Комплекс игр и занятий по Арушановой А.Г.
картотека по развитию речи

Пешкова Наталья Александровна

картотека игр для развития речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_igr_po_arushanovoy.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                             

Комплекс игр и занятий по Арушановой А.Г.

1. Узнай по описанию

Цель:Ориентироваться на окончания слов при согласовании прилагательного и существительного в роде.

Материал. Расписное яйцо, золотое кольцо, расписная матрешка, блестящая пуговица, расписной поднос, большое колесо, голубое блюдце, голубая чашка, зеленое ведерко, зеленый совок, большая тарелка.

Организация

У воспитателя на подносе предметы. Предлагается угадать предмет по описанию. Например: круглая, блестящая, как будто золотая? (Это пуговица.) Круглое, блестящее, золотое? (Это кольцо.)

Аналогично могут быть обыграны те же или другие предметы в играх: «Чудесный мешочек», «Угадай на ощупь», «Музей игрушек».

    2. Чего не стало?

Цель. Образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.

Материал. Петрушка. Открытки (картинки) с изображением фруктов и овощей: яблок, груш, вишен, черешен, слив; бананов, апельсинов, лимонов, помидоров, огурцов.

Организация

К детям в гости приходит Петрушка. Здоровается. Петрушка принес открытки. Воспитатель предъявляет детям открытки (по одной) и предлагает назвать, что на них нарисовано. Названные открытки размещаются на стенде так, чтобы с одной стороны были существительные с нулевым окончанием, с другой —с ненулевыми окончаниями.

Петрушка хочет поиграть в игру «Чего не стало?» На стенде оставляют пять картинок, например, яблоки, груши (слева) и бананы, апельсины и лимоны (справа).

Петрушка. Хорощо запомните картинки. Запомнили? Закрывайте глаза. (Прячет бананы.На место бананов ставит огурцы.) Теперь откройте. Чего не стало? (Бананов.) Что появилось? (Огурцы.) Снова закройте глаза. (Убирает яблоки.На их место ставит груши.) Открывайте глаза. Чего не стало? (Яблок.)

Дети могут ошибаться. Кто-то выкрикивает правильно, кто-то — нет.

Воспитатель. Как же правильно сказать? Надо говорить: не стало яблок. Запомнили? Не стало бананов, не стало яблок.

Аналогичным образом обыгрываются другие открытки. В другой раз в игре можно использовать открытки с изображением цветов: ромашек, гвоздик, незабудок, ландышей, тюльпанов, роз. Можно провести игру и с предметами: с кисточками, красками, карандашами, ножницами, тетрадями, свечами, ключами; можно использовать длинную морковь и длинный огурец, круглое яблоко и круглый апельсин, вытянутое яйцо и вытянутый лимон.

3. Чего не хватает Мише для прогулки?

Цель. Образовывать существительные в родительном падеже множественного числа.

Материал. Картинки с изображением зимней одежды: валенки, варежки, носки, шарф, пальто, шуба, шапка.

Организация

Воспитатель обращается к детям:

—         Я вам расскажу историю про двух мальчиков. Мальчиков звали Толя и Миша. Толя аккуратный. У него зимняя одежда аккуратно сложена в шкафчике. Какая зимняя одежда лежала у Толи в шкафчике?

Дети называют предметы одежды. По ходу называния воспитатель выставляет на стенде картинки. Если дети что-то, не назвали, показывается картинка-подсказка, и дети ее называют.

—          Толя быстро собрался на прогулку. Надел носки, рейтузы, валенки... (Снова перечисляются предметы; по мере называния картинки со стенда убирают.) А Миша никак не может собраться. Он был неаккуратный, разбросал одежду. Нашел только шарф и шапку. Чего еще не хватает Мише, чтобы пойти на прогулку?

Дети называют по памяти сами. Воспитатель выставляет на стенд соответствующие картинки. Если, дети ошибаются, воспитатель ненавязчиво поправляет: не хватает носков, валенок и т.д.

4. Почтальон принес открытки

Цель. Образовывать формы глаголов настоящего времени (рисует, танцует, бежит, скачет, лакает, поливает, мяукает, лает, гладит, барабанит, трубит и т.д.).

Материал. Открытки, на которых изображены люди и животные, выполняющие различные действия.

Организация

Раздается стук. Воспитатель отлучается на минутку и возвращается с пачкой открыток.

—            Ребята, нам почтальон принес открытки. Давайте их рассмотрим все вместе. Посмотрите, кто на этой открытке? Что он делает? Эта открытка адресована Оле. Оля, запомни свою открытку. Когда рассмотрим все открытки, я ее тебе отдам. Запомнила? Все запоминайте свои открытки. Вот эта открытка адресована Пете. Кто здесь? Что он делает? Запомнил, Петя, свою открытку?

Таким образом рассматриваются 4—5 открыток. После это-1 го воспитатель спрашивает:

—            Запомнили каждый свою открытку? «Снеговики танцуют—чья открытка? «Мишка барабанит» — чья? Катя, какая i открытка твоя? Что на ней изображено?

И так далее. Игра проводится с небольшой подгруппой детей.

После того как дети рассмотрят открытки, воспитатель собирает их, предлагая сделать альбом открыток. Эти открытки потом используются при составлении альбома детского творчества.

(русская народная игра)

Цель. Закрепить представление об огородных растениях, активизировать названия овощей. Развивать речевой слух (узнавать товарища по голосу). Чувствовать игру звуками в глагольной рифме.

Материал. Палка.

Организация

Каждый из играющих называет себя каким-нибудь овощем — репой, редькой, луком, морковью, редисом и т.д. — и становится в круг. Один из участников игры — Огородник — выходит на середину круга и стучит палкой по земле. Его спрашивают:

—          Кто там?

—          Огородник.

—          За чем пришел?

—           За репой!

После этого все водят хоровод, приплясывают и поют:

Сверху репа зелена, Посередке толста, К концу востра, Прячет хвост под себя. Кто к ней ни подойдет, Всяк за вихор возьмет.

Во время пения Огородник стоит с закрытыми глазами. Тот, на кого ведущий укажет (глазами или жестом), подает голос, стараясь его изменить:

—         Я репа, ау!

Огородник должен отгадать, кто из ребят назвал себя Репой. Если он угадает верно, Репа убегает, иначе Огородник поймает и оттреплет за вихор.

6. Таня накрывает на стол

Цель. Образовывать наименования предметов посуды.

Материал. Чайник, стакан, чашки, ложки, тарелки, хлебница с хлебом, конфетница с конфетами, молочник с молоком, салфетница с салфетками, сахарница с сахаром.

Организация

Воспитатель обращается к детям со следующим рассказом:

—         Таня с мамой пошли в магазин. Они купили хлеб, сахар и салфетки. Принесли, все домой. Решили попить чаю. Стала Танечка накрывать на стол, да что-то перепутала: хлеб положила в тарелку, салфетки —в стаканчик, а сахар—-на блюдечко. Подошла мама и покачала головой: что-то не так сделала Та-нюша. Что она сделала не так? Забыла Танюша, что у каждой посуды свое предназначение: из тарелки едят... (суп, борщ, кашу); из стакана пьют... (воду, чай), а на блюдце ставят чашки и стаканы, чтобы не пачкалась скатерть. Для хлеба, сахара и салфеток тоже есть специальная посуда: для хлеба... (хлебни-ца), для салфеток... (салфетница), а для сахара... (сахарница).

Интонацией незавершенности воспитатель побуждает детей включаться в рассказ и дополнять предложение.

—       А теперь, Петя, помоги Танечке положить хлеб в нужную посуду. Куда ты положил хлеб? Оля, помоги Тане положить сахар. Куда Оля положила сахар? Миша, а ты положи на место салфетки. Дети, куда Миша положил салфетки? Молодцы, помогли Танюше исправить ошибки, теперь она будет знать, что для всего есть специальная посуда. Для хлеба... (хлебница), для сахара... (сахарница), для салфеток... (салфетница).

.

                                                                                                         

Комплекс игр заключительного этапа

1.Угадай и нарисуй

        Цель:Учить рисовать предмет по описанию отдельных его частей, образно представлять названный предмет, закреплять и уточнять значения слов в сознании ребенка.

Игрушка — Карлсон, листы бумаги, карандаши.

—Пришел Карлсон и просит ребят отгадать загадку и нарисовать, что было загадано.

Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожек. Шляпка есть — нет головы. (Гриб.)

На спинке иголки, Длинные и колкие, А свернется он в клубок — Нет ни головы, ни ног. (Еж.)

На голове пуговка, в носу решето, одна рука, да и та на спине. ( Чайник.)

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (Морковь.)

2.Послушай мое слово и нарисуй

Цель:Учить различать значения многозначного слова и отражать свои представления в рисунках.

Листы бумаги, цветные карандаши.

— Сейчас я вам скажу слово, а вы сразу что-то представите, вспомните. И о чем вы подумали, то и нарисуете. Слушайте внимательно. (Дети могут положить голову на стол, закрыть глаза.) После незначительной паузы педагог называет слово, и дети рисуют. Например, иголка, ручка, молния, нос. После того как задание выполнено, педагог уточняет, что ребенок (дети) нарисовал? Почему именно так? Какие еще ручки есть? У каких растений есть иголки? Что можно делать швейной иголкой? И т. п.

3.Закончи предложение подбери к нему картинку

Цель:  Учить детей заканчивать высказывание, начатое воспитателем, подбирать подходящее слово, согласовывать его с другими (ловами в предложении.

Предметные картинки: мяч, рыба, кит, лягушка, косточка, 1апки, карандаш, яйцо, платье, пальто, кофта, книга, газета, елка, дом, диван.

  — Девочка рисует... (елку, дом, диван). Папа читает... (книгу, журнал, газету). Собака грызет... (кость, тапки, карандаш). Мальчик ловит... (мяч,рыбу, лягушку). Курица снесла... (яйцо). Мама стирает... (платье, пальто, кофту).

4.Как сказать по-другому?

Цель:  Учить подбирать синонимы к данному слову или словосочетанию, активизировать словарь детей.

Об одном и том же можно сказать разными, но похожими словами. Такие слова называют близкими по смыслу.

Работать — трудиться.

Метель — вьюга, буран, пурга.

Смешной — забавный, потешный, комичный. Грустный — невеселый, печальный, нерадостный, скучный, опечаленный.

— Как можно сказать про это же, но одним словом? Сильный дождь — ливень. Лживый мальчик — лжец. Сильный ветер — ураган. Трусливый человек — трус. Сильная жара — зной. Сильный мальчик — силач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный комплекс упражнений для занятий с детьми по развитию фонематического восприятия

Данный материал поможет специалистам и родителям организовать занятия с детьми в саду и дома....

Комплекс арт-терапевтических занятий для коррекции страхов у детей дошкольного возраста

Эмоции и чувства являются важной сферой психического развития человека, они играют немаловажную роль в определении качества его душевной жизни. Данной сфере психического развития посвящены фунда...

Комплекс коррекционно-развивающих занятий методом запоминания «мнемотехника»

Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использован...

Использование здоровьесберегающих комплексов на музыкальных занятиях.

Здоровьесберегающий комплекс включает в себя: дыхательные упражнения; упражнения на развитие артикуляции; игры на пальцах; музыкально-ритмические упражнения; упражнения на формирование правильно...

«Использование тренажерного комплекса «ТИСА» на занятиях кружка физкультурно – оздоровительной направленности «Малыши - Крепыши»

В данной презентации представлена работа с детьми 6-7 лет на тренажерно информационной системе ТИСА в игровой форме на занятиях кружка физкультурно-оздоровительной направленности....

Комплексы физкультминуток к занятиям по экологии

Представлені комплексі физкультминуток єколого - содержащего характера в стихотворной форме...

Комплекс упражнений для занятий в сухом бассейне

Разработанный комплекс упражнений выполняется в сухом бассейне развивает координацию движений, связочно-мышечный аппарат а так же, способствуют более быстрому освоению основ техники плавательных ...