ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ ДЕТЬМИ С ОНР ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

КИРИЛЛОВА НАТАЛИЯ НИКОЛАЕВНА

Методическая разработка для воспитателей, учителей-логопедов, учителей-дефектологов по коррекционно-развивающей работе с детьми ОНР. В статье предложены игры и игровые упражнения по заучиванию стихотворений через использование метода моделирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zauchiv._stih._ispolzuya_metod_modelirovaniya.docx16.68 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ ДЕТЬМИ С ОНР ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ

Аннотация: Методическая разработка для воспитателей, учителей-логопедов, учителей-дефектологов по коррекционно-развивающей работе с детьми ОНР. В статье предложены игры и игровые упражнения по заучиванию стихотворений через использование метода моделирования.

Ключевые слова: ОНР, речь, стихотворение, моделирование, старший дошкольный возраст.

        При работе с детьми с ОНР, замечено, что они без особого желания включаются в образовательную деятельность. Как правило, такие дети отличаются низким уровнем внимания, сниженной вербальной памятью и продуктивностью запоминания, низкой активностью припоминания, отстают в развитии наглядно-образного мышления, у них бедный пассивный и активный словарь.

         Каждую неделю мы с детьми изучаем новую лексическую тему. В течении всей недели мы проводим игры, занятия, учим стихи по изучаемой лексической теме. В конце недели, для закрепления пройденного материала логопед задаёт домашнее задание, где дети в игровой форме должны выполнить лексико-грамматические упражнения, и выучить стихотворение по пройденной теме.

         Часто бывает такое, что с приходом в детский сад, после выходных, дети с трудом рассказывают стихотворение, или вовсе не смогли его выучить. Заучивание стихотворений вызывает у детей с ОНР, большие трудности. Они быстро утомляются и отказываются заучивать стихотворение.

          Поэтому, хотелось бы сказать о значимости заучивания стихотворений. Заучивания стихов даёт детям первичное представление об окружающем мире, о предмете, расширяет словарный запас, тренирует память, развивает мышление, воображение, творчество и самое главное, речь ребёнка, помогает ему овладеть средствами звуковой выразительности: это тон, темп, сила голоса, тембр, интонация, что способствует выработке чёткой дикции.

           Как же заинтересовать детей? Какая же мотивация может быть для заучивания стихотворения?

           Стихотворения-это подарок на день рождение родственникам и друзьям;

-для участия в театрализованной деятельности;

-для выступления на утренниках;

-для восхищения красотой природы, и т.д.

Есть несколько методов заучивания стихотворения:

1.Визуальный (при заучивании используют различные наглядные пособия: игрушки, иллюстрации, картины, рисунки детей и взрослых, схемы-модели).

2.Двигательный (при заучивании стихотворений используют жесты и мимику);

3.Слуховой (при заучивании стихотворений используют средства интонационной выразительности);

Для того, чтобы облегчить заучивание стихотворений можно поиграть с

детьми в такие игры:

1. «Мы не скажем, а покажем».

Ребёнок движениями показывает содержание стихотворения.

2. «Я начну, а ты продолжи».

Педагог или родители начинают рассказывать первые слова строчки стихотворения, а ребёнок продолжает.

3. «Эхо»

Педагог или родители рассказывают первую строчку стихотворения, а ребёнок повторяет.

Если ребёнок легко справляется с этим заданием, то повторяют по две строчки.

4. «Ты мне расскажи, я тебе».

Педагог или родители рассказывают первую строчку стихотворения, а ребёнок вторую, и так по очереди.

5. «Театр» или «Вечер стихов», «Концерт»

Ребёнок рассаживает слушателей (дети, куклы, театральные игрушки) и рассказывает им стихи.

       Эффективным коррекционным средством, для детей с ОВЗ при заучивании стихотворений, является моделирование.

        Мнемотехника-это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Одной из центральных и основных психических функций в детском возрасте является память. Легко запоминают стихи, дети с хорошей памятью. В это понятие входит объем запомненной информации и быстрота запоминания. Имеется в виду точность запоминания, а также время хранения информации. Память ребёнка – дошкольника развивается постепенно. С возрастом увеличивается роль опосредованной памяти. Чем старше становится ребёнок, тем большее количество материала он может усваивать. С 5 лет уже можно развивать опосредованную память, специально направленную на запоминание чего-либо, и связанную с использованием особых приемов запоминания. Психологи утверждают, что для запоминания текста дошкольнику нужно 8 – 10 раз повторить стихотворение, и раза 2 – 3 припомнить в дальнейшем.

         Изучением этой проблемы занимались: Л.С.Выготский, П.П. Блонский, С.Л.Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Л.В. Занков и другие. Исследователи, Р.Бэндлер, В.Макдональд, они отметили, что воспоминания есть прямое следствие визуального образа, который мы «держим» глазами своего воспоминания.

         Таким образом, продуктивным будет приём заучивания стихотворения с опорой на наглядный материал, с помощью зрительных опор - это рисунки, схемы нарисованные педагогом или родителями, а в старшем дошкольном возрасте дети сами могут зарисовать стихотворение. Рисунки и картинки помогают ребёнку понять смысл стихотворения, вспомнить слова, удерживая последовательность действий.

         Таким образом, мы считаем, что данный метод активизирует речь детей в целом, побуждает к самостоятельному воспроизведению стихотворения, сокращает время заучивания стихотворения, увеличивается длительность запоминания стихов, то есть качество кратковременной и долговременной памяти. У детей развивается ассоциативное мышление, способности к замещению. Используя моделирование, позволяет сократить энергетические и временные затраты со стороны детей и взрослых, педагогов и родителей, оказывает существенную помощь им в ходе данной работы. Это позволяет поддерживать у детей с ОНР интерес к стихотворениям даже при их многократном повторении.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Большова Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. –СПб., 2000. – 71с.

2. Лагздынь Г. Р., Гордеева Н.М. Учим стихи. Учебно – методическое пособие. Для чтения взрослыми детям. ИД Карапуз. -г. Дмитров, 2010. -18 с.

3. Васюкова Н. Е. Он знал все песни наизусть. Учебно – методическое пособие. Для чтения взрослыми детям. ИД Карапуз. -г. Дмитров, 2010. -16 с.

4. Бородич А. М. Методика развития речи детей. М. Просвещение. 2000. -225с.

5. Развитие речи детей дошкольного возраста / под редакцией Сохина Ф. А. М., 1984. -222с.

6. Макдональд В. Руководство по субмодальностям. Воронеж. 1994. -89с.

7. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ. –М.: ВЛАДОС,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формированию представлений детей старшего дошкольного возраста о животном мире через использование метода моделирования.

При правильном руководстве к старшему дошкольному возрасту, дети приобретают способность систематизировать имеющиеся у них многоплановые знания, обобщать их и на этой основе строить  познание окр...

Развитие связной речи через использование метода моделирование

Статья по развитию речи у дошкольников 5-6 лет....

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через составление описательных рассказов с использованием метода моделирования.

Умение говорить – искусство. Умение слушать – культура. Устная речь - это процесс публичного мышления. Это всегда – импровизация. Давайте понаблюдаем за тем, как говорят наши до...

Использование метода мнемотехники в обучении заучивания стихотворений детьми подготовительной группы ДОУ

Использование метода мнемотехники в обучении заучивания стихотворений детьми подготовительной группы ДОУ...

Конспект занятия по заучиванию наизусть лирического стихотворения «Вот беда» с использованием метода моделирования в старшей группе.

Конспект занятия по заучиванию наизусть лирического стихотворения «Вот беда» с использованием метода моделирования в старшей группе....