Золотая осень
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Пылаева Татьяна Владимировна

Занятие по развитию речи в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx118.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

по развитию речи в старшей группе

на тему «Золотая осень»

Цель: формирование лексико-грамматического строя речи по лексической теме «Золотая осень» у детей старшей группы.

Задачи: 1. Научиться описывать увиденное, развить фантазию.

2. Продолжать формировать умение подбирать прилагательное к существительным.

3. Развивать внимательность.

Возраст обучающихся 5-6 лет, 15 человек.

Место проведения занятия: группа.

Форма проведения: комбинированное занятие.

Материалы: сюжетные картинки с изображением осени, листик-письмо, картина Мимимишек, клей, лист А4, кленовый листок.

Ход занятия:

Дети стоят в кругу и воспитатель предлагает поздороваться друг с другом в игре:

Я здороваюсь всегда

Дома и на улице.

Громко «Здравствуй» говорю

Даже нашей курице.

Раздается стук в дверь, почтальон протягивает письмо в виде кленового листочка. Воспитатель встает в круг к детям и начинает читать письмо: «Здравствуйте, ребята! Пишет вам Тучка из Мимимишек. Мы с друзьями собрались пойти в поход, но стало очень холодно и Кеша сказал, что наступила осень. Помогите нам побольше узнать об этом прекрасном времени года. Ждем вашу веселую осеннюю фотографию. Ваш Тучка.»

Воспитатель: Ну что, ребята, расскажем Тучке и его друзьям об осени? (Да.)

- Давайте посмотрим на наше письмо, на что оно похоже? (На листик.)

- Листья каких деревьев вы знаете? (Березовые, рябиновые, дубовые, кленовые.)

- Сейчас мы с вами поиграем с кленовыми листочками.

Речевая подвижная игра (малой подвижности) в кругу с осенними листочком:

Цель: совершенствовать у детей умения подбирать слова-признаки.

«Ты лети, лети листок

Не по пням, не по дорожкам, а по детским по ладошкам

Как в ладошки попадешь, слово об осени возьмешь.»

- Какая осень? (Золотая, красивая холодная.)

- Каким осенью становится небо? (Хмурым, пасмурным, серым, угрюмым.)

- Какие осенью листья? (Желтые, красные, оранжевые.)

- Как замечательно и весело мы поиграли! А теперь, ребята, давайте пройдем за столы.

На доске прикреплены картинки Тучки и всех Мимимишек. У детей на столах и воспитателя сюжетные картинки с изображением осени, чистый лист А4, клей.

- Давайте представим, что мы настоящие писатели! Все вы видели красочные книги на полке в нашей группе, так вот сегодня мы с вами сделаем свои книжки об осени.

(Рассматриваем сюжетные картинки, описываем основные моменты.)

- Ну что, мои писатели, готовы к созданию книги? (Да.)

- Тогда берем ножницы и разрезаем нашу большую картинку на 4 маленьких. Помним, что с ножницами мы работаем очень аккуратно. (Дети вырезают.)

- Откладываем получившиеся картинки на край стола и сейчас будем мастерить нашу книжечку. У всех вас есть лист белой бумаги, складываем его пополам и разрезаем по линии сгиба. Каждую часть складываем пополам так, чтобы короткая сторона соприкоснулась с короткой. Посмотрите какие аккуратные заготовки у нас получились! А теперь, ответственный момент, склеиваем две наших заготовки между собой, но клеем проходим только по линии сгиба. (Дети склеивают заготовки между собой.)

- Посмотрите, у нас получилась настоящая книга!

Но разве бывает детская книга без ярких картинок? (Нет.) Давайте возьмем картинки, которые мы отложили, рассмотрим их повнимательнее и приклеим по одной картинке на каждую страничку. (Дети приклеивают картинки.)

- В каждой книге есть красивая обложка и обязательно название! Давайте подумаем, как мы назовем нашу книгу. (Дети придумывают название, обговариваем варианты и выбираем один.)

- А как вы думаете, что можно нарисовать на обложке, чтобы было понятно, о чем эта книга? (Дети предлагают.)

- Какие интересные варианты обложек вы предлагаете! Давайте каждый из вас нарисует тот вариант, который понравился больше всех! (Дети рисуют.)

- Посмотрите какие яркие книги у нас получились! Давайте каждый «прочтет» свою книгу. (Дети «читают» рассказ по сюжетным картинкам.)

- Какие интересные истории, замечательные книжки у нас получились! А теперь давайте отложим их на край стола и поиграем.

Осень в народе называли «Осень-припасиха» - время, когда люди собирали урожай и делали себе припасы на зиму. Как вы думаете, какие заготовки на зиму можно сделать? (солить капусту, огурцы, варить варенье.)

Речевая игра «Какое варенье»

Цель: закрепление у детей умения подбирать слова-признаки (прилагательные к существительным).

- Варенье из клубники – клубничное;

- Варенье из черники – черничное;

- Варенье из ежевики – ежевичное;

- Варенье из малины – малиновое;

- Варенье из вишни – вишневое.

- А из чего еще можно сварить варенье? (Из фруктов.)

Речевая игра «Какое варенье»

- Варенье из яблок – яблочное;

- Варенье из груш – грушевое;

- Варенье из персиков – персиковое.

- Как много видов варенья вы знаете! После таких заготовок можно и отдохнуть. Встаем рядом со своими столами, на минутку закроем глаза и представим, что мы деревья. Открываем глазки, поднимаем руки вверх.

Физкультминутка

Ветер тихий клен качает,

Влево, вправо наклоняет.

Раз – наклон,

Два – наклон.

Зашумел листвою клён! (Опустили ручки вниз и потрясли.)

- Ребята, а вы очень внимательные? (Да.) ну давайте проверим. Присаживайтесь на свои места и мы с вами поиграем в игру на внимательность «Чего не бывает осенью». Я буду зачитывать вам предложения и если вы с этим согласны, то громко хлопайте в ладоши, а если нет, громко топайте ногами! Поехали?

Игра на внимание «Чего не бывает осенью»

Цель:  развитие внимательности у детей.

Дети загорают, купаются. (Топают)

Под ногами шуршат листья. (Хлопают)

Набухают почки, распускаются листочки (Топают)

Люди собирают урожай овощей и фруктов. (Хлопают)

Солнце светит ярко, греет сильно. (Топают)

Птицы собираются в стаи и улетают на юг. ( Хлопают)

Дети ходят в резиновых сапогах по лужам (Хлопают)

Белка собирает шишки и орехи (Хлопают)

Медведь спит в берлоге (Топают)

Дети мастерят кормушки для птиц (Хлопают)

Деревья сбрасывают листву (Хлопают)

Дети катаются на санках и коньках (Топают)

Льет сильный дождь (Хлопают).

- Какие вы внимательные, вас и правда не обхитришь! Помните, в начале занятия Тучка просил нас сделать веселую осеннюю фотографию? (Да) Давайте пройдем на ковер и встанем полукругом. (У воспитателя в руках кленовый лист)

Рефлексия

- Ребята, листочек в моих руках не простой, а волшебный, он раздает улыбки! Сейчас вы будете его передавать друг другу и называть то, что больше всего понравилось на занятии.

Пройдя всех детей лист попадает к воспитателю.

- Друзья, мы так здорово поиграли сегодня с вами и помогли Тучке и Мимимишкам больше узнать об осени! А теперь вытягиваем ручки, показываем «Класс» и широко улыбаемся для нашей осенней фотографии. (Воспитатель фотографирует)

- Спасибо за занятие, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в подготовительной группе "Осень пора золотая,осень пора урожая!!"

Обобщающее занятие о ХЛЕБЕ!!Развитие речи,окружающий мир,лепка-мукосоль......

Сценарий осеннего досуга "Золотая осень"

Сценарий разработан для младших дошкольников...

Сценарий осеннего праздника в первой младшей группе: "Золотая осень - чудесная пора!"

Сценарий осеннего праздника в первой младшей группе с описанием игровых ситуаций....

Календарно-тематическое планирование на тему "Осень, деревья осенью, Золотая Осень" в старшей группе детского сада

Тема: Осень, деревья осенью, Золотая Осень.Цель:·      Расширять знания детей об осени, изменениях в природе, происходящих осенью, закреплять знания о временах года и последов...

"Золотая осень, ёжик золотой"

Аппликация из пластилина и осенних листьев. Выполнила Лукина Ульяна, 6 лет...

"Золотая осень, я тоже золотой"

Представление пятилетнего ребенка на конкурсе "Золотая осень, я тоже золотой"...

Конспект НОД «Осень, осень в гости просим!» в рамках проекта «Золотая осень» по речевому и познавательному развитию

Закрепляются представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях....