Формирование навыков связной речи
статья по развитию речи (старшая группа)

Литвинович Галина Владимировна

Последовательность работы по формированию связной речи у детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx13.11 КБ

Предварительный просмотр:

При проведении занятий с детьми по формированию навыков связной речи разработали тематическую последовательность для детей с тяжелыми речевыми нарушениями. Дети с указанной патологией при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи.

Одним из таких факторов является наглядность, при которой происходит речевой акт. В качестве второго вспомогательного средства выделили моделирование плана высказывания. Расположили виды рассказывания в порядке постепенного убывания наглядности, а также «свертывания» смоделированного плана.

Обозначился следующий порядок:

-воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемым действиям;

-составление рассказа по следам продемонстрированных действий;

-пересказ текста с использованием магнитной доски;

-пересказ текста с использованием серии сюжетных картинок;

-пересказ текста с использованием сюжетной картинки;

-составление рассказа по сюжетной картинке.

Затем к этим видам рассказывания добавили:

-составление описательных и сравнительных рассказов.

Из опыта работы имеем подтверждение, что при описании и сравнении предметов и объектов дети испытывают затруднения, связанные:

-с самостоятельным определением при рассмотрении предмета его главных признаков и свойств;

-с установлением последовательности в изложении выявленных признаков;

-с удержанием в памяти этой последовательности.

Учитывая сказанное, используем в работе схемы для составления описательных и сравнительных рассказов в рамках наиболее типичных групп предметов, таких как игрушки, одежда, мебель, посуда, животные и др.

Речевой материал в ходе занятия усложняем постепенно.

Использование этих схем позволяет более эффективно проводить занятия по описанию и сравнению предметов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по формированию навыков связной речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи III уровня

Очень часто у детей с речевыми нарушениями наблюдается отставание в развитии связной речи. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, выполняет важную роль в процессе в...

Методическое пособие «Сөйләм үсеше гомуми җитлекмәүнең III дәрәҗәсе булган мәктәпкәчә яшьтәге балаларның бәйләнешле сөйләм күнекмәләрен формалаштыру» («Формирование навыков связной речи у детей с ОНР III уровня»

В  вводной части дается методика и приемы диагностики речевого развития детей на момент поступления в логопедическую группу, основывая ее на анамнестических данных и на условиях социальной среды ...

методическое пособие «Сөйләм үсеше гомуми җитлекмәүнең III дәрәҗәсе булган мәктәпкәчә яшьтәге балаларның бәйләнешле сөйләм күнекмәләрен формалаштыру» («Формирование навыков связной речи у детей с ОНР III уровня»

В  вводной части дается методика и приемы диагностики речевого развития детей на момент поступления в логопедическую группу, основывая ее на анамнестических данных и на условиях социальной среды ...

Формирование навыков связной речи у детей младшего дошкольного возраста.

Под связной речью понимается развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Связная речь неотделима от мира...

«Формирование навыков связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи»

Сегодня каждый пятый взрослый  не понимает только что прочитанного им текста, причем тексты-то самые простые, банальные: инструкция к холодильнику, школьный параграф, неказистый рассказик....

Применение наглядного моделирования в логопедической работе по формированию навыков связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

В современой научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются...