РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Говорунишка» СРЕДНЕЙ ГРУППЫ с 4 до 5 лет
рабочая программа по развитию речи (средняя группа)

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКА «Говорунишка»

СРЕДНЕЙ  ГРУППЫ

с  4   до  5  лет

Цель программы: развитие у дошкольников речевых умений и навыков. Формирование у них представлений о структуре связного высказывания, а так же о способах связи между отдельными фразами и его частями.

 

Задачи программы:

  • пополнять словарный запас ребенка, развивая грамматический строй речи;
  • помочь детям развить и осмыслить речевую практику, для овладения ими навыков общения;
  • организовывать активную речевую деятельность, в которой дети будут применять полученные знания;
  • развивать чувство уместности высказывания;
  • развивать творческое воображение, фантазию в речевых высказываниях;

воспитывать внимание  той стороне речи, которая связана с добром, уважительным отношением к человеку, то есть формировать вежливую речь

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_govorunishka_4-5_let.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личного

 направления развития воспитанников № 10 “Родничок”»

Принято                                                                                       Утверждаю:

 на педагогическом совете                                                          Заведующий МБДОУ                                                                                            

№ ____   от __________20____г.                                                _________Ю.С.Батуева

                                                                                                       «__»____________2019 г

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКА «Говорунишка»

СРЕДНЕЙ  ГРУППЫ

с  4   до  5  лет

на 2020-2021 учебный год

Ф.И.О. и должность автора программы:

Летунова Мария Юрьевна

                                                                     

Озёрск

август, 2021 г

Содержание

I.  Целевой раздел

Пояснительная записка……………………………………………………..3

1.1. Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с 4 до 5 лет………………………………………………………………………..4

1.2. Планируемые результаты освоения Программы. Целевые ориентиры…………………………………………………………….…4

II. Содержательный раздел

2.1 Использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико-грамматического строя речи в работе с детьми 4-5 лет…….….6

2.2  Перечень дидактических игр………………………………………….6

2.3 Средства обучения и воспитания………………………………………9

III. Организационный раздел

3.1 Календарно-тематический план работы кружка «Говорунишка» на 2020-2021 уч.г………………………………………………………….10

3.2   Взаимодействие с родителями………………………………………11

IV. Методическое обеспечение программы………………………………12

   

  1. Целевой раздел.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспитания и обучения в детском саду под руководством взрослого (педагога).

Кружковая работа осуществляется в течение всего учебного года и не дублирует основную образовательную программу Учреждения.

Пояснительная записка

Программа кружка «Речецветик» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Конституция РФ, ст. 43, 72.
  • Конвенция о правах ребенка (1989 г.)
  • Закон РФ «Об образовании».
  • СанПиН 2.4.1.3049-13
  • Устав МБДОУ ДС №10
  • ФГОС ДО.

Реализуемая программа строится на принципе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми, представляет систему из 37 занятий, рассчитанную на учебный год.

Одним из наиболее действенных средств является дидактическая игра. В ходе игры познавательное содержание сочетается с привлекательной для ребенка игровой деятельностью. Повторность действий способствует формированию навыков и умений.

У ребёнка с нормальным речевым развитием к 5 годам оказываются сформированными все грамматические категории родного языка; он говорит развёрнутыми фразами, используя сложносочинённые и сложноподчинённые конструкции, правильно согласовывает слова с помощью любых предлогов, падежных, родовых окончаний. Если в грамматическом оформлении речи у детей встречаются устойчивые ошибки, то можно говорить о лексико-грамматическом недоразвитии речи. Дошкольники 4-5-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки правильно сформированной речью, впоследствии, составляют группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Имея полноценный слух и интеллект, у таких детей не формируется готовность к усвоению школьной программы.

1.1 Развитие лексико-грамматического строя речи у детей 4-5 лет.

Под лексико-грамматической стороной понимают словарь и грамматически правильное его использование.

Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают - возможность понимания слов, под активным – употребление их в речи. Уровень развития словаря определяется количественными и качественными показателями.

Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.

Период от 3 до 7 лет - период дальнейшего усвоения морфологической системы.

К пяти годам словарь детей состоит из 2200 слов. При нормальном развитии речи дети к пяти годам овладевают всеми типами склонения существительных, то есть правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа. Отдельные трудности, которые встречаются у детей, касаются редко употребляемых существительных в родительном и именительном падежах множественного числа (стулы, деревы, деревов). Они усваивают основные формы согласования слов: существительные с прилагательными трех родов, существительные с числительными в именительном падеже.

Но не всегда речь ребёнка развивается благополучно. Иногда ребёнок поражает нас частыми и устойчивыми грамматическими ошибками, с большим трудом овладевает грамматическим строем языка, что сопровождается и другими недостатками в развитии речи ребёнка.  

Поскольку, в настоящее время, лексико-грамматические конструкции вызывают огромные трудности у детей, то их формированию следует уделить особое внимание.

  1. Планируемые результаты освоения Программы. Целевые ориентиры

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

– ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

–ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;  

–знаком с произведениями детской литературы.

Планируемые результаты по образовательной области «Речевое развитие» 4 – 5 лет:

усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, с мотивным значением, многозначные;

умеет подбирать слова с противоположным значением;

правильно употребляет грамматические формы слова;

умеет подбирать однокоренные слова, образовывать сложные слова;

умеет строить простые распространенные предложения; простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; сложноподчиненных предложений с использование подчинительных союзов;

составляет описательные рассказы с опорой на план-схему с соблюдением цельности и связности высказывания;

владеет простыми формами фонематического анализа,  

владеет понятиями «слово» и «предложение»;

умеет составлять графические схемы слов;

правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);

воспроизводит слова различной звуко-слоговой структуры (изолированно и в условиях контекста).  

получает новую информацию, как самостоятельно (задает вопросы, экспериментирует), так и с помощью взрослых;

правильно произносит все звуки, замечает ошибки в звукопроизношении;

грамотно использует все части речи, строит распространенные предложения;

владеет словарным запасом, связанным с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта детей;

использует обобщающие слова, устанавливает и выражает в речи антонимические отношения;

пересказывает литературные произведения по иллюстративному материалу (картинкам, картинам), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей;

пересказывает произведение от лица разных персонажей, используя интонационнообразные (модуляция голоса, интонация) средства выразительности речи;

выполняет речевые действия в соответствии с планом повествования, составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры;

отражает в речи собственные впечатления, представления, события своей жизни, составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы «из личного опыта».


  1. Содержание психолого-педагогической работы

2.1 Использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико-грамматического строя речи в работе с детьми 4-5 лет.

Грамматический строй речи формируется в повседневном общении и в различных видах детской деятельности – в игре, конструировании, изобразительном творчестве. И важным педагогическим условием является грамотная организация этой деятельности взрослым в повседневной жизни.

    Важнейшим видом детской деятельности является игра. Достоинство игровых методов и приемов обучения заключаются в том, что они вызывают у детей  повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной личной целью.

        В дидактических играх с грамматическим содержанием решаются задачи активизации, уточнения той или иной грамматической формы, грамматического явления. Разработаны такие игры для того, чтобы помочь детям освоить трудные формы словоизменения (родительный падеж мн. числа, повелительное наклонение глагола, согласование слов в роде и т.д.), способы образования слов (наименований детёнышей животных, людей разных профессий, однокоренных слов).    Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием могут проводиться со всем коллективом детей на занятиях, так и в свободное время с небольшими подгруппами детей, вовлекая в деятельность малоактивных и застенчивых детей.                                                                                             

Развитие лексики тесно связано с развитием грамматического строя речи, особенно словообразования и словоизменения. В связи с этим многие игры и задания по развитию лексики могут быть использованы и для развития грамматического строя речи.

  1. Перечень дидактических игр

               Применение специальных дидактических игр и упражнений позволяет наиболее успешно решать вопросы развития грамматического строя речи.

Раздел

Перечень пособий и  дидактических игр

Звукопроизношение

«Повтори не ошибись (слова сложной слоговой структуры)»

Картинный материал для автоматизации звуков:

  д-дь, т-ть, к-кь, г-гь  

  с-сь,з-зь,ц  

  ш, щ,ж  

  р-рь, л-ль  

     Н. В. Соколова «Рабочие логопедические тетради» М.,

     «Школьная  пресса» 2006  

     И. И. Сахарова «Чистоговорки в картинках» Т.С. Резниченко О.Д. Ларина Логопедические рабочие  тетради  «Говори правильно» М., «Росмен», 2002  

О.И. Лазаренко Альбомы ля автоматизации произношения звуков  

Н.И. Соколенко «Посмотри  и назови» Дидактический материал  для исправления  недостатков  произношения  речи  у  детей  М.,  «АСТЛТД», 1997  

Н.А. Поваляева Дидактический материал по логопедии «Сказки о  веселом язычке»

Словарь

Лото по лексическим темам:  

Деревья  

 Грибы  

 Птицы  

  Полевые и садовые цветы  

«Родственные слова»

 «Скажи правильно» (антонимы)  

«Многозначные слова» (действия)  

«Логическая цепочка»  «Антонимы: иллюстрации»  

«Сложные слова: иллюстрации»  

«Часть и целое»  

«Четвертый  лишний»

 «Части тела: иллюстрации»  С.А. Васильева В.И. Мирясова М., «Школьная пресса», 2004  

Тематический словарь в картинках  

Мир животных (4 книги):

  Домашние дикие животные средней полосы  

  Домашние дикие птицы средней полосы  

  Дикие звери и птицы жарких и холодных стран  

  Насекомые, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы  

Мир растений и грибов:

 Овощи, фрукты, ягоды  

   Цветы, деревья, грибы  

Мир человека

 Дом, улица, город  

 Квартира, мебель  

 Одежда, обувь, головные, уборы  

 Профессии  

 Транспорт  

 Посуда

Грамматический строй

«Найди по цвету и назови»

«Придумай предложение по его модели»

«Расскажи кто где живет»(предлог в)  

«Один – два – пять - девять» (согласование существительных)  «Я – ты - мы» (согласование числительных с существительными)  

«Кому что?» (профессии)  

«Что без чего?» (Родительный падеж имен сущ.)  

«Кто у кого? Кто с кем?» (детеныши)  

«Большой   -   маленький»   (Сущ. с   уменьшительно   ласк.  суффиксами)  

«Найди по цвету и назови» (согласование имен сущ. с прилаг.)

 «Чего много в магазине» (Род. Пад. Имен сущ.)  

«Чья ветка, лист, полено?» (Притяж. прилаг.)  

«Один - много» (мн. число имен сущ.)  

«Образуй новое слово по модели»

 «Скажи правильно» (приставочные глаголы)  

«Чья голова, тело, хвост?» (притяж. прилаг.)  «Ориентирование»

Фонематическое  восприятие Обучение грамоте

«Составь модель слова» (звуковой анализ)

 «Зеркальные буквы» восприятие

«Буквенный конструктор»

«Прочитай слово по картинкам»

 «Выдели ударный слог»  

«Домики для звуков»  

«Распутай буквы»  

«Выложи слово картинками»

 «Сложи слово»  

«Ребусы»

 «Слоги»  

«Разгадай словечко»

 «Фонетическое лото»  

«Читаем сами»  

«Азбука - песенка»

Связная речь

«Что сначала, что потом?» (сложносочиненное предлож.) речь «Составь рассказ по серии картин»  

«Придумай предлож. по его модели»  

«Расскажи сказку»  

«Неожиданный финал»

Психические процессы

«Подбери по смыслу» е процессы

«Лото ассоциации»  

«Подбери узор»

 «Подбери и сравни»  М. М. Безруких  Т. А. Филиппова Развивающие игры с карточками:

«Мы познаем мир»

Н.В. Нищева «Играйка», «Играйка №2»  

И.С. Кривовяз «Играем с глаголами » (выпуск №1, №2)

 Е.А. Алифанова Н.Е. Егорова «Фразовый конструктор»

2.3 Средства обучения и воспитания.

Средства обучения и воспитания в детском саду рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы.

Средства воспитания и обучения - это совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективную реализацию воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.

Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Оборудование отвечает санитарно-гигиеническим нормам, педагогическим требованиям.

Информационно-коммуникационные средства:

Наименование

Количество

Магнитофон

1

Ноутбук

1


  1. Организационный раздел

3.1 Календарно-тематический план работы

кружка «Говорунишка» на 2020-2021 уч. г.

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

1.Беседа с детьми на тему «Надо  ли учиться  говорить?»    

В.В. Гербова    

Развитие  речи   в д/с стр.27  

1.Органы артикуляции (ознак.)

Т.Ю. Бардышева,

Е.Н. Моносова

Лог.зан. стр.14.

1.Обучение рассказыванию

«Наша неваляшка»

В.В. Гербова

Развитие речи  в

д/с. стр. 29    

  1. Звуки[а, о, у, и, э, ы].

Т.Ю. Бардышева

Е.Н. Моносова

Лог.зан. стр.116    

Октябрь

1.Звук  

[С,Сь].    

В. В. Гербова

Развитие  речи  в   д/с.    стр.28.

 

1.Овощи.

Т. Ю. Бардышева,

Е. Н. Моносова

Лог.зан. стр.27.           

1.Звуки вокруг.

Т. Ю. Бардышева,  

Е. Н. Моносова

Лог.зан.   стр.16,23.  

1.Составление   рассказа о кукле.

В. В. Гербова

Развитие     речи

в  д/с.  стр30

 

Ноябрь

1.Звук [З,Зь].

В. В. Гербова Развитие речи   в   д/с. стр.32.      

1.Средство гигиены.

Т. Ю. Бардышева,

Е. Н. Моносова

Лог.зан. стр.68.      

1.Высота.  

Т. Ю. Бардышева,

Е. Н. Моносова

Лог.зан. стр.69.      

1.Чтение         стихотворения об осени.

В. В. Гербова    Развитие  речи  в        д/с. стр.34.

   

Декабрь

1.Звук [ц] Развитие речи   в   д/с. В.В.Гербова    стр.36.  

1. Зима.

Т. Ю. Бардышева,

Е. Н. Моносова

Лог.зан. стр.86.        

1.Составление  

     рассказа об игрушке.    

В.В.Гербова

Развитие речи  в д/с. стр.39.  

1.Новый год.

Описательный

рассказ.  

Т. Ю. Бардышева,

Е. Н. Моносова          

Лог.зан. стр.83.

Январь

1.Звук [ш]

В. В. Гербова

Развитие  речи   в   д/с. стр.45

1.«Вот это   снеговик»

рассказывание по   картинке.

В. В. Гербова

Развитие речи в д/с. стр.46.  

1.Зимнии забавы

Т. Ю. Бардышева,

Е. Н. Моносова

Лог.зан. стр.88.    

1.Таня не боится

мороза.    

Рассказывание

по картинке

В. В. Гербова

Развитие  речи  в

д/с. стр.50.  

Февраль

1.Звук [ж]  

В. В. Гербова  

Развитие  речи   в   д/с. стр.49.

1.Составление

рассказов по картинке.

В. В. Гербова  

Развитие речи в д/с. стр.55.  

 

1.Зима. Составление рассказа.

Т. Ю. Бардышева,

Е. Н. Моносова  

Лог.зан. стр.90.  

 1. Животные.

Части тела.

Т. Ю. ардышева,

Е. Н. Моносова  Лог.зан. стр.108.        

Март

1.Звук [щ]

В. В. Гербова  

Развитие речи в д/с  стр.60.  

  1. Весна.

В. В. Гербова

Развитие речи   в   д/с. стр.59.  

1. Составление

рассказов по картинке.

В. В. Гербова

Развитие речи  в

д/с. стр.62

1.Чтение по изучаемым символам звуков.

Т. Ю. Бардышева,       Е. Н. Моносова         Лог.зан.стр.144.      

Апрель

1.Звук [Л, Ль]

В. В. Гербова Развитие  речи   в   д/с.

1.Составление  рассказа по         картинкам из 5      

   частей.

В. В. Гербова

Развитие речи в д/с.          

1.Цветы.

Т. Ю.  Бардышева,

Е. Н. Моносова  

1.Наша группа.  

Т. Ю. Бардышева,

Е. Н. Моносова      

 

3.2 Взаимодействие с родителями

Взаимодействие с родителями как участниками образовательного процесса значительно повышает результативность  профилактической работы.

Основные задачи взаимодействия с родителями воспитанников:

1. Создание единого развивающего пространства  

2. Формирование у родителей представлений об особенностях развития детей с нарушениями речи  

3. Развитие позиции родитель-эксперт по оценке динамики работы с детьми  

4. Освоение родителями эффективных приемов взаимодействия с детьми с целью преодоления нарушений речи

IV. Методическое обеспечение программы

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 368 с.
  2. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет

Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...

"Зелёный огонёк" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей старшей группы

Данная программа разработана с целью:  снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;- сохранение здоровья детей и взрос...

Рабочая программа кружка социально-педагогической направленности по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования

Данная программа является вариативной частью основной образовательной программы. Она основана на образовательных потребностях и интересах детей, членов их семей и педагогов, а так же отражает специфик...

Рабочая программа кружка "Рабочая мастерская"

Занятие для старшей-подготовительной группы из подвижного и лего конструктора....

Рабочая программа кружка « Развивай-ка » Срок реализации программы 2020-2021 учебный год.

Рабочая программа кружка« Развивай-ка » Срок реализации программы 2020-2021 учебный год....

Рабочая программа кружка «Чудеса на песке» игры-эксперименты с песком Программа рассчитана для детей раннего возраста (2-3 года)

Рабочая программа кружка«Чудеса на песке»игры-эксперименты с пескомПрограмма рассчитана для детей раннего возраста(2-3 года)...