Игры для всестороннего развития речи детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Егорова Надежда Михайловна

В данной рекомендации представлены варианты игр с детьми 5-7 лет, направленнхе на развитие фонематического слуха,  развитие слоговой структуры слов, на расширение словарного запаса и совершенствование грамматического строя речи, на развитие связной речи, помогающие в обучении чтению, а также помогающие подготовить руку к письму. Подборка может быть использована как родителями, так и специалистами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_detmi_5-7_let.docx21.35 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на развитие фонематического слуха.

Игра «Какой звук первый?»

Цель игры: научить ребенка выделять первый звук в слове (гласный и согласный), развить фонематический слух, память, внимание.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый называет простые слова, выделяя при этом голосом и интонацией первый звук. Если слово начинается с гласного звука, то он должен быть под ударением, а если же первый звук согласный, то произносить его нужно с силой, т.е. так, чтобы он отличался от других звуков в слове.

Например: нос — звук [н], аист — звук [а], Аня — звук [а], луна — звук [л] и т.д.

Игра «Где спрятался звук?»

Цель игры: развить фонематический звук, научить ребенка определять местоположение звука в слове, обогатить словарный запас, развить память, внимание, мышление.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Перед началом игры ребенку нужно объяснить, что каждое слово можно разделить на три части: начало, середину и конец. А значит, любой звук в том или ином слове может находиться либо в начале, т.е. когда все остальные звуки стоят за ним, в середине, т.е. звуки стоят перед ним и после него, и в конце — все звуки стоят в слове перед заданным звуком.

После этого взрослый предлагает ребенку внимательно послушать слова и сказать где находится тот или иной заданный звук, т.е. стоит он в начале, середине или конце. Например, нужно определить местоположение звука [л]: лодка — звук [л] в начале, молоко — звук [л] в середине, стол — звук [л] в конце.

Игра «Цепочка».

Цель игры: научить ребенка выделять первый и последний звук в словах обогатить его словарный запас, развить слуховое внимание, память, мышление.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Один из играющих называет любое слово, а другой придумывает и называет слово на его последний звук и т.д. В итоге должна получиться цепочка. Например: луна — ананас — собака — апельсин — нога и т.д.

Игры на развитие слоговой структуры слова.

Игра «Хлопушки».

Цель игры: научить ребенка делить слова на слоги, развить память, внимание, обогатить словарный запас.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Перед началом игры взрослый должен объяснить ребенку, что все слова делятся на слоги, а количество слогов в слове зависит от того, сколько в нем гласных звуков, т.е. сколько гласных, столько и слогов. Затем взрослый произносит слово по слогам и одновременно с этим отхлопывает каждый слог. После этого ребенок пробует самостоятельно отхлопать слоги в слове, а затем сказать, сколько слогов в том или ином слове.

На начальном этапе освоения игры ребенку нужно предлагать для отхлопывания слова, состоящие из 2 слогов, а затем можно переходить к более длинным словам.

Игра «Назови слоги».

Цель игры: научить ребенка выделять и называть слоги в слове, обогатить словарный запас, развить память, внимание.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. В игру можно играть как с группой детей, так и с одним ребенком. Взрослый произносит по слогам слово, а затем просит назвать ребенка первый и второй слоги. Например, ма-ма, лу-на, ру-ка и т.д. По мере освоения игры взрослый может предлагать ребенку более сложные слова, состоящие из 3 и более слогов. Например, го-ло-ва, ма-ши-на, а также слова со стечением согласных: ста-кан, мед-ведь, лис-ток и т.д.

Игры на расширение словарного запаса и совершенствование грамматического строя речи.

Игра «Что лишнее?»

Цель игры: научить ребенка выделять на слух из ряда слов лишнее, обогатить словарный запас, развить память, внимание, мышление.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый, медленно и четко проговаривая, называет 4 слова, а ребенок должен внимательно выслушать слова, запомнить их и назвать то слово, которое не подходит к остальным, а затем объяснить свой выбор. Например, яблоко, груша, баклажан, апельсин — лишний баклажан, так как это овощ, а все остальное — фрукты; вертолет, автомобиль, ракета, самолет — лишний автомобиль, так как это наземный транспорт, а все остальное воздушный.

Игра «Один или много».

Цель игры: совершенствовать грамматический строй речи, учить ребенка правильно употреблять в речи существительные в единственном и множественном числе, развить память, внимание, мышление.

Оборудование: пары предметных картинок, на которых изображены один и множество предметов, мяч.

Ход игры. Взрослый выкладывает перед ребенком парные картинки и называет предмет по картинке в единственном числе, а ребенок — во множественном.

При необходимости взрослый должен исправлять ошибки ребенка, если он не правильно называет окончания слов во множественном числе.

По мере усвоения игры ее можно проводить без картинок, просто перебрасывая мяч.

Игра «Чья у зверя голова?»

Цель игры: расширить словарный запас ребенка, закрепить знания об употреблении в речи притяжательных прилагательных.

Оборудование: мяч.

Ход игры. Взрослый бросает ребенку мяч и говорит: «У вороны голова...», а ребенок, возвращая мяч, должен сказать: «воронья». Например: у собаки голова — собачья; у кошки голова — кошачья; у лошади голова — лошадиная и т.д.

Игра «Что плывет, что летит, а что бежит?»

Цель игры: научить ребенка придумывать предметы, которые подходят к тому или иному действию, расширить словарный запас.

Оборудование: мяч.

Ход игры. Участники игры встают в круг. Взрослый бросает мяч кому-либо из детей, называя при этом действие. Тот из детей, кто поймает мяч, возвращает его взрослому и называет предмет, который может это действие выполнять.

Например: летает — самолет, комар, бабочка, воздушный шар и т.д.

Игра «Попробуй, сосчитай».

Цель игры: тренировать ребенка в количественном счете предметов и правильном употреблении окончаний в словах, расширить словарный запас, развить память, внимание, мышление.

Оборудование: предметные картинки, на которых изображены один — пять предметов.

Ход игры. Взрослый называет ребенку число от 1 до 5 и показывает картинку, на которой изображено соответствующее количество предметов, а ребенок должен назвать изображенный предмет с этим числом.

Например, одна груша — две груши — три груши — четыре груши — пять груш; одно яблоко — два яблока — три яблока — четыре яблока — пять яблок и т.д.

Игры на развитие связной речи.

Игра «Сломанное предложение».

Цель игры: тренировать ребенка в исправлении деформированной фразы, развить связную речь, внимание, память, мышление.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый зачитывает ребенку слова, а тот должен их переставить таким образом, чтобы получилось целое предложение. Например: мама, печь, торт, вкусное — Мама печет вкусный торт. Маша, играть, с, кукла — Маша играет с куклой.

Игра «Составь рассказ».

Цель игры: развить связную речь ребенка, воображение, мышление, память, обогатить словарный запас.

Оборудование: серия сюжетных картинок, которые связаны одним сюжетом.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть сюжетные картинки, разложить их по порядку и придумать по ним небольшой рассказ.

На начальном этапе взрослый может задавать ребенку различные наводящие вопросы, давать начало предложения, которое ребенок смог бы закончить. Также взрослый помогает ребенку с использованием начальных, вводных и заключительных оборотов, придумыванием названия к составленному рассказу. По мере тренировки малыш может быть более самостоятельным: работать без наводящих вопросов, проявить фантазию, объясняя причины того или иного поступка героев.

Игры, помогающие в обучении чтению.

Игра «Буква из палочек».

Цель игры: развить пространственные представления, воображение, зрительную память и внимание, совершенствовать мелкую моторику.

Оборудование: счетные палочки, горох, фасоль, спички, карточки с буквами.

Ход игры. Взрослый показывает ребенку карточку с буквой, предлагает ее внимательно рассмотреть, а затем просит выложить увиденную букву из счетных палочек, спичек, фасоли или гороха, соблюдая при этом правильное расположение всех ее элементов. Если малышу трудно выполнить задание, взрослый может ему помочь, показывая при этом, как нужно расположить палочки. Можно также предложить ребенку выкладывать букву прямо на карточке. Если в составе буквы есть круглые элементы, то они выкладываются в виде квадрата или прямоугольника.

По мере тренировки это упражнение можно усложнить: превратить одну из букв в другую наиболее рациональным способом.

Игра «Нужные слова найди».

Цель игры: научить ребенка выделять в словах заданный звук, расширить словарный запас, развить фонематический слух, память, внимание.

Оборудование: предметные картинки со словами, в которых есть заданный звук, по несколько картинок на каждый из них.

Ход игры. Взрослый раскладывает перед ребенком на столе картинки, называет их, а затем предлагает ребенку объединить картинки в несколько кучек по заданному звуку. Например:

[М] — машина, меч, мяч, корм, мак, гном и т.д.;

[А] — аист, ананас, луна, вилка, шарф, карета и т.д.;

[О] — озеро, зеркало, осень, оса, коса и т.д.;

[Н] — ножницы, слон, луна, карандаш и т.д.

Игры, помогающие подготовить руку к письму.

Игра «Спасатель».

Цель: развить мелкую моторику пальцев и всей руки.

Оборудование: цветной карандаш (фломастер лучше не брать), лист бумаги с нарисованным сюжетом, например, лес и 2—3 героя (например, мышка и лиса).

Ход игры. Игра проводиться за столом. Покажите малышу рисунок и спросите, что на нем нарисовано, что может случиться с мышкой, почему. Затем предложите ребенку помочь мышке спрятаться. Для этого надо аккуратно закрасить мышку.

Сюжет игры нужно постоянно менять, и тогда игра всегда будет интересна малышу.

Игра «Нарисуй узор под диктовку».

Цель игры: развить мелкую моторику пальцев, графические умения, умение ориентироваться в пространстве.

Оборудование: тетрадь в клеточку и карандаш для каждого ребенка, образец диктанта для взрослого.

Ход игры. Игра подходит как для одного человека, так и для группы детей. Ребята сидят за столами, перед каждым тетрадь и карандаш. В тетради поставлена точка, откуда можно начинать писать. Взрослый диктует, дети пишут под диктовку. Например: две клеточки вверх, одна клеточка направо, две клеточки вниз, одна клеточка направо и т.д. Узоры для диктанта могут быть самыми разными. Для начала следует брать легкие повторяющиеся узоры, затем задание можно усложнять. Под диктовку можно рисовать даже картины, если дети уже хорошо ориентируются на листе бумаги.