НОД «Космическое путешествие» для детей подготовительной к школе группы
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Мишина Анна Ивановна

Цель: обобщение знаний детей по обучению грамоте и лепке через игровую деятельность. 

Задачи:

обучающие - продолжить обучать звуковому анализу и синтезу слов, учить детей образовывать имена прилагательные от имен существительных; закреплять умение детей делить слова на слоги; закреплять навык чтения слогов и слов; упражнять в придумывании предложений с заданным словом и  составлении схем; закреплять приемы  лепки букв.

развивающие – развивать умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, мышление, внимание, память, фонематический слух; развивать художественно-творческие, конструктивные способности детей;

воспитательные – создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание  и умение работать в коллективе.

Тип образовательной деятельности: итоговое,  по обобщению и закреплению знаний.

 

Предварительная словарная работа: комета, черная дыра, космос, планета.

 

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о космосе, беседа о первом космонавте Ю.А.Гагарине, чтение стихов и рассказов, загадывание загадок, лепка букв.

Оборудование и материал:

             Демонстрационный: изображение космических объектов: планета, черная дыра, комета; мяч; звезды с буквами А, З, Б, У, К, А; предложение «В добрый путь!»; фонограмма старта космической ракеты, учебник «Азбука»; рисунок звезды для гимнастики глаз; схема предложения.

Раздаточный: карточки со словами; слова с пропущенными буквами; раскраски; цветные фишки для звукового анализа слова; пластилин для каждого ребенка; простые карандаши.

 

Методические приемы:

·        Словесные: беседа, загадывание загадок, проговаривание хором, поощрение, индивидуальная работа, напоминание.

·        Практические: словесные игры, игровые упражнения,  творческая мастерская (лепка букв из пластилина).

·        Наглядные: рассматривание иллюстраций.

 

Ход образовательной деятельности:

 

I. Вводная часть

 

          Воспитатель:

– Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.

 – Ребята, какое у вас сегодня настроение?  (хорошее, веселое, радостное)

 – Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

 

II. Основная часть

 

1.     Беседа о времени года.

          Воспитатель:

– Ребята, какое время года наступило? (наступила весна)

 – Весна какая? (Солнечная, тёплая, ясная, красивая, весёлая, нарядная, долгожданная)

 – Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май.)

– Какой сейчас месяц?  (Сейчас месяц апрель.)

 

 

 

2.Создание игровой мотивации.

          Воспитатель:

– Какой праздник отмечала вся страна 12 апреля?  (Вся страна отмечала день Космонавтики.)

 –  Сегодня у нас будет необычное занятие: мы с вами полетим в космос, потому что жители планеты Грамотейка – грамотейцы просят нас о помощи. Космические пираты похитили у них одну очень ценную книгу. Поможем вернуть её? Чтобы мы не смогли найти эту книгу, космические пираты приготовили много разных заданий. За каждое выполненное задание грамотейцы будут присылать нам звезды, и в конце занятия мы узнаем, какую же книгу похитили космические пираты. Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путь, давайте отгадаем загадку.

До Луны не может птица

Долететь и прилуниться.

Но зато умеет это

Делать быстрая … (Ракета)

 – Правильно, ребята, мы полетим на ракете. Чтобы на ней полететь ,нам нужно ее построить. Какой конструктор можно использовать для постройки ракеты? (конструктор «Лего», металлический конструктор, деревянный конструктор, пластмассовый конструктор).

– А я предлагаю построить ракету из мягких модулей. (Постройка ракеты).  Чтобы наш полет прошел успешно, и мы смогли давать полные и правильные ответы нам надо потренировать язычки.

 

3. Артикуляционная гимнастика (выполняется хором).

Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.

Им – им – им, на ракете полетим.

Ды – ды – ды, долетим мы до звезды.

Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.

 

4. Игра  с мячом «Образуй прилагательные от существительных»

           Воспитатель:

– Нам надо занять свои места в ракете, а для этого вам надо образовать от слов, отвечающих на вопрос что? слова, отвечающие на вопрос какой? Весна – весенний, дождь – дождливый, звезда – звездный, туман – туманный, солнце – солнечный, луна – лунный, ночь – ночной, лето – летний, дерево – деревянный, стекло – стеклянный, бумага – бумажный, золото – золотой, серебро – серебряный, соль – солёный, холод – холодный, лес – лесной, снег – снежный, книга – книжный.

– Молодцы, все справились с заданием. Это была у нас разминка. А сейчас заняли свои места, приготовились к старту. Что такое? Наша ракета не может взлететь, космические пираты повредили пароль. Чтобы его восстановить, вам надо прочитать предложение: В добрый путь! (Дети читают хором)

– Прочитайте, что у вас получилось. (В добрый путь!)

 – Молодцы. За это задание грамотейцы прислали нам первую звезду (А). Наша ракета теперь в порядке, можем отправляться в полёт. (Звук запуска ракеты)

 

5.  Деление слов на слоги.

            Воспитатель:

 – На нашем пути три планеты – «Слогознайки». Но это непростые планеты, на первой планете живут слова, состоящие из одного слога, на второй плпнете -  из двух слогов, на третьей планете – состоящие из трех слогов. Космические пираты напугали всех жителей и они сбежали со своих планет. Давайте поможем им вернуться домой. У вас на столах карточки со словами, прочитайте слова, определите количество слогов. (Дом, луг, лес, хвост – слова состоят из одного слога; небо, космос, Земля, звезда, луна – слова состоят из двух слогов; планета, ракета, комета, телескоп – из трех слогов)

  – Молодцы, помогли словам вернуться домой. За это грамотейцы прислали нам вторую звезду (З).

 –  А мы отправляемся дальше. На нашем пути … отгадайте что.

  Всё комета облетела,

 Всё на небе осмотрела. 

Видит, в космосе нора – 

Это чёрная… (Дыра.)

 

6. Звуковой анализ слов.

            Воспитатель:

– Чтобы нас не затянуло в эту дыру, давайте сделаем звуковой анализ этого слова. (Анализ слова дыра)

  – Сколько слогов в слове дыра? (В слове дыра два слога ды – ра.)

  – На какой слог падает ударение? (Ударение падает на второй слог.)

  – Дайте характеристику звуку [ д ]. (Звук [ д ]согласный, твёрдый)

– Охарактеризуйте звук [ ы ]. (Звук [ ы ] гласный, )

– Дайте характеристику звуку [ р ]. ) Звук [ р ] согласный, твёрдый)

– Дайте характеристику звуку [ а ]. (– Звук [ а ] гласный, ударный.)

 – Благополучно пролетели мимо чёрной дыры, получили третью звезду (Б) и отправляемся дальше. Половину пути мы уже пролетели, пора немного отдохнуть.

 

 7. Физкультминутка.

            Воспитатель: Давайте пройдем в космический спортивный зал и проведем разминку.

В небе ясном солнце светит, (дети делают круг руками)

Космонавт летит в ракете. (наклоны в стороны)

А внизу леса, поля –  (наклоны вперёд)

Расстилается земля .(дети разводят руки в стороны)

 – На нашем пути следующее испытание.

В космосе сквозь толщу лет

Ледяной летит объект.

Хвост его – полоска света,

А зовут объект…(Комета.)

 

8. Составление схем предложений.

           Воспитатель:

 – На хвосте кометы разместились слова, но космические пираты стёрли некоторые буквы. Давайте добавим недостающие буквы и прочитаем слова: телес.оп, солн.е, созве.дие, Гага.ин, астро.ом. 
          – Почему слово Гагарин написано с большой буквы?  (Это фамилия.) 
          – Какие ещё слова пишутся с большой буквы? (Имена людей, клички животных, названия городов, рек, планет.)

- Какие еще слова пишутся с большой буквы. (Имена людей, клички животных, название городов, рек, планет)

_ За это задание получаем еще одну звезду. (У)
          – Составьте предложения с этими словами. (Дети составляют предложения с прочитанными словами).
          – Составьте схему одного предложения. «Солнце светит ярко». (Дети составляют схему предложения.)
          – Ну что ж, и с этим заданием мы справились, получили ещё одну звезду (К).  А на нашем пути следующее испытание.
            Рассыпалось к ночи зерно, 
            Глянули утром – нет ничего. (Звёзды) 

 

  

9.  Гимнастика для глаз

            Воспитатель:

– Давайте нарисуем звезду глазами по стрелкам. 

 

10. Творческая мастерская. 

            Воспитатель:

- Посмотрите, с неба упали звезды, но не простые, а с буквами. Вам нужно слепить буквы из пластилина. (Дети лепят буквы из пластилина) 

- Молодцы!  За это задание нам дали звезду (А).

– Вот мы и долетели до планеты Грамотейка, выполнили все задания космических пиратов и теперь можем узнать, какую же книгу они похитили. (АЗБУКА)

  –  Это очень нужная и важная книга, по ней вы будете учиться читать и писать. Мы помогли вернуть азбуку на планету Грамотейка, а теперь нам пора возвращаться домой. Закройте глаза и скажите волшебные слова:

Из полёта возвратились 

И на Землю приземлились.

(Звучит запуск ракеты)

 

III. Итог НОД.

         Воспитатель:

         - Вот мы и вернулись домой.  Давайте вспомним, какие задания космических пиратов мы выполняли. (Делали звуковой анализ слов, придумывали предложения, определяли количество слогов в словах, из имён существительных образовывали имена прилагательные, отгадывали загадки, лепили буквы из пластилина.)

– За помощь в поиске книги и на память о сегодняшнем путешествии грамотейцы хотят подарить вам свои фотографии – раскраски. На этом наше путешествие закончилось.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: обобщение знаний детей по обучению грамоте и лепке через игровую деятельность. 

Задачи:

 обучающие - продолжить обучать звуковому анализу и синтезу слов, учить детей образовывать имена прилагательные от имен существительных; закреплять умение детей делить слова на слоги; закреплять навык чтения слогов и слов; упражнять в придумывании предложений с заданным словом и  составлении схем; закреплять приемы  лепки букв.

развивающие – развивать умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, мышление, внимание, память, фонематический слух; развивать художественно-творческие, конструктивные способности детей;

 воспитательные – создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание  и умение работать в коллективе.

Тип образовательной деятельности: итоговое,  по обобщению и закреплению знаний.

Предварительная словарная работа: комета, черная дыра, космос, планета.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о космосе, беседа о первом космонавте Ю.А.Гагарине, чтение стихов и рассказов, загадывание загадок, лепка букв.

Оборудование и материал: 

             Демонстрационный: изображение космических объектов: планета, черная дыра, комета; мяч; звезды с буквами А, З, Б, У, К, А; предложение «В добрый путь!»; фонограмма старта космической ракеты, учебник «Азбука»; рисунок звезды для гимнастики глаз; схема предложения.

Раздаточный: карточки со словами; слова с пропущенными буквами; раскраски; цветные фишки для звукового анализа слова; пластилин для каждого ребенка; простые карандаши.

Методические приемы: 

  • Словесные: беседа, загадывание загадок, проговаривание хором, поощрение, индивидуальная работа, напоминание.
  • Практические: словесные игры, игровые упражнения,  творческая мастерская (лепка букв из пластилина).
  • Наглядные: рассматривание иллюстраций.

Ход образовательной деятельности:

 

I. Вводная часть

          Воспитатель:

– Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.

 – Ребята, какое у вас сегодня настроение?  (хорошее, веселое, радостное)

 – Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

II. Основная часть

  1. Беседа о времени года.

          Воспитатель:

– Ребята, какое время года наступило? (наступила весна)

 – Весна какая? (Солнечная, тёплая, ясная, красивая, весёлая, нарядная, долгожданная)

 – Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май.)

– Какой сейчас месяц?  (Сейчас месяц апрель.)

2.Создание игровой мотивации.

          Воспитатель:

– Какой праздник отмечала вся страна 12 апреля?  (Вся страна отмечала день Космонавтики.)

 –  Сегодня у нас будет необычное занятие: мы с вами полетим в космос, потому что жители планеты Грамотейка – грамотейцы просят нас о помощи. Космические пираты похитили у них одну очень ценную книгу. Поможем вернуть её? Чтобы мы не смогли найти эту книгу, космические пираты приготовили много разных заданий. За каждое выполненное задание грамотейцы будут присылать нам звезды, и в конце занятия мы узнаем, какую же книгу похитили космические пираты. Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путь, давайте отгадаем загадку.

До Луны не может птица

Долететь и прилуниться.

Но зато умеет это

Делать быстрая … (Ракета)

 – Правильно, ребята, мы полетим на ракете. Чтобы на ней полететь ,нам нужно ее построить. Какой конструктор можно использовать для постройки ракеты? (конструктор «Лего», металлический конструктор, деревянный конструктор, пластмассовый конструктор).

– А я предлагаю построить ракету из мягких модулей. (Постройка ракеты).  Чтобы наш полет прошел успешно, и мы смогли давать полные и правильные ответы нам надо потренировать язычки.

3. Артикуляционная гимнастика (выполняется хором).

Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.

Им – им – им, на ракете полетим.

Ды – ды – ды, долетим мы до звезды.

Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.

4. Игра  с мячом «Образуй прилагательные от существительных»

           Воспитатель:

– Нам надо занять свои места в ракете, а для этого вам надо образовать от слов, отвечающих на вопрос что? слова, отвечающие на вопрос какой? Весна – весенний, дождь – дождливый, звезда – звездный, туман – туманный, солнце – солнечный, луна – лунный, ночь – ночной, лето – летний, дерево – деревянный, стекло – стеклянный, бумага – бумажный, золото – золотой, серебро – серебряный, соль – солёный, холод – холодный, лес – лесной, снег – снежный, книга – книжный.

– Молодцы, все справились с заданием. Это была у нас разминка. А сейчас заняли свои места, приготовились к старту. Что такое? Наша ракета не может взлететь, космические пираты повредили пароль. Чтобы его восстановить, вам надо прочитать предложение: В добрый путь! (Дети читают хором)

– Прочитайте, что у вас получилось. (В добрый путь!)

 – Молодцы. За это задание грамотейцы прислали нам первую звезду (А). Наша ракета теперь в порядке, можем отправляться в полёт. (Звук запуска ракеты)

 

5.  Деление слов на слоги.

            Воспитатель:

 – На нашем пути три планеты – «Слогознайки». Но это непростые планеты, на первой планете живут слова, состоящие из одного слога, на второй плпнете -  из двух слогов, на третьей планете – состоящие из трех слогов. Космические пираты напугали всех жителей и они сбежали со своих планет. Давайте поможем им вернуться домой. У вас на столах карточки со словами, прочитайте слова, определите количество слогов. (Дом, луг, лес, хвост – слова состоят из одного слога; небо, космос, Земля, звезда, луна – слова состоят из двух слогов; планета, ракета, комета, телескоп – из трех слогов)

  – Молодцы, помогли словам вернуться домой. За это грамотейцы прислали нам вторую звезду (З).

 –  А мы отправляемся дальше. На нашем пути … отгадайте что.

  Всё комета облетела,

 Всё на небе осмотрела. 

Видит, в космосе нора – 

Это чёрная… (Дыра.)

 

6. Звуковой анализ слов.

            Воспитатель:

– Чтобы нас не затянуло в эту дыру, давайте сделаем звуковой анализ этого слова. (Анализ слова дыра)

  – Сколько слогов в слове дыра? (В слове дыра два слога ды – ра.)

  – На какой слог падает ударение? (Ударение падает на второй слог.)

  – Дайте характеристику звуку [ д ]. (Звук [ д ]согласный, твёрдый)

– Охарактеризуйте звук [ ы ]. (Звук [ ы ] гласный, )

– Дайте характеристику звуку [ р ]. ) Звук [ р ] согласный, твёрдый)

– Дайте характеристику звуку [ а ]. (– Звук [ а ] гласный, ударный.)

 – Благополучно пролетели мимо чёрной дыры, получили третью звезду (Б) и отправляемся дальше. Половину пути мы уже пролетели, пора немного отдохнуть.

 

 7. Физкультминутка.

            Воспитатель: Давайте пройдем в космический спортивный зал и проведем разминку.

В небе ясном солнце светит, (дети делают круг руками)

Космонавт летит в ракете. (наклоны в стороны)

А внизу леса, поля –  (наклоны вперёд)

Расстилается земля .(дети разводят руки в стороны)

 – На нашем пути следующее испытание.

В космосе сквозь толщу лет

Ледяной летит объект.

Хвост его – полоска света,

А зовут объект…(Комета.)

8. Составление схем предложений.

           Воспитатель:

 – На хвосте кометы разместились слова, но космические пираты стёрли некоторые буквы. Давайте добавим недостающие буквы и прочитаем слова: телес.оп, солн.е, созве.дие, Гага.ин, астро.ом. 
         – Почему слово Гагарин написано с большой буквы?  (Это фамилия.) 
         – Какие ещё слова пишутся с большой буквы? (Имена людей, клички животных, названия городов, рек, планет.)

- Какие еще слова пишутся с большой буквы. (Имена людей, клички животных, название городов, рек, планет)

_ За это задание получаем еще одну звезду. (У)
         – Составьте предложения с этими словами. (Дети составляют предложения с прочитанными словами).
         – Составьте схему одного предложения. «Солнце светит ярко». (Дети составляют схему предложения.)
         – Ну что ж, и с этим заданием мы справились, получили ещё одну звезду
(К).  А на нашем пути следующее испытание.
           Рассыпалось к ночи зерно, 
           Глянули утром – нет ничего. (Звёзды) 

  

9.  Гимнастика для глаз

            Воспитатель:

– Давайте нарисуем звезду глазами по стрелкам. (см. приложение №1)

10. Творческая мастерская. 

            Воспитатель:

- Посмотрите, с неба упали звезды, но не простые, а с буквами. Вам нужно слепить буквы из пластилина. (Дети лепят буквы из пластилина) 

- Молодцы!  За это задание нам дали звезду (А).

– Вот мы и долетели до планеты Грамотейка, выполнили все задания космических пиратов и теперь можем узнать, какую же книгу они похитили. (АЗБУКА)

  –  Это очень нужная и важная книга, по ней вы будете учиться читать и писать. Мы помогли вернуть азбуку на планету Грамотейка, а теперь нам пора возвращаться домой. Закройте глаза и скажите волшебные слова:

Из полёта возвратились 

И на Землю приземлились.

(Звучит запуск ракеты)

 

III. Итог НОД.

         Воспитатель:

         - Вот мы и вернулись домой.  Давайте вспомним, какие задания космических пиратов мы выполняли. (Делали звуковой анализ слов, придумывали предложения, определяли количество слогов в словах, из имён существительных образовывали имена прилагательные, отгадывали загадки, лепили буквы из пластилина.)

– За помощь в поиске книги и на память о сегодняшнем путешествии грамотейцы хотят подарить вам свои фотографии – раскраски (смотри приложение №2). На этом наше путешествие закончилось.

 

Приложение № 1.

Рисунок звезды для проведения гимнастики для глаз.

Дети рисуют звезду глазами по стрелкам, не поворачивая головы.

        

        

        

Приложение № 2.

Раскраска раздаётся каждому ребёнку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие "Космическое путешествие" Старшая и подготовительная к школе группы

Предлагаю музыкальные номера, стихи, конкурсы и игры для детей старшего дошкольного возраста. объединённые темой космоса. Играть в них можно в помещении и на улице. Они могут быть использованы в мероп...

Конспект досуга "Космический квест" для детей подготовительной к школе группы

Досуг ко дню космонавтики для детей подготовительной к школе группы....

НОД на основе элементарного музицирования "Космические фантазии" для детей подготовительной к школе группе

Цель: Творческое развитие личностного потенциала ребенка, его природной музыкальности, развитие способности к творческому самовыражению....

"Большое космическое путешествие" для детей подготовительной к школе групп

Материал предназначен для педагогов ДОУ и начальной школы СОШ...

Непосредственно образовательная деятельность по Познавательному развитию (ФЭМП) на тему «Большое космическое путешествие» для детей подготовительной к школе группы с ТНР.

Занятие по математике для детей подготовительной к школе группе. В ходе изучения лексической темы "Освоение космоса". Цель: закрепление ранее изученного материала. Задачи: закрепление навыко...

Конспект развлечения на тему: «Космическое путешествие» с детьми подготовительной к школе группы

Цель: Закреплять знания детей  о космосе; формировать знания о календарных праздниках (День космонавтики)Задачи: Закреплять знания детей о планетах, их место положении в солнечной системе, о...