Мероприятие с детьми младшего дошкольного возраста Тема: «Зимующие птицы»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Речевое развитие»
Цели:

1. Расширение глагольной лексики детей младшего дошкольного возраста.

2. Закрепить понятие «зимующие» птицы;

3. Дать детям представление о видах питания зимующих птиц;

4. Упражнять в установлении сходства и различия между птицами.

5. Активизировать в речи обобщающие слова: «зимующие птицы»; умение говорить «громко – тихо», вырабатывать силу голоса;

6. Расширить словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно, клюет, щебечет, посвистывает, воркует, прыгает и т. д.

7. Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов

8. Продолжать учить детей составлять описательные рассказы о птицах,

9. Учить детей отгадывать загадки о зимующих птицах.

10. Воспитывать доброту, заботливое и доброжелательное отношение к птицам.

11. Развивать умение играть вместе со сверстниками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kz_zimuyushchie_ptitsy_2021.docx23.52 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №54   комбинированного вида    Фрунзенскогоского района   Санкт – Петербурга

        

Мероприятие с детьми младшего дошкольного возраста

Тема: «Зимующие птицы»

воспитатель Петрова А. Ю.  

                           

Санкт-Петербург

2021

Мероприятие с детьми младшего дошкольного возраста

Тема: «Зимующие птицы»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Речевое развитие»
Цели:

1. Расширение глагольной лексики детей младшего дошкольного возраста.

2. Закрепить понятие «зимующие» птицы;

3. Дать детям представление о видах питания зимующих птиц;

4. Упражнять в установлении сходства и различия между птицами.

5. Активизировать в речи обобщающие слова: «зимующие птицы»; умение говорить «громко – тихо», вырабатывать силу голоса;

6. Расширить словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно, клюет, щебечет, посвистывает, воркует, прыгает и т. д.

7. Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов

8. Продолжать учить детей составлять описательные рассказы о птицах,

9. Учить детей отгадывать загадки о зимующих птицах.

10. Воспитывать доброту, заботливое и доброжелательное отношение к птицам.

11. Развивать умение играть вместе со сверстниками.

Оборудование: картинки с изображением зимующих птиц, набор картинок к игре «Четвертый лишний», запись «Шум леса – голоса птиц», «Звуки природы – зима». Коробка с угощением для птиц: семена, семечки, ягоды. Кормушка.

Предварительная работа: беседа о зимующих птицах, наблюдение в природе, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, составление описательных рассказов.

Чтение произведения устного народного творчества «Крылатые соседи» Н. Томилиной

Рассматривание с детьми кормушки, подкормка птиц на участке детского сада.

Ход занятия:

Воспитатель: - Дети сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Рады мы всегда друзьям!

Приглашаем в гости к нам!

Всех, кто хочет твёрдо знать

Как природу охранять.

Ведь в любое время года

Ждёт помощников природа!

- Ребята, послушайте загадку и отгадайте, о каком времени года я говорю:

Замела дорожки, разукрасила окошки,

Радость детям подарила и на санках прокатила!

- Правильно, о зиме.

Вот и к нам пришла зима:

На деревьях бахрома,

Мороз трещит на стёклах,

Сквозняк стучится в окна!

(Демонстрация зимних пейзажей) .

- Зима - очень красивое время года, но зимою наступают холода, сильные морозы, дует холодный ветер, метут метели. Кому-то приходится очень тяжело зимою. Кому?

- Птицам. –

Вос. : - Правильно, зимой птицам холодно и голодно, поэтому некоторые улетели в тёплые края! -Как мы их называем? - (Перелетные)

Но не все птицы улетели, некоторые остались с нами зимовать и таких птиц называют - зимующими. Тяжело им в это время года, снег всё кругом засыпал, и нужно им искать себе корм.

- Отгадайте загадки, и вы, узнаете, какие птицы остаются с нами зимовать.

Загадки:

Непоседа, невеличка,

Желтая почти вся птичка.

Любит сало и пшеничку,

Кто узнал ее?. (синичка) .

Выпал снег, но эта птица снега вовсе не боится.

Эту птицу мы зовём красногрудым (снегирём) .

Как лиса среди зверей,

Эта птичка всех хитрей.

Прячется в зеленых кронах,

А зовут ее… (ворона) .

Угадайте, эта птица скачет по дорожке,

Словно кошки не боится –

Собирает крошки,

А потом на ветку – прыг,

И чирикнет: Чик-чирик! (воробей)

Эта птица рядом с нами,

И зимой в мороз и голод не покинет город… (голубь) .

Вос. : - Молодцы, все загадки отгадали! Ребята, слышите? Кто-то стучится?

В это время приходит Зайка: Был сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?

Воспитатель: Тише, тише не шуми. Ты кто такой лучше расскажи.

Зайка: Я – зайка. Всюду я хожу, все на свете знаю,

Знаю каждый куст в лесу.

Воспитатель: Так какую новость ты нам принес?

Зайка: Так я говорю, был сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, тихо в лесу, ничего не пойму.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем зайке разобраться, какие птицы остались в лесу и почему. Садись зайка с нами. А вы, ребята, мои загадки отгадайте.

1. Чик-чирик! К зернышкам прыг!

Клюй, не робей! Кто это ?. (Воробей)

Выставить картинку воробья.

- Посмотрите и скажите, какого цвета оперение воробья? Какой он? (он маленький коричневого и серого цвета).

2. Верещунья - белобока, А зовут ее? (Сорока)

- Какая сорока? Опишите ее. (Сорока крупная птица с черно-белым оперением)

3. Красногрудый, чернокрылый, Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь)

- Опишите его. (у снегиря на голове черная шапочка, серая спинка, а грудка- красная)

4. Непоседа. Невеличка, желтая почти вся птичка. Любит сало и пшеничку. Кто узнал её? (Синичка)

(Появляется картинка с изображением синички) - Как она выглядит? (на голове черная шапочка, спинка желто-зеленая, брюшко желтое, крылья и хвост – серые)

5. Окраской – сероватая, повадкой - вороватая.

Каркунья хрипловатая. (Ворона)

(появляется картинка с изображением вороны)

- Опишите ее (черные голова, горло, крылья и хвост, остальное оперение серое)

6. Я – толстый, серый, под ногами я хожу и по городу кругами

И напрягаю толстый зоб, очаровать подругу чтоб. (Голубь)

(Появляется картинка с изображением голубя)

- Опишите его. (Оперение голубя серое)

- Молодцы, ребята, вы отгадали загадки о птицах. Давайте еще раз их назовем (воробей, сорока, снегирь, голубь, ворона, синица).

Вос. : Ребята, поможем воробьишке? Наши дети очень любят играть, воробьишка, давай играть вместе с нами!

Подвижная игра «Собака и воробьи»

Вос. : Хотите превратиться в воробушков?

Раз-два повернись

В воробушков превратись.

Вот летели птички, птички невелички.

Все летали, все летали - крыльями махали.

На дорожку сели, зёрнышек поели.

Клю-клю-клю-клю, как я зёрнышки люблю.

Перышки почистим, чтобы были чише.

Вот так, вот так, чтобы были чище!

Прыгаем по веткам, чтоб сильней быть деткам.

Прыг-скок, прыг-скок, прыгаем по веткам.

Вдруг собачка прибежала,

Воробушек распугала.

Вос. : - Устали воробушки? Надо отдохнуть.

Дыхательная гимнастика

Руки-крылья поднимаем

Через носик мы вдыхаем.

Руки-крылья опускаем

Через клювик выдыхаем.

Вос. : - Молодцы, отдохнули и в гнёздышки полетели.

(Дети садятся на свои места, воспитатель предлагает превратиться обратно в детей)

- Как можно назвать, одним словом птиц, о которых мы сегодня говорим? Почему? (зимующие, потому что они не улетают в теплые края, а остаются зимовать у нас)

- Ребята, давайте хорошо рассмотрим этих птиц: Что у них разное? (окраска, размер, что у них общего нам поможет схема. Внимательно на неё посмотрите и скажите, что есть у всех птиц? (есть туловище, голова, крылья, лапки, на голове – глаза и клюв, все части тела покрыты перьями.)

Вызвать «зайку», он называет части птицы, а дети отвечают на вопросы воспитателя.

- Что птица делает клювом? – клюет. – Что делает крыльями? – машет, летает. – Для чего нужны лапки? – ходит, прыгает, держится, гребет… Для закрепления, дети повторяют ответ хором.

Игра «Какой птички не стало? »

На доске — четыре — пять картинок с изображением зимующих птиц. Воспитатель незаметно для детей убирает одну картинку и спрашивает:

- Какой птички не стало?

Воспитатель: Теперь, зайка, пошли в лес, посмотрим, что там случилось, почему тихо. Дети идут в лес. Звучит запись «Звуки природы – зима». Холодно зимой в лесу надо нам погреться.

Зайка: Да, но птичкам очень хочется кушать.

Вос. : - И это не беда. Мы с ребятами приготовили кормушку, а у меня есть семечки, зёрнышки и хлеб. На прогулке мы с ребятами будем ждать в гости птиц и покормим их.

Физ. минутка «Погреемся».

Мы погреемся немножко, мы похлопаем в ладошки:

Хлоп – хлоп – хлоп.

Ножки тоже мы погреем, мы потопаем скорее:

Топ – топ – топ.

Мы согреем щеки, шею.

(медленно поглаживаем шею ладонями обеих рук сверху вниз в области горла; растирание щёк, постукивание кончиками пальцев) .

Рукавички мы наденем, не боимся мы метели,

Да, да, да.

Стихи

1. Воробьев веселых стайка крошки хлебные клюёт И щебечет без утайки, дружно водит хоровод.

2. Как лиса среди зверей, эта птица всех хитрей. Прячется в зеленых кронах, а зовут её ворона.

3. На сугроб ложится голубая тень, Тенькают синицы: «Синий, синий день! »

4. Стынут лапы на морозе у сосны и ели. Что за чудо? – на березе яблоки поспели. - это снегири.

5. Она летает, она стрекочет - Рассказать сорока новость хочет.

Ребята, скажите, какие это птицы? (зимующие) .

Включить запись: «Шум леса – голоса птиц» Ребята слушают. Сели на полянке.

Воспитатель: А вы знаете, как зимующие птицы подают голоса?

Игра «Кто как голос подает? »

Воробей – что делает? – чирикает, как? – чик – чирик!

Ворона - каркает - кар – кар!

Сорока - стрекочет - ча – ча- ча!

Синица - щебечет - синь- синь- синь!

Снегирь - посвистывает- рюм-рюм-рюм!

Голубь - воркует - груу- груу- груу!

Воспитатель: Ну, что, зайка, помогли мы тебе разобраться, какие птицы остались в лесу. Да (зимующие). А теперь пришла пора поиграть немного.

Физ. минутка «Вороны»

Вот под елочкой зеленой скачут весело вороны (дети летают, машут руками- крыльями)

Кар- кар- кар, кар- кар- кар! (громко)

Только к ночи умолкают и все вместе засыпают (дети садятся, затихают)

Кар- кар- кар! (тихо) Играют 2-3 раза. Становятся в круг.

- Ребята, легко ли птицам зимой в лесу? Почему? Им холодно и голодно. (Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм.) - Ребята, давайте вспомним, чем питаются птицы?

Посмотрите, у меня в коробочке различные угощения для птиц: пшено, овес, семечки, хлебные крошки, сало, ягоды, яблоко. Дети рассматривают угощения и называют: Чем можно угостить птиц?

Игра: «Птичья столовая»

Воробей – хлебные крошки,

Снегирь – ягоды рябины и калины, семена шишек,

Синичка – любит сало,

Ворона. Сорока и голубь – всеядные. Все птицы клюют зернышки, семечки, крошки.

Зайка: спасибо, ребята, теперь я в лесу всем расскажу, почему не все птицы улетают и что они едят. Скажу, что вы заботитесь о птичках и подкармливаете их.

Воспитатель: До свидания, зайка! Нам, ребята, тоже пора возвращаться в детский сад. Итог: О каких птицах мы говорили? Как сказать, одним словом? Приготовили для них угощение. Я надеюсь, что вы всегда будете помнить, как трудно птицам зимой и будете им помогать.

Д/ и «Собери картинку» - птицы

Д / и «Четвертый лишний – птицы»

Вывод: Дети закрепили понятие «зимующие» птицы. Упражнялись в установлении сходства и различий между птицами.  Активизировали в речи обобщающие слова «зимующие птицы», умение говорить «громко – тихо», вырабатывать силу голоса. Расширили словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно, клюет, щебечет, посвистывает, воркует, прыгает и т. д. Развивали воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов. Продолжали учить детей составлять описательные рассказы о птицах.  Учили детей отгадывать загадки о зимующих птицах. Воспитывали доброту, заботливое и доброжелательное отношение к птицам. Развивали умение играть вместе со сверстниками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ. КОРМУШКИ ДЛЯ ПТИЦ»

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ. КОРМУШКИ ДЛЯ ПТИЦ»Цель: актуализация и расширение знаний детей о зимующих и перелетных птицах.Зад...

Конспект мероприятия с детьми младшего дошкольного возраста на тему Ознакомление с творчеством К.И. Чуковского "Мойдодыр"

конспект мероприятия для младшей группы по ознакомлению с художественной литературой...

Конспект мероприятия с детьми младшего дошкольного возраста на тему "Дикие животные"

Конспект на тему познавательное развитие "Дикие животные "...

Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста: "Зимующие птицы нашего города"

Работа по формированию элементарных экологических представлений о зимующих птицах, их образе жизни и роли человека в жизни птиц. Способствует интересу детей к живой природе, воспитывает любовь к ней и...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Зимующие птицы»

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми среднего  дошкольного возраста «Зимующие птицы»Цель: Закрепить знания детей по теме зимующие птицы.Программное содержан...

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Зимующие птицы"

В конспекте предоставлен материал для закрепления знаний детей по теме "Зимующие птицы"...

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ с детьми среднего дошкольного возраста "Зимующие птицы"

Цель:расширение и обогащение у детей среднего дошкольного возрастаэкологических знаний о зимующих птицахи ответственного, бережного отношения к ним....