ООД по речевому развитию для детей старшего возраста. Тема " Фрукты"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Кушманцева Елена Владимировна

Конспект ООД Речевое развитие "Фрукты"для детей старшего возраста

Цели: Расширить и уточнить знания детей о фруктах и фруктовых деревьях, этапах роста, разновидностях плодов, пользе для здоровья человека.

 

«Речевое развитие» - развитие связной речи; упражнять детей в образовании имен прилагательных, имен существительных в родительном падеже множественного числа.

 

«Социально-коммуникативное развитие»: развивать наблюдательность, мелкую и общую моторику, вкусовой анализатор; сформировать у детей представление о том, что витамины, содержащиеся в фруктах, полезны для здоровья человека; воспитывать любознательность

 

Слайд 2. «Этап роста плодовых деревьев»

 

Семечко, росток, молодое дерево, цветение весной, плодоношение осенью, сбор урожая.

 

Слайд 3,4. Где и на чем растут фрукты?

 

Как называется дерево, на котором растут яблоки? Могут ли на яблоне расти сливы? Где растет киви? (на кусте) А где растет арбуз? (на грядке)

 

Слайд 5-14. Какой вид у спелого яблока? Какого вкуса оно? (Сладкое, сочное). Кто так нарумянил яблоко? Что защищает мякоть яблока? (Кожица). А когда поспевает яблоко? Красота яблони, увешанной румяными яблоками. Видал ли кто яблоню с яблоками? На чем сидят яблоки? и т. д.

 

Слайд 15. Что мы делаем из фруктов? Из чего варим варенье? Видал ли кто сушеные фрукты? Показать и попробовать. Что еще делают из фруктов? Квас, наливку. Найди лишнее в приготовлении компота.

 

Игра «Веселые поварята».

 

В начале игры вспоминаем все блюда, которые делают из фруктов. Вспомните самые любимые блюда ваших детей и вашей семьи.

 

Подсказка для взрослых: из фруктов делают сок, компот, кисель, морс, джем, желе, варенье, повидло, мармелад, цукаты, изюм, курагу и другие сушеные фрукты, рахат-лукум. Вспомнили еще что-то? Буду рада вашим дополнениям в комментариях после статьи.

 

А дальше начинаем играть с детьми – «варить» любимое блюдо. Например, варим мармелад. Изображаем, как помешиваем в кастрюле массу, как ее раскладываем ложкой на противень, а потом разрезаем ножом на дольки, угощаем игрушки. И в это время говорим о мармеладе, учась образовывать прилагательные от существительных.

 

Давайте сделаем мармелад из разных фруктов, и у нас получится (начинаем фразу, а дети подсказывают ответ). Мармелад из яблок – как мы его назовем? Яблочный.

 

• Мармелад из слив – какой? Сливовый. (частая ошибка – «сливочный»! Обратите внимание ребенка, что сливочный – это сделанный из сливок. А сделанный из слив – сливовый)

 

• А из груш –? Внимание! Здесь частые ошибки, правильный вариант — грушевый.

 

• А из персиков – какой? Персиковый!

 

• Из абрикосов —? Абрикосовый.

 

• Из апельсина —? Апельсиновый.

 

• Из мандарина —? Мандариновый.

 

Слайд 16. Игра «я знаю»

 

Первый игрок начинает: Я знаю много фруктов: яблоко. Второй игрок продолжает: я знаю много фруктов: яблоко и груша. Третий строит цепочку дальше: «Я знаю много фруктов: яблоко, груша и слива». Задача – продолжить цепочку и ничего не перепутать. Взрослый в игре может сделать преднамеренную ошибку, например, назвав вместо фрукта овощ. Заметят ли дети эту ошибку?

 

Игра развивает внимание и память.

 

Советы по проведению игры:

 

Для детей цепочка не должна быть слишком большой! Если играет много детей, то лучше составить не одну длинную цепочку слов, которую сложно запомнить, а несколько цепочек.

 

Составляя цепочку, можно нанизывать на шнур крупные деревянные детали. Так мы наглядно видим, сколько слов мы запомнили и подобрали.

 

Слайд 17. Игра «Соберем фрукты в корзину»

 

Каждый игрок называет один фрукт. Если он назвал правильно, то он кладет в корзинку кубик. Одно слово – это один кубик. Задача – наполнить корзинку словами – кубиками, вспомнив и назвав как можно большее число фруктов. Играть можно на время – нужно успеть заполнить корзинку за 2 минуты. Это достаточно большой промежуток времени, достаточный для выполнения задания.

 

Что могут назвать дети: яблоко, груша, айва, алыча, ирга, абрикос, персик, слива, лимон, апельсин, грейпфрут, мандарин, гранат, ананас, хурма, банан, манго, авокадо, киви и другие фрукты.

 

Можно «класть» в корзину не только названия фруктов, но и словосочетания. Например: «ароматное яблоко» – кладем кубик. Теперь надо придумать следующее словосочетание – «золотистая груша». Далее новое словосочетание – «синяя слива». И так мы заполняем корзинку.

 

Слайд 18. Игра «Четвертый лишний».

 

• Лимон, мандарин, апельсин, лук.

 

• Ананас, капуста, яблоко, груша.

 

• Персик, банан, киви, морковь.

 

Обязательно спрашивайте детей, почему они выбрали именно это слово как лишнее. У детей своя логика, и она тоже имеет право на жизнь! Кроме того, умение объяснять и доказывать свою точку зрения, выстраивать аргументы очень важно в жизни и начинает развиваться у ребенка именно в дошкольном возрасте! Используйте эти возможности развития малышей!

 

Слайд 19. «Раскрасим фрукты»

 

Дети по очереди называют фрукт и цвет которым необходимо его раскрасить. Можно одновременно проговаривать и форму.

 

Апельсин - оранжевый, имеет круглую форму.

 

Банан – желтый, имеет форму овала.

 

Слайд 20. Пальчиковая гимнастика.

 

Апельсин.

 

Загибаем пальчики поочередно.

 

Мы делили апельсин. Много нас, а он один! Эта долька – для ежат, эта долька – для ужат, эта долька — для утят, эта долька — для котят. Эта долька – для бобра, а для волка – кожура!

 

Компот.

 

Изображаем действия в соответствии с текстом:

 

Будем мы варить компот, фруктов нужно много вот: будем яблоки крошить, грушу будем мы рубить. Отожмем лимонный сок, слив, положим и песок. Варим, варим мы компот. Угостим честной народ.

 

Фрукты.

 

Разгибаем пальчики поочередно.

 

Этот пальчик – апельсин, он, конечно, не один. Этот пальчик – слива, вкусная, красивая. Этот пальчик – абрикос, высоко на ветке рос. Этот пальчик – груша, просит: «ну-ка, скушай!» этот пальчик – ананас, фрукт для вас и для нас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация "Фрукты"961.16 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фрукты

Слайд 2

Этап роста плодовых деревьев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по познавательно-речевому развитию в группе младшего возраста Тема: « Фрукты »

Цель: продолжать формировать понятие «фрукты».Задачи:Формировать умение узнавать и называть некоторые фрукты, видеть их отличительные особенности.Обогащать, закреплять и активизировать словарный ...

Конспект образовательно - трудовой деятельности для детей старшего возраста Тема: «Фрукты» (приготовление фруктового салата).

Конспект образовательно - трудовой деятельности  для детей старшего возраста (приготовление фруктового салата)....

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшего возраста с общим недоразвитием речи. Тема: «Насекомые».

Цель - закрепление навыка употребления различных грамматических категорий на основе лексической темы «Насекомые»....

Конспект образовательно - трудовой деятельности для детей старшего возраста Тема: «Фрукты» (приготовление фруктового салата).

Цель:  Закрепить знания детей о фруктах и способах их приготовления. Познакомить  детей  с процессом приготовления холодного блюда  - фруктовый салат.Взаимозаменяемость областей: с...

Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего возраста на тему: Пересказ «Сказка о крылатках»

Конспект занятия по речевому развитию  для детей старшего возраста на тему:Пересказ «Сказка о крылатках»  Программные задачи: 1.      Учить детей передав...

Родительское собрание по теме: Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста «А как речь – то говорит, словно реченька журчит ».

Родительское собрание по теме:Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста«А как речь – то говорит, словно реченька журчит ».Цель: привлечь родителей к вопросу ...