Развитие речи старших дошкольников в рамках проекта "Моя семья _ моё богатство"
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Сегодня проблема развития речи является одной из актуальныхФГОС ДО рассматривает речь как средство общения.Речь ребенка в первую очередь формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. И только в живом, непосредственном общении, когда ребенок не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, включается в диалог.

К сожалению, в наше время в семьях все меньше остается живого общения, особенно общения взрослых с детьми. Все больше дети общаются с разными гаджетами.

Поэтому мы считаем, что необходимо обогащать детско-родительские отношения опытом эмоционального общения, а также полагаем, что детский сад должен стремиться к сотрудничеству с родителями воспитанников. В своей статье я делюсь опытом решения данных вопросов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Работа по развитию речи старших дошкольников           в рамках проекта «Моя семья – моё богатство»

Автор:

Федорова Татьяна Владимировна,

воспитатель

ГБДОУ д/с № 115компенсирующего вида

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

2021

Сегодня проблема развития речи является одной из актуальных.

Речь – это не только средство общения, но и средство мышления, воображения. Известно, что у детей с задержкой речевого развития отмечаются сенсорные, двигательные, интеллектуальные нарушения, эмоционально-личностные, поведенческие трудности, а также несформированность познавательных возможностей. 

ФГОС ДО рассматривает речь как средство общения. Чтобы конструктивно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, ребенок должен свободно владеть диалогическим общением и использовать все вербальные и невербальные средства этого общения.

Речь ребенка в первую очередь формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. И только в живом, непосредственном общении, когда ребенок не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, включается в диалог.

Не секрет, что семья в большей степени формирует личность ребенка, дает представления о жизни, развивает его коммуникативные способности. Огромное значение имеет эмоциональный фон взаимоотношений в семье.

Доказано, что ласковое доброжелательное отношение родителей к детям, взаимопонимание в семье являются основой эмоционального благополучия  ребенка и вызывают у него чувство уверенности и защищенности, а также   способствуют  выработке положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Родители, воспитывающие ребенка с овз(наш детский сад – сад компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения)– это особая категория родителей.

К сожалению, в наше время в семьях все меньше остается живого общения, особенно общения взрослых с детьми. Все больше дети общаются с разными гаджетами.

Поэтому мы считаем, что необходимо обогащать детско-родительские отношения опытом эмоционального общения, а также полагаем, что детский сад должен стремиться к сотрудничеству с родителями воспитанников.

В нашем детском саду решению данных вопросов очень хорошо помогает проект «Моя семья – моё богатство».

Технология проектирования и использование метода проектов в ДО с интеграцией в различных образовательных областях является отличным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию.

 В первый раз мы работали над этим проектом с детьми подготовительной группы всего один год. Хотя предварительная работа велась, начиная со среднего возраста детей. Результаты проекта превзошли все ожидания. И уже с «новыми» воспитанниками, которые пришли к нам с коллегой в старшей группе, мы работали по этому проекту все два года. И снова плоды труда были очень радостными. Теперь, начав работать с детьми в младшей группе, мы готовимся приступить к  данному проекту уже со следующего года.

Мы с полной ответственностью можем рекомендовать данный проект к использованию в детских садах.

Немного о проекте «Моя семья – моё богатство»

Тип проекта –долгосрочный, социально-творческий.

Участники проекта -дети старшей и подготовительной групп,  родители, воспитатели и специалисты (музыкальный руководитель, педагог-психолог, дефектолог, логопед)

Цель:

  • Социально-эмоциональное развитие дошкольников с ОВЗ;
  • Гармонизация детско-родительских отношений.

В работе по развитию речи в рамках проекта мы поставили цель:

  • Развитие свободного общения со взрослыми и детьми

Задачи:

  • Расширение активного словаря детей
  • Развитие речевого творчества
  • Усвоение общепринятых норм общения с другими людьми
  • Развитие познавательной и творческой активности дошкольников
  • Профилактика дезадаптации школьной готовности

Коррекционные задачи

  • Развитие зрительного восприятия
  • Развитие выразительности речи
  • Развитие мелкой моторики рук

Подготовительный этап

  • Определение темы проекта.
  • Планирование цикла совместной деятельности для детей и их семей:
  • Праздничный досуг «День Матери»
  • Спортивный досуг «Мама, папа, я – спортивная семья»
  • Мини-опера «Сказка о глупом мышонке»,посвященнаядню 8 Марта.
  • «Бабушки и дедушки – старшие родители»;
  • «Мама – солнышко мое»;
  • «Папа  - лучший друг»;
  • «Наша дружная семья»

Основной этап работы над проектом включал в себя

  • Взаимодействие с детьми:
  • Непрерывно-образовательная и совместная деятельность;
  • Чтение художественной литературы по теме;
  • Творческие задания на предложенные темы (индивидуальные и коллективные работы);
  • Совместные с родителями музыкальные вечера, досуги;
  • Организация и проведение игр;
  • Обогащение развивающей среды для реализации творческой и игровой активности;
  • Взаимодействие с родителями:
  • Привлечение к участию в занятиях-тренинга;
  • Консультации по выполнению предложенных на дом заданий;
  • Знакомство с результатами деятельности детей в группе; 
  • Проведение праздничных досугов-тренингов для детей и взрослых.
  • Обогащение развивающей среды для реализации творческой и игровой активности: различные виды бумаги, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, краски, гуашь; бросовый материал; элементы костюмов для обыгрывания сказок; атрибуты к сюжетно-ролевым играм; иллюстративный материал.

Остановлюсь на некоторых приемах и технологиях, используемых в работе.

Игровые технологии.

Основной вид деятельности ребенка-дошкольника – игра.

Через игровую деятельность происходит развитие диалогической речи; активного словаря; умение использовать в речи слова и выражения, отражающие представления ребёнка о нравственных качествах людей.

Мы много играем с детьми в разные игры от дидактических и психологических до сюжетно-ролевых и подвижных.

Считаем, что важно, научив ребенка играть, потом не мешать ему, вводя слишком строгие ограничения и запреты.

Примеры игр, используемые в проекте (и не только)

    Психологические (они же речевые) игры:

  • «Каждый в чем-нибудь герой»
  • «Узнай по описанию»
  • «Снежный ком»,
  • «Моё имя»,
  • «Узнай, кто тебя позвал»,
  • «Волшебные клубочки»

А также различные дидактические игры, игры с правилами, развивающие игры, конструктивные игры, Сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные игры.

Сказкотерапия- современное средство, используемое для решения различных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко добиться замечательных результатов в развитии и воспитаниидетей.Работая по этой технологии, не достаточно просто прочитать сказку.Следует обыграть, проинсценировать, проанализировать, сделать оценки и выводы по ее содержанию. Сначала это просто рассматривание иллюстраций к сказке и знакомство с ее героями. Затем описание и анализ поступков героев. После чего выражение своего отношения к героям сказки и их поступкам, а также определение правильной модели поведения. Мы используем интересные приемы в обыгрывании сказок:

  • Рассказ сказки от имени определенного героя
  • Сочинение своего окончания сказки
  • Придумывание собственного сказочного персонажа.

У нас есть положительный опыт использования этой технологии и сочетания её с Музыкальной и Арт-терапией (благодарямузыкальному руководителю и педагогу-психологу).

В рамках проекта мы привлекали родителей к совместным с детьми театральным постановкам. Например, дети и родители под руководством музыкального руководителя исполнили мини-оперу «Сказка о глупом мышонке». А на досугах, посвященных дню пожилого человека, дню матери, 23 февраля, бабушки и дедушки, папы и мамы разыгрывали для детей сказки или притчи.

Изотерапия - это мощное средство самовыражения. Кроме того, в изобразительной деятельностипроисходитобогащение словарного запаса дошкольника через знакомство с основными и вспомогательными цветами, произведениями изобразительного искусства и его жанрами (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство, скульптура), с выразительными средствами (форма, цвет, колорит, композиция).

В ходе реализации данного вида деятельности педагогом создаются условия для применения активного словаря (описание фрагментов рисунков), грамматических форм и представлений (при описании деталей аппликации, фрагментов рисунков); развития связной речи (вопросы и ответы во время продуктивной деятельности, описание собственного изделия или рисунка).

Активизация мелкой моторики в процессе изодеятельности активно воздействует на мозговые центры, отвечающие за развитие речевых навыков.

В своей работе мы используем следующие виды изобразительного воздействия:

  1. Индивидуальное рисование.
  2. Групповое рисование.
  3. Совместное творчество детей и родителей.

Упражнения: «Нарисуй себя»;

 «Нарисуй себя сейчас и в будущем»;

«Нарисуй свой страх и трансформируй его»;

«Рисуем свою семью»;

«Рисуем свою маму/папу»;

 «Рисуем счастье, боль, обиду и другое»;

«Рисуем совместный рисунок, пускаем его по кругу

«Нарисуй каракули и найди в них веселые образы»;

«Рисуем кляксу, изменяем ее, а что она похожа?»;

 «Выставка рисунков. Чем тебе понравился чужой рисунок?».

Детское словотворчество позволяет не только стимулировать монологическую речь детей, развивать их воображение и творчество, но и дает большой простор для размышления родителям, педагогам и психологам.

Работая над проектом, дети рассказывали про своих мам, пап, бабушках, дедушках; придумывали истории «Первая буква моего имени», «История имени», «Разложи моё имя по буквам»; вместе с родителями раскрывали тайны семейного герба.

Заключительный этап проека:

  • Обобщение и анализ результатов деятельности.
  • Представление наглядных результатов деятельности:
  • Выставки работ;
  • Выставка «У моей бабули руки золотые»
  • Видеофильмы «Бабушки и дедушки – старшие родители», «С днем матери»;
  • Фотовыставки;
  • Спектакли в исполнении родителей: сказки «Колобок»,  «Мешок яблок»
  • Спектакли с участием взрослых и детей: инсценирование притч о семье и матери; постановка мини-оперы «Сказка о глупом мышонке»

«Материальным» результатом нашей работы по развитию речи в рамках проекта «Моя семья – моё богатство» стало«Портфолио семьи», где дети и их родные в рисунках и рассказах представили свою семью.

Но главное, нам удалось привлечь к живому общению со своими детьми и с нами, их педагогами, всех родителей. Благодаря мероприятиям, проводимым в ходе проекта, в работу включились даже обычно пассивные мамы, папы и даже бабушки и дедушки.Родители отметили, что проект оказал положительное влияние на детей: они стали более инициативны, самостоятельны;заметили, что общение стало более свободным, открытым.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  2. Тагаева Е. Ю., Савицкая Л. А. Речевое развитие дошкольников: взаимодействие детского сада и семьи [Текст] / Педагогическое мастерство: материалы III Международной. научной конференции (г. Москва, июнь 2013 г.). - Москва, 2013. - с. 52-54.
  3. Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.: Издательство Гном и Д, 2000
  4. Александрова Елена Сергеевна, к.п.н., доцент кафедры дошкольного образования «Разнообразие компонентов образовательной области речевого развития в условиях современного образовательного процесса в ДОУ»http://sdo.spbappo.ru/course_view/target_view.php?type=target&target_id=73001764&

  1. https://www.defectologiya.pro/zhurnal/rechevoe_razvitie_detej_doshkolnogo_vozrasta_v_usloviyax_realizaczii_fgos_do/

  1. https://dohcolonoc.ru/stati/15727-rol-semi-v-rechevom-razvitii-rebenka.html

  1. https://www.maam.ru/detskijsad/rechevoe-razvitie-v-sotvetstvi-s-fgos-doshkolnogo-obrazovanija.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников. Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников2.1  Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста...

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему «Развитие речи старших дошкольников»

Конспектродительского собрания в старшей группена тему «Развитие речи старших дошкольников» Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Вступительное слово воспи...

Родительское собрание в старшей группе "Развитие речи старших дошкольников"

Родительское собрание в старшей группе "Развитие речи старших дошкольников"...

Мастер -класс "Развитие связной речи старших дошкольников" в рамках преемственности МБДОУ «Детский сад «Солнышко» и МОУ «Лицей №1» п. Тюльган

Мастер – классв рамках преемственности МБДОУ «Детский сад «Солнышко» и МОУ «Лицей №1»воспитатель высшей категории МБДОУ «Детский сад «Солнышко» Зе...

Мастер-класс по развитию речи старших дошкольников "Играем и развиваем речь дошкольника"

Сообщение о мастер-классе по развитию речи в                     подготовительной группе.В этом учебном г...

Использование речевых игр в семье как способ развития речи старших дошкольников с ОНР

Консультация для родителей.Обосновывается роль родителей в речевом развитии детей. Предлагаются конкретные игры, способствующие развитию речи дошкольников с речевыми нарушениями.      ...