ООД по речевому развитию для детей старшего возраста. Тема " Фрукты"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект ООД Речевое развитие "Фрукты"для детей старшего возраста
Цели: Расширить и уточнить знания детей о фруктах и фруктовых деревьях, этапах роста, разновидностях плодов, пользе для здоровья человека.
«Речевое развитие» - развитие связной речи; упражнять детей в образовании имен прилагательных, имен существительных в родительном падеже множественного числа.
«Социально-коммуникативное развитие»: развивать наблюдательность, мелкую и общую моторику, вкусовой анализатор; сформировать у детей представление о том, что витамины, содержащиеся в фруктах, полезны для здоровья человека; воспитывать любознательность
Слайд 2. «Этап роста плодовых деревьев»
Семечко, росток, молодое дерево, цветение весной, плодоношение осенью, сбор урожая.
Слайд 3,4. Где и на чем растут фрукты?
Как называется дерево, на котором растут яблоки? Могут ли на яблоне расти сливы? Где растет киви? (на кусте) А где растет арбуз? (на грядке)
Слайд 5-14. Какой вид у спелого яблока? Какого вкуса оно? (Сладкое, сочное). Кто так нарумянил яблоко? Что защищает мякоть яблока? (Кожица). А когда поспевает яблоко? Красота яблони, увешанной румяными яблоками. Видал ли кто яблоню с яблоками? На чем сидят яблоки? и т. д.
Слайд 15. Что мы делаем из фруктов? Из чего варим варенье? Видал ли кто сушеные фрукты? Показать и попробовать. Что еще делают из фруктов? Квас, наливку. Найди лишнее в приготовлении компота.
Игра «Веселые поварята».
В начале игры вспоминаем все блюда, которые делают из фруктов. Вспомните самые любимые блюда ваших детей и вашей семьи.
Подсказка для взрослых: из фруктов делают сок, компот, кисель, морс, джем, желе, варенье, повидло, мармелад, цукаты, изюм, курагу и другие сушеные фрукты, рахат-лукум. Вспомнили еще что-то? Буду рада вашим дополнениям в комментариях после статьи.
А дальше начинаем играть с детьми – «варить» любимое блюдо. Например, варим мармелад. Изображаем, как помешиваем в кастрюле массу, как ее раскладываем ложкой на противень, а потом разрезаем ножом на дольки, угощаем игрушки. И в это время говорим о мармеладе, учась образовывать прилагательные от существительных.
Давайте сделаем мармелад из разных фруктов, и у нас получится (начинаем фразу, а дети подсказывают ответ). Мармелад из яблок – как мы его назовем? Яблочный.
• Мармелад из слив – какой? Сливовый. (частая ошибка – «сливочный»! Обратите внимание ребенка, что сливочный – это сделанный из сливок. А сделанный из слив – сливовый)
• А из груш –? Внимание! Здесь частые ошибки, правильный вариант — грушевый.
• А из персиков – какой? Персиковый!
• Из абрикосов —? Абрикосовый.
• Из апельсина —? Апельсиновый.
• Из мандарина —? Мандариновый.
Слайд 16. Игра «я знаю»
Первый игрок начинает: Я знаю много фруктов: яблоко. Второй игрок продолжает: я знаю много фруктов: яблоко и груша. Третий строит цепочку дальше: «Я знаю много фруктов: яблоко, груша и слива». Задача – продолжить цепочку и ничего не перепутать. Взрослый в игре может сделать преднамеренную ошибку, например, назвав вместо фрукта овощ. Заметят ли дети эту ошибку?
Игра развивает внимание и память.
Советы по проведению игры:
Для детей цепочка не должна быть слишком большой! Если играет много детей, то лучше составить не одну длинную цепочку слов, которую сложно запомнить, а несколько цепочек.
Составляя цепочку, можно нанизывать на шнур крупные деревянные детали. Так мы наглядно видим, сколько слов мы запомнили и подобрали.
Слайд 17. Игра «Соберем фрукты в корзину»
Каждый игрок называет один фрукт. Если он назвал правильно, то он кладет в корзинку кубик. Одно слово – это один кубик. Задача – наполнить корзинку словами – кубиками, вспомнив и назвав как можно большее число фруктов. Играть можно на время – нужно успеть заполнить корзинку за 2 минуты. Это достаточно большой промежуток времени, достаточный для выполнения задания.
Что могут назвать дети: яблоко, груша, айва, алыча, ирга, абрикос, персик, слива, лимон, апельсин, грейпфрут, мандарин, гранат, ананас, хурма, банан, манго, авокадо, киви и другие фрукты.
Можно «класть» в корзину не только названия фруктов, но и словосочетания. Например: «ароматное яблоко» – кладем кубик. Теперь надо придумать следующее словосочетание – «золотистая груша». Далее новое словосочетание – «синяя слива». И так мы заполняем корзинку.
Слайд 18. Игра «Четвертый лишний».
• Лимон, мандарин, апельсин, лук.
• Ананас, капуста, яблоко, груша.
• Персик, банан, киви, морковь.
Обязательно спрашивайте детей, почему они выбрали именно это слово как лишнее. У детей своя логика, и она тоже имеет право на жизнь! Кроме того, умение объяснять и доказывать свою точку зрения, выстраивать аргументы очень важно в жизни и начинает развиваться у ребенка именно в дошкольном возрасте! Используйте эти возможности развития малышей!
Слайд 19. «Раскрасим фрукты»
Дети по очереди называют фрукт и цвет которым необходимо его раскрасить. Можно одновременно проговаривать и форму.
Апельсин - оранжевый, имеет круглую форму.
Банан – желтый, имеет форму овала.
Слайд 20. Пальчиковая гимнастика.
Апельсин.
Загибаем пальчики поочередно.
Мы делили апельсин. Много нас, а он один! Эта долька – для ежат, эта долька – для ужат, эта долька — для утят, эта долька — для котят. Эта долька – для бобра, а для волка – кожура!
Компот.
Изображаем действия в соответствии с текстом:
Будем мы варить компот, фруктов нужно много вот: будем яблоки крошить, грушу будем мы рубить. Отожмем лимонный сок, слив, положим и песок. Варим, варим мы компот. Угостим честной народ.
Фрукты.
Разгибаем пальчики поочередно.
Этот пальчик – апельсин, он, конечно, не один. Этот пальчик – слива, вкусная, красивая. Этот пальчик – абрикос, высоко на ветке рос. Этот пальчик – груша, просит: «ну-ка, скушай!» этот пальчик – ананас, фрукт для вас и для нас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация "Фрукты" | 961.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Этап роста плодовых деревьев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по познавательно-речевому развитию в группе младшего возраста Тема: « Фрукты »
Цель: продолжать формировать понятие «фрукты».Задачи:Формировать умение узнавать и называть некоторые фрукты, видеть их отличительные особенности.Обогащать, закреплять и активизировать словарный ...
Конспект образовательно - трудовой деятельности для детей старшего возраста Тема: «Фрукты» (приготовление фруктового салата).
Конспект образовательно - трудовой деятельности для детей старшего возраста (приготовление фруктового салата)....
Конспект образовательно - трудовой деятельности для детей старшего возраста Тема: «Фрукты» (приготовление фруктового салата).
Цель: Закрепить знания детей о фруктах и способах их приготовления. Познакомить детей с процессом приготовления холодного блюда - фруктовый салат.Взаимозаменяемость областей: с...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего возраста Тема: «Путешествие в мир сказок»
Расширять представления детей о сказках....
Конспект образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" для детей старшего возраста. Тема: "Какие бывают игрушки?"
Конспект образовательной деятельности по образовательной области речевое развитие для детей старшего возраста на тему: «Какие бывают игрушки?» Цель: учить детей составлять описательны...
Конспект нод по Речевому развитию для детей старшего возраста. Тема : «Спасти животных»»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области: Речевое развитие для детей старшего возраста.Тема НОД: «Тема : «Спасти животных»»...
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию для детей среднего возраста. Тема: «Магазин фруктов»
Данный материал поможет воспитателю провести интересное занятие по познавательному развитию с детьми среднего возраста....