи тоже не случайна. В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Действия, совершаемые руками, стимулируют участки мозга, которые отвечают за речь, ведь сказать слово для малыша большая работа, также включается ассоциативная память, вспоминая картинку, малыш вспоминает сопутствующее ей слова.

В этом возрасте диапазон сказок становится больше. Чтобы сделать общение с ребенком более близким, лучше почувствовать обратную связь, сказки надо рассказывать, а не читать. Это очень сильно стимулирует желание ребенка рассказывать самому. Очень важно сделать задачу посильной для малыша.

Конструирование своего маленького мира и разыгрывание нового сюжета также очень характерно для данного возраста. Наличие игрового пространства и декораций дает большие преимущества по сравнению с большим кукольным театром. Размер фигурок, простота использования, полная свобода в творчестве (куда захотел домик туда и поставил, захотел – посадил дерево, захотел, посадил цветочек, а захотел, украсил дерево цветочками). Все это стимулирует фантазию ребенка, и он с удовольствием проводит время, играя и придумывая свою историю.

Ребенок в возрасте 4-5 лет уже достаточно большой и может играть сам. Но при этом вы должны осознавать важность занятий с ребенком и уделять ему достаточно времени для общения. В этом игра – домашний мини-театр «Стигисы-сказки» – будет большим помощником. Она создаст комфортную для ребенка и взрослого площадку для игр.

В этом возрасте дети уже могут рассказывать сказки самостоятельно, но это им еще сложновато, поэтому помощь, поддержка и участие взрослого необходимы. Рассказывание сказок лучшее логопедическое упражнение.

В данный период сказки можно не только рассказывать, но и придумывать самим. Это развивает творческие способности ребенка.

Дети в возрасте 5-6 лет уже самостоятельно могут развивать сюжет, придумывать новые сказки и рассказы используя стигисы. Вовремя обращая на это внимание и развивая этот навык, можно добиться потрясающих результатов.

Таким образом, «Стигис-Сказки» помогают систематизировать накопленные детьми знания о любимых народных сказках. Развивают усидчивость, умение работать по 3-4 человека, договариваться, меняться. Простота взаимодействия с фигурками дает возможность ребенку изменить ход сказки, ввести других сказочных персонажей, в конечном итоге сочинить свою сказку.

Преимущество развивающих игр стигисов заключается в том, что наборы включают множество вариантов занятий и дидактических игр  с ребёнком. Со стигис можно рассказывать сказки  и играть  в десятки индивидуальных и групповых игр:  «Повтори за мной», «Голоса животных», «Кто за кем?», «Что изменилось?», «Я начну, а ты продолжи», «Угадай сказку», «Кто лишний?», Расскажи русскую народную сказку: «Колобок», «Теремок», «Курочка ряба», «Репка», «Маша и Медведь», «Заюшкина избушка» и т.д.

«Стигисы-сказки» открывают широкие возможности перед педагогом и родителями использования его в речевом развитии, а именно, в коррекции звукопроизношения, фонематического слуха, а также связной речи детей дошкольного возраста.

В своей дальнейшей работе я буду продолжать использовать данную игровую технологию для речевого развития детей.