Проект "Театр и дети"
проект по развитию речи (средняя группа)

Курасова Зулейха Исмагиловна

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формированию выразительности речи, интеллектуального , коммуникативного, художественно-эстетического воспитания, развитию. музыкальных и творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_teatr_i_deti.docx29.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 6 – центр развития ребёнка»

Проект по театральной деятельности в средней группе «С театром растем и развиваемся»

Подготовила воспитатель

Курасова З.И.

Срок освоения: 11 марта – 22 марта 2019 г

г. Сергиев Посад, март 2019 г.

"Театр - это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее

идет развитие духовного

мира детей..."

(Б. М. Теплов.)

Пояснительная записка

Детство – это совсем не маленькая страна, это – огромная планета, где каждый ребенок имеет свои таланты. Важно бережно и уважительно относиться к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. «Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» (В.А.Сухомлинский)

И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом, являются в связи с этим актуальными: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актёрству. Театр – всегда игра, всегда сказка, чудо… .

Как перенести детскую игру на сцену? Как из игры сделать спектакль, а из спектакля – игру? Путь один – создание условий для театральной деятельности детей в детском саду.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко.  С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.

Актуальность.
Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

 Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи,  интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей.

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением.  Важной задачей художественно-эстетического воспитания является формирование у детей творческих способностей. Богатейшим полем для решения данной задачи является театрализованная  деятельность.

Проблема. 

  • недостаточно внимание родителей и детей к театру;
  • мало сформированы умения детей в «актёрском мастерстве»;
  • недостаточно театральных костюмов и масок в группе.
  • застенчивость детей, слабо развито художественное воображение.

Новизна. Систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленной на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей среднего дошкольного возраста, овладение навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе.

В связи с актуальностью данной проблемы целью проекта является: развитие художественно-творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности.

Задачи:

1.Создать условия для развития творческой активности детей.

2. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт.

3.Развивать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения

образа, а также их исполнительские умения.

4. Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.

5. Воспитывать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству, горячо сочувствовать, сопереживать.

Реализация названных задач требует учета основных принципов организации театрализованной игры.

1. Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.

2. Принцип интеграции – содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.

3. Принцип координации деятельности педагога – деятельность специалистов согласованна с образовательной деятельностью музыкального руководителя.

4. Принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается в соответствии и учетом возраста детей.

5. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.

Ожидаемый результат проекта

  • Обогащённая среда в группе;
  • Картотека аудио, видеоматериалов, презентаций;
  • Развитие интереса к художественной литературе и драматизации произведений.
  • Расширение словарного запаса, развитие связной речи;
  • Активизация творческих способностей детей;
  • Активное участие родителей в жизни группы;
  • Образовательные области:

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.

 Этапы реализации проекта

1.Подготовительный этап

- Изучить  литературу по данной теме («Методическое руководство и сопровождение театрализованной деятельности детей 4-5 лет»

Н.В. Додокина)

- Разработка плана реализации проекта;

- Беседы с детьми;

- Консультации с родителями;

- Изготовление атрибутов;

Подборка иллюстрированного материала;

- Разработка рекомендаций для родителей;

- Подбор наглядной информации и папки –передвижки;

-Подборка художественных произведений и мультфильмов по теме проекта;

-Создание картотеки «Театральные игры»;

-Пополнение предметно - развивающей среды группы: маски-шапочки, костюмы, настольный театр.

2.Основной этап

  • Познавательное развитие: Беседы с детьми «Что такое театр?», «Театральные секреты», «Ура! Идём в театр!»; Конструирование "Построим большой и малый театр"; Театрализованная викторина «Из какой сказки я пришел?»
  • Социально-коммуникативное развитие: Дидактические игры «Собери сказку», «Из какой сказки», лото «Сказки», «Театр эмоций», «Оживи кружочки»; Театрализованные дидактические игры: «Хорошо – плохо»,» Угадай выражение лица», «Звериные голоса», «Маски»(Додокина Н.В., стр.36); Сюжетно-ролевые игры с детьми «Театр», «Семья», «Артисты готовятся к спектаклю» (Расширять представления детей об окружающей действительности); Игры и упражнения на развитие мимики «Зеркало», «Тренируем эмоции» «Покажи руками»,»Походки», «Игрушки», «Расскажи стихи руками» «Расскажи сказку без слов»; Этюды «Удивление», «Цветок», «Лисенок боится», «Стрекоза замерзла», «Кузнечик», «Это я! Это мое!»(Пазухина И.А.)
  • Художественно-эстетическое развитие: Слушание аудио сказок в исполнении заслуженных артистов (развивать умение внимательно слушать сказки, улавливать различные интонации голосов актеров, узнавать на слух героев сказок); изготовление театральных билетов; просмотр м/ф В.Сутеева «Яблоко»;  магнитный театр «Три медведя», «Колобок», «Петушок и бобовое зернышко», «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка братец Иванушка»;  настольный театр «Теремок», «Заюшкина избушка», театр на конусах «Три поросенка»; театр из губок «Курочка Ряба»; театр из тарелок «Заюшкина избушка»; театр из стаканчиков «Три медведя»; пластилинография «Самый умный мишка»,  «Нарисуем сказку», оригами «Сказочный герой»,  изготовление театральных билетов,
  • Речевое развитие: Чтение и обсуждение и пересказ (с помощью настольного театра) сказок «Теремок», «Репка», «Колобок»; разучивание потешек, проговаривание скороговорок; загадывание загадок на тему «Сказки»; артикуляционная гимнастика.
  • Физическое развитие: Подвижные игры с героями «У медведя во бору», «Звери», «Что мы делали не скажем, а что видели, покажем», «Волк и козлята», «Колобок»- «Теремок»,«Хитрая лиса», "Сказочные герои". дыхательная гимнастика»;  пальчиковая гимнастика.

 - Оформление стенда рекомендации для родителей: «Идем с семьей в театр»; «Роль художественной литературы в развитии речи детей» 

3. Заключительный этап.

- Оформление выставки рисунков «Мой любимый герой»

- Театрализация сказки В. Сутеева «Яблоко»

Формы и методы работы:

  • Чтение художественной литературы;
  • Беседы;
  • Игры – драматизации;
  • Слушание музыкальных произведений;
  • Просмотр сказки;
  • Рассматривание иллюстраций к сказкам;
  • Заучивание стихов;
  • Театрализованная деятельность.

Участники проекта:

- Воспитатели группы;

-Музыкальный руководитель;

- Дети 4-5 лет;

- Родители;

Тип проекта: информационно-творческий, групповой.

Продолжительность проекта: 11 марта – 22 марта 2019 г

Материально-технические ресурсы:

- Сказки, иллюстрации;

- Аудио, видеоматериалы;

- Мультимедийная техника;        

- Костюмы для театрализованной деятельности

Образовательные области:

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.

План реализации проекта

Организованная  образовательная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Индивидуальная работа

Работа с родителями

Итоговое мероприятие

Познавательное развитие:

«Давайте познакомимся»

«Изменю себя, друзья. Догадайтесь кто же я?»

Формировать у детей живой интерес к театрализованной игре, желание участвовать в общем действии и использовать все окружающее пространство; побуждать детей к активному общению, развивать речь и умение строить диалог.

Развивать внимание , наблюдательность, воображение детей; учить проговаривать фразы с различной силой голоса; развивать подражательные навыки.

Формировать у детей понятие о значении и культуре жестов и движений,  и их роли в процессе общения детей друг с другом.

Привить детям первичные навыки в области театрального искусства

(использование мимики, жестов, голоса, кукловедение); Развивать способность к импровизации, речевую активность детей.

Учить детей эмоционально воспринимать и понимать содержание и идею сказки; оценивать поступки героев, учить находить выход  из сложной ситуации

Задачи:

побуждать детей играть с куклами настольного театра, разыгрывать знакомые сказки, стихотворения

Д/и «наши эмоции»

Игра «Выражение эмоций»

Настольный театр «Заюшкина избушка»

Игры / картотека

Игра-приветствие «Добрый день!»

Д/и «Собери сказку»

 рассматривание иллюстраций к сказке;

лото «Сказки»

«Театр эмоций»,

заучивание стихотворных текстов

Задачи: 

Поддерживать заинтересованное отношение к играм-драматизациям, стремление участвовать в этом виде деятельности.

Работать над интонационной выразительностью речи.

Показ способов действия с различными куклами

Работа над дикцией

(потешки, прибаутки, скороговорки)

обсуждение образов персонажей;

Наглядная информация «Организация театральной деятельности в средней группе»

Папка-передвижка

«Роль художественной литературы в развитии речи детей»

Изготовление декораций

Инсценировка по мотивам знакомых стихов, потешек

.

Драматизация сказки

В.Сутеева «Яблоко»

Социально-коммуникативное развитие:

«Язык жестов»

"Экскурсия в мир театра"

Чтение сказки В.Сутеева «Яблоко»

Репетиция сказки В.Сутеева «Яблоко»

Драматизация сказки

В.Сутеева «Яблоко»

Список литературы:

  • Программа дошкольного образования « Детство». Детство – Пресс
  • Занятия по развитию речи в детском саду/ Под ред Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников/Под ред Ушакова О. С. Методика работы со сказкой. Рыжова Л. В
  • Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005. - №4.
  • Игры-драматизации // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. - М., 1983.
  • Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. - М., 2000.
  • .Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...

Перспективный план по обучению детей грамоте (начальный этап) для детей общего развития и детей с кохлеарными имплантами (средний, дошкольный возраст).

Целью данной деятельности является доступ детей с КИ к качественному образованию в условиях интеграции. Единый тематический речевой материал позволяет  воспитание звуковой культуры ре...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...