Конспект организованной образовательной деятельности «Осенняя прогулка»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Новоселова Татьяна Александровна

       Готовый конспект поможет педагогам организовать и провести занятие по развитию речи в средних группах.    

                         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1osennyaya_progulka.pptx2.25 МБ
Microsoft Office document icon osennyaya_progulka.doc80 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»

658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271

тел. (38557) 7-00-75, тел/факс (38557) 7-00-76

e-mail: 1-dsad@mail.ru

Конспект

организованной образовательной деятельности

по теме «Осенняя прогулка»

образовательная область: «Речевое развитие»

 (группа старшего возраста)

Подготовила:

Новоселова Татьяна Александровна,

учитель-логопед

Рубцовск, 2021

Образовательная область: «Речевое развитие»   

Возрастная группа: старшая группа

  1. Тема:  «Осенняя прогулка»

Цель: Создание условий для закрепления представлений детей об осени.

Задачи:                                                                                                                                                                         1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:                                                                                                                                                                                   - систематизировать знания детей об осени, осенних изменениях в природе;

- активизировать словарь по данной теме;

-развивать связную речь, отвечая на вопросы полным предложением;

- обогащать словарный запас детей.                                                                                                                

2. РАЗВИВАЮЩИЕ:                                                                                                                                                          - развивать умения строить грамматически правильные предложения;    

- закреплять понятия «большой-маленький»;

- формировать умение образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;                                                                                                                                                           - развивать логическое мышление, развивать зрительное, тактильное , вкусовое восприятие;                                                                                                          - развивать слуховое внимание; развивать мелкую моторику рук.

3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:                                                                                                                                                                                                                                                                                                - воспитывать коммуникативные навыки;                                                                                                                                                    – воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.

Методы и приемы:                                                                                                                                                                                 Ситуативный  разговор, беседа, поощрения, д/игры, д/упражнения, рассуждения, физкультминутка.

Предварительная работа с детьми:      

Беседа о признаках осени, наблюдение на прогулке за изменениями в природе, знакомство с овощами и фруктами, чтение художественной литературы об осени, заучивание стихов.        

                                                                                                                                                Предварительная работа с родителями:                                                                                                        Наблюдение во время следования домой характерных признаков осени; различия между овощами и фруктами.

Оборудование:   презентация - игра «Что перепутал ветер», ноутбук, проектор, картинки: «признаки осени», макет «Осенний лес», кукла Машенька, медведь, ширма, натуральные овощи и фрукты.

  1.  

Организационный момент

Цель: Создание мотивации на совместную деятельность.

Задачи:

  1. Психологический настрой на совместную деятельность.
  2. Поддерживать интерес к дальнейшей  совместной деятельности.
  1. Методы и приемы: словесный (беседа, вопросы, художественное слово), игровой (сюрпризный момент)
  1. Деятельность детей
  1. Деятельность педагога
  1. Примечание

Дети образуют круг. Далее вместе с педагогом произносят стихотворение и выполняют движения в соответствии с текстом.

-Песня из мультфильма «Маша и медведь».

- Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся с гостями, покажем какие мы умные и приготовимся заниматься.

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся. 

- Отгадайте, из какого мультфильма песенка?

-Правильно, к нам сегодня пришла Машенька, она принесла картинки и просит сказать,  какое время года на них изображено.

Проговаривание стихотворения.

Звучит мелодия из мультфильма «Маша и медведь»

Основная часть

Цель: закрепление представлений детей о признаках осени.

Задачи:

  1. Закреплять знания о признаках осени в лесу.
  2. Развивать связную речь, отвечая на вопросы полным предложением.
  3. Обогащать словарный запас детей.

Методы и приемы: словесный (художественное слово, вопросы, беседа, уточнение), игровой (пальчиковая гимнастика, физкультминутка), наглядный (макет).

Беседа об осенних признаках.

Цель: Закрепление признаков осени.

Каждый ребенок встает перед детьми, демонстрируя свою картинку, и называет признаки осени.

Ответы детей:

- Это осень, потому что на деревьях желтые и красные листья, дети одеты в теплую одежду;

 (листопад)

- Это осень, потому что солнце спрятано за тучи, оно светит, но греет слабо;

- Это осень, потому что идет дождь, на земле лужи, грязь и сухие листья;

- Это осень, потому что  в огороде собирают овощи;

- Это осень, потому что в саду собирают фрукты;

- Это осень, потому что птицы улетают в теплые края;

- Карина, скажи, какое время года изображено на картинке и почему ты так считаешь?

- Как называется явление, когда опадают листья?

-Молодцы, ребята! А теперь Маша приглашает вас в лес на прогулку, по тропинкам осени…

Педагог раздает детям по одной картинке, на которых изображено:

- на деревьях желтые и красные листья, дети в теплой одежде;

- солнце спрятано за тучи;

- идет дождь;

- в огороде собирают овощи;

- в саду собирают фрукты;

- птицы улетают в теплые края;

Артикуляционное упражнение.

  1. Цель: активизация мышц речевого аппарата.
  1. Дети встают друг за другом, берут воображаемый руль и двигаются за педагогом.

-Давайте отправимся  в лес на машине. Завели моторы («чик-чик»), взяли руль и  поехали.

Упражнение на дыхание «Ароматы леса»

Цель: укрепление дыхательной мускулатуры.

Дети выполняют дыхательное упражнение.

-Давайте подышим в лесу. Сделаем глубокий вдох носом и на выдохе скажем: «Ах, как свежо!»

Работа с макетом «Осенний лес»

Цель: расширение знаний детей об изменениях в жизни диких животных осенью.

Ответы детей:

В лесу осень, потому что на деревьях желтые и красные листья.

 Белка.

Осенью белка готовит запасы на зиму: собирает шишки, ягоды, грибы.

Осенью лиса и заяц меняют шубки на теплые.

- Осенью еж бегает по лесу, наедается и впадает в спячку.

  1. -Осенью в лесу растут грибы.

Педагог задает вопросы:

- Какое время года в лесу? Почему?

Загадывание загадки:

-Кто по веткам ловко скачет и в дупло орешек прячет?

- Что делает белка осенью?

- Посмотрите, неподалеку гуляет лиса, а под кустом спрятался зайчик, а что с ними происходит осенью?

Загадывание загадки:

- А кто под елкою спрятался с колючими иголками?

Правильно, это ежик.

Кто знает, что делает ёж осенью? 

Правильно, еж как медведь осенью наедаются и засыпают на всю зиму.

Пальчиковая гимнастика с су-джоком

«Колючий еж»

Цель:  развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Дети катают су - джок между ладонями.

-Пока ежи не уснули, давайте с ними поиграем.

Педагог проговаривает стихотворение.

Добрый ежик, добрый еж

На клубочек он похож.

У ежа иголки

Очень, очень колкие.

Гладь мои ладошки, еж!

Ты колючий, ну и что ж!

  1. Используются массажеры су-джок.

Д/И «  Соберем грибы»

Цель: закрепление понятий «большой-маленький».

  1. Дети собирают большие грибы – в большую корзинку, а маленькие – в маленькую.

-А что растет осенью в лесу?

- Ребята, Машенька просит вас набрать грибов и угостить медведя. Поможем Машеньке?

- Посмотрите, у меня две корзинки: большая и маленькая. В большую корзину мы соберем большие грибы, а в маленькую – маленькие.

  1. - Молодцы, набрали грибов, можем отправляться к медведю.

Артикуляционное упражнение.

  1. Цель: активизация мышц речевого аппарата.

Дети встают друг за другом, двигаются за педагогом, выполняя артикуляционное упражнение.

- Давайте поедем   на лошадке.

Д/И «Фрукты-овощи»

  1. Цель: закрепление умения дифференцировать овощи и фрукты.
  1. Дети называют овощи.

- Вот и медведь. Давайте с ним поздороваемся и угостим его грибами.

- А медведь тоже для нас кое-что приготовил.

Что это?

- Какие вы знаете овощи? Назовите.

  1. - Где растут овощи?

На столе 2 разноса: овощи и фрукты.

Д/И «Назови ласково»

  1. Цель: формирование  умения образовывать существительные с помощью  уменьшительно-ласкательных суффиксов.
  1. Дети проговаривают слова.

Саша, найди два одинаковых овоща: капуста, морковь, лук, помидоры, огурцы, чеснок.

Что ты взял? Сравни и назови.

  1. Это большой …(помидор), а это … назови ласково… маленький…(помидорчик) и т. д.

Д\И «Угадай на вкус»

Цель: закрепление умения детей правильно называть фрукты, различать на вкус.

Дети называют фрукт.

-Я съела кусочек яблока.

-Я съел кусочек груши.

  1. -У меня слива, апельсин, банан.

Какие вы знаете фрукты? Назовите их.

-А медведь хочет вас ими угостить.

Сейчас я дам вам попробовать, а вы отгадаете на вкус, от какого фрукта этот кусочек.

Давайте скажем Машеньке и медведю «до свидания» и «спасибо за угощения».

  1. У педагога приготовлено блюдо с кусочками фруктов.

Физминутка «Осень, осень»

  1. Цель: профилактика утомления, психоэмоциональная разрядка.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

-Ребята, кажется,  в лесу пошел дождь. Выходите,  дождик покажем.

Дыхательное упражнение «Ветер»

Цель: укрепление дыхательной мускулатуры.

  1. Дети выполняют дыхательное упражнение.
  1. A после дождя подул ветер, давайте покажем. Набрать воздух через нос, выдох через рот.

Работа с презентацией.

Д/И « Что перепутал ветер»

Цель: развитие логического мышления.

  1. Дети по очереди  рассказывают, что на картинках перепуталось.
  1. Ребята, наш ветерок перепутал все картинки. Посмотрите.

Демонстрация слайдов:

- в осеннем лесу растут цветы и летают бабочки;

- в огороде на грядке растут яблоки;

- на деревьях растут грибы;

- вместе с птицами улетают ежи;

-осенью девочка купается в реке.

                                         Заключительная часть.

Цель: Подведение итогов ОД.

Задачи:

  1. Сохранять и поддерживать интерес к познанию окружающего мира.

Методы и приемы: словесный (поощрение), практический (раскрашивание).

Дети берут раскраски и раскрашивают их в самостоятельной деятельности.

  1. -Молодцы, ребята, все вы знаете про осень. Я вам раздам раскраски, вы можете их раскрасить.

Раскраска для каждого ребенка по осенней тематике.

  1.                                                                                                                               Варианты организации образовательной деятельности в режимных моментах:

Игра «Четвертый лишний» (3 картинки осени и 1 лета).

Формы взаимодействия с родителями: Наблюдение  за изменениями в природе, чтение художественной литературы об осени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект организованной образовательной деятельности "осень, осень в гости просим!"

Конспект  НОД для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект организованной образовательной деятельности "Осень"

Конспект организованной образовательной деятельности "Осень"...

Конспект организованно - образовательной деятельности «Осенняя картина»

Направление образования и развития (образовательная область): художественно-эстетическое  развитие....

Конспект организованной образовательной деятельности на прогулке

Наблюдение за небом и облаками .Возрастная гуппа дети 3-4 года...