Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию на тему «Рассматривание и составление рассказа по картине И. И. Шишкина «Рожь»»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Сайкова Юлия Николаевна

Конспект

непрерывной образовательной деятельности

 по речевому развитию

на тему «Рассматривание и составление рассказа по картине И. И. Шишкина «Рожь»»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №17 комбинированного вида

Приморского района Санкт - Петербурга

Конспект

непрерывной образовательной деятельности

 по речевому развитию

на тему «Рассматривание и составление рассказа по картине И. И. Шишкина «Рожь»»

Автор - разработчик: Сайкова Юлия Николаевна

Длительность мероприятия: 30минут

Возрастная адресованность: 5-7 лет

Санкт – Петербург

2021

Цель: Продолжать развивать у детей художественное восприятие произведений живописи, формировать у них представление о выразительных средствах, используемых художником при создании картины. Формировать умения детей высказывать свои впечатления о картине.

 Социально – коммуникативное развитие: формировать моральные и нравственные ценности; развивать общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками; развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание, уважительное и доброжелательное отношение к окружающим; готовность детей к совместной деятельности.

Познавательное развитие: развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию, воображение и творческую активность; формировать познавательные действия, становление сознания; первичные представления о  других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира ( цвете, размере, материале, звучании, ритме), представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об особенностях ее природы.

Речевое развитие: обогащать активный словарь по теме; развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь; речевое творчество.

Художественно – эстетическое развитие: развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формировать элементарных представлений о видах искусства.

Физическое развитие: формировать  становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Материалы и оборудование: репродукция картины И. И. Шишкина «Рожь», магнитофонная запись музыки П. И. Чайковского («Времена года»).

Предварительная работа: Организация выставки картин И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», «Зима». Чтение стихотворений, созвучных картине.

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Ход НОД:

Воспитатель: сегодня мы продолжим знакомство с творчеством замечательного русского художника И. И. Шишкина.

Воспитатель показывает детям картину «Рожь» и включает музыкальную пьесу из цикла «Времена года».

Давайте  прогуляемся по красивому полю и поделимся своими впечатлениями от увиденного. Дети, рассматривают картину.

Воспитатель: что изображено на картине?

Необыкновенный простор и воздух. Дорога, по обеим сторонам которой простираются жёлтые от поспевающих колосьев ржи поля; сияющая и насыщенная желтизна поля оттеняется старыми раскидистыми соснами. Их толстые стволы и высоченные макушки передают ощущение мудрости и жизненного опыта, недаром символически сосны означают выносливость и силу жизни. Буйные шапки их зелени склонились словно под тяжестью дней и лет. Располагаясь хаотично вдоль петляющей дороги, сосны намечают и путь зрителя; высокое голубое небо и облака вдали. Из общего фона пышного лета и торжества жизни выбивается одно дерево, погибшее. Прямо от нас вглубь поля ведёт, приглашая последовать по ней и очутиться среди раздолья, стать участником картины. На переднем плане зелёная трава, полевые цветы. Затем они сменяются густой рожью, тяжёлые колосья которой заставляют тонкие стебли пригибаться к земле и приглашают нас пройти среди этого великолепия.

Воспитатель: как вы думаете, что самое главное в ней?

Главной деталью здесь является золотое поле ржи, рожь, хлеб. Затем она сменяется густой рожью, тяжёлые колосья которой заставляют тонкие стебли пригибаться к земле и приглашают путника пройти среди этого великолепия.

Воспитатель: какими изобразительными средствами выделил это главное художник? Шишкин рожь изобразил живым золотистым морем из колосьев. На одном из рисунков рукой художника выведено его ощущение: «Раздолье, простор, угодье. Рожь. Божья благодать. Русское богатство».

Сияющая и насыщенная желтизна поля густой рожью, тяжёлые колосья которой заставляют тонкие стебли пригибаться к земле. Шишкин рожь, травы, деревья выписал тщательно и подробно, детализировано. Потому так ярко ощущение вытоптанной дороги, подсохшей травы. Ясный день вскоре сменится летней грозой – с горизонта набегают и сгущаются кучевые облака. То же предчувствуют и птицы в вышине, и спешащие по дороге люди.

Торжественность, величие природы свойственны эпическим пейзажам. Именно это и стремился выразить мастер. Погружение в тёплый аромат поля, лёгкий летний ветерок, ласковое шуршание колосьев зрителю гарантированы.

Воспитатель:  какое время года изображено на картине?

 Как вы догадались? (Много желтых красок)

Воспитатель: какое настроение вызывает картина?

Ощущение: «Раздолье, простор, угодье.

Воспитатель: как бы вы назвали картину?

Шишкин назвал картину «Рожь». Он словно призывает: «Оглянитесь, посмотрите вокруг, как удивительно красива и богата родная природа. Любите и берегите ее!» Мы поместим картину на нашу выставку изобразительной деятельности.

Физкультминутка «Тучки дождевые».

Приплыли тучки дождевые: лей, дождик, лей! (Шагаем на месте и хлопаем в ладоши).

Дождинки пляшут, как живые! Пей, земля, пей! (Шагаем на месте).

И деревце, склоняясь, пьёт, пьёт, (Наклоняемся вперед).

А дождь неугомонный льёт, льёт, льёт! (Хлопаем в ладоши).

Воспитатель: кто расскажет по картине И. И. Шишкина «Рожь»

(2-3 ребенка рассказывают по картине)

Обобщающий рассказ воспитателя по картине «Рожь».

«На картине перед нами открывается золотистое море - поле с густой спелой рожью, тяжёлые колосья которой заставляют тонкие стебли пригибаться к земле. Колосья уже поспели и готовы к сбору урожая. Ясный день вскоре сменится летней грозой – с горизонта набегают и сгущаются кучевые облака. То же предчувствуют и птицы в вышине, и спешащие по дороге люди. Сияющая и насыщенная желтизна поля оттеняется старыми раскидистыми соснами. Их толстые стволы и высоченные макушки передают ощущение мудрости. Буйные шапки их зелени склонились словно под тяжестью дней и лет. Располагаясь хаотично вдоль петляющей дороги, сосны намечают и путь зрителя; из общего фона пышного лета и торжества жизни выбивается одно дерево, погибшее. На переднем плане зелёная трава, полевые цветы.  Картина наполнена большим чувством любви к родному краю и его природе». Вот какой рассказ – описание у меня получился.

Итог занятия.

Какую картину мы сегодня рассматривали?

Как она называется?

Кто ее написал?

В каком жанре написана картина? (В жанре пейзаж).

Воспитатель: я вам прочитаю стихотворение великого художника – поэта А. А. Фета «Зреет рожь».

Зреет рожь над жаркой нивой,

И от нивы, и до нивы

Гонит ветер прихотливый

Золотые переливы.

(А. А. Фет.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с ОНР «Составление описательного рассказа по картине И.И. Шишкина "Рожь

Фронтальное логопедическое занятие для детей с ОНР для воспитанников 6 – 7 лет. Логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи (3 уровень).  На занятии дети знакомятся с творчеством великого ...

Конспект фронтальной логопедической деятельности для детей с ОНР «Составление описательного рассказа по картине И.И. Шишкина «Рожь»

Участники: воспитанники с общим недоразвитием речи 6 – 7 летЗадачи:Коррекционно-образовательные:- Обогащать словарный запас детей эмоционально-окрашенной оценочной лексикой, эпитетами, образными выраж...

ТЕМА: «Рассматривание и составление рассказов по пейзажной картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

конспект образовательной деятельности, для групповых занятий с детьми старшей группы...

Занятие по развитию речи. Тема: Рассматривание и составление рассказа по картине «Прогулка в лесу» Старшая группа.

Конспект занятия по развитию речи. Тема: Рассматривание и составление рассказа по картине «Прогулка в лесу» Старшая группа....

Занятие по развитию речи детей в подготовительной к школе группе Тема: «Рассматривание и составление рассказа по картине «Зима»»

Цель: Учить детей составлять небольшой рассказ по картине.Задачи: Образовательные:Формировать умение рассматривать и понимать содержание картины.Формировать навыки построения связных монологических вы...