Технологическая карта занятия Умей обождать
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Лапицкая Анастасия Михайловна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Иланский детский сад № 50»

 

 

 

 

 

Технологическая карта занятия по развитию речи

сказка К. Д. Ушинского «Умей обождать»

в старшей группе «Ромашки»

Воспитатель: А.М. Лапицкая

 

 

 

 

 

 

г. Иланский, 2020г.

Тема: Сказка К.Д. Ушинского «Умей обождать»
Тема занятия: Сказка К.Д. Ушинского «Умей обождать»
Воспитатель: Лапицкая Анастасия Михайловна

Интеграция видов деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, восприятие фольклора,  двигательная, речевая.

Цель: Знакомство детей со сказкой К.Д. Ушинского «Умей обождать», закрепление знаний безопасного поведения.

Задачи:

Образовательные:
Формировать у детей навык  составления небольшого рассказа из 5-6  предложений на заданную тему

Развивающие:
Развитие связной речи, фонематических представлений, зрительного внимания.

Воспитательные:
Воспитывать умение контролировать собственную речь, бережное друг к другу.

Планируемый результат:
Составляют описательный рассказ по образцу, контролируют собственную речь,

Средства, оборудование, материалы:
- технические средства обучения и цифровые образовательные ресурсы: фланелеграф.
- наглядные (демонстрационный материал): слайд-шоу "Путешествие в сказку, книга сказок.

- раздаточные материалы: разрезные картинки с разными ситуациями.

 

 

 

 

 

"Умей обождать"

Ушинский Константин Дмитриевич

 

Жили-были себе брат да сестра, петушок да курочка. Побежал петушок в сад и стал клевать зеленехонькую смородину, а курочка и говорит ему: «Не ешь, Петя! Обожди, пока смородина поспеет». Петушок не послушался, клевал да клевал, и наклевался так, что насилу домой добрел. «Ох! - кричит петушок,- беда моя! Больно, сестрица, больно!» Напоила курочка петушка мятой, приложила горчичник - и прошло.

Выздоровел петушок и пошел в поле: бегал, прыгал, разгорелся, вспотел и побежал к ручью пить холодную воду; а курочка ему кричит:

- Не пей, Петя, обожди, пока простынешь.

Не послушался петушок, напился холодной воды - и тут его стала бить лихорадка: насилу домой курочка довела. Побежала курочка за доктором, прописал доктор Пете горького лекарства, и долго пролежал петушок в постели.

Выздоровел петушок к зиме и видит, что речка ледком покрылась; захотелось петушку на коньках покататься; а курочка и говорит ему: «Ох, обожди, Петя! Дай реке совсем замерзнуть; теперь еще лед очень тонок, утонешь». Не послушался петушок сестрицы: покатился по льду; лед проломился, и петушок - бултых в воду! Только петушка и видели.

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта образовательной деятельности

№ п/п

Наименование этапа

Деятельность взрослого

Деятельность детей

1

Введение в ситуацию

(включает слайд №1)

Доброе утро, ребята. У нас в группе сегодня гости.Давайте поздороваемся!

 

(использует колокольчик)

Колокольчик озорной,

Ты детей  в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева –друг  и справа – друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

 

Здороваются с гостями.

 

Становятся в круг, улыбаются друг другу .

2

Актуализация

 

Ребята, посмотрите у меня в руках замечательная книга сказок. Сколько здесь сказок! Вы любите читать сказки?  Предлагаю сегодня отправиться в путешествие по страницам сказки К.Ушинского "Умей обождать". Все готовы?

 

Книгу сказок открываю, в путешествие вас отправляю.

(обращает внимание детей на экран слайд №2)

Посмотрите ребята, где это мы с вами оказались.  Послушайте и угадайте!

Дом наш тут, двор наш тут,

Сена здесь не жуют, только зернышки клюют.

Здесь живут и ты и он,

Не живет лишь только слон.

 

Соглашаются путешествовать .

 

 

 

 

 

Отгадывают загадку: птичий двор

3

Затруднение в ситуации

Какой чудесный птичий двор, дома, как у хороших заботливых хозяев, здесь живут самые разные домашние птицы. Посмотрите, кого вы видите на этом птичьем дворе?

 

Посреди двора?

Справа?

 

А каких домашних птиц не видно?

 

Ай, да зоркие глаза у вас, все заметили. Может они где-то спрятались? А ну-ка посмотрим!

 

Ребята, мне кажется, неспроста курочка спряталась, забилась под кустик. Обратите внимание, какая она грустная, у нее видно случилось что-то, а вот петушка мы так и не нашли, пропал петушок. Я знаю, как это произошло, а вы хотите узнать?

Рассматривают иллюстрацию птичьего двора.

 

Отвечают: гуси-га-га-га,

утки: кря-кря-кря

 

 

Ищут  и находят на иллюстрации курочку под кустиком.

 

4

Открытие детьми нового знания

Усаживайтесь поудобнее на стульчики и слушайте. Дело в том, что осталась курочка одна без своего братца Пети. Непослушный он был, все торопился.

 (обращает внимание детей на экран слайд №3)

 

И вот об этом рассказывается в сказке «Умей обождать», автор К. Ушинский.  При прослушивании будьте очень внимательны.

(рассказывает сказку)

Жили-были себе брат и сестра, петушок и курочка.

(включает слайд 4)

 Побежал петушок в сад и стал клевать зеленехонькую смородину, а курочка говорит ему: «Не ешь, Петя! Обожди, пока смородина поспеет.» Петушок не послушался, клевал да клевал, и наклевался так, что насилу домой добрел. «Ох! - кричит петушок,- беда моя! Больно, сестрица, больно!» Напоила курочка петушка мятой, приложила горчичник - и прошло.                      

Выздоровел петушок и пошел в поле: бегал, прыгал, разгорелся, вспотел и побежал к ручью пить холодную воду; а курочка ему кричит:«Не пей, Петя, обожди, пока простынешь.»

Не послушался петушок, напился холодной воды - и тут его стала бить лихорадка: насилу домой курочка довела. Побежала курочка за доктором, прописал доктор Пете горького лекарства, и долго пролежал петушок в постели.

(включает слайд 5)

Выздоровел петушок к зиме и видит, что речка ледком покрылась; захотелось петушку на коньках покататься; а курочка и говорит ему: «Ох, обожди, Петя! Дай реке совсем замерзнуть; теперь еще лед очень тонок, утонешь». Не послушался петушок сестрицы: покатился по льду; лед проломился, и петушок - бултых в воду! Только петушка и видели.

Рассаживаются на стульчики.

 

Смотрят на экран.

 

Слушают внимательно, рассматривают иллюстрации к сказке на экране.

5

Включение детьми нового знания (способа действий) в систему знаний и умений ребенка

Понравилась ли вам сказка?

Слушал ли петушок свою сестру?

Что Петя-петушок делал не так?

 Как ему нужно было поступить?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы наверное устали, давайте сделаем зарядку.(включает слайд 6)

Ах ты, Петя – петушок,          

На макушке гребешок,           

А под клювом-то бородка,      

Очень гордая походка.           

Рано-рано поутру                   

Он кричит: «Ку-ка-ре-ку!»

 

 

 

 

 

 

А сейчас я предлагаю рассказать Петушку как нужно себя вести, вы то у меня ребята умненькие и знаете, что нужно слушать взрослых, и как важно соблюдать правила безопасного поведения.

 

Давайте мы вспомним,  что можно делать, а что нельзя!

Становитесь в круг, ребята.

(встает в центр круга детей, бросает детям мяч по очереди)

Разговаривать во время еды; не  закрывать рот платком при кашле; читать лежа; смотреть долго телевизор;  трогать бездомную кошку; включать газовую плиту; есть незрелые плоды и ягоды;  не соблюдать правила безопасного поведения; переходить дорогу на зеленый свет; пить холодную воду; класть каждую вещь на свое место; отвлекаться во время занятия.

 

А как же тонкий лед зимой? Можно по нему ходить? (обращает внимание детей на иллюстрацию на слайде)

Какие вы молодцы! Все-то вы знаете.

 

В нашей книге закончились страницы, нам пора возвращаться в детский сад.

Книгу закрываю, деток в садик возвращаю.

Отвечают на вопросы .

-Понравилась сказка. Петушок не слушался.

Петушок сначала ел незрелую смородину, а нужно было подождать, пока она созреет. Потом он, разгоряченный, пил холодную воду, а этого не нужно было делать. Затем петушок пошел кататься на коньках по незамёрзшему льду, а нужно было подождать, пока вода совсем замерзнет.

 

 

Соглашаются

 

Вытянуться и кивать головой.

Сложить ладони, приложить к макушке.

Сложить ладони, приложить к подбородку.

Ходьба с высоким подниманием бедра. «Похлопать крыльями».

 

 

Дети встают в круг, ловят мяч, отвечают "Можно-нельзя".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети рассказывают о том, что нельзя ходить по тонкому льду, иначе может произойти такая же ситуация как и с петушком из сказки.

 

6

Осмысление (итог)

Ребята, вам понравилось  путешествие по страницам сказки?

Как называлась сказка?

Назовите героев сказки.

 Какое поведение было у Петушка?

 Вы будете поступать также , как поступал Петушок?

 

 

 

 

 

 

 

 

(обращает внимание детей на микрофон)

Пока мы с вами путешествовали, у меня на столе появился волшебный микрофон. Давайте вспомним и скажем в волшебный микрофон, что нельзя делать и как нельзя себя вести. Петушок запомнит, и будет слушать курочку, с ним не приключится беды.

 

Молодцы, ребята. Мне очень понравилось, как вы сегодня слушали сказку, отвечали на вопросы, рассматривали иллюстрации. Составляли предложения. Рассказали Петушку о правилах безопасного поведения.  Мише и  Оле¸ нужно учиться слушать взрослого. А Кате, быть более  внимательной.

(нацеливание на дальнейшую деятельность по речевому развитию детей)

В книге, еще очень много интересных поучительных сказок, которые мы с вами обязательно еще прочтем .

А сейчас, мы скажем нашим гостям, до свидания, до новых встреч.

 

Отвечают на вопросы:

-сказка К.Ушинского "Умей обождать";

 -Петушок и курочка;

 -Петушок не слушал курочку, она ему давала правильные советы. Он не хотел ждать, и попадал в плохие ситуации.

-Мы будем слушать взрослых, и выполнять правила безопасности.

 

Рассказывают в микрофон впечатления о деятельности, дают советы  сверстникам.

 

Слушают взрослого, радуются создавшейся ситуации эмоционально-благополучного настроения деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_zanyatiya_umey_obozhdat.docx27.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Иланский детский сад № 50»

Технологическая карта занятия по развитию речи

сказка К. Д. Ушинского «Умей обождать»

в старшей группе «Ромашки»

Воспитатель: А.М. Лапицкая

г. Иланский, 2020г.

Тема: Сказка К.Д. Ушинского «Умей обождать»
Тема занятия:
Сказка К.Д. Ушинского «Умей обождать»
Воспитатель:
Лапицкая Анастасия Михайловна

Интеграция видов деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, восприятие фольклора,  двигательная, речевая.

Цель: Знакомство детей со сказкой К.Д. Ушинского «Умей обождать», закрепление знаний безопасного поведения.

Задачи:

Образовательные:
Формировать у детей навык  составления небольшого рассказа из 5-6  предложений на заданную тему

Развивающие:
Развитие связной речи, фонематических представлений, зрительного внимания.

Воспитательные:
Воспитывать умение контролировать собственную речь, бережное друг к другу.

Планируемый результат:
Составляют описательный рассказ по образцу, контролируют собственную речь,

Средства, оборудование, материалы:
- технические средства обучения и цифровые образовательные ресурсы: фланелеграф.
- наглядные (демонстрационный материал):
слайд-шоу "Путешествие в сказку, книга сказок.

- раздаточные материалы: разрезные картинки с разными ситуациями.

"Умей обождать"

Ушинский Константин Дмитриевич

Жили-были себе брат да сестра, петушок да курочка. Побежал петушок в сад и стал клевать зеленехонькую смородину, а курочка и говорит ему: «Не ешь, Петя! Обожди, пока смородина поспеет». Петушок не послушался, клевал да клевал, и наклевался так, что насилу домой добрел. «Ох! - кричит петушок,- беда моя! Больно, сестрица, больно!» Напоила курочка петушка мятой, приложила горчичник - и прошло.

Выздоровел петушок и пошел в поле: бегал, прыгал, разгорелся, вспотел и побежал к ручью пить холодную воду; а курочка ему кричит:

- Не пей, Петя, обожди, пока простынешь.

Не послушался петушок, напился холодной воды - и тут его стала бить лихорадка: насилу домой курочка довела. Побежала курочка за доктором, прописал доктор Пете горького лекарства, и долго пролежал петушок в постели.

Выздоровел петушок к зиме и видит, что речка ледком покрылась; захотелось петушку на коньках покататься; а курочка и говорит ему: «Ох, обожди, Петя! Дай реке совсем замерзнуть; теперь еще лед очень тонок, утонешь». Не послушался петушок сестрицы: покатился по льду; лед проломился, и петушок - бултых в воду! Только петушка и видели.

Технологическая карта образовательной деятельности

№ п/п

Наименование этапа

Деятельность взрослого

Деятельность детей

1

Введение в ситуацию

(включает слайд №1)

Доброе утро, ребята. У нас в группе сегодня гости.Давайте поздороваемся!

(использует колокольчик)

Колокольчик озорной,

Ты детей  в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева –друг  и справа – друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Здороваются с гостями.

Становятся в круг, улыбаются друг другу .

2

Актуализация

Ребята, посмотрите у меня в руках замечательная книга сказок. Сколько здесь сказок! Вы любите читать сказки?  Предлагаю сегодня отправиться в путешествие по страницам сказки К.Ушинского "Умей обождать". Все готовы?

Книгу сказок открываю, в путешествие вас отправляю.

(обращает внимание детей на экран слайд №2)

Посмотрите ребята, где это мы с вами оказались.  Послушайте и угадайте!

Дом наш тут, двор наш тут,

Сена здесь не жуют, только зернышки клюют.

Здесь живут и ты и он,

Не живет лишь только слон.

Соглашаются путешествовать .

Отгадывают загадку: птичий двор

3

Затруднение в ситуации

Какой чудесный птичий двор, дома, как у хороших заботливых хозяев, здесь живут самые разные домашние птицы. Посмотрите, кого вы видите на этом птичьем дворе?

Посреди двора?

Справа?

А каких домашних птиц не видно?

Ай, да зоркие глаза у вас, все заметили. Может они где-то спрятались? А ну-ка посмотрим!

Ребята, мне кажется, неспроста курочка спряталась, забилась под кустик. Обратите внимание, какая она грустная, у нее видно случилось что-то, а вот петушка мы так и не нашли, пропал петушок. Я знаю, как это произошло, а вы хотите узнать?

Рассматривают иллюстрацию птичьего двора.

Отвечают: гуси-га-га-га,

утки: кря-кря-кря

Ищут  и находят на иллюстрации курочку под кустиком.

4

Открытие детьми нового знания

Усаживайтесь поудобнее на стульчики и слушайте. Дело в том, что осталась курочка одна без своего братца Пети. Непослушный он был, все торопился.

 (обращает внимание детей на экран слайд №3)

И вот об этом рассказывается в сказке «Умей обождать», автор К. Ушинский.  При прослушивании будьте очень внимательны.

(рассказывает сказку)

Жили-были себе брат и сестра, петушок и курочка.

(включает слайд 4)

 Побежал петушок в сад и стал клевать зеленехонькую смородину, а курочка говорит ему: «Не ешь, Петя! Обожди, пока смородина поспеет.» Петушок не послушался, клевал да клевал, и наклевался так, что насилу домой добрел. «Ох! - кричит петушок,- беда моя! Больно, сестрица, больно!» Напоила курочка петушка мятой, приложила горчичник - и прошло.                      

Выздоровел петушок и пошел в поле: бегал, прыгал, разгорелся, вспотел и побежал к ручью пить холодную воду; а курочка ему кричит:«Не пей, Петя, обожди, пока простынешь.»

Не послушался петушок, напился холодной воды - и тут его стала бить лихорадка: насилу домой курочка довела. Побежала курочка за доктором, прописал доктор Пете горького лекарства, и долго пролежал петушок в постели.

(включает слайд 5)

Выздоровел петушок к зиме и видит, что речка ледком покрылась; захотелось петушку на коньках покататься; а курочка и говорит ему: «Ох, обожди, Петя! Дай реке совсем замерзнуть; теперь еще лед очень тонок, утонешь». Не послушался петушок сестрицы: покатился по льду; лед проломился, и петушок - бултых в воду! Только петушка и видели.

Рассаживаются на стульчики.

Смотрят на экран.

Слушают внимательно, рассматривают иллюстрации к сказке на экране.

5

Включение детьми нового знания (способа действий) в систему знаний и умений ребенка

Понравилась ли вам сказка?

Слушал ли петушок свою сестру?

Что Петя-петушок делал не так?

 Как ему нужно было поступить?

Вы наверное устали, давайте сделаем зарядку.(включает слайд 6)

Ах ты, Петя – петушок,          

На макушке гребешок,            

А под клювом-то бородка,      

Очень гордая походка.            

Рано-рано поутру                    

Он кричит: «Ку-ка-ре-ку!»

А сейчас я предлагаю рассказать Петушку как нужно себя вести, вы то у меня ребята умненькие и знаете, что нужно слушать взрослых, и как важно соблюдать правила безопасного поведения.

Давайте мы вспомним,  что можно делать, а что нельзя!

Становитесь в круг, ребята.

(встает в центр круга детей, бросает детям мяч по очереди)

Разговаривать во время еды; не  закрывать рот платком при кашле; читать лежа; смотреть долго телевизор;  трогать бездомную кошку; включать газовую плиту; есть незрелые плоды и ягоды;  не соблюдать правила безопасного поведения; переходить дорогу на зеленый свет; пить холодную воду; класть каждую вещь на свое место; отвлекаться во время занятия.

А как же тонкий лед зимой? Можно по нему ходить? (обращает внимание детей на иллюстрацию на слайде)

Какие вы молодцы! Все-то вы знаете.

В нашей книге закончились страницы, нам пора возвращаться в детский сад.

Книгу закрываю, деток в садик возвращаю.

Отвечают на вопросы .

-Понравилась сказка. Петушок не слушался.

Петушок сначала ел незрелую смородину, а нужно было подождать, пока она созреет. Потом он, разгоряченный, пил холодную воду, а этого не нужно было делать. Затем петушок пошел кататься на коньках по незамёрзшему льду, а нужно было подождать, пока вода совсем замерзнет.

Соглашаются

Вытянуться и кивать головой.

Сложить ладони, приложить к макушке.

Сложить ладони, приложить к подбородку.

Ходьба с высоким подниманием бедра. «Похлопать крыльями».

Дети встают в круг, ловят мяч, отвечают "Можно-нельзя".

Дети рассказывают о том, что нельзя ходить по тонкому льду, иначе может произойти такая же ситуация как и с петушком из сказки.

6

Осмысление (итог)

Ребята, вам понравилось  путешествие по страницам сказки?

Как называлась сказка?

Назовите героев сказки.

 Какое поведение было у Петушка?

 Вы будете поступать также , как поступал Петушок?

(обращает внимание детей на микрофон)

Пока мы с вами путешествовали, у меня на столе появился волшебный микрофон. Давайте вспомним и скажем в волшебный микрофон, что нельзя делать и как нельзя себя вести. Петушок запомнит, и будет слушать курочку, с ним не приключится беды.

Молодцы, ребята. Мне очень понравилось, как вы сегодня слушали сказку, отвечали на вопросы, рассматривали иллюстрации. Составляли предложения. Рассказали Петушку о правилах безопасного поведения.  Мише и  Оле¸ нужно учиться слушать взрослого. А Кате, быть более  внимательной.

(нацеливание на дальнейшую деятельность по речевому развитию детей)

В книге, еще очень много интересных поучительных сказок, которые мы с вами обязательно еще прочтем .

А сейчас, мы скажем нашим гостям, до свидания, до новых встреч.

Отвечают на вопросы:

-сказка К.Ушинского "Умей обождать";

 -Петушок и курочка;

 -Петушок не слушал курочку, она ему давала правильные советы. Он не хотел ждать, и попадал в плохие ситуации.

-Мы будем слушать взрослых, и выполнять правила безопасности.

Рассказывают в микрофон впечатления о деятельности, дают советы  сверстникам.

Слушают взрослого, радуются создавшейся ситуации эмоционально-благополучного настроения деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия сказка по народным сюжетам «Мальчик с пальчик» план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Технологическая карта занятия сказка по народным сюжетам «Мальчик с пальчик»план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)...

Технологическая карта занятия. Тема занятия: Звено летящих самолетов.

Художественное  эстетическое развитие (приоритетная обл.), интеграция: соц. коммуникативное развитие....

Технологическая карта занятия по развитию математических представлений. Тема занятия: «Геометрические фигуры»

Образовательная область: Познавательно-исследовательскаяТема занятия: «Геометрические фигуры»Возрастная группа: старшая группаЦель занятия: ­­­­­­­­­&sh...

Технологическая карта занятия в старшей группе Тема занятия: «Путешествие в страну Весны»

Технологическая карта занятия  Тема занятия: «Путешествие в страну Весны»Возрастная группа: Старшая группаОбразовательная область: «Развитие речи» В процессе...

Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс "Воспитатель года 2021г)

Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс ...

Технологическая карта занятия карты по продуктивным видам деятельности (рисование)

Технологическая карта занятия карты по продуктивным видам деятельности (рисование)...