Методическая разработка воспитателя Рассказовой Натальи Владимировны по развитию речи детей 5-6 лет "Я учу стихи"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Рассказова Наталья Владимировна

Заучивание стихотворных строк расширяет кругозор, учит восприятию поэзии, совершенствует устную речь, способствует формированию общего уровня культуры человека. Но самое главное – заучивание стихов способствует развитию памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл я учу стихи25.72 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка воспитателя Рассказовой Натальи Владимировны по развитию речи детей 5-6 лет «Я учу стихи»

Актуальность:

Спросите себя – много ли вы сумеете сразу, без подготовки, прочесть стихов наизусть!

Оказывается, не больше 3-4, в лучшем случае это строчки А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый…», а в худшем – «Села муха на варенье…»

И педагоги, и большинство родителей знают и понимают, что стихи учить надо, это один из наиболее действенных методов развития детей. Детская память очень восприимчива, то, что выучил хорошо в детстве, запоминается на всю жизнь.

«Расскажи стихотворение наизусть…», - попросили мы детей своей группы. «Идет бычок качается…», «Наша Таня громко плачет» и еще отдельные строчки из сценария прошлого праздника. Некоторые не смогли вспомнить ничего, а ведь этим ребятам уже скоро пять лет. Это проблема и ее необходимо решать.

Так возникла идея проекта «Я учу стихи »

Заучивание стихотворных строк расширяет кругозор, учит восприятию поэзии, совершенствует устную речь, способствует формированию общего уровня культуры человека. Но самое главное – заучивание стихов способствует развитию памяти.

Современные дети стихов учат мало, редко встретишь ребенка, который знает много стихов. Потом сетуют учителя и родители, что у детей плохая память.
В 5 лет дети уже могут выучить по 3-4 четверостишия. В  детском саду, обычно к праздникам, поручают выучить несколько строк, но не все дети могут читать стихи наизусть при скопление людей. Поэтому надо заниматься с детьми в привычной и уютной для них обстановке: в группе и дома.
В детском возрасте заучивание стихов наизусть является важным воспитательным  и обучающим моментом. Программой детского сада предусматривается заучивание стихов; одно произведение в месяц. В данном проекте объем для заучивания гораздо увеличивается, но с учетом возрастных особенностей детей.

Стихи вызывают интерес и быстро запоминаются. Заучивание стихов наизусть, это лучший способ развить память, а, следовательно, и способность ребенка к обучению, в целом. И когда у детей в дошкольном возрасте создан хороший запас выученного наизусть, в школе намного легче заучивать не только объемные стихи, но и разные правила, формулы.

Цель: содействовать развитию произвольной памяти у детей 5-6 лет, на основе заучивания стихотворений.

Задачи:
- формировать интерес к художественной литературе

- учить детей различным видам запоминания

- знакомит детей со стихами русских и зарубежных писателей

- создать благоприятную развивающую среду для заучивания стихотворений наизусть
- развивать у дошкольников память, внимание, мышление, творческую фантазию, речь

- формировать умение слушать и понимать услышанное, учить стихи и понимать выученное, рассказывать стихи наизусть и понимать рассказанное

Тип проекта: педагогический

Участники: воспитатели и дети группы «Фантазеры»

Целевая группа: дети 5 - 6 лет, родители детей

Масштаб: 1 год

Образ конечного результата

Критерии оценки

 

Повышение уровня произвольной памяти, внимания детей, развитие речи

 

Психологическая диагностика познавательных процессов. Начальная, итоговая

Владение детьми различными видами запоминания стихов

Участниками проекта выполнены схемы, рисунки-«подсказки»
Конспекты итоговых занятий по блокам
Открытые занятия для педагогов и родителей
Музыкальные подборки

 

Повышение уровня знаний о детской художественной литературе
Расширение кругозора
Знания о писателях и поэтах, их произведений
Повышение интереса к заучиванию стихов наизусть

 

 

Опрос детей по стихотворному материалу до начала проекта и после окончания работы, сравнительный анализ
Выставки детских работ
Конкурсы и викторины по содержанию изученных стихов
Отзывы родителей и самих детей о проделанной работе по проекту

Привитие умения выразительно читать стихи наизусть, раскрывать характер героев, передавать эмоциональный фон, настроение в стихотворении

Конкурс чтецов. Награды. Грамоты.
Чтение стихов по ролям.
Отзывы родителей и коллег
Аудио и видео-записи занятий по работе проекта

Риски:

Слабая заинтересованность детей и родителей.

 Пути преодоления:
Преподносить «стихотворный материал проекта» на позитиве, не перегружая объемом детей и родителей, педагогам проявлять большую заинтересованность проектом, делиться результатами работы на каждом этапе проекта. Приглашать родителей на итоговые занятия.  Грамоты, благодарности, призы, результаты, удовлетворение от работы. Создать папку для родителей «А я знаю наизусть!»

Часто болеющие дети и дети вновь прибывшие

Пути преодоления:
Индивидуальная работа с детьми и родителями

Этапы работы:

1 этап:
Организационный

-подбор стихотворного материала
-первичная диагностика детей (память, внимание)
-ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта
-подбор дидактического и методического оснащения проекта
-консультации со специалистами ДОУ

2 этап:
Практический

- цикл мероприятий по реализации проекта ( 5 блоков)
-конкурсы, открытые занятия, Викторины, инсценировки, чтение по ролям, выставки книг и работ детей, просмотр мультфильмов.
-мероприятия с родителями, паки для родителей по реализации проекта

3 этап:
Заключительный

-Итоговая диагностика познавательных процессов.
Сравнительный анализ.
-рефлексия создателей проекта
-отчет о реализации проекта
-сбор полученного материала по проекту, монтаж
-конкурс чтецов, выдача грамот, благодарностей
Стихотворный праздник
«А я знаю наизусть»

 

Реализация проекта

Для удобства реализации проекта, планирования работы, контроля и самоконтроля, анализа и рефлексии весь материал для заучивания был разделен на «блоки». Стихи в «блоках» подобраны по теме, по смысловой направленности, либо это стихи одного автора.

Из большого по содержанию стихотворения для заучивания берется только отрывок, с учетом возрастных особенностей детей

 Существует другой вариант. Когда из стихотворения создается «стихотворная нарезка» (начало, конец, середина). «Нарезка»  не искажает смысловую нагрузку и эмоциональный фон стихотворения. Таким образом, стихотворение адаптируется для заучивания наизусть.

Стихи в проект выбраны не случайно, это «яркие», «понятные» стихи с характерными героями.

В проект включены стихи поэтов разных эпох, народов и культур.

Стратегия и механизмы реализации проекта

Сентябрь-октябрь

Петербурговедение

Познакомить с творчеством  И.А.Крылова

Познакомить детей с творчеством Чуковского.

Задачи

Познакомить со стихами о о достопримечательности города «Летний сад»

«Есть в Петербурге чудо-сад», В Блейков «Летний сад»

Познакомить с литературными произведениями

 «Стрекоза и муравей»

 «Квартет».

Познакомить с отрывками из литературных произведений:

«Айболит»

«Тараканище»

«Телефон»

«Мойдодыр»

Провести предварительную словарную работу.

Способствовать заучиванию наизусть.

Закреплять выученный материал.

Выставка книг.

Развивающая среда

Чтение стихов по ролям, инсценировка стихов

Выставка предметов из стихов Чуковского

Самостоятельная деятельность детей

Рассматривание иллюстраций

Рассматривание выставки предметов

Заучивание и повтор стихотворений себе, друг другу, родителям

Совместная деятельность

«стихотворные минутки» - каждый день

Открытое занятие по творчеству Чуковского

Инсценировка стихов

«стихотворный коллаж» - творческая работа

Работа с родителями

Памятка для родителей «А я знаю наизусть»

Консультация для родителей «Учим стихи-развиваем память»

Рекомендации для родителей по проведению прогулки в Летний сад «В уборе золотом»

Ноябрь-декабрь

Петербурговедение

Творчество С.Я. Маршака

Задачи

Познакомить детей со стихами о символе города «Медный всадник»

Познакомить детей с творчеством Маршака и его переводами

Познакомить с отрывками из литературных произведений:

«Перчатки»

«Кораблик»

«Детки в клетке»

«Багаж»

«Вот какой рассеянный»

Провести предварительную словарную работу.

Способствовать заучиванию наизусть.

Закреплять выученный материал.

Развивающая среда

Выставка книг

Чтение стихов по ролям, инсценировка стихов

Выставка предметов из стихов Маршака

Самостоятельная деятельность

Рассматривание иллюстраций к стихам

Рассматривание выставки  книг и предметов

Заучивание и повтор стихотворений себе, друг другу, родителям

Совместная деятельность

«стихотворные минутки» - каждый день

Открытое занятие по творчеству С. Я. Маршака

Инсценировка стихов

Творческая работа «Кораблик»

Конкурс рисунков по творчеству Маршака

Работа с родителями

Памятка для родителей «А я знаю наизусть»

Рекомендации по проведению прогулки «Медный всадник»

Январь-февраль

Петербурговедение.

Творчество поэтов России

Задачи

Познакомить детей со стихами про блокадный Ленинград.

Познакомить детей с творчеством

А. Усачева

Э.Успенского

М. Пляцковского

Познакомить с отрывками из литературных произведений:

«Паповоз»

«Разгром»

«Улыбка»

Провести предварительную словарную работу

Способствовать заучиванию наизусть

Закреплять выученный материал

Развивающая среда

Выставка книг

Чтение стихов по ролям, инсценировка стихов

Просмотр мультфильма «Крошка Енот»

Просмотр мультфильма «Воробушек»

Самостоятельная  деятельность

Рассматривание иллюстраций к стихам

Рассматривание выставки  книг и предметов

Заучивание и повтор стихотворений себе, друг другу, родителям

Совместная деятельность

«стихотворные минутки» - каждый день

Открытое занятие по творчеству С. Я. Маршака

Инсценировка стихов

Творческая работа «Конкурс коллажей»

Работа с родителями

Памятка для родителей «А я знаю наизусть»

Март-апрель

Петербурговедение

Творчество поэтов и писателей разных стран

Задачи

Познакомить с творчеством Михалкова

Познакомить детей с творчеством

Р. Сева

Ю. Тувима

Познакомить с отрывками из литературных произведений:

Сказка о длинненьких и кругленьких человечках

«Овощи»

Провести предварительную словарную работу

Способствовать заучиванию наизусть

Закреплять выученный материал

Развивающая среда

Выставка книг

Чтение стихов по ролям, инсценировка стихов

Самостоятельная деятельность детей

Рассматривание иллюстраций к стихам

Рассматривание выставки  книг и предметов

Заучивание и повтор стихотворений себе, друг другу, родителям

Совместная деятельность

«стихотворные минутки» - каждый день

Открытое занятие по теме блока N4

Инсценировка стихов

Творческая работа «Конкурс поделок из природного материала»

Работа с родителями

Памятка для родителей «А я знаю наизусть»

Май-июнь

Петербурговедение. «День рождение города

Русские народные песенки, потешки, считалки, скороговорки

Задачи

Познакомить детей с  творчеством русского народа

Провести предварительную словарную работу

Способствовать заучиванию наизусть

Закреплять выученный материал

Развивающая среда

Беседа о складе жизни русского человека, предметы быта, досуг

Рассматривание иллюстраций русского народного костюма

Самостоятельная деятельность

Рассматривание иллюстраций из жизни русских людей

Рассматривание выставки  книг и предметов

Заучивание и повтор стихотворений себе, друг другу, родителям

Совместная деятельность

«стихотворные минутки» - каждый день

Инсценировка стихов, песенок, потешек

Творческая работа « Русская  народная игрушка своими руками»

Работа с родителями

Памятка для родителей «А я знаю наизусть»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА раздела образовательной программы «Фольклор в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи.Речь имеет большое значение для целостно...

Методическая разработка. "Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей среднего дошкольного возраста".

Именно с фольклором ребёнок встречается раньше, чем с литературой, и именно фольклор является своеобразным проводником в прекрасный мир художественной литературы....

Методическая разработка «Роль малых форм фольклора в развитии речи детей»

Методическая разработка «Роль малых форм фольклора в развитии речи детей»...

Методическая разработка "Роль малых форм фольклора для развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Эта методическая разработка предназначена для педагогов работающих с детьми младшего дошкольного возраста, а также может быть интересна для родителей....

Методическая разработка - Проект "Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей"

Театрализованная деятельность в детском саду - это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности....

Методическая разработка: «Ритмические игры с предметами для развития речи детей»

Данная методическая разработка предназначена для учителей-логопедов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Здесь представлена подборка пальчиковых игр с различными предметами. Раскрывае...