словарно-грамматическая работа
картотека по развитию речи (подготовительная группа)

Алемская Александра Михайловна ( Смилина)

словарно-грамматическая работа с  детьми 6-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka.docx153.07 КБ
Microsoft Office document icon lexiko-gram_upr.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

H:\для сайта\материалы\depositphotos_29839117-stock-illustration-school-childrens-background.jpg

H:\для сайта\материалы\depositphotos_29839117-stock-illustration-school-childrens-background.jpg

H:\для сайта\материалы\depositphotos_29839117-stock-illustration-school-childrens-background.jpg

H:\для сайта\материалы\depositphotos_29839117-stock-illustration-school-childrens-background.jpg

H:\для сайта\материалы\depositphotos_29839117-stock-illustration-school-childrens-background.jpg

H:\для сайта\материалы\depositphotos_29839117-stock-illustration-school-childrens-background.jpg

H:\для сайта\материалы\depositphotos_29839117-stock-illustration-school-childrens-background.jpg

H:\для сайта\материалы\depositphotos_29839117-stock-illustration-school-childrens-background.jpg

H:\для сайта\материалы\depositphotos_29839117-stock-illustration-school-childrens-background.jpg

H:\для сайта\материалы\depositphotos_29839117-stock-illustration-school-childrens-background.jpg



Предварительный просмотр:

Вариант 1

Конструирование устных заданий по словарно-грамматической работе для детей 6-7 лет.

Разработайте содержание познавательно-речевых упражнений на основе комплексно-тематического содержания. Зная проблемы в развитии речи конкретного ребенка, вы сможете подобрать или составить соответствующие упражнения, ориентируясь на целевую направленность заданий. В каждом упражнении должно быть не менее 5-6 заданий, составленных на основе тематического словаря.

Тема «Осень».

Тематический словарь: безветрие, ветер, ветрено, грязь, деревья, дождливо, дождь, дуть, земля, золотая, золотой, зонт, косой, листва, листопад, листья, лить, мокрый, моросить, накрапывать, наступать, ненастье, непогода, ноябрь, октябрь, осень, пасмурно, погода, поздняя, похолодание, проливной, промозглый, ранняя, сентябрь, серые, слякоть, срывать, сухой, сыро, трава, туча, унылый, хмурый, холодно, холодный.

Упражнение 1. Цель: упражнять в образовании множественного числа существительных, согласовании существительных и числительных. Сосчитай до пяти:

  • Один осенний день – два осенних дня, …
  • Одно высокое дерево - …

Упражнение 2. Цель: упражнять в сравнении слоговой структуры слов. Какое слово самое короткое?

Сентябрь, грязь, деревья, слякоть.

Упражнение 3. Цель: упражнять в подборе логически обоснованного окончания предложения. Как можно закончить предложение?

  • Наступила осень, поэтому…
  • Пошел проливной дождь, и …

Упражнение 4. Цель: упражнять в нахождении смысловой ошибки в предложениях.         Что не так?

  • Холодный моросящий дождь – признак наступления зимы.
  • ……

Упражнение 5. Цель: упражнять в подборе признаков сходства и отличия. Что общего и чем отличаются друг от друга?

  • Ясень и осень.
  • Дождь, дождливый, дождик, подожди.

Упражнение 6. Цель: упражнять в использовании однокоренных слов. Какое слово не подходит?

  • Восемь, осень, осенний, осенью.
  • Ветер, ветрено, свитер, безветренный.

Вариант 2

Конструирование устных заданий по словарно-грамматической работе для детей 6-7 лет.

Разработайте содержание познавательно-речевых упражнений на основе комплексно-тематического содержания. Зная проблемы в развитии речи конкретного ребенка, вы сможете подобрать или составить соответствующие упражнения, ориентируясь на целевую направленность заданий. В каждом упражнении должно быть не менее 5-6 заданий, составленных на основе тематического словаря.

Тема «Деревья. Кустарники».

Тематический словарь: береза, березняк, березовый, боярышник, ветка, вечнозеленый, вянуть, деревья, дуб, дубовый, ель, еловая, желтеть, желтый, желудь, золотая, ива, каштан, клен, кленовый, кора, корень, краснеть, красный, крона, куст, кустарник, липа, липовый, лист, лиственница, лиственные, листопад, облетать, облетевшая, опадать, орехи, орешник, осина, осиновый, падать, плоды, разноцветная, раскидистый, рябина, рябиновый, сосна, сосновая, ствол, сук, тополь, тополиный, ясень.

Упражнение 1. Цель: упражнять в образовании множественного числа существительных, согласовании существительных и числительных. Сосчитай до пяти:

  • Одна плакучая ива – две плакучие ивы, …

Упражнение 2. Цель: упражнять в сравнении слоговой структуры слов. Какое слово самое короткое?

Сосна, клен, липа, ясень.

Упражнение 3. Цель: упражнять в подборе логически обоснованного окончания предложения. Как можно закончить предложение?

  • В березняке растут…
  • В дубраве растут…

Упражнение 4. Цель: упражнять в нахождении смысловой ошибки в предложениях. Что не так?

  • Под дубом дети собирали шишки.

Упражнение 5. Цель: упражнять в подборе признаков сходства и отличия. Что общего и чем отличаются друг от друга?

  • Ель и лиственница.
  • Рябина и красная смородина.

Упражнение 6. Цель: упражнять в использовании однокоренных слов. Какое слово не подходит?

  • Желтый, желтеть, желудь, пожелтеть.
  • Кора, корень, крона, корт.

Упражнение 7. Цель. Упражнять в словообразовании. Измени по образцу:

Тополь – тополиный. Осина - …

Вариант 3

Конструирование устных заданий по словарно-грамматической работе для детей 6-7 лет.

Разработайте содержание познавательно-речевых упражнений на основе комплексно-тематического содержания. Зная проблемы в развитии речи конкретного ребенка, вы сможете подобрать или составить соответствующие упражнения, ориентируясь на целевую направленность заданий. В каждом упражнении должно быть не менее 5-6 заданий, составленных на основе тематического словаря.

Тема «Овощи».

Тематический словарь: баклажан, бобы, большой, ботва, вскапывать, выкапывать, вырастить, выращивать, горох, гороховый, горький, желтый, зеленый, кабачок, капуста, картофель, картофельный, копать, кочан, красный, крепкий, крупный, круглый, кукуруза, лук, маленький, мелкий, морковь, овощи, овощной, огурец, окапывать, патиссон, пересаживать, перец, петрушка, поливать, полоть, помидор, продолговатый, пупырчатый, редис, редька, репа, рыжий, сажать, свекла, свекольный, сеять, сладкий, собирать, сочный, стручок, толстокожий, тыква, удобрение, укроп, урожай, фасоль, фасолевый, хрен, хрустящий, чеснок.

Упражнение 1. Цель: упражнять в классификации по заданным признакам. Что лишнее? Картофель, свекла, морковь, ботва. Продолжите.

Упражнение 2. Цель. Упражнять в изменении окончания существительных. Измени по образцу: Один огурец – много огурцов. Продолжите.

Упражнение 3. Цель: упражнять в подборе антонимов. Скажи наоборот:

  • Крупный кочан - …
  • Длинный огурец - …

Упражнение 4. Цель. Упражнять в подборе однородных членов предложения. Продолжи предложение:

На обед у нас был овощной салат из…

Мама испекла пирожки с…

Упражнение 5. Цель. Упражнять в подборе прилагательных и глаголов к существительным. Подбери признак и действие:

Чеснок (какой?) - …

Петрушку (что с ней делают?) - …

Упражнение 6. Цель. Упражнять в словообразовании. Измени по образцу:

Тыква – тыквенная каша.

Фасоль - … - …

Упражнение 6. Цель: упражнять в использовании однокоренных слов. Какое слово не подходит? Редька, репка, кепка, редис.

Вариант 4

Конструирование устных заданий по словарно-грамматической работе для детей 6-7 лет.

Разработайте содержание познавательно-речевых упражнений на основе комплексно-тематического содержания. Зная проблемы в развитии речи конкретного ребенка, вы сможете подобрать или составить соответствующие упражнения, ориентируясь на целевую направленность заданий. В каждом упражнении должно быть не менее 5-6 заданий, составленных на основе тематического словаря.

Тема «Птицы».

Тематический словарь: аист, вить, воробей, ворона, выводить, глухарь, гнездо, голубь, грач, гусь, гусиный, дрозд, дятел, жаворонок, журавль, зимовать, зимующие зяблик, искать, каркать, кладка, клевать, клин, клюв, корм, кормушка, крыло, куковать, кукушка, курлыкать, куропатка, ласточка, лебединая, лебедь, летать, нахохлиться, откладывать, перелетные, перья, порхать, птенец, пух, пуховый, рябчик, свиристель, синица, скворец, снегирь, сова, сойка, соловей, сорока, стая, стриж, тетерев, трясогузка, улетать, утка, утиный, цапля, чибис, чирикать, щебетать, щегол, щелкать, яйцо, ястреб.

Упражнение 1. Цель: упражнять в нахождении смысловой ошибки в предложениях. Что не так? У птиц по два крыла и по четыре лапы. Продолжите.

Упражнение 2. Цель. Упражнять в формулировании развернутого и обоснованного ответа. Хитрые вопросы:

Кто больше: кукушонок или кукушка? Какое слово длиннее: аист или аистенок?

Упражнение 3. Цель. Упражнять в нахождении ошибки в согласовании частей речи в предложении. Исправь ошибку:

Белая лебедь. Сорока чирикает.

Упражнение 4. Цель. Упражнять в использовании простых словесных аналогий. Подбери парное слово:

Человек – нос, птица - …(клюв).

Рыбы – плавники, птицы - …(крылья).

Упражнение 5. Цель. Упражнять в подборе глаголов к существительным. Подбери действие: Кто как подает голос? (чирикает, стрекочет, курлычет, щелкает…) Утка – крякает. Журавли - …

Кто что делает? (нахохлился, щебечет, шипит, порхает, клюет…)

  • Гусь - …
  • Ласточка - …

Вариант 4

Конструирование устных заданий по словарно-грамматической работе для детей 6-7 лет.

Разработайте содержание познавательно-речевых упражнений на основе комплексно-тематического содержания. Зная проблемы в развитии речи конкретного ребенка, вы сможете подобрать или составить соответствующие упражнения, ориентируясь на целевую направленность заданий. В каждом упражнении должно быть не менее 5-6 заданий, составленных на основе тематического словаря.

Тема «Человек. Части тела».

Тематический словарь: бегать, бедро, борода, бородатый, брать, бровь, бросить, висок, волосы, высокий, гладить, глаз, голень, голова, грудь, губа, длинноволосый, живот, запястье, зеленоглазый, зубы, кареглазый, кивать, кисть, колено, ладонь, лоб, локоть, лохматый, морщить, мочка, нахмурить, низкий, нога, ноготь, ноздри, нос, носовой, палец, плечо, подбородок, прыгать, пятка, расчесывать, рот, рука, рыжеволосый, светловолосый, светлоглазый, сидеть, синеглазый, скулы, согнуться, спина, стоять, стрижка, ступня, тело, темноволосый, улыбаться, улыбка, усы, ухо, ходить, царапать, человек, шея, щеки, язык.

Упражнение 1. Цель: упражнять в нахождении смысловой ошибки в предложениях. Что не так?

  • Глаза для того, чтобы слушать.
  • Девочка сморщила подбородок и нахмурилась.

Упражнение 2. Цель. Упражнять в толковании пословиц и поговорок. Когда так говорят?

  • Глаза боятся, а руки делают.
  • Одна голова – хорошо, а две – лучше.
  • Руки работают, а голова кормит.

Упражнение 3. Цель. Упражнять в спряжении глаголов. Измени по образцу:

Она стоит – они стоят – мы стоим.

Он бежит - …

Упражнение 4. Цель. Упражнять в использовании простых словесных аналогий. Подбери парное слово:

Дерево – ветка, человек - …(рука).

Книга – обложка, человек - …(одежда).

Упражнение 5. Цель. Упражнять в подборе глаголов к существительным. Подбери действие: Что можно делать? Ногами - ...Пальцами - …Языком …

Упражнение 6. Цель: упражнять в классификации по заданным признакам. Что лишнее?

  • Рука, лоб, нос, рот.
  • Хвост, морда, лицо, лапы.

Вариант 6

Конструирование устных заданий по словарно-грамматической работе для детей 6-7 лет.

Разработайте содержание познавательно-речевых упражнений на основе комплексно-тематического содержания. Зная проблемы в развитии речи конкретного ребенка, вы сможете подобрать или составить соответствующие упражнения, ориентируясь на целевую направленность заданий. В каждом упражнении должно быть не менее 5-6 заданий, составленных на основе тематического словаря.

Тема «Одежда».

Тематический словарь: брюки, варежки, вязать, вязаный, гольфы, дубленка, завязывать, застегивать, зимняя, кепка, колготки, купальник, куртка, кушак, летняя, мех, меховой, надевать, носки, одевать, одежда, панама, пальто, платье, петля, пиджак, плавки, перчатки, портной, пуговица, пух, пуховый, пуховик, развязывать, раздевать, расстегивать, рубашка, рукавицы, сарафан, свитер, теплый, трусы, холодный, шапка, шарф, швея, шерсть, шерстяной, шляпа, шорты, юбка.

Упражнение 1. Цель: упражнять в образовании множественного числа существительных. Сосчитай до пяти:

  • Один вязаный шарф – два вязаных шарфа,…
  • Одни красивые варежки - …

Упражнение 2. Цель: Упражнять в сравнении слоговой структуры слов. Какое слово самое длинное? Купальник, шерсть, плащ, пуговица. Продолжите.

Упражнение 3. Цель: упражнять в подборе слова по лексической теме в контексте предложения. Закончи предложение:

Шапку надеваем на…

Одежду шьет…

Упражнение 4. Цель: Упражнять в нахождении смысловой ошибки в предложениях. Что не так?

  • Кушак – это большая ложка.
  • Если на улице мороз, мы расстегиваем пальто.

Упражнение 5. Цель: упражнять в подборе признаков сходства и отличия. Что общего и чем отличаются друг от друга?

  • Перчатки и варежки.

Упражнение 6. Цель: упражнять в классификации по заданным признакам. Что лишнее?

  • Шапка, пиджак, кепка, панама.
  • Надевать, застегивать, завязывать, шить.

Вариант 7

Конструирование устных заданий по словарно-грамматической работе для детей 6-7 лет.

Разработайте содержание познавательно-речевых упражнений на основе комплексно-тематического содержания. Зная проблемы в развитии речи конкретного ребенка, вы сможете подобрать или составить соответствующие упражнения, ориентируясь на целевую направленность заданий. В каждом упражнении должно быть не менее 5-6 заданий, составленных на основе тематического словаря.

Тема «Дом. Семья».

Тематический словарь: бабушка, брат, вежливый, взрослый, внук, внучка, гладить, готовить, двоюродный брат, двоюродная сестра, дедушка, добро, добрый, дочь, дядя, забота, заботиться, заботливый, имя, любить, маленький, мама, младший, мыть, отчество, папа, племянник, помогать, помощь, порядок, послушный, прабабушка, прадедушка, протирать, растить, родной, родня, родственники, семья, семейный, сестра, средний, старше, старший, стирка, стирать, строгий, сын, тетя, убирать, уборка, уважать, уважение, ухаживать, фамилия.

Упражнение 1. Цель: упражнять в аргументации ответа. Кто из этих людей твои родственники? Продавец, дворник, брат, друзья. Продолжите.

Упражнение 2. Цель: упражнять в словообразовании. Назови отчества мужчин и женщин:

Александр – Александрович – Александровна.

Анатолий - …

Дмитрий - …

Упражнение 3. Цель. Упражнять в словообразовании. Измени по образцу:

Шарф – (чей?) - бабушкин.

Пальто – (чье?) - …

Упражнение 4. Цель. Упражнять в подборе прилагательных к существительным. Подбери признак:

  • Сын (какой?) – старший, добрый…
  • Мама (какая?) - …

Упражнение 5. Цель: упражнять в подборе слова по лексической теме в контексте предложения. Как можно закончить предложение?

Мой брат заболел, потому что…

Папа пришел домой и …

Мама очень обрадовалась, когда…

Упражнение 6. Цель. Упражнять в толковании пословиц и поговорок. Когда так говорят? В гостях хорошо, а дома лучше. Дома и стены помогают.

Вариант 8

Конструирование устных заданий по словарно-грамматической работе для детей 6-7 лет.

Разработайте содержание познавательно-речевых упражнений на основе комплексно-тематического содержания. Зная проблемы в развитии речи конкретного ребенка, вы сможете подобрать или составить соответствующие упражнения, ориентируясь на целевую направленность заданий. В каждом упражнении должно быть не менее 5-6 заданий, составленных на основе тематического словаря.

Тема «Человек. Эмоции».

Тематический словарь: веселье, веселиться, вина, виноват, глупость, глупо, горе, горевать, грусть, грустно, грустить, грустный, доброта, добрый, злее, злой, злиться, злость, обида, обидно, обидеть, обижаться, обиженный, огорчать, огорчаться, пугать, пугаться, радостный, радость, разозлить, разозлиться, робко, робость, робкий, сердито, сердиться, смелость, смелый, смелее, смешно, смех, смеяться, стеснительный, стесняться, страх, страшно, стыд, стыдно, удивление, удивительно, удивленный, удивляться, хитрость, хитро, хитрый, хитрить, храбро, храбрость, храбрый.

Упражнение 1. Цель: упражнять в подборе логически обоснованного окончания предложения. Как можно закончить предложение?

  • Мальчик испугался собаки и…
  • Дедушка расстроился из-за…

Упражнение 2. Цель: упражнять в сравнении слоговой структуры слов. Какое слово самое длинное? Хитрость, удивительно, огорчать, доброта. Продолжите.

Упражнение3. Цель: упражнять в подборе антонимов. Скажи наоборот:

  • Веселее - …
  • Злее - …

Упражнение 4. Цель: упражнять в толковании пословиц и поговорок. Когда так говорят? Светится от счастья. У страха глаза велики.

Упражнение 5. Цель: упражнять в анализе ситуаций. Подбери признак. Подумай, когда человеку бывает: …стыдно, …весело, …интересно.

Упражнение 6. Цель: упражнять в использовании однокоренных слов. Какое слово не подходит? Весело, весло, веселый, веселятся.

Упражнение 7. Цель: упражнять в анализе поступков сказочных героев. Вспомни, какие сказочные герои были: добрыми - …, умными - …, глупыми - …, трусливыми - …, хитрыми - …, смелыми - ...

Вариант 9

Конструирование устных заданий по словарно-грамматической работе для детей 6-7 лет.

Разработайте содержание познавательно-речевых упражнений на основе комплексно-тематического содержания. Зная проблемы в развитии речи конкретного ребенка, вы сможете подобрать или составить соответствующие упражнения, ориентируясь на целевую направленность заданий. В каждом упражнении должно быть не менее 5-6 заданий, составленных на основе тематического словаря.

Тема «Школа».

Тематический словарь: альбом, доска, звонок, изучать, карандаш, класс, классный, линейка, мел, одноклассники, отличница, отличник, оценка, парта, пенал, первоклассник, первоклассница, перемена, писать, портфель, принадлежности, ранец, решать, ручка, считать, тетрадь, уроки, учебник, ученик, учитель, учительница, учиться, фломастеры, читать, школа, школьник, школьница, школьный.

Упражнение 1. Цель: упражнять в использовании однокоренных слов. Какое слово не подходит?

  • Ученик, учитель, учебник, учительница
  • Первоклассник, одноклассник, второклассник, класс.

Упражнение 2. Цель: упражнять в подборе слова по лексической теме в контексте предложения. Закончи предложение:

  • Перерыв между уроками называется…
  • Ручки и карандаши должны храниться в…

Упражнение 3. Цель: упражнять в нахождении смысловой ошибки в предложениях. Что не так?

  • Ученик учит учителя.
  • За хорошие ответы на уроке ученикам дают мороженое.

Упражнение 4. Цель: упражнять в подборе признаков сходства и отличия. Что общего и чем отличаются друг от друга?

Школа и детский сад. Учительница и воспитательница. Парта и стол. Портфель и ранец.

Упражнение 5. Цель: упражнять в подборе логически обоснованного окончания предложения. Как можно закончить предложение?

  • Прозвенел звонок на урок и…
  • Ручкой пишут в тетради, а фломастерами - …
  • На доске пишут мелом, а в тетради…

Упражнение 6. Упражнять в отгадывании загадок и обосновании ответа. Отгадай загадки. Белый камешек растаял, на доске следы оставил (мел). Если ей работу дашь, зря трудился карандаш (резинка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа воспитателя детского сада по организации индивидуальной работы при работе со всей группой детей.

Организовать  индивидуальную работу в ДОУ не просто, особенно, если группа переполнена.В работе представляется обобщение опыта по организации  индивидуальной работы со всей группой одновреме...

Документация психолога на ставку 0,23 по работе с младшими дошкольниками: график работы педагога-психолога в детском саду и циклограмма работы психолога в ДОУ.

Везде дается документация на 1 или 0.5 ставки педагога-психолога, работающего со всеми группами. В данном случае даны образцы документов педагога-психолога на ставку 0.23, работающегов 1 и 2 младших г...

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

«Инновационные формы работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях работы консультативного пункта (обобщение опыта педагогической работы консультативного пункта «Лекотека»)»

Внедрение новых форм дошкольного образования предполагает не только право каждого ребенка на качественное и доступное образование, предусматривающее разный режим пребывания детей, как с нормой в разви...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...