Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию на тему «Рассматривание и составление рассказа по картине И. И. Шишкина «Рожь»»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект
непрерывной образовательной деятельности
по речевому развитию
на тему «Рассматривание и составление рассказа по картине И. И. Шишкина «Рожь»»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №17 комбинированного вида
Приморского района Санкт - Петербурга
Конспект
непрерывной образовательной деятельности
по речевому развитию
на тему «Рассматривание и составление рассказа по картине И. И. Шишкина «Рожь»»
Автор - разработчик: Сайкова Юлия Николаевна
Длительность мероприятия: 30минут
Возрастная адресованность: 5-7 лет
Санкт – Петербург
2021
Цель: Продолжать развивать у детей художественное восприятие произведений живописи, формировать у них представление о выразительных средствах, используемых художником при создании картины. Формировать умения детей высказывать свои впечатления о картине.
Социально – коммуникативное развитие: формировать моральные и нравственные ценности; развивать общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками; развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание, уважительное и доброжелательное отношение к окружающим; готовность детей к совместной деятельности.
Познавательное развитие: развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию, воображение и творческую активность; формировать познавательные действия, становление сознания; первичные представления о других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира ( цвете, размере, материале, звучании, ритме), представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об особенностях ее природы.
Речевое развитие: обогащать активный словарь по теме; развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь; речевое творчество.
Художественно – эстетическое развитие: развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формировать элементарных представлений о видах искусства.
Физическое развитие: формировать становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Материалы и оборудование: репродукция картины И. И. Шишкина «Рожь», магнитофонная запись музыки П. И. Чайковского («Времена года»).
Предварительная работа: Организация выставки картин И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», «Зима». Чтение стихотворений, созвучных картине.
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Ход НОД:
Воспитатель: сегодня мы продолжим знакомство с творчеством замечательного русского художника И. И. Шишкина.
Воспитатель показывает детям картину «Рожь» и включает музыкальную пьесу из цикла «Времена года».
Давайте прогуляемся по красивому полю и поделимся своими впечатлениями от увиденного. Дети, рассматривают картину.
Воспитатель: что изображено на картине?
Необыкновенный простор и воздух. Дорога, по обеим сторонам которой простираются жёлтые от поспевающих колосьев ржи поля; сияющая и насыщенная желтизна поля оттеняется старыми раскидистыми соснами. Их толстые стволы и высоченные макушки передают ощущение мудрости и жизненного опыта, недаром символически сосны означают выносливость и силу жизни. Буйные шапки их зелени склонились словно под тяжестью дней и лет. Располагаясь хаотично вдоль петляющей дороги, сосны намечают и путь зрителя; высокое голубое небо и облака вдали. Из общего фона пышного лета и торжества жизни выбивается одно дерево, погибшее. Прямо от нас вглубь поля ведёт, приглашая последовать по ней и очутиться среди раздолья, стать участником картины. На переднем плане зелёная трава, полевые цветы. Затем они сменяются густой рожью, тяжёлые колосья которой заставляют тонкие стебли пригибаться к земле и приглашают нас пройти среди этого великолепия.
Воспитатель: как вы думаете, что самое главное в ней?
Главной деталью здесь является золотое поле ржи, рожь, хлеб. Затем она сменяется густой рожью, тяжёлые колосья которой заставляют тонкие стебли пригибаться к земле и приглашают путника пройти среди этого великолепия.
Воспитатель: какими изобразительными средствами выделил это главное художник? Шишкин рожь изобразил живым золотистым морем из колосьев. На одном из рисунков рукой художника выведено его ощущение: «Раздолье, простор, угодье. Рожь. Божья благодать. Русское богатство».
Сияющая и насыщенная желтизна поля густой рожью, тяжёлые колосья которой заставляют тонкие стебли пригибаться к земле. Шишкин рожь, травы, деревья выписал тщательно и подробно, детализировано. Потому так ярко ощущение вытоптанной дороги, подсохшей травы. Ясный день вскоре сменится летней грозой – с горизонта набегают и сгущаются кучевые облака. То же предчувствуют и птицы в вышине, и спешащие по дороге люди.
Торжественность, величие природы свойственны эпическим пейзажам. Именно это и стремился выразить мастер. Погружение в тёплый аромат поля, лёгкий летний ветерок, ласковое шуршание колосьев зрителю гарантированы.
Воспитатель: какое время года изображено на картине?
Как вы догадались? (Много желтых красок)
Воспитатель: какое настроение вызывает картина?
Ощущение: «Раздолье, простор, угодье.
Воспитатель: как бы вы назвали картину?
Шишкин назвал картину «Рожь». Он словно призывает: «Оглянитесь, посмотрите вокруг, как удивительно красива и богата родная природа. Любите и берегите ее!» Мы поместим картину на нашу выставку изобразительной деятельности.
Физкультминутка «Тучки дождевые».
Приплыли тучки дождевые: лей, дождик, лей! (Шагаем на месте и хлопаем в ладоши).
Дождинки пляшут, как живые! Пей, земля, пей! (Шагаем на месте).
И деревце, склоняясь, пьёт, пьёт, (Наклоняемся вперед).
А дождь неугомонный льёт, льёт, льёт! (Хлопаем в ладоши).
Воспитатель: кто расскажет по картине И. И. Шишкина «Рожь»
(2-3 ребенка рассказывают по картине)
Обобщающий рассказ воспитателя по картине «Рожь».
«На картине перед нами открывается золотистое море - поле с густой спелой рожью, тяжёлые колосья которой заставляют тонкие стебли пригибаться к земле. Колосья уже поспели и готовы к сбору урожая. Ясный день вскоре сменится летней грозой – с горизонта набегают и сгущаются кучевые облака. То же предчувствуют и птицы в вышине, и спешащие по дороге люди. Сияющая и насыщенная желтизна поля оттеняется старыми раскидистыми соснами. Их толстые стволы и высоченные макушки передают ощущение мудрости. Буйные шапки их зелени склонились словно под тяжестью дней и лет. Располагаясь хаотично вдоль петляющей дороги, сосны намечают и путь зрителя; из общего фона пышного лета и торжества жизни выбивается одно дерево, погибшее. На переднем плане зелёная трава, полевые цветы. Картина наполнена большим чувством любви к родному краю и его природе». Вот какой рассказ – описание у меня получился.
Итог занятия.
Какую картину мы сегодня рассматривали?
Как она называется?
Кто ее написал?
В каком жанре написана картина? (В жанре пейзаж).
Воспитатель: я вам прочитаю стихотворение великого художника – поэта А. А. Фета «Зреет рожь».
Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы, и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.
(А. А. Фет.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с ОНР «Составление описательного рассказа по картине И.И. Шишкина "Рожь
Фронтальное логопедическое занятие для детей с ОНР для воспитанников 6 – 7 лет. Логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи (3 уровень). На занятии дети знакомятся с творчеством великого ...
Конспект фронтальной логопедической деятельности для детей с ОНР «Составление описательного рассказа по картине И.И. Шишкина «Рожь»
Участники: воспитанники с общим недоразвитием речи 6 – 7 летЗадачи:Коррекционно-образовательные:- Обогащать словарный запас детей эмоционально-окрашенной оценочной лексикой, эпитетами, образными выраж...
ТЕМА: «Рассматривание и составление рассказов по пейзажной картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».
конспект образовательной деятельности, для групповых занятий с детьми старшей группы...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи во второй младшей группе «Рассматривание и составление рассказа по картине «Птицы улетают в теплые края»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17945663","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"480"}}]]...
Занятие по развитию речи. Тема: Рассматривание и составление рассказа по картине «Прогулка в лесу» Старшая группа.
Конспект занятия по развитию речи. Тема: Рассматривание и составление рассказа по картине «Прогулка в лесу» Старшая группа....
Конспект ООД в подготовительной к школе группе на тему «Составление рассказа по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»
Информация полезна для педагогов ДОУ...
Занятие по развитию речи детей в подготовительной к школе группе Тема: «Рассматривание и составление рассказа по картине «Зима»»
Цель: Учить детей составлять небольшой рассказ по картине.Задачи: Образовательные:Формировать умение рассматривать и понимать содержание картины.Формировать навыки построения связных монологических вы...