Программа дополнительного образования.
рабочая программа по развитию речи (младшая группа)

Ивашова Олеся Григорьевна

Дополнительная общеобразовательная программа

Социально – педагогической направленности

Для детей дошкольного возраста 3-4лет

«Сказки фиолетового леса».

 

 

Разработчик программы:

 

  Воспитатель Ивашова О.Г.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение Школа №57

г.о. Самары

Дополнительная общеобразовательная программа

Социально – педагогической направленности

Для детей дошкольного возраста 3-4лет

«Сказки фиолетового леса».

                                                       Разработчик программы:

                                                Воспитатели: Ивашова О.Г.

                                                                           Крайнова П.П.

г. о. Самары

Содержание

Оглавление

1. Пояснительная записка                                                                                                                    2

Принципы содержания программы:                                                                              4

Формы занятий: 

Формы подведения итогов реализации и отслеживание результативности дополнительной образовательной программы:                                                            6

2. Учебно-тематический план.            6

3. Содержание программы.            6

  1. Блок                                                                                                                              6
  2. Блок                                                                                                                              7
  3. Блок                                                                                                                               7

Содержание занятий                                                                                                                                    8

4.Методическое обеспечение программы.                                                                       36                                                  

4.1. Формы занятий                                                                                                                                    36

4.2. Методы и приемы:                                                                                                        36                

4.4. Демонстрационный наглядный материал и атрибуты                                                  36

Список литературы.                                                                                                            37

        

 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

 1.1 Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана на основе игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет Воскобовича В.В.

Программа рассчитана на один год обучения.

Игра - самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовывать себя «здесь и теперь», достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.

Организовать педагогический процесс так, чтобы ребёнок играл, развивался и обучался одновременно - задача достаточно сложная.

Прослушав авторский курс В. В.Воскобовича «Сказочные лабиринты» - игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста», у меня возникла идея создания интеллектуально-развивающего кружка для воспитанников нашего ДОУ с использованием игр Воскобовича. Особенно меня привлекли оригинальные решения обыкновенных задач, заложенный в играх творческий потенциал, многовариативность игровых упражнений.
Составляя данную программу, я опиралась на технологию «Сказочные лабиринты» Воскобовича В. В. Все игры объединены в комплекты по принципу постепенного и постоянного усложнения.

Программа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей

 дошкольников 6-7 лет в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования дошкольников (образовательные области): социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Актуальность: В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта к структуре образовательной программы дошкольного образования, основным требованием является – создание условий для развития ребенка, инициативы, самостоятельности и творческих способностей открывающих возможности для его социализации, личностного развития на основе сотрудничества с взрослыми. На создание развивающей образовательной среды, представляющей собой систему условий для индивидуализации и социализации детей.

В решении этих задач нам помогает технология В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», поскольку данная технология предполагает создания развивающей среды  «Фиолетовый лес» и вызывает интерес у детей. Благодаря чему образовательный процесс выстраивается с использованием сказочных сюжетов на основе продуктивной деятельности с детьми по всем областям.

Цель программы: Стимулирует развитие игровой и познавательной функций направленной на формирование умственных действий и операций а так же развитии начальной коммуникативной компетентности.

Задачи программы:

Познавательные

  • обогащать игровой опыт каждого ребёнка, повышать влияние игры на его развитие;
  • способствовать дальнейшему развитию сенсорных способностей и психических процессов;
  • формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических), речевых умений;
  • вызвать интерес к решению сложных интеллектуальных задач.

Развивающие

  • обогащению активного словаря;
  • развивать речевое творчество которое может реализовываться в придумывании новых сказок с героями предложенных игрой;
  • развитию связной грамматически правильной диалогической речи;
  • развивать познавательные способности (память, воображение, речь), творческие способности (воспроизведение нетипичных изображений предметов);
  •  развивать навыки счета (прямого и обратного).
  • Развитие мелкой моторики.

Воспитывающие

  • Воспитываем доброжелательное отношение детей в коллективе;
  • Побуждаем детей помогать друг другу;
  • Формируем нравственное воспитание.
  • Вызывать у детей интерес к художественному труду, творческой деятельности.
  • Воспитывать эстетический вкус, эмоционально-положительное отношение к деятельности и полученному результату.

Принцип построения занятий кружка.

Общедидактический: наглядность, системность и последовательность, сознательность и активность, связь теории с практикой, научность, доступность, прочность.

Программа рассчитана на один год обучения с детьми подготовительной группы (6-7 лет).

Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного усвоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребёнку.

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю с 1 октября по 25 мая, первые три недели месяца проходит знакомство с играми и технологией их применения, в последнюю неделю проводится игровое занятие с использованием этих игровых пособий. Один раз в год проводится развлечение для детей.

Принципы построения занятий кружка.

Системность
Учёт возрастных особенностей детей
Дифференцированный подход
Принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний, постепенного и постоянного усложнения материала
Поэтапное использование игр
Гуманное сотрудничество педагога и детей

Формы организации детской деятельности. 

Занятия проводятся всем составом;

1.Логико-математические игры.
2.Интегрированные игровые занятия.
3.Совместная деятельность педагога и детей.
4.Самостоятельная игровая деятельность.

Отличительные особенности программы

            Отличительные  особенности        программы  является  то,  что  она  даёт возможность каждому ребёнку развивать творческие способности. Набор производится в свободной форме, по желанию ребенка и с согласия его родителей.

Возрастная группа

Количество занятий в неделю

Количество занятий в год

Количество детей.

всего

теория

практика

3-4 года

1(пятница)

32ч

15мин

15мин

25

Условия для занятий в кружке «Развивайка».

  1. Подборка и изготовление игр Воскобовича В.В. (Фиолетовый лес, Геоконт, Волшебный квадрат и  т.д.)
  2. Подбор литературно - художественного материала (стихи, загадки, пословицы, поговорки), познавательных рассказов.
  3. Подбор классических музыкальных произведений, для сопровождения творческой деятельности детей.
  4. Рекомендации для родителей по использованию игр Воскобовича В.В. в домашних условиях.
  5. Рекомендации воспитателям по использованию «Сказочного лабиринта в разных видах деятельности».

Формы занятий

     При проведении занятий соблюдаются правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования. Формы занятий: групповые — педагог одновременно обучает группу детей. Занятия проводятся в увлекательной игровой форме с использованием различных игр.

Учебно-тематический план

на 2020-2021  учебный год

Перечень       разделов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

1

-

1

2

Занятия с «Фиолетовым лесом»

-

30

30

4

Итоговое занятие

-

1

1

ИТОГО:

1

32

32

Ожидаемые результаты:

В процессе использования Фиолетового леса происходит:

- развитие интересов любознательности и познавательной мотивации ;

-развития воображения и творческой активности;

- обогащение активного словаря и связной речи;

-проявление сопереживания персонажам сказок;

Критерии и способы определения результативности:

Проведение психологической и педагогической диагностики в конце учебного года.

В структуру диагностического обследования входят 9 заданий направленных на выявление уровня развития познавательных и творческих процессов у детей раннего дошкольного возраста:

-умеют доводить начатое дело до конца;

-умеют анализировать, сравнивать, сопоставлять;

-у детей совершенствуется речь, внимание, память, воображение;

-хорошо развита мелкая моторика рук.

Формы подведения итогов:

 Данная диагностика носит рекомендательный характер, позволяет оценить общий уровень развития познавательных процессов дошкольников. Все результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы. Критерии оценки усвоения программы:

Высокий уровень:

Ребенок складывает изображение из нескольких объектов по воображаемому сюжету.

Выполняет задание за 15 мин.

Персонажи имеют названия. Названы и описаны мелкие детали.

Выполняет все задания самостоятельно.

Средний уровень:

Ребенок изображает отдельные объекты, но с разнообразными дополнениями наполняет воображаемый объект различными особенностями.

Выполнил задание за 15 мин. но с небольшими неточностями.

Персонажи имеют названия. Названы 1-2 дополнительные детали .

Задания выполняет, обращаясь за помощью к взрослому.

Низкий уровень:

Отказ , сделаны только попытки дополнить фигуру.

Ребенок не уложился в 15 мин. выполняя задание.

Выполняя задание, допускает множество неточностей, выполняет с помощью взрослого.

Выполняет только часть задания, испытывает трудности.

Ребенок затрудняется ответить на вопросы.

Выполняет задания с помощью взрослого.

Учебно-тематический план программы:

№ п\п

Тема

Количество

часов

теория

практика

Октябрь

1

Вводное занятие

1 час

5мин

10мин

2

 «Сказка Фиолетового леса» 

1 час

5мин

10 мин

3

 «Помоги медвежонку Мишику»

1 час

5мин

10 мин

4

 «Ветер-проказник и Крутик По»

1 час

5мин

10 мин

Ноябрь

5

«Голубое озеро»

1 час

5мин

10 мин

6

 «Солнышко и тучка»

1 час

5мин

10 мин

7

«Листопад в Фиолетовом лесу»

1 час

5мин

10 мин

8

 «По порядку рассчитайсь».

1 час

5мин

10 мин

Декабрь

9

«Я и природа»

1 час

5мин

10 мин

10

 «Заборчик»

1 час

5мин

10 мин

11

 «Найди птиц»

1 час

5мин

10 мин

12

 «Собери все красного цвета»

1 час

5мин

10 мин

Январь

13

 «Кто где спрятался»

1 час

5мин

10 мин

14

 «Измени слово».

1 час

5мин

10 мин

15

 «История одной капли»

1 час

5мин

10 мин

16

«Солнышко и дождик»

1 час

5мин

10 мин

Февраль

17

«Воздух неведимка»

1 час

5мин

10 мин

18

«Ежики собирают грибы»

1 час

5мин

10 мин

19

 Камни, песок, глина. «Коллекция паучка Чок-Чока»

1 час

5мин

10 мин

20

 «Сказка гусеницы Фифы» 

1 час

5мин

10 мин

Март

21

«История рассказанная Пчелкой Жужей»

1 час

5мин

10 мин

22

«Прогони тучу»; «Солнце»

1 час

5мин

10 мин

23

«Как медвежонок Мишек пень искал»

1 час

5мин

10 мин

24

«Зеленый наряд земли»

1 час

5мин

10 мин

Апрель

25

«Ежики на прогулке»

1 час

5мин

10 мин

26

«Ветер»

1 час

5мин

10 мин

27

«Животные»

1 час

5мин

10 мин

28

«Приключение елового семечка»

1 час

5мин

10 мин

Май

29

«Путешествие по Фиолетовому лесу»

1 час

5мин

10 мин

30

«Человек и природа»

1 час

5мин

10 мин

31

«Писатель»

1 час

5мин

10 мин

32

Мониторинг

1 час

5мин

10 мин

ИТОГО

32часа

3часа

29часов

4.Методическое обеспечение программы.

Условия реализации программы:

Организация развивающей предметной среды:

-создание единого сказочного пространства (Фиолетовый лес) для проведения занятий;

-оснащение комплектами игр и игровых пособий.

Организация педагогического процесса с детьми:

-программа может быть использована в любом дошкольном учреждении, независимо от реализуемой программы;

-программа предназначена для работы с детьми 3-4 лет.

Формы занятий:

Учебные занятия дети овладевают первичными знаниями, умениями, способами практических действий, овладевают приемами работы с исходным материалом. Структура данных занятий включает в себя: интригующее, эмоциональное начало, обследование образца и сообщение информации познавательного характера, показ выполнения работы, двигательные упражнения, самостоятельную работу.

Игра – путешествие предполагает разнообразные «путешествия». В данном занятии используется метод игровых ситуаций и решений ситуативных задач. В основе занятий лежит познавательная деятельность детей, направленная на поиск, обработку и освоение информации, и закрепление полученной информации с помощью практической деятельности.

Коллективные занятия предполагают совместную деятельность всех детей, что в первую очередь положительно влияет на взаимоотношения между детьми. Такие занятия не только развивают воображение, но и способность вникать в замысел другого человека, понимать и принимать его точку зрения.

Формы занятий должны быть подвижными, разнообразными и меняться в зависимости от поставленных задач.

Методы и приемы:

  • Беседа. Предполагает активное обсуждение различных ситуаций воспитателем и детьми.
  • Наблюдение. Это непосредственное, активное восприятие детьми объектов, с целью установления внешнего строения предметов, их свойств и качеств.
  • Игровые приемы. Создают непринужденную атмосферу занятия, способствуют развитию творчества и воспитывают интерес к деятельности.
  • Показ способов действия. Направлен на знакомство детей с новыми способами работы с различными играми Воскобовича, выполнения задания.
  • Практические упражнения. Используются для закрепления полученных детьми умений по ручному труду.
  • Использование проблемных ситуаций. Осознание трудностей, невозможность разрешить их привычным путем побуждают ребенка к активному поиску новых средств и способов решения выдвинутой проблемы.
  • Художественное слово. Используется для развития эстетического вкуса и так же, как и игровой прием воспитывают интерес к деятельности, помогает воспитателю обогатить представления детей.
  • Использование загадок. Развивает мыслительную деятельность ребенка, вызывает интерес к окружающему миру, деятельности.
  • Наглядный метод. Помогает детям наглядно понять обсуждаемую ситуацию, с его помощью можно формировать знания об объектах и явлениях, которые невозможно наблюдать.
  • Рассказ воспитателя. Для рассказов можно использовать короткие отрывки из познавательной литературы, энциклопедий или составлять их самим, используя опыт собственных наблюдений за различными объектами, явлениями.
  • Использование подвижных, пальчиковых игр, физкультминуток. Они вызывают интерес к занятию, направлены на отдых, физическую разминку в процессе занятия.
  • Презентация и анализ готовых работ. Развивает у детей умение давать правильную оценку результатам своей деятельности и деятельности сверстников.

Материальные условия реализации программы:

Помещение для занятий должно быть просторным, хорошо освещенным, проветриваемым. Занятия по программе «Сказки Фиолетового леса» проходят в групповой комнате.

Необходимое оборудование и оснащение: - детская художественная литература, методические пособия, иллюстрации к произведениям, развивающая среда «Фиолетовый лес», магнитофон.

Литература:

1. Адлер В.Н., Черисова О.Н. « Экологические сказки Фиолетового леса». СПб 2017.

2. Бондаренко Т.М.  «Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада». Воронеж, 2005.

3. Бондаренко Т.М. «Развивающие игры в ДОУ» Воронеж Метода 2013.

3. Воскобович В.В. , Вакуленко Л.С. «Сказочные лабиринты игры». СПб 2018.

4. Воскобович В.В., Вакуленко Л.С. «Фиолетовый лес». СПб 2017.

5. Воскобович В.В. «Сказка об удивительном Геоконте». СПб 2007.

Приложение

Перспективный план работы кружка «Сказки Фиолетового леса» -  

2 младшей группа.

№ п\п

Тема

Цель

Методы и приемы

Октябрь

1

Вводное занятие«Давайте познакомимся»

Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. 

Наблюдение, рассматривание, рассказ, беседа.

2

 «Сказка Фиолетового леса» 

Формировать интерес к прослушиванию сказок, желание участвовать в общем обсуждении действий. Побуждать детей к активному общению, развивать речь.

Прослушивание сказки: «Сказка про мальчика Гео»

3

 «Помоги медвежонку Мишику»

Знакомим детей с понятиями «вдоль», « до», «через», « в». Развиваем мелкую моторику. Тренируем внимание память.

Беседа, рассматривание, объяснение, показ, выполнение задания самостоятельно.

4

 «Ветер-проказник и Крутик По»

Закрепляем умение сравнивать фигуры по форме составлять из них пары. Развиваем зрительное восприятие внимание и память.

Объяснение, показ, выполнение задания самостоятельно.

Ноябрь

5

«Голубое озеро»

Совершенствуем двигательные навыки. Развиваем воображение и зрительное внимание.

Объяснение, показ, подвижная игра.

6

 «Солнышко и тучка».

Закрепить умение количественного и порядкового счета от 1 до 5.

Объяснение, показ, выполнение задания самостоятельно.

7

«Листопад в Фиолетовом лесу»

Расширяем знание детей об осени. Формируем ориентацию на плоскости.

Беседа, рассматривание, объяснение.

8

 «По порядку рассчитайсь».

Закрепить умение количественного и порядкового счета от 1 до 5. Формируем пространственное мышление и умение ориентироваться на плоскости.

Беседа, объяснение, показ, выполнение задания самостоятельно.

Декабрь

9

«Я и природа»

Формируем первичные представления о живой и не живой природе. Развиваем связную речь и пополняем словарный запас.

Прослушивание сказки: «Друзья малыша Гео».

Беседа обсуждение.

10

 «Заборчик»

Закрепляем умение детей различать цвет и размер предметов. Формируем внимание и память.

Объяснение, показ, выполнение задания самостоятельно.

11

 «Найди птиц»

Развиваем у детей внимание зрительное восприятие и навыки связного высказывания. Побуждать отвечать на вопросы педагога.

Рассказ, беседа, объяснение, показ.

12

 «Собери все красного цвета»

Закрепляем знание цветов. Развиваем мелкую и крупную моторику. Развиваем связную речь.

Рассказ, беседа, объяснение, выполнение задания самостоятельно.

Январь

13

 «Кто где спрятался»

Учим понимать предложно-падежные конструкции.

Рассказ, объяснение, выполнение задания самостоятельно.

14

 «Измени слово».

Формируем умение использовать в речи глагол. Развиваем связную речь.

Рассказ, объяснение,

Использование дидактической игры: «Он, она, они.» Выполнение задания самостоятельно.

15

 «История одной капли»

Формируем понятие о взаимосвязи всех компонентов природы. О круговороте воды в природе.

Прослушивание сказки: «История одной капли».

Беседа обсуждение.

16

«Солнышко и дождик»

«Расколдуй слова»

Обучаем детей совместной игре, выполнять движение в соответствии с текстом. Развиваем социальный и эмоциональный интеллект.

Закреплять знания об окружающем мире.

Объяснение, показ, подвижная игра.

Февраль

17

«Воздух неведимка»

Формировать интерес к прослушиванию сказок, желание участвовать в общем обсуждении действий. Закреплять знания об окружающем мире. Развиваем связную речь.

Прослушивание сказки: «Путешествие Незримки Васюся».

Беседа обсуждение.

18

«Ежики собирают грибы»

Активизировать речь детей. Формируем умение использовать предлоги в речи.

Объяснение, показ, выполнение задания самостоятельно.

19

 Камни, песок, глина. «Коллекция паучка Чок-Чока».

Формировать интерес к прослушиванию сказок. Расширяем знания о свойствах и видах почвы. Закреплять знания об окружающем мире. Развиваем связную речь.

Прослушивание сказки: «Коллекция паучка Чок-Чока».

Беседа обсуждение.

20

 «Сказка гусеницы Фифы». 

Формировать интерес к прослушиванию сказок. Учим детей отвечать на вопрос воспитателя. Развиваем связную речь.

Прослушивание сказки: «Сказка гусеницы Фифы».

Беседа обсуждение.

Март

21

«История рассказанная Пчелкой Жужей»

Формировать интерес к прослушиванию сказок. Учим детей отвечать на вопрос воспитателя. Развиваем связную речь.

Прослушивание сказки: «История рассказанная Пчелкой Жужей».

Наблюдение.

Беседа обсуждение.

22

«Прогони тучу»; «Солнце»

Закрепить представление о цвете и форме. Развиваем речь и мелкую моторику. Закреплять знания об окружающем мире.

Прослушивание сказки: «Как Незримка Васюсь друзьям помог».

Наблюдение.

Беседа обсуждение.

Подвижная игра: «Прогони тучу».

23

«Как медвежонок Мишек пень искал»

Формировать интерес к прослушиванию сказок. Учим детей отвечать на вопрос воспитателя. Развиваем связную речь. Закреплять знания об окружающем мире.

Прослушивание сказки: «Как медвежонок Мишек пень искал».

Физминутка.

Беседа обсуждение.

24

«Зеленый наряд земли»

Формируем понятие о взаимосвязи всех компонентов природы. Учим детей отвечать на вопрос воспитателя. Развиваем связную речь.

Прослушивание сказки: «Как Гео за растениями ухаживал».

Наблюдение.

Беседа обсуждение.

Апрель

25

«Ежики на прогулке»

Развиваем артикуляционную гимнастику.

Развиваем фонематический слух.

Объяснение, показ, выполнение задания самостоятельно.

Артикуляционная гимнастика.

26

«Ветер»

Закреплять знания об окружающем мире.

Развиваем артикуляционную гимнастику.

Развиваем фонематический слух.

Наблюдение.

Беседа обсуждение.

Артикуляционная гимнастика.

27

«Животные»

Формировать интерес к прослушиванию сказок. Учим детей отвечать на вопрос воспитателя. Развиваем связную речь.

Прослушивание сказки: «Как Мишик с Барбосом познакомились».

Беседа обсуждение.

Подвижная игра: «Животные».

28

«Приключение елового семечка»

Формировать интерес к прослушиванию сказок. Закреплять знания об окружающем мире.

Развиваем связную речь.

Прослушивание сказки: «Приключение елового семечка».

Беседа обсуждение.

Дидактическая игра: «Растения».

Май

29

«Путешествие по Фиолетовому лесу»

Активизировать и обогащать словарный запас. Развиваем воображение и слуховое и зрительное внимание.

Наблюдение.

Беседа обсуждение.

30

«Человек и природа»

Формируем интерес к окружающей природе. Обогащаем представлениями о ее многообразии.

Прослушивание сказки: «Открытие малыша Гео».

Беседа обсуждение.

31

«Писатель»

Закрепить навыки правильного использования предлогов в речи. Обогащаем словарный запас. Развиваем слуховое внимание, воображение, связную монологическую речь.

Беседа.

выполнение задания самостоятельно.

32

Мониторинг «Друзья познаются в беде»

Способствовать формированию умения детей отражать некоторые игровые действия и имитировать действия персонажей, передавать несложные эмоциональные состояния персонажей, используя мимику, жесты, движения.

Дидактическая игра «Дополни фигуру.»;

«Найди пару»;

«Повтори узор»;

«Стрелочки»;

«Расскажи, что видишь на картинке»;

ИТОГО

32часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»

Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...