Мастер класс для педагогов в детском образовательном учреждении «Дидактические игры для развития речи детей дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи

Петрова Татьяна Павловна

Тема нашего мастер-класса

«Дидактические игры для развития речи детей дошкольного возраста»

Хочу представить вашему вниманию черный ящик. Мне нужен один смелый участник – опустите руку.

-что вы ощущаете? Какой он на ощупь?

Мяч разноцветный

-Завершите действие с ним. Что мы с ним можем сделать?

- что делает мяч? (Стучит, скачет, прыгает, катится)

Играя, мы с вами затронули разные функции восприятия. Какие?

Тактильное, зрительное, слуховое.

Все наши действия мы сопровождаем речью, что очень важно.

Речевое развитие среди остальных областей занимает определенное место. Не менее важны остальные области развития: познавательное, физическое, социально – коммуникативное, художественно – эстетическое,  но возможно ли было бы развитие ребенка в них, без задействования речи, без коммуникативной деятельности.

- Я с вами абсолютно согласна.

На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста — явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем, а с какими проблемами столкнулись вы в своей деятельности?

Обратите внимание на слайд:

  • Односложная, состоящая из простых предложений, речь;
  • Бедность речи;
  • Несформированность грамматического строя речи;
  • Нарушение звукопроизношений;
  • Бедная диалогическая речь;
  • Трудности в построении монологов;
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
  • Отсутствие навыков культуры речи;
  • Плохая дикция.

Поэтому перед нами стоит важная  задача, как научить детей связно и последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Одним из средств развития речи детей являются дидактические игры.

Начиная с самого раннего возраста, ребенок активно познает мир, исследуя все происходящее вокруг. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребенка.

Дидактическая игра может выступать как средство развития речи, так как:

1. Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится как на групповых, так и на индивидуальных занятиях, может включаться в любое занятие (музыкальное, физкультурное, художественно - эстетическую и др., является одним из занимательных элементов на прогулке.

2. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации, с определенными предметами, приобретая при этом собственный действенный и чувственный опыт.

3. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении положительного эмоционального отношения к заданию.

Дидактические игры, которые используются, как средство речевого развития должны основываться на следующих принципах:

1. Каждая игра должна давать упражнения для умственного развития детей.

2. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.

3. Дидактизм в игре должен сочетаться с юмором, шуткой, занимательностью.

 

Для речевого развития детей используют следующие виды дидактических игр:

1. Игры с предметами (игрушки, реальные предметы, природный материал, предметы декоративно-прикладного искусства и т. д).

2. Настольно-печатные (парные картинки, домино, лото).

3. Словесные игры (без наглядного материала).

 

Игры с предметами

В играх используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними дети учатся сравнивать, усваивать сходства и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, формой, величиной и качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности.

К играм с предметами относятся сюжетно – дидактические и игры – инсценировки, а так же игры с мячом и прищепками. Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые дидактические игры, которые мы используем в речевой работе с детьми.

Встаньте, пожалуйста, игра называется «Эстафета» (палочка. Я называю предмет, а вы мне называете качества этого предмета.

-Кошка, цветок.

Как вы думаете, какая цель у данной игры?

 

Следующий вид – настольно – печатные игры.

Н.П. игры – интересное занятие для детей, они разнообразны по видам – парные картинки, лото, домино, различны и их задачи, которые решаются при их использовании. Игры используются не только в свободной деятельности детей, но и на занятиях, как наглядный материал, используются для развития зрительной памяти и внимания.

Я предлагаю вам поиграть в еще одну игру, она называется «Экскурсовод».

Для начала выберем вадящего, кто может нас посчитать?

Водящий берет кубик, бросает, на столе 6 картинок. Берет картинку под номером и не показывая игрокам, описывает, остальные угадывают, что это. (Можно тему задать, например, достопримечательности города Беломорск).

Скажите, какая цель у данной игры? (развитие словесно – логического мышления, словесная речь).

Еще один вид игры, с которым я вас хочу познакомить или освежить в памяти, это словесные игры. Словесные игры – это игры, построенные на словах и действиях играющих. В словесных играх дети углубляют свои знания и представления о предметах, открывают что-то новое. В таких играх дети должны сами находить признаки различия и сходства предметов, группировать их по различным свойствам, описывать предметы, узнавать предметы по описанию, выделять характерные признаки и т.д. Такие игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Я познакомлю вас с игрой «Что с чем делают?

 

Песок сыплют, а воду…

Котлеты жарят, а суп…

Стол накрывают, а постель…

Цветы водой поливают, а огонь…

Нитку в иголку вдевают, а гвоздь в стену…

Стол можно сломать, а стакан…

Воду можно разлить, а горох…

Сено косят, а волосы…

Платье шьют, а шарф…

 

Как вы думаете, какая цель у данной игры? (Обогащение речи детей ГЛАГОЛАМИ)

 

На следующем этапе нашего мастер – класса, мы поиграем в игру, а вы отнесете ее к тому или иному виду.

Следующая игра «Сочиним сказку»

На лесной опушке жил зверек, в названии которого был звук «А». Отгадайте, кто это мог быть? У него был огород, в котором он выращивал овощи, в названии которых был звук «А». Как вы думаете, что это за овощи? Осенью он собрал урожай и позвал на обед своих соседей. Каждый принес с собой игрушки в подарок для детенышей, в названии которой есть звук «А». Все были рады.

Как вы думаете, к какому виду игр относится данная игра? (Словесная)

 

Следующая игра «Пирамидка»

(по 4 человека) – на столе разобранная пирамидка –

 Первое  кольцо – слово, состоящее из одного слога;

Второе – 2 слога…

К какому виду игр можно отнести данную игру? (Игра с предметами).

 

Следующая игра «Теремок»

Набор предметных картинок «Бытовые приборы» лежит на столе, картинками вниз.

Я начну. … следующий герой… Я пущу вас в теремок, если назовете наш общий признак. (можно предложить отличие от нас всех)…

К какому виду игр мы отнесем эту игру? (К настольно – печатным).

Дорогие коллеги, как вы ощутили себя в игре? Не просто, правда? Не такие сложные задания, а некоторые растерялись, много факторов влияет, это и время, и мнение окружающих, боязнь того, что не найдешь подходящего слова… так и наши дети, вроде мы им даем простые задания, а многие из них теряются, не торопитесь с выводами.

 

Спасибо за внимание!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 16.11.pptx2.42 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дидактические игры для развития речи детей дошкольного возраста. Подготовила Петрова Т.П., старший воспитатель МДОУ «Беломорский детский сад «Парус»

Слайд 2

Проблемы в речи детей: Односложная, состоящая из простых предложений, речь; Бедность речи; Несформированность грамматического строя; Нарушение звукопроизношений; Бедная диалогическая речь; Трудности в построении монологов; Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов; Отсутствие навыков культуры речи; Плохая дикция…

Слайд 4

Принципы: Умственное развитие детей; Наличие увлекательной задачи; Занимательность

Слайд 6

Игры с предметами

Слайд 7

Игры настольно - печатные

Слайд 8

Словесные игры

Слайд 9

Рефлексия Было интересно, буду использовать в своей деятельности Не узнал ничего нового, все знакомо

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для педагогов: "Дидактические игры для развития речи детей дошкольного возраста"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение"Средняя общеобраовательная школа № 6" дошкольне группы  Мастер - класс для педагогов в дошкольном образовательном учреждениин...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ по проведению словесных игр, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста

Цель: познакомить педагогов с видами словесных игр и их использование в образовательном процессе ДОУ....

Мастер-класс для педагогов на тему: "Использование массажных мячиков как средство развития речи детей дошкольного возраста"

        Цель: повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по использованию массажного мяча в работе с детьми дошкольного возраста....

Мастер-класс для педагогов и презентация «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста»...

Мастер класс для педагогов на тему:"Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста" Ноябрь 2023

Большую роль устное народное творчество играет в развитии звуковой культуры речи, так как учит детей правильно четко и отчетливо произносить звуки и слова,...