конспект НОД по развитию речи "Составление рассказа по мнемотаблице"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Аверина Любовь Алексеевна

Материал будет полезен для воспитателей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект НОД по развитию речи33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Составление рассказа «Осень» по мнемотаблице.

Задачи:

 -закреплять  представлений об осени и ее приметах;

- расширять и активизировать словарь по теме;

-  обобщать представление о связи живой и неживой природы;

- развивать умений по символам, значкам календаря природы описывать события;

- учить составлять рассказ по опорным картинкам, опираясь на личный опыт;

- формировать графические навыки;

- развивать у детей логическое мышление; 

-продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно – образное мышление

- развивать умение строить распространённые предложения;

- совершенствовать навыки звукового анализа слов: определять гласные, согласные (мягкий, твердый); место звука в слове; делить слова на слоги, определяя количество слогов;

-  воспитывать нравственные качества,   навыки сотрудничества, самостоятельности и инициативности.

Предварительная работа:

- наблюдение за сезонными изменениями  в природе на прогулке.

- беседы об осени;

- чтение художественных произведений: «Листопадничек» И.Соколов-Микитов,

«Лес осенью» А. Твардовский,

стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;

- разучивание пословиц, поговорок, народных примет об осени;

- пение песен об осени и слушание музыки;

- рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;

- рисование на занятиях по изобразительной деятельности и самостоятельной художественной деятельности  осенних деревьев.

 Демонстрационный  материал: мнемотаблица «Осень», схема слова «осень», фишки для звукового анализа, корзина с овощами.

Раздаточный материал: схема слова «осень», фишки для звукового анализа; схема для составления плана рассказа; простые карандаши.

Ход занятия

Воспитатель  заносит корзину с овощами.

    -Дети, сегодня утром я обнаружила у нас в группе вот эту корзину. Определите на ощупь, что лежит в корзине? Дети поочередно определяют на ощупь и называют овощи: лук, морковь, капуста, чеснок, картошка.

   -Ребята, какой звук встречается в названии всех овощей?  [к]

Определение  места звука [к] в словах: лук, морковь, капуста, чеснок, картошка.

    - Дети, как вы думаете, кто прислал эту корзину? ( Ответы) Я вижу в корзине кленовый листок, а на нем –  загадка.

Прошла по лугам,  по лесам, по полям.

Припасы она заготовила вам.

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: «За мною наступит зима».

(Осень)

Звуковой анализ слова «осень». 

Один ребенок работает у доски,

-Ребята, назовите осенние месяцы.

А вы знаете, что в народе сентябрь называют рябинник, октябрь –  листопадник, ноябрь –

 зимник. Как вы думаете, почему?  (Ответы)

 Какие вы знаете пословицы,  приметы об осени?

Весенний дождь растит, а осенний –  гноит. Весна красна цветами, а осень –  снопами.

Осенью птицы летят низко – к холодной зиме, высоко – к теплой.

  В лесу много рябины – к  дождливой осени, мало – к сухой.

Физминутка

Дует ветер с высоты,

Гнутся травы и цветы

Вправо – влево, влево – вправо.

Клонятся цветы и травы.

По опушке ветер скачет,

Словно легкий, легкий мячик.

Раз прыжок, два прыжок,

Утихает ветерок.

Ветер стих, взошла луна,

Наступила тишина.

Составление рассказа «Осень» по опорным картинкам.

Ответы на вопросы воспитателя, заполнение мнемотаблицы.

Наступила осень. Часто идут дожди, и дует ветер. С деревьев опадают листья.  Убран богатый урожай овощей и фруктов. День становится короче, а ночь – длиннее. Перелетные птицы улетели на юг, а зимующие перебираются к жилью человека. Люди стали одеваться теплее. Животные готовятся к зиме. Их мех становится гуще и теплее.  Медведь и еж залегли в спячку. Белочка приготовила запасы на зиму.

Повторный пересказ воспитателем.

 Пересказ по частям (2-3 человека).

 Игра «Закончи предложение»

Люди надели теплую одежду,… (потому что стало холодно).

 Прохожие раскрыли зонты, … (потому что пошел дождь).

Зимующие птицы перебираются к жилью человека,… (потому что в лесу голодно).

Итог: А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались. В какие игры играли?

Чему научились? Все сегодня были молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблицы в подготовительной группе ФФНР. Тема: Пересказ рассказа "Стрекоза Соня" Учителя-логопеда Беловой Т.Ю.

В данном конспекте используется мнемотаблица, позволяющая дошкольникам с речевой патологией  удерживать в памяти последовательность изложения материала....

Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотаблицы «Подарки для Незнайки» (вторая младшая группа)

Образовательная область: коммуникацияВиды детской деятельности:• Познавательная• Коммуникативная• Игровая• ДвигательнаяЗадачи:Воспитательные: воспитание бережного отношения к игруш...

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей логопедической группе по теме «Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Ёж»

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей логопедической группе по теме «Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Ёж»...

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей группе "Моя любимая игрушка"

КОНСПЕКТорганизованной образовательной деятельности по развитию речи на тему«Моя любимая игрушка»с использованием мнемотехникидля детей старшей группыЦель: учить детей составлять описатель...

Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотаблицы «Поздравляем Мишутку с днем рождения» (вторая младшая группа)

Представлен конспект для детей второй младшей группы ДОУ с использованием мнемотаблицы...