Развитие у дошкольников мелкой моторики пальцев рук
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Ведерникова Ольга Владимировна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_u_doshkolnikov_melkoy_motoriki_paltsev_ruk.docx18.88 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие у дошкольников мелкой моторики пальцев рук»

    У детей при ряде речевых нарушений отмечаются выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с эти в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении. Такие авторы, как Н.С.Жукова, Т.Б.Филичесва, Н.И.Кузьмина описывают отдельные приемы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития и при моторной алалии.

  Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Так же установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так на основе проверенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

  Формирование речевых областей совершается под влиянием кинестических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и так, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеются отставание, задержка развития, моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Тренировку пальцев рук можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой ее фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут. Уже с 10-месячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговицы, спички.

  В полугодовалом возрасте детям даются более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка. Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки:

Сорока-белобока, кашу варила, деток кормила.

Этому дала, этому дала, этому дала, этому дала, этому дала.

  При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы. Другой вариант этой потешки:

Этому не дала. Ты воды не носил,

Дров не рубил, каши не варил.

Тебе ничего нет!

  При этом большой палец не загибается. Предлагается детям загибать и разгибать в кулачок пальчики как левой, так и правой руки. Можно использовать следующие стишки:

Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка, этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я.

  Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то родители помогают ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик прыг в кровать.

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики – ура!

В детский сад идти пора.

  В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.

  Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания. Родители на себе все демонстрируют.

  • «Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.
  • «Человечек» - указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.
  • «Слоненок» - средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и безымянный «ноги». Слоненок идет по столу.
  • «Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.

   Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

  Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость. Эти упражнения можно проводить со всеми детьми, а особенно с теми, у которых наблюдается общее недоразвитие речи или другие нарушения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение развития движений рук и мелкой моторики пальцев для развития речи младших дошкольников

Существуют специальные упражнения для развития подражания движениям рук и мелкой моторики пальцев. Такие игры стали особенно популярны в последнее время. Предлагается разнообразный выбор книг, пособий...

«Игры с пластиковыми крышками и развитие мелкой моторики пальцев рук, а так же развитие творческих способностей дошкольников»

 На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.   Дети с плохо развитой ручной моторик...

Игры и упражнения для развития и укрепления мелкой моторики пальцев рук

Уже давно установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Если координация движений соответствует возрасту, то и речевое развитие н...

Игра по сенсорному развитию и формированию мелкой моторики пальцев рук для детей раннего возраста «Кошка и ее котята»

Игра по сенсорному развитию и формированию мелкой моторики пальцев рук для детей раннего возраста «Кошка и ее котята» Цель: создание благоприятной эмоциональной среды для развития поз...

Консультация для родителей "Игры с крупами-средство развития ручной и мелкой моторики пальцев рук у детей с РАС"

Увжаемые педагоги и родители детей дошкольного возраста с РАС, предлагаю вашему вниманию консультацию на тему: "Игры с крупами - средство развития ручной и мелкой моторики пальцев рук у детей с Р...