Культура речи: звук з-зь
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Учить произносить звук З-ЗЬ твердо и мягко. различать слова с этим звуком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Звук З-ЗЬ20.86 КБ
Файл zvuk_z_z.odt20.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в средней группе «Звуковая культура речи: звук з-зь»

Цель: Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова в которых есть звук З-зь. 

Задачи:

Обучающие: учить произносить звук З-ЗЬ твердо и мягко; различать слова с этим звуком. 

Развивающие: Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание. Совершенствовать интонационную выразительность.

Воспитательные: Формировать у детей интерес к устному народному творчеству, чистоговоркам.Воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.

Материалы: Комар Комарович (фигурка на палочке), картинки на заданные звуки «З»«Зь», картинки с изображением предметов, в которых есть или нет звук з-зь, раскраски с изображением предметов, в которых есть или нет звук з-зь, картинка с изображением языка, листочки на ниточке, игрушка коза.

Ход НОД.

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня к нам пришло. Давайте поздороваемся и подарим им всем наши улыбки и хорошее настроение.

Стихотворение «Напоминалочка»

Говорим всегда красиво:

Тихо и неторопливо.

Ясно, чётко говорим,

Потому что не шумим!

Наши ушки слушают,

Наши глазки смотрят,

Ручки помогают,

Ножки не мешают.

Воспитатель. 

- Ребята, в какое время года сейчас? (Осень.)

- Какие признаки осени вы знаете? (Желтеют и опадают листья, улетают птицы в тёплые края, часто идут дожди, становится холодно, люди одевают тёплую одежду, собирают овощи и фрукты с огородов и полей…)

Дыхательная гимнастика «Ветерок» (повторить 2-3 раза)

Сильный ветер вдруг подул,
Листики с деревьев сдул.
И.п. – о.с. сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку.
1 – сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки;
2 – задержать дыхание на 3-4 сек;
3 – сделать губы трубочкой, выпустить воздух.

2 часть: Вводная

Воспитатель:

- Что происходит с насекомыми осенью? (засыпают)

- Послушайте, кто-то за дверью шумит?

Раздаётся звук: З-З-З-З-З-З

Воспитатель подходит к двери и вносит игрушку на палочке - КОМАРА.

Воспитатель: Ребята, к нам пришёл ещё один гость. Вы узнали кто это?

Воспитатель: Поздоровайтесь с Комаром – Комаровичем.

- Что случилось, почему ты не спишь, как все насекомые?

Комар – Комарович отвечает, что сегодня у его друга Зайчика Листопадничка день рождения и он не знает, что ему подарить.

3 часть: Основная

Воспитатель:

- Давайте поможем Комару – Комаровичу найти подарок для зайчика?

- Отправляемся на поиск подарка.

В начале пути дети встречают «Домик для язычка» (картинка)

- Как вы думаете, кто здесь живёт? (Ответы детей.)

- Чтобы продолжить путь нам надо поиграть с язычком.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА:

Упражнения:

1. Открываем ротик-дом.

Кто хозяин в доме том?

В нем хозяин - Язычок.

На губу как блинчик лег. («Лопатка».)

2. Кто же тут, а кто же там?

Он глядит по сторонам. («Часики».)

3. Видит: губки очень гибки,

Ловко тянутся в улыбке. («Улыбка».)

А теперь наоборот:

Губки тянутся вперед. («Трубочка».)

4. На качелях покачался,

Вверх взлетал и вниз спускался. («Качели».)

5. Любит он покушать сладко.

После скачет, как лошадка. («Лошадка».)

Язычок уже устал

И в свой домик побежал.

Воспитатель:

- Посмотрите, кто перегородил нам дорогу? (Коза.)

- Давайте с ней поиграем

«Чистоговорка»

зя-зя-зя - за-за-за – вот идет коза;

зю-зю-зю - зу-зу-зу – не дразни козу.

зю-зю-зю - зу-зу-зу – не боюсь козу;

зи-зи-зи - зы-зы-зы – нет козы.

(Дети вместе с воспитателем проговаривают чистоговорку.)

Дети находят дудочку

Воспитатель:

- Как вы думаете, а песню можно подарить на день рождения?

- А вы помните, какую песню пел Комар – Комарович, когда пришёл к нам в гости?

Слышите, какую звонкую песенку он пел: ЗЗЗЗЗЗЗ.

Я предлагаю вам тоже спеть комариную песенку. А чтобы петь песенку правильно нужно, чтобы ротик улыбался, а язычок находился внизу за нижними зубами.

Выслушиваются хоровые и индивидуальные ответы детей.

Воспитатель просит спеть то тихо, то громко.

Игра «Громко – тихо»

Воспитатель: Послушайте, как поет маленький комарик: зь.зь.зь.зь. Повторите (хоровые и индивидуальные ответы).

Воспитатель: Молодцы! А сейчас я вам предлагаю превратиться в комариков, полетать и позвенеть.

Игра малой подвижности «Комарики»

- Сначала комариками у нас будут только мальчики, а потом девочки, они будут летать и петь комариную песенку.

(Дети играют.)

А теперь мы попали в магазин Открыток

Воспитатель:

Здесь очень много открыток. Но нам нужно выбрать для подарка Зайчику только те, в которых есть звук З или ЗЬ

(зеркало, ваза, слон, земляника,….)

Дети выбирают картинки с изображением предметов, в которых есть звук З или ЗЬ

Воспитатель:

- А теперь выберете раскраску для подарка Зайчику, в котором есть звук З и ЗЬ и раскрасьте её.

Дети выбирают картинку и раскрашивают её. Затем кладут свои открытки в подарочную коробку и отправляют её вместе с Комаром Комаровичем Зайчику Листопадничку.

Воспитатель: Комар Комаровичу понравилось у нас, но ему пора поздравить друга. Давайте попрощаемся с ним.

4 часть: Заключительная

- Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?

- Кому мы помогали?

- Чем мы помогли Комару Комаровичу?

- Что вам понравилось больше всего?

- Что вам было сделать сложнее всего?

- А с каким звуком мы познакомились?

- Вы сегодня молодцы!



Предварительный просмотр:

Конспект НОД в средней группе «Звуковая культура речи: звук з-зь»

Цель: Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова в которых есть звук З-зь. 

Задачи:

Обучающие: учить произносить звук З-ЗЬ твердо и мягко; различать слова с этим звуком. 

Развивающие: Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание. Совершенствовать интонационную выразительность.

Воспитательные: Формировать у детей интерес к устному народному творчеству, чистоговоркам.Воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.

Материалы: Комар Комарович (фигурка на палочке), картинки на заданные звуки «З»«Зь», картинки с изображением предметов, в которых есть или нет звук з-зь, раскраски с изображением предметов, в которых есть или нет звук з-зь, картинка с изображением языка, листочки на ниточке, игрушка коза.

Ход НОД.

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня к нам пришло. Давайте поздороваемся и подарим им всем наши улыбки и хорошее настроение.

Стихотворение «Напоминалочка»

Говорим всегда красиво:

Тихо и неторопливо.

Ясно, чётко говорим,

Потому что не шумим!

Наши ушки слушают,

Наши глазки смотрят,

Ручки помогают,

Ножки не мешают.

Воспитатель. 

- Ребята, в какое время года сейчас? (Осень.)

- Какие признаки осени вы знаете? (Желтеют и опадают листья, улетают птицы в тёплые края, часто идут дожди, становится холодно, люди одевают тёплую одежду, собирают овощи и фрукты с огородов и полей…)

Дыхательная гимнастика «Ветерок» (повторить 2-3 раза)

Сильный ветер вдруг подул,
Листики с деревьев сдул.
И.п. – о.с. сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку.
1 – сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки;
2 – задержать дыхание на 3-4 сек;
3 – сделать губы трубочкой, выпустить воздух.

2 часть: Вводная

Воспитатель:

- Что происходит с насекомыми осенью? (засыпают)

- Послушайте, кто-то за дверью шумит?

Раздаётся звук: З-З-З-З-З-З

Воспитатель подходит к двери и вносит игрушку на палочке - КОМАРА.

Воспитатель: Ребята, к нам пришёл ещё один гость. Вы узнали кто это?

Воспитатель: Поздоровайтесь с Комаром – Комаровичем.

- Что случилось, почему ты не спишь, как все насекомые?

Комар – Комарович отвечает, что сегодня у его друга Зайчика Листопадничка день рождения и он не знает, что ему подарить.

3 часть: Основная

Воспитатель:

- Давайте поможем Комару – Комаровичу найти подарок для зайчика?

- Отправляемся на поиск подарка.

В начале пути дети встречают «Домик для язычка» (картинка)

- Как вы думаете, кто здесь живёт? (Ответы детей.)

- Чтобы продолжить путь нам надо поиграть с язычком.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА:

Упражнения:

1. Открываем ротик-дом.

Кто хозяин в доме том?

В нем хозяин - Язычок.

На губу как блинчик лег. («Лопатка».)

2. Кто же тут, а кто же там?

Он глядит по сторонам. («Часики».)

3. Видит: губки очень гибки,

Ловко тянутся в улыбке. («Улыбка».)

А теперь наоборот:

Губки тянутся вперед. («Трубочка».)

4. На качелях покачался,

Вверх взлетал и вниз спускался. («Качели».)

5. Любит он покушать сладко.

После скачет, как лошадка. («Лошадка».)

Язычок уже устал

И в свой домик побежал.

Воспитатель:

- Посмотрите, кто перегородил нам дорогу? (Коза.)

- Давайте с ней поиграем

«Чистоговорка»

зя-зя-зя - за-за-за – вот идет коза;

зю-зю-зю - зу-зу-зу – не дразни козу.

зю-зю-зю - зу-зу-зу – не боюсь козу;

зи-зи-зи - зы-зы-зы – нет козы.

(Дети вместе с воспитателем проговаривают чистоговорку.)

Дети находят дудочку

Воспитатель:

- Как вы думаете, а песню можно подарить на день рождения?

- А вы помните, какую песню пел Комар – Комарович, когда пришёл к нам в гости?

Слышите, какую звонкую песенку он пел: ЗЗЗЗЗЗЗ.

Я предлагаю вам тоже спеть комариную песенку. А чтобы петь песенку правильно нужно, чтобы ротик улыбался, а язычок находился внизу за нижними зубами.

Выслушиваются хоровые и индивидуальные ответы детей.

Воспитатель просит спеть то тихо, то громко.

Игра «Громко – тихо»

Воспитатель: Послушайте, как поет маленький комарик: зь.зь.зь.зь. Повторите (хоровые и индивидуальные ответы).

Воспитатель: Молодцы! А сейчас я вам предлагаю превратиться в комариков, полетать и позвенеть.

Игра малой подвижности «Комарики»

- Сначала комариками у нас будут только мальчики, а потом девочки, они будут летать и петь комариную песенку.

(Дети играют.)

А теперь мы попали в магазин Открыток

Воспитатель:

Здесь очень много открыток. Но нам нужно выбрать для подарка Зайчику только те, в которых есть звук З или ЗЬ

(зеркало, ваза, слон, земляника,….)

Дети выбирают картинки с изображением предметов, в которых есть звук З или ЗЬ

Воспитатель:

- А теперь выберете раскраску для подарка Зайчику, в котором есть звук З и ЗЬ и раскрасьте её.

Дети выбирают картинку и раскрашивают её. Затем кладут свои открытки в подарочную коробку и отправляют её вместе с Комаром Комаровичем Зайчику Листопадничку.

Воспитатель: Комар Комаровичу понравилось у нас, но ему пора поздравить друга. Давайте попрощаемся с ним.

4 часть: Заключительная

- Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?

- Кому мы помогали?

- Чем мы помогли Комару Комаровичу?

- Что вам понравилось больше всего?

- Что вам было сделать сложнее всего?

- А с каким звуком мы познакомились?

- Вы сегодня молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Звуковая культура речи: звук "З".

Знакомство детей со звуком "З". Произношение и выделение звука в словах....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе" Звуковая культура речи звук З"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе" Звуковая культура речи звук З"...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе Тема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "

Конспект  НОД по развитию речи в средней группеТема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»...