Конспект подгруппового занятия по развитию речи детей 6 лет с ОНР
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Росицкая Галина Евгеньевна

Создать условия для  развития физиологического дыхания, выработки длительного  непрерывного ротового выдоха,  закрепления  знаний детей о грибах;  обогащению словаря детей названиями грибов, расширению пассивного и активного словаря глаголами. Способствовать   развитию грамматического строя речи: упражнять в образовании слов с помощью приставок и суффиксов, умению согласовывать числительные с существительными. Продолжать формировать навыки воспроизведения ритмического рисунка слова. Способствовать  развитию слухового  и зрительного внимания; зрительных представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл griby.docx27.98 КБ

Предварительный просмотр:

  Конспект подгруппового занятия с детьми 6 лет с ОНР

Тема: Лексическая тема «Грибы».

Цели:

 Неречевые: Воспитание слухового и зрительного произвольного внимания; зрительных представлений; общей моторики, пальцев рук.

Речевые: воспитание продолжительности выдоха; ритма речевого дыхания,  паузации.

Задачи:

 Коррекционно-обучающие:

Создать условия для  развития физиологического дыхания, выработки длительного  непрерывного ротового выдоха,  закрепления  знаний детей о грибах;  обогащению словаря детей названиями грибов, расширению пассивного и активного словаря глаголами. Способствовать   развитию грамматического строя речи: упражнять в образовании слов с помощью приставок и суффиксов, умению согласовывать числительные с существительными. Продолжать формировать навыки воспроизведения ритмического рисунка слова. Способствовать  развитию слухового  и зрительного внимания; зрительных представлений.

Коррекционно-развивающие:

 Развивать слуховое и зрительное внимание; память; развивать творческое воображение; устанавливать логические связи, развивать ассоциативное восприятие, развивать восприятие и воспроизведение темпа, развивать общую и мелкую моторику, пальцев рук, развивать подвижность мышц артикуляционного аппарата; развивать графомоторные навыки; продолжать; умения ориентироваться в пространстве.

 Коррекционно-воспитательные:

Воспитание выдержки, умения работать в коллективе, тренировки быстрого включения в деятельность.

Оборудование:

Демонстрационный материал:  кукла-петрушка Старичок-Лесовичок, корзинка, муляжи грибов, картина осеннего леса с изображением деревьев и грибов, картинка с изображением сказочных животных: медведь с корзиной – в ней 5 лисичек; ежик с наколотыми на иголки 6-ю боровиками; белка, развесившая на ветке 5 подберезовиков),  набор предметных картинок с изображением  грибов, набор карточек с цифрами 1,2,5, картинки подосиновика, подберезовика, опят, лисички, мухомора, поганки, осины, березы, пня, лисы, волка, лося.

Раздаточный материал (на каждого ребенка подгруппы): карандаши, рисунки лесной поляны с нарисованными на ней грибами, наборы цветных карандашей, вырезанные из легкой разноцветной бумаги осенние листья разных деревьев, прикреплены на нитке.

Ход занятия

Сообщение темы.

Воспитатель (демонстрирует куклу-петрушку Старичка-Лесовичка) К нам в гости сегодня пришел Старичок-Лесовичок. Он живет в лесу. Он принес нам лесные осенние подарки в корзинке. Угадайте, что же это за подарки!

 

Воспитатель читает загадки

Ответы детей

Под березкой я живу,

Крепко с деревом дружу.

Подберезовик

Ну а я дружу с осинкой.

Положи меня в корзинку.

Подосиновик

Я – рыжий маленький грибок,

Залезу быстро в кузовок.

Есть у меня сестричка –

Хитрая….

Лисичка

На ножке крепко я стою,

Травку мягкую люблю.

К восхищению привык

Красивый, вкусный….

Боровик

(воспитатель после каждой отгаданной загадки, достает из корзинки муляж названного гриба)

Воспитатель: Какие разные грибы. Одни большие, другие маленькие. У одних толстая короткая ножка, а  у других она длинная и тонкая. Шляпки у грибов тоже разные и по форме, и по цвету. Но что у всех у них одинаковое?

Дети: У всех грибов есть ножки и шляпки. Они все растут в лесу.

Воспитатель: Попробуем показать части грибка нашими ручками.

Я сжимаю кулачок,

Это будет ножка.

Чтобы шляпку получить,

Приложу ладошку.

( правая рука сжата в кулачок; сверху на кулачок опускается немного округленная ладошка левой руки)

Воспитание общей моторики. Релаксация мышечного аппарата конечностей по контрасту с напряжением.

Воспитатель: Дорога из леса была трудной. Старичок-Лесовичок устал. Научим его расслабляться и отдыхать!

Воспитатель декламирует стихотворный текст, сопровождая показом движений.

Дети выполняют движения, направленные на мышечное напряжение и расслабление

Старичок-Лесовичок нес в подарок кузовок.

Полный кузовок грибов

И маслят, боровиков.

А дорога так длинна,

Тяжело нести в руках.

Стоят прямо, шагают на месте в спокойном темпе.

 

Руки сильно напрягаем

Из рук его не выпускаем.

Руки твердые…. Понятно,

Это очень неприятно.

Слегка разводят руки и сжимают пальцы в кулак, сосредоточив внимание на напряжении в мышцах рук, корпуса.

Уронили, покачали…

Как веревки руки стали.

Всем становится понятно –

Расслабление приятно.

Опускают руки, расслабляют.

(воспитатель проверяет, как дети расслабели руки, подходя и дотрагиваясь до рук каждого ребенка)

Утомился грибничок.

И уселся на пенёк

Ноги сильно напрягаем,

Выше, выше поднимаем.

Садятся на ковер, Руки в упоре. Поднимают ноги. Каждая мышца напряжена, становится очень твердой.

(воспитатель проверяет, как напряжены мышцы детей)

А потом их опускаем.

Расслабляем. Отдыхаем.

Ноги опускают. Расслабляют. (контроль выполнения)

Двигательное упражнение «Прогулка в лес» (воспитатель  говорит за Старичка-Лесовичка)

Старичок-Лесовичок: Я хочу спросить вас ребята, а все ли грибы можно в лесу собирать?

Дети: Нет! Мухоморы и поганки нельзя собирать, они ядовитые.

Старичок-Лесовичок:  хочу вам рассказать о грибах. Где и как они растут, как называются, какие грибы можно собирать, а какие нельзя и почему. Как правильно нужно вести себя в лесу. Но для этого нам нужно отправиться с вами ко мне в гости в лес. Хотите пойти в лес за грибами?

Дети: Да!

Старичок-Лесовичок: В лесу дорога не проста. То пни, то кочки. Будьте внимательными и повторяйте все за мной!

Текст

движения

В лес отправимся гулять,

Будем весело шагать.

Дети маршируют.

По тропиночке пойдем

Друг за дружкою гуськом.

Ходят «змейкой» между «кочками».

На носочки встали

И к лесу побежали.

Бегут на носках.

Ноги выше поднимаем,

На кочки не наступаем.

Ходят высоким шагом, перешагивая через «кочки».

И снова по дорожке

Мы весело шагаем.

Маршируют.

Формирование диафрагмального дыхания

Старичок-Лесовичок: Вот мы и в лесу!

Как пахнет лес! Воздух в лесу чистый! Вдохните его запах!

*Упражнение «Вдыхаем запах леса» (выполняется стоя)

Стоим прямо. Руки поднимаем вверх, делаем вдох носом; Руки опускаем вниз – медленно выдыхаем. (повторить 2-3 раза)

*Упражнение «Послушаем тишину леса и подышим» (выполняется лежа)

Ложитесь на ковер на спинку, руки вдоль туловища. Вдохнули продолжительно носом, животики надулись. Выдыхаем медленно ротиком, животик втягивается.

(повторить 2-3 раза)

*Упражнение на развитие непрерывного, длительного ротового выдоха  «Осенние листочки» (выполняется стоя)

Старичок-Лесовичок: Как красиво в осеннем лесу! Осень словно художница разукрасила лес в разные краски. Но что это? Что это за звук? Послушайте!

(воспитатель: «Ш-Ш-Ш-Ш-)

Дети: Это ветер!

Старичок-Лесовичок: Верно! Это ветер играет с осенними листиками. Срывает их с веток деревьев и кружит, кружит над землей. А потом тихо опускает их на землю. Давайте и мы с вами тоже поиграем с осенними листиками.

(воспитатель  раздает детям вырезанные из легкой разноцветной бумаги осенние листья разных деревьев, дети держат на вытянутой руке на уровне рта листочки на ниточках)

Старичок-Лесовичок: Делаем глубокий вдох  носиком. Плечики не поднимаем! Вытягиваем губы трубочкой и дуем на листочки, не раздувая щек. Готовы? Выполняем!

(повторить 3-5 раз)

Развитие лексического строя речи

Старичок-Лесовичок: Я вам хочу рассказать и показать какие грибы в лесу растут. Но вы мне должны будите помогать. Внимательно слушайте мой рассказ. (воспитатель размещает на фланелеграфе картину осеннего леса с изображением деревьев и грибов)

 Воспитатель: Наступила осень. Зайдешь в лес и ахнешь Деревья в золотом уборе стоят, сквозь ветки пробиваются солнечные лучи. Посмотришь вокруг и поймешь – не зря говорят, что осенний лес дарами  богат. Вот под осинкой мелькают красные шляпки. Это дружная семейка (……) А под березкой стройные (,,,,) стоят. Зайдешь дальше в лес и увидишь рыжие шляпки во мху. Раздвинешь мох руками, а там сестрички (,,,,) притаились. А это что за грибочки на пеньке сидят? Опытный грибник сразу поймет, что это (,,,,) Но тому больше всех везет, кто в глубине лесного бора самый важный гриб отыщет (,,)

(воспитатель читает текст выразительно с интонацией восхищения, удивления. Делает паузы, не называя гриб, а обращаясь за ответом к детям. Дети отвечают, называя соответствующий тексту гриб).

Развитие грамматического строя речи:

* Словообразование существительных  с помощью приставок и суффиксов «Почему грибы так названы».

Старичок-Лесовичок: Почему же так грибы назвали? Ответьте мне!

воспитатель

дети

Подосиновик

Ответы детей

Подберезовик

Ответы детей

Лисички

Ответы детей

Опята

Ответы детей

Волнушки

Ответы детей

А про некоторые грибы я вам сам расскажу. Боровик получил свое название за то, что растет в сосновом бору, Сыроежки назвали за то, что считают некоторые их можно есть сырыми. Мы их в корзинку соберем, но есть сырыми не будем. А принесем домой, помоем, почисти, и сварим со всеми  остальными грибами. Есть их можно только вареными! Маслята названы так за свои скользкие шляпки.

(рассказ воспитатель сопровождает показом картинок)

*Согласование числительного с существительным «Посчитай грибы»

(воспитатель размещает на магнитной доске картинку с изображением сказочных животных: медведь с корзиной – в ней 5 лисичек; ежик с наколотыми на иголки 6-ю боровиками; белка, развесившая на ветке 5 подберезовиков)

Старичок-Лесовичок: Не только мы собирали грибы. Жители леса тоже сделали запасы. Посчитайте, сколько грибов у каждого животного?

Дети: У медведя пять лисичек? У ежика шесть боровиков. У белки пять подберезовиков.

Старичок-Лесовичок: А теперь  я каждому покажу грибок и цифру. Вы мне правильно скажите, сколько и какие грибы набрали вы.

(воспитатель показывает картинку гриба и цифры каждому ребенку подгруппы. Ребенок называет  гриб, изменяя окончание существительного и согласовывая его с числительным)

воспитатель

ребенок

Лисичка, 1,2,5

Я собрал одну лисичку, две лисички, пять лисичек

Масленок

Я собрал один масленок, два масленка, пять маслят.

Опенок

Я собрал один опенок, два опенка, пять опят.

Боровик

Я собрал один боровик, два боровика, пять боровиков.

Сыроежка

Я собрал одну сыроежку, две сыроежки, пять сыроежек.

Волнушка

Я собрал одну волнушку, две волнушки, пять волнушек.

8.Развитие навыков установления логических связей, ассоциативного восприятия.

Старичок-Лесовичок: Я показал и рассказал вам о грибах. Теперь хочу поиграть с вами в игру «Подбери пару». Правило игры простые – нужно подобрать к одной картинке другую и объяснить почему?

(на магнитной доске воспитатель выставляет картинки подосиновика, подберезовика, опят, лисички, мухомора, поганки, осины, березы, пня, лисы)

Дети составляют из картинок пары.

Старичок – Лесовичок: Расскажите, кто какие пары составил.

Дети: (встаю с места, и называют составленные ими пары, аргументируя свой выбор: береза-подберезовик, осина-подосиновик, опята-пень, лисичка – лиса).

Старичок-Лесовичок: Молодцы! Без пары остались только два гриба – мухомор и поганка. Почему у них нет пары?

Дети: Они ядовитые, их нельзя есть.

Старичок-Лесовичок: Верно! Для людей эти грибы ядовиты, но я вам открою одну лесную тайну! К мухомору и поганке тоже можно подобрать пары. К мухомору – лося, а к поганке – волка. Это для людей мухомор и поганка, ядовитые грибы, а лесные звери этими грибами лечатся! Вы их в корзинку не кладите, но и трогать их не надо, не надо их сбивать или топтать. Пусть себе растут.

Развитие зрительно внимания.

Старичок-Лесовичок: Кто из вас запомнил пары?

(игра проводится в двух вариантах по принципу усложнения: картинка-слово, слово-слово)

Я уберу одни картинки, оставлю только грибы, назовите, какие у них были пары.

А теперь уберу все картинки. Назовите эти пары.

Развитие слухового внимания. Игра «Гриб-дерево-кочка». Темпа.

Старичок-Лесовичок:  Ребята, нам пора возвращаться в сад! Я провожу вас, покажу дорогу из леса. Только внимательно слушайте мои команды: если скажу «Гриб!» - нужно остановиться и стоять на одной ножке, если «Дерево!» - стоять на двух ногах, руки поднять вверх, если «Кочка!» - присесть. Готовы? Встаньте в  круг. Выполняем!

(Дети идут по кругу, слушая команды воспитателя, выполняя соответствующие движения. Упражнение выполняется вначале в спокойном темпе, а затем темп убыстряется)

Развитие фонематических функций: деление слова на слоги.

Старичок-Лесовичок: Вот мы с вами и вернулись из леса. Много грибов нашли, зверей повидали в лесу. А теперь мои загадки послушайте и отгадайте! Я слово не назову, а прохлопаю его в ладоши. Вы должны будите его назвать мне. Сколько хлопков, столько слогов в слове. Готовы?

(на наборном полотне выставлены картинки: волк, лиса, лось, белка, мухомор, боровик)

Воспитатель дает задание индивидуально каждому ребенку подгруппы

ребенок

1 хлопок

волк

2 хлопка

лиса

3 хлопка

мухомор

1 хлопок

лось

2 хлопка

белка

3 хлопка

боровик

Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы были очень внимательны! Старичок-Лесовичок оставил вам еще одну загадку. Садитесь за столы,  перед вами лежат картинка леса. Нужно отыскать картинке все грибы и закрасить их.

(дети садятся за столы, выполняют задание)

Окончание занятия. Итог.

Молодцы! Со всеми заданиями справились! Понравилась вам сегодняшняя прогулка в лес? Я порошу вас дома нарисовать то, что вам больше всего понравилось в сегодняшней прогулке и рассказать об этом маме.