«Чтение художественной литературы для коммуникативного развития детей в совместной деятельности взрослого и детей»
статья по развитию речи

Шушунина Людмила Васильевна

«Чтение художественной литературы для коммуникативного развития детей в совместной деятельности взрослого и детей»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«Чтение художественной литературы для коммуникативного развития детей в совместной деятельности взрослого и детей»

http://detsadmickeymouse.ru/99/70.jpg

       Процесс развития ребенка во многом обусловлен особенностями его социального окружения, от этого окружения зависит успешность личности в целом. В современных условиях личность ребенка, будучи вплетена в систему взаимодействия со взрослыми, транслирует и воспроизводит общественно значимые ценности, причем уважение человеческого потенциала ребенка должно стать приоритетом воспитания в семье и в образовательном учреждении.

       Особое внимание необходимо обратить на то, что в структуру общеобразовательной программы дошкольного образования включается такая образовательная область, как: «Чтение художественной литературы» — это совместное чтение детей и родителей художественной литературы, консультирование родителей по выбору тематики чтения, произведений, оформление родителями выставок. Книга играет огромную роль в социализации ребенка. Именно совместное чтение с родителями открывает новые возможности для ребенка и является богатейшим средством духовного развития ребенка. К сожалению, в настоящее время наблюдается спад родительской активности в совместном с детьми чтении художественных произведений, связанный с увеличением числа телевизионных каналов, компьютерных игр и других информационных источников, которые становятся доступными для детей, начиная с раннего возраста. В процессе чтения художественных произведений: сказок, рассказов, стихов, потешек, и др. дети дошкольного возраста усваивают эмоции и чувства, которые помогают им установить положительную атмосферу общения с окружающими взрослыми и сверстниками. К началу школьного возраста у ребенка формируются ответственное отношение за свои поступки и результаты своих же действий. На основе этого возникает чувство долга и включение в общее дело. В процессе чтения, возникающие у детей чувства, по отношению к другим людям переносятся и на героев художественных произведений. Например, ребенок сочувствует Колобку тогда, когда его съела Лиса, или Красной Шапочке. Чаще всего дети идентифицирует себя с теми героями, которые попали в беду, именно они и становятся их любимыми. Благодаря художественной литературе дети на данном этапе развития познают мир человеческих чувств, также они проявляют интерес к внутреннему миру главного героя.

            Таким образом, именно через художественные образы устанавливается эмоциональное взаимодействие между ребенком и взрослым, а также происходит знакомство с окружающим миром. Эмоционально переживая за главных героев, ребенок так же начинает замечать, как ведут себя взрослые.

           Знакомя ребенка с художественными произведениями, взрослый, таким образом, развивает в нем чувства. При изучении художественной литературы дети знакомятся с красотой звучания родной речи, также у них формируются этические представления. Знакомство с данным видом искусства начинается не именно со сказок, им предшествует другой вид народного творчества — это песни, частушки, потешки, дразнилки. Особенностями народного творчества являются глубокая человечность, юмор, моральная направленность. Народное творчество является хорошим средством педагогического воздействия на детей дошкольного возраста, которое направлено против воспитания в детях лени, эгоизма, трусости. При прочтении сказок развивается фантазия, воображение, появляется интерес к сочинительству.

        Нравственные и эстетические представления дети дошкольного возраста должны вынести именно из художественных произведений, а не из нравоучений педагога по прочитанному произведению. Излишнее морализирование принесет только вред ребенку, так как произведение после разобранных вопросов по нему в глазах ребенка теряет всякую красочность. Нужно полностью довериться тексту художественного произведения. «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова», — вот что писал о силе слова К.Д. Ушинский [1]. Следовательно, педагог при помощи художественного языка произведений, выполняет воспитательные задачи, такие как формирование целостной картины мира, развития умения анализировать тексты, выразительное чтение стихов и поощрения за любую творческую деятельность, развитие литературной речи и т.д. В условиях реализации ФГОС дошкольного образования любая программа включает образовательную область «Чтение художественной литературы». Например, программа «Успех», в ее центре ребенок 21 века. Организация в этой программе представлена совместной деятельностью детей и их родителей, а так же самостоятельной работой ребенка. Результатом данной программы является так называемый «социальный портрет» ребенка. Существует ещё такая программа как «Детство», которая реализуется на базе деятельного подхода в условиях активного взаимодействия ребенка и окружающего мира. Такая программа дает возможность развития у ребенка творческой активности, стимулирует его воображение. Для того чтобы ребенок начал проявлять интерес к книге и использовал литературный опыт в своей творческой деятельности, были разработаны задачи для овладения образовательной областью для каждого возраста.

      Например, возраст 3–4 года. Для формирования целостной картины мира ребенку нужно развивать интерес к окружающему миру и узнавать это из книг, также обязательно нужно формировать интерес к положительным героям и обращать внимание детей на те моменты, где положительные герои «побеждают» отрицательных. Т.е задачи данного возраста направлены на социализацию, коммуникацию, познание. В дошкольном возрасте (3–7 лет) у детей складываются некие нравственные эталоны, которые носят обобщенное представление о «хорошем» или «плохом» поведении в различных жизненных ситуациях. Важно заметить, что освоение области «Чтение художественной литературы» осуществляется с помощью различных приемов, средств и методов. Таковыми являются, игры-ситуации, выставки работ воспитанников, конкурсы, праздники, консультации с родителями. На последнем остановимся поподробнее.

          Для того чтобы узнать, знакомят ли родители своих детей с художественной литературой, мы решили составить небольшой опросник. Он состоит из 17 вопросов, пример вопросов представлен ниже.

Закомите ли Вы своих детей с художественной литературой?

Если да, то с какой именно? Если нет, то почему?

Как Вы считаете, влияет ли художественная литература на развитие    эмоционально- личностной сферы ребенка?

Что Вы предпринимаете для развития положительных эмоций у Вашего ребенка?

Часто ли Вы читаете своим детям сказки?

Считаете ли Вы, что после прочтения сказок нужно задавать детям вопросы по прочитанному тексту?

Какие бы Вы задали ребенку вопросы?

А как Вы думаете, с чего начинается приобщение ребенка к искусству?

Каким образом Ваш ребенок сопереживает героям художественных произведений?

Знает ли Ваш ребенок, что такое «хорошо», а что такое «плохо»?

Какие сказки Вам в детстве читали? Кто Вам их читал?   

Какой творческой деятельностью Вы занимаетесь со своим ребенком?

Считаете ли вы нужным посещать различные мероприятия в детском саду?

Какие мероприятия Вам запомнились и почему?

Есть ли у вашего ребенка любимая сказка?

Герой? Назовите их.

Каким образом Ваш ребенок занимается творческой деятельностью?

Делали ли вы со своим ребенком какие-либо работы для выставок?

Как Ваш ребенок проявляет интерес к искусству?

Есть ли у него литературный опыт?

       Благодаря подобным вопросам мы сможем узнать, как сами родители относятся к чтению художественной литературы и как они приобщают детей к искусству. С помощью опросника также можно выявить предпочтения родителей в выборе тематики художественных произведений для детей, а также, почему родители считают чтение литературы своим детям необходимым и полезным занятием для эмоционально-личностного развития ребенка.

      Общие психолого-педагогические рекомендации, которые будут полезны родителям, по приобщению детей к художественной литературе заключаются в следующем: — необходимо, чтобы у ребенка дома была своя домашняя библиотека, которую он мог бы постоянно пополнять под руководством взрослых; — необходимо отвести ребенка в детскую библиотеку, чтобы познакомить с книгами и рассказать, почему ее посещают взрослые и дети; — необходимо обращать внимание ребенка на новые книги, вместе с ним приобретать их в магазинах; — ежедневно совместно с родителями читать знакомые и новые художественные произведения; — необходимо следить за тем, какая тематика книг более интересна ребенку и почему он проявляет желание сочувствовать главным героям некоторых произведений; — необходимо разнообразить маршруты прогулок с тем, чтобы ребенок мог проявлять познавательный интерес в виде вопросов, ответ на которые можно прочитать в книге; — стоит приглашать в гости друзей, сверстников, соседей по дому с целью совместного знакомства и прочитывания художественных произведений и обмена ими; — необходимо чаще брать ребенка в гости к знакомым людям, которые любят читать вместе с детьми и с которыми оказывается возможным обсуждение прочитанных книг. Ребенок, если с ним занимаются, может сам выбирать способ правильного поведения, выражать свое мнение, брать на себя ответственность за свою позицию. Л.С. Выготский писал: «Опыт семейного воспитания показывает, что ребенок, который окружен книгами, на 6 году без всякого учения усваивает чтение» .

     Таким образом, при взаимодействии со взрослыми людьми и сверстниками ребенок усваивает нормы социального поведения. В определенных жизненных ситуациях дети сталкиваются с тем, что нужно подчинять свое поведение под рамки моральных норм и требований, следовательно, важнейшими моментами в эстетическом и этическом развитии становится как раз таки знание норм поведения и понимания их ценности . Главную определяющую роль в психическом развитии ребенка играет социальный опыт, зафиксированный в форме предметов, знаковых систем. Его ребенок присваивает от взрослых. Каждое новое поколение людей выражает свой опыт в искусстве. Литература является богатейшим источником, побудителем чувств и переживаний. Для ребенка художественные произведения — это особая реальность, которая позволяет расширить рамки обыденности. Именно в литературе ребенок встречается с различными проявлениями чувств, такими как: любовь, ненависть, гнев, сочувствие, форма их изображения особая, доступная для ребенка, а проявления чувств настоящие, «взрослые».  

            C:\Users\User\Desktop\356459.png

C:\Users\User\Desktop\202145_html_m22c05f38.png   

C:\Users\User\Desktop\img5.jpg

                  Особенности социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста в логике ФГОС ДО Процесс социализации является одним из ключевых направлений работы дошкольного образовательного учреждения. Начиная с младшего возраста воспитанников, педагоги стараются решить задачи социально-личностного развития детей при помощи различных методов и технологий, особенно важным вопрос социализации становится в старшем дошкольном возрасте перед выходом ребенка в школьную жизнь. Начальный социальный опыт общения с другими становится основой для развития личности ребенка, определяет особенности поведения человека в будущем, умения принимать и понимать других людей, степень его открытости миру.

     Дошкольный возраст – это период активного социального развития, становления личного опыта взаимодействия детей с миром, с окружающими взрослыми людьми и сверстниками. В этот период ребенок активно накапливает свой первый опыт самостоятельных, социально-ориентированных поступков, делает первые шаги в освоении принятых в обществе этических норм и правил. Социальное развитие рассматривается многими исследователями как центральное направление образовательного процесса в дошкольном учреждении. В результате правильно выстроенного педагогического процесса, направленного на социально-личностное развитие детей, у дошкольников формируется начальная социально-коммуникативная компетентность, проявляющаяся в готовности детей решать задачи сотрудничества, проявлять симпатию, взаимопонимание и доброжелательное отношение ко взрослым и сверстникам. Такой результат можно достичь только при четко спланированной педагогической работе, начиная с младшего дошкольного возраста, при соблюдении необходимых условий организации педагогического процесса.

      Понятие «социализация» можно определить как овладение индивидом в процессе взаимодействия с социальной средой механизмами социального поведения и усвоения общепринятых норм. Благодаря высокой восприимчивости детей дошкольного возраста к усвоению социальных норм и правил поведения, которая основана на подражании значимым взрослым, а также быстрому усвоению нового материала из-за пластичности нервной системы, в дошкольном возрасте создаются благоприятные возможности для успешного социально-нравственного воспитания и развития личности ребенка.

      Личность ребенка развивается, меняется под влиянием других людей, которые его окружают, приспосабливается к выполнению обязанностей в социуме, отвечает за свои поступки, за свое поведение. Данный процесс носит название "социализация". Главная задача социализации - передача обществом культуры, социально-исторического опыта, ценностных ориентаций, усвоение правил и норм поведения. По определению И.С.Кона, социализация - это «совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих функционировать в качестве полноправного члена общества», с точки зрения А. В. Мудрика социализация — это «процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром». Неотъемлемым показателем социально- коммуникативного развития детей дошкольного возраста является проявление социальной активности ребенка, без которой невозможно появление новых личностных преобразований. Социальная активность рассматривается как готовность личности к социальным действиям в сфере социальных отношений (М.И. Рожков), как нравственное и творческое выполнение личностью социальных функций (Т.С. Лапина). Именно активное, творческое начало в освоении общепринятых норм и правил, в отношении со взрослыми людьми и сверстниками является важнейшим условием эффективного процесса социализации детей дошкольного возраста.

        В ФГОС ДО вводится понятие «позитивной социализации» дошкольников, для которой приоритетным становится эмоциональный комфорт воспитанников в процессе обучения в дошкольной образовательной организации, развитие социальных навыков у детей, а также коммуникативной компетентности, которая выражается в наличии трех компонентов: коммуникативные знания, умения, способности. Основное внимание педагоги и специалисты ДОО должны обратить на эмоциональное благополучие ребенка в группе дошкольного образовательного учреждения, его умение активно вступать в эффективное взаимодействие со взрослыми и сверстниками на основе понимания их чувств и переживаний, ориентировку в нравственных нормах и правилах, позитивное отношение к себе. В раннем детстве ребенок в совместной деятельности со взрослыми осваивает основные предметные действия, в то же время поведение взрослых, характер их отношений собой, способы их действий, манеры становятся образцом для подражания. В раннем детстве ребенок еще не осознает роль взрослого, также нет осознания самого себя, еще не усвоены нормы и правила поведения, принятые в обществе. Но уже на стыке раннего и дошкольного возраста ярко проявляется стремление у ребенка к самостоятельности, возникают собственные желания, которые осознаются им. Взрослый человек является образцом для ребенка, который постепенно начинает действовать «как большой», ему хочется подражать взрослым, их действиям, отношениям. Именно это стремление становится основой всех новообразований в социально- коммуникативном развитии ребенка.

           ФГОС ДО определяет основные задачи социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста: - усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; - развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; - становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; - развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; -формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

    В младшей группе социально-коммуникативное развитие проходит при максимальной поддержке воспитателя, который наравне с родителями воспитанников выступает в качестве образца и эталона для усвоения этических норм и правил для детей младшего дошкольного возраста. В то же время ребенок все более активно проявляет интерес к окружающим его людям, в его развитии значимую роль начинает играть общение со сверстниками. В ходе реализации процесса социализации детей младшего дошкольного возраста решаются следующие педагогические задачи: - придание отношениям детей со взрослыми и сверстниками положительной направленности; - поддержка и развитие стремления ребенка к общению; - обогащение личного практического опыта ребенка; - постоянное приучение ребенка к положительным поступкам; - воспитание эмоциональной отзывчивости на состояние других людей; -освоение способов взаимодействия со сверстниками в повседневном общении и в игре; - выполнение элементарных правил культуры поведения в детском саду.

     Основными методами работы с детьми младшего дошкольного возраста над социально-личностным развитием могут быть жизненные и игровые ситуации, различные инсценировки с игрушками, театрализованная деятельность с дальнейшем обсуждением поступков главных героев, совместная деятельность со взрослыми и сверстниками, наблюдение за действиями и отношениями взрослых людей, чтение художественной литературы, сюжетно- ролевые игры. Важнейшим условием эффективного социального развития становится создание благожелательной, комфортной психо -эмоциональной обстановки в группе детского сада, ощущения безопасности у ребенка. В результате усвоения социальных норм и правил в младшем дошкольном возрасте, ребенок научится доброжелательному отношению к взрослым и сверстникам, станет социально активным: младший дошкольник любознателен, охотно начинает общение по различным поводам, быстро преодолевает негативное настроение, повторяет одобренные действия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ C ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ НА ТЕМУ: «В ГОСТЯХ У ДЕДУШКИ КОРНЕЯ» (ПО ПРОЕКТУ «ВСЕ ПРОФЕССИИ НУЖНЫ, ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ»)

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ C ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙНА ТЕМУ: «В ГОСТЯХ У ДЕДУШКИ КОРНЕЯ» (ПО ПРОЕКТУ «ВСЕ ПРОФЕ...

Конспект мероприятия совместной деятельности взрослого и детей по социально-коммуникативному развитию для средней группы «В мире доброты»

На мероприятии педагог дает представление детям о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека, представление о важности и необходимости просить прощения, испытывая в этом внутреннюю потребно...

Конспект совместной деятельности взрослого и детей по социально-коммуникативному развитию "В гостях у Федоры Егоровны".

Данное мероприятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Оно позволяет в игровой форме закрепить умение детей выполнять индивидуальные и коллективные поручения....

"Чтение художественной литературы как средство развития детей"

quot;Чтение художественной литературы как средство развития детей"...

Практический материал к образовательной области «Коммуникативная деятельность, чтение художественной литературы» (речевое развитие) для детей от 5-7 лет

Данные рекомендации предлагают алгоритм использования игровых технологий для развития у детей 5,5-7 лет слуховой и зрительной памяти. Предложенные серии дидактических игр наилучшим образом реализуют п...