Занятие по развитию речи. Тема: Рассматривание и составление рассказа по картине «Прогулка в лесу» Старшая группа.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Скрипник  Екатерина Николаевна

 Конспект занятия по развитию речи. Тема: Рассматривание и составление рассказа по картине «Прогулка в лесу» Старшая группа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Рассматривание и составление рассказа по картине «Прогулка в лесу»

Задачи:

  • закреплять умение составлять рассказ по картине, используя полученные ранее знания и представления, соблюдая структуру рассказа (логическую последовательность);
  • формировать у воспитанников связную монологическую речь;
  • учить детей выделять существенные признаки предметов и явлений, доступно и выразительно излагать свои мысли;
  • расширять словарный запас, активизировать речевую практику;
  • воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Предварительная работа: составление рассказов из личного опыта на тему: «отдых летом с родителями»; рассматривание картин по теме «Лето»; заучивание стихотворений; экскурсии на поляну, целевые прогулки к кустарнику, к дереву и т.д.; дидактическая игра «Какой, какая, какие», «Волшебная палочка».

Материал и оборудование: мультимедийный проектор, «волшебная палочка».

Ход ООД:

1. Организационный момент:

Дети в кругу с воспитателем.

- Ребята, какое время года на улице? (Осень).

- Какое время года закончилось, прошло? (Лето).

- Летом вы бывали на отдыхе с родителями?

- Где были, чем занимались? (Ездили на море, на рыбалку, играли в бадминтон, футбол, бегали по песку, ходили за грибами, были на поляне в лесу и т.д.),

Дидактическая игра: «Какой? Какая? Какое?»

- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, «Какой? Какая? Какое?».  

К кому палочка в руки попадет, тот словечко назовет.  А слова мы будем называть о лесе.

- Лес, какой? (Дремучий, красивый, шумливый, золотистый, темный…).

- А сейчас слова о реке, река, какая? (Спокойная, буйная, быстрая, глубокая, широкая, голубая…).

 - Солнце, какое? (Золотое, желтое, круглое, ясное, яркое, жаркое, теплое, ласковое…).

- Молодцы. Проходите на свои стульчики и послушайте стихотворение. Слушайте внимательно, а потом скажете мне, о чем говорится в этом стихотворении.

Чтение стихотворения Я. Акима «Лето»

Хочешь посмотреть на лето?

В лес пускают без билета.

Приходи!

Грибов и ягод

Столько –

Не собрать и за год!

А у речки, а у речки

С удочками человечки.

Клюнуло!

Смотрите – щука!

Щуку на берег вытащу-ка!

Хорошо устав от зноя,

По росе скакать в ночное,

Кашу на костре сварить,

До утра проговорить…

- О чем говорится в этом стихотворении? (В этом стихотворении говорится о лете).

2. Основная часть.

Рассматривание картины. Беседа по ее содержанию.

Воспитатель выставляет картину.

- Правильно. Сегодня мы с вами рассмотрим картину и будем учиться составлять рассказы по картине. Сначала давайте придумаем название этой картине. («На отдыхе», «Около реки», «Веселое лето»…).

- Очень интересные названия вы придумали. Когда вы будете составлять рассказы по картине, обязательно используйте эти названия для своих рассказов. Как вы думаете, какое время года изображено на картине? (Лето)

- Почему вы так считаете? (На картине лето. Потому что на деревьях зеленые листья, трава зеленая, дети легко одеты, на поляне цветы и ягоды и другое).

- Хорошо. Какая погода?

- Как вы догадались?

- Правильно. Какая часть суток? (Утро)

- Почему вы решили, что это утро? (Утро. Потому что небо сероватое, мама с дочкой готовят обед…).

- Где семья отдыхает? (Семья отдыхает на поляне около леса, реки).

- Какой лес рядом с полянкой? (Лес березовый, темный, красивый, густой).

- Какие еще деревья вы видите на картине кроме берез?

- Как вы считаете, семья только приехала, или уже давно здесь в лесу отдыхает?

- По каким признакам вы узнали, что они отдыхают уже не первый день?

- Как вы считаете, чем занят папа?

- Чем занят мальчик?

- Что будут готовить мама с дочкой?

- Какие имена мы придумаем для детей? (Девочку назвали Лиза, а мальчика – Владик).

- Что в это время делает Кот?

- Давайте ему, тоже дадим имя?

- Как вы думаете, чем будет заниматься семья после обеда?

- Что можно сказать про эту семью, какая она?

- Какое настроение у всех членов семьи?

- А сейчас послушайте мой рассказ и потом мы выслушаем несколько ваших рассказов.

Мой рассказ называется «На отдыхе». Наступило лето. Погода была ясная, солнечная, теплая, поэтому семья решила отдохнуть на берегу спокойной, голубой, прозрачной реки. Мама, папа, Лиза, Владик и кот Матроскин прибыли на полянку около березового леса и поставили палату. На полянке росло много цветов, а маленькие елочки, словно маленькие детки, попрятались под березки. Эта семья отдыхает уже не первый день, потому что еще только утро, а у них уже и рыба поймана, сушится около палатки, и костер разведен. Папа пошел накопать еще червей для рыбалки, а заодно и закапать мусор, чтобы оставить место на полянке после отдыха чистым. Мама с Лизой чистят картошку, они решили сварить уху из наловленной рыбы. А Владик носит хворост для костра. Кот Матроскин после утренней рыбалки решил отдохнуть, да и вообще коты любят днем поспать. После обеда все отправятся к реке, будут загорать, купаться, папа покатает Лизу и Владика на лодке. Эта семья очень дружная. Они рады, что все вместе выбрались на отдых. У них лица светятся от счастья. Как хорошо отдыхать летом на речке.

3. Динамическая пауза: «Липы»

Вот полянка, а вокруг (широким жестом развести руки в стороны)
Липы выстроились в круг, (округленные руки сцепить над головой)
Липы кронами шумят, (руки вверху, покачать ими из стороны в сторону)
Ветры в их листве гудят (наклониться вперед)

Вниз верхушки пригибают, (наклонившись вперед, покачать туловищем из стороны в сторону)

И качают их, качают.

После дождика и гроз (выпрямиться, руки поднять)

Липы льют потоки слёз, (плавно опустить руки, перебирая пальцами)

Каждый листик по слезинке (руки вниз, энергично потряхивать кистями)

Должен сбросить на тропинки.

Кап и кап, кап и кап - (хлопать в ладоши)

Капли, капли, капли, - кап!

До чего же листик слаб! («уронить» руки)

Он умоется дождём, (погладить сначала одну, потом другую руку)

Будет крепнуть с каждым днём, (сжать кулаки).

4. Составление рассказов детьми.

- А сейчас еще раз посмотрите внимательно на картину.

Дети рассматривают картину в течение 1 минуты.

- Ну, а теперь, кто желает составить рассказ по картине. Мы начнем рассказывать по частям. Рассказ должен быть длинным. Следите, чтобы предложения не повторялись в ваших рассказах. Подберите название рассказа. Рассказывать надо громко, чтобы дети знали, где надо продолжить. В рассказе должно быть начало, середина и конец.

- Сначала рассказываем о времени года погоде, природе.

А потом мы говорим о героях картины и их действиях.

В заключении рассказа нужно отметить, что семья очень дружная, что им хорошо и весело всем вместе.

3 ребенка составляют рассказ (поэтапно): вступительная часть до приезда, отдых семьи и заключение – чем заканчивается отдых. Воспитатель делает краткий анализ рассказов.

- Молодцы. Кто желает полностью составить рассказ по картине сам?

2-3 ребенка составляют рассказы.

5. Итог:

- Молодцы, ребята, вы очень хорошо поработали, интересные рассказы у вас получились, и составлены правильно. Всем спасибо.



Предварительный просмотр:

Тема: Рассматривание и составление рассказа по картине «Прогулка в лесу»

Задачи:

  • закреплять умение составлять рассказ по картине, используя полученные ранее знания и представления, соблюдая структуру рассказа (логическую последовательность);
  • формировать у воспитанников связную монологическую речь;
  • учить детей выделять существенные признаки предметов и явлений, доступно и выразительно излагать свои мысли;
  • расширять словарный запас, активизировать речевую практику;
  • воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Предварительная работа: составление рассказов из личного опыта на тему: «отдых летом с родителями»; рассматривание картин по теме «Лето»; заучивание стихотворений; экскурсии на поляну, целевые прогулки к кустарнику, к дереву и т.д.; дидактическая игра «Какой, какая, какие», «Волшебная палочка».

Материал и оборудование: мультимедийный проектор, «волшебная палочка».

Ход ООД:

1. Организационный момент:

Дети в кругу с воспитателем.

- Ребята, какое время года на улице? (Осень).

- Какое время года закончилось, прошло? (Лето).

- Летом вы бывали на отдыхе с родителями?

- Где были, чем занимались? (Ездили на море, на рыбалку, играли в бадминтон, футбол, бегали по песку, ходили за грибами, были на поляне в лесу и т.д.),

Дидактическая игра: «Какой? Какая? Какое?»

- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, «Какой? Какая? Какое?».  

К кому палочка в руки попадет, тот словечко назовет.  А слова мы будем называть о лесе.

- Лес, какой? (Дремучий, красивый, шумливый, золотистый, темный…).

- А сейчас слова о реке, река, какая? (Спокойная, буйная, быстрая, глубокая, широкая, голубая…).

 - Солнце, какое? (Золотое, желтое, круглое, ясное, яркое, жаркое, теплое, ласковое…).

- Молодцы. Проходите на свои стульчики и послушайте стихотворение. Слушайте внимательно, а потом скажете мне, о чем говорится в этом стихотворении.

Чтение стихотворения Я. Акима «Лето»

Хочешь посмотреть на лето?

В лес пускают без билета.

Приходи!

Грибов и ягод

Столько –

Не собрать и за год!

А у речки, а у речки

С удочками человечки.

Клюнуло!

Смотрите – щука!

Щуку на берег вытащу-ка!

Хорошо устав от зноя,

По росе скакать в ночное,

Кашу на костре сварить,

До утра проговорить…

- О чем говорится в этом стихотворении? (В этом стихотворении говорится о лете).

2. Основная часть.

Рассматривание картины. Беседа по ее содержанию.

Воспитатель выставляет картину.

- Правильно. Сегодня мы с вами рассмотрим картину и будем учиться составлять рассказы по картине. Сначала давайте придумаем название этой картине. («На отдыхе», «Около реки», «Веселое лето»…).

- Очень интересные названия вы придумали. Когда вы будете составлять рассказы по картине, обязательно используйте эти названия для своих рассказов. Как вы думаете, какое время года изображено на картине? (Лето)

- Почему вы так считаете? (На картине лето. Потому что на деревьях зеленые листья, трава зеленая, дети легко одеты, на поляне цветы и ягоды и другое).

- Хорошо. Какая погода?

- Как вы догадались?

- Правильно. Какая часть суток? (Утро)

- Почему вы решили, что это утро? (Утро. Потому что небо сероватое, мама с дочкой готовят обед…).

- Где семья отдыхает? (Семья отдыхает на поляне около леса, реки).

- Какой лес рядом с полянкой? (Лес березовый, темный, красивый, густой).

- Какие еще деревья вы видите на картине кроме берез?

- Как вы считаете, семья только приехала, или уже давно здесь в лесу отдыхает?

- По каким признакам вы узнали, что они отдыхают уже не первый день?

- Как вы считаете, чем занят папа?

- Чем занят мальчик?

- Что будут готовить мама с дочкой?

- Какие имена мы придумаем для детей? (Девочку назвали Лиза, а мальчика – Владик).

- Что в это время делает Кот?

- Давайте ему, тоже дадим имя?

- Как вы думаете, чем будет заниматься семья после обеда?

- Что можно сказать про эту семью, какая она?

- Какое настроение у всех членов семьи?

- А сейчас послушайте мой рассказ и потом мы выслушаем несколько ваших рассказов.

Мой рассказ называется «На отдыхе». Наступило лето. Погода была ясная, солнечная, теплая, поэтому семья решила отдохнуть на берегу спокойной, голубой, прозрачной реки. Мама, папа, Лиза, Владик и кот Матроскин прибыли на полянку около березового леса и поставили палату. На полянке росло много цветов, а маленькие елочки, словно маленькие детки, попрятались под березки. Эта семья отдыхает уже не первый день, потому что еще только утро, а у них уже и рыба поймана, сушится около палатки, и костер разведен. Папа пошел накопать еще червей для рыбалки, а заодно и закапать мусор, чтобы оставить место на полянке после отдыха чистым. Мама с Лизой чистят картошку, они решили сварить уху из наловленной рыбы. А Владик носит хворост для костра. Кот Матроскин после утренней рыбалки решил отдохнуть, да и вообще коты любят днем поспать. После обеда все отправятся к реке, будут загорать, купаться, папа покатает Лизу и Владика на лодке. Эта семья очень дружная. Они рады, что все вместе выбрались на отдых. У них лица светятся от счастья. Как хорошо отдыхать летом на речке.

3. Динамическая пауза: «Липы»

Вот полянка, а вокруг (широким жестом развести руки в стороны)
Липы выстроились в круг, (округленные руки сцепить над головой)
Липы кронами шумят, (руки вверху, покачать ими из стороны в сторону)
Ветры в их листве гудят (наклониться вперед)

Вниз верхушки пригибают, (наклонившись вперед, покачать туловищем из стороны в сторону)

И качают их, качают.

После дождика и гроз (выпрямиться, руки поднять)

Липы льют потоки слёз, (плавно опустить руки, перебирая пальцами)

Каждый листик по слезинке (руки вниз, энергично потряхивать кистями)

Должен сбросить на тропинки.

Кап и кап, кап и кап - (хлопать в ладоши)

Капли, капли, капли, - кап!

До чего же листик слаб! («уронить» руки)

Он умоется дождём, (погладить сначала одну, потом другую руку)

Будет крепнуть с каждым днём, (сжать кулаки).

4. Составление рассказов детьми.

- А сейчас еще раз посмотрите внимательно на картину.

Дети рассматривают картину в течение 1 минуты.

- Ну, а теперь, кто желает составить рассказ по картине. Мы начнем рассказывать по частям. Рассказ должен быть длинным. Следите, чтобы предложения не повторялись в ваших рассказах. Подберите название рассказа. Рассказывать надо громко, чтобы дети знали, где надо продолжить. В рассказе должно быть начало, середина и конец.

- Сначала рассказываем о времени года погоде, природе.

А потом мы говорим о героях картины и их действиях.

В заключении рассказа нужно отметить, что семья очень дружная, что им хорошо и весело всем вместе.

3 ребенка составляют рассказ (поэтапно): вступительная часть до приезда, отдых семьи и заключение – чем заканчивается отдых. Воспитатель делает краткий анализ рассказов.

- Молодцы. Кто желает полностью составить рассказ по картине сам?

2-3 ребенка составляют рассказы.

5. Итог:

- Молодцы, ребята, вы очень хорошо поработали, интересные рассказы у вас получились, и составлены правильно. Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по составлению рассказов по картине «Купание медвежат» в старшей группе.

Цель: - продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя), рассуждать над ее содержанием...

конспект занятия по развитию речи. Тема: Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней. /ГРУППА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 5 - 6 ЛЕТ/

Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана.Образовательные: Продолжать учить детей составлять последовательный рассказ по к...

Конспект занятия: "Составление рассказа по картине "Кошка с котятами"" (старшая группа)

Составила воспитательМДОУ «Д/с №28»Олейникова Т.А.Г.БлагодарныйКонспект занятия...

Конспект ООД по развитию речи «Составление рассказа по картине «Купили щенка» в старшей группе

Конспект ООД по развитию речи «Составление рассказа по картине «Купили щенка» в старшей группе...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию на тему «Рассматривание и составление рассказа по картине И. И. Шишкина «Рожь»»

Конспектнепрерывной образовательной деятельности по речевому развитиюна тему «Рассматривание и составление рассказа по картине И. И. Шишкина «Рожь»»...

Занятие по развитию речи Тема: Рассматривание сюжетной картины

Занятие по развитию речиТема: Рассматривание сюжетной картиныЦель. Познакомить детей с русской народной песенкой «Курочка-рябушечка».Продолжить учить рассматривать сюжетную картину и расск...

Конспект занятия по развитию речи Тема: Рассматривание сюжетной картины «Дети играют»

Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их нам помогает интегрированная образовательная деят...