Конспект НОД по развитию речи "Беседа об осени" (старшая группа)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект нод по развитию речи

"Беседа об осени"

(старшая группа)

Цель:

Закрепить знания детей об осенних приметах

Программное содержание:

• Обобщить и систематизировать знания детей об осени.

• Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме.

• Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

Оборудование:

• Карточки с явлением природы по временам года;

• Осенние листья, птицы, вырезанные по контуру;

• Цветок «Годовик»

Предварительная работа:

• Беседа о временах года (осень, зима, весна, лето)

• Экскурсия в лес

• Разучивание стихотворений о природе известных поэтов А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, И.А.Бунина

Ход занятия:

Воспитатель: - «Ребята, сегодня у нас гости, давайте с ними поздороваемся»

Дети здороваются и садятся на свои места.

Воспитатель: - «Сегодня на занятии мы с вами поговорим об осени. Вот послушайте стихотворение А. Пушкина:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день.

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман.

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Воспитатель: - « Дети, какое это стихотворение? Веселое, грустное, печальное или торжественное?»

Ответы детей (Это красивое, немного грустное стихотворение об осени».

Воспитатель: - « Почему это стихотворение грустное?»

Ответы детей (Солнышко реже светит, день становится короче, листья с деревьев опадают, часто бывает туман, улетают птицы в дальние края).

Воспитатель: - « Посмотрите на карточки и расскажите, какие явления природы нарисованы».

Дети выходят к доске и называют явления природы

Воспитатель: - «Назовите времена года. Отберите карточки, на которых нарисованы зимние явления природы» (весенние, летние, осенние). Вызванные дети выполняют задания

Воспитатель: - « Сколько месяцев в году?»

Ответы детей (в году 12 месяцев).

Воспитатель: - « Все они живут дружно и приходят каждый в свое время. Какие осенние месяцы приходят к нам в гости?»

Ответы детей (К нам в гости приходят сентябрь, октябрь, ноябрь).

Воспитатель: - « Сентябрь – первый осенний месяц. Это бархатный месяц, румянец осени. Как его еще называют в народе?»

Ответы детей (Златоцветом, рябинником, птичьей стаей)

Воспитатель: - «А почему златоцветом?»

Ответы детей (листья на деревьях жёлтые)

Воспитатель: - « А почему рябинником и птичьей стаей?»

Ответы детей

Воспитатель: - « Как готовятся к зиме звери?»

Ответы детей (Звери строят норы, делают запасы. Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи и желуди, нагуливает на зиму жирок. Белки и зайцы начинают менять шубки с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет подходит к зимней природе. Барсуки собирают коренья и грибы. Белочка делает запасы в дуплах. Кроты и мыши запасаются колосками. Волк и лиса зимой не спят и запасов не делают. Беззаботно проводят время до тех пор, пока мороз не заставит их искать себе не только пропитание, но и жилище).

Воспитатель: - « Какие работы у людей в сентябре в саду и в поле?»

Ответы детей (С полей и огородов убирают урожай овощей: картофель, свеклу, морковь, а поле вспахивают).

Воспитатель: - « Еще в сентябре на полях сажают озимые хлеба – пшеницу и рожь».

Физкультминутка «Зайка»

Зайка по лесу скакал, (руки перед грудью)

Зайка корм себе искал (мелкие подскоки на двух ногах)

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись, как стрелки ушки (пальцами изображают ушки)

Шорох тихий раздается:

Кто-то по лесу крадется (пугливо оглядываются)

Зайка путает следы,

Убегает от беды.

Прыгнул в бок и обернулся (прыжок на месте)

И под кустиком свернулся,

Словно беленький клубок,

Чтобы найти никто не смог (свернулся в клубок)

Пальчиковая игра «Волк и лиса»

Серый волк бежит по лесу,

А за ним бежит лиса.

Поднялись у них трубою

Два пушистеньких хвоста.

Воспитатель: - «Ушел сентябрь, а вслед за сентябрем пришел октябрь – месяц мокрый, хмурый. Как его называют?»

Ответы детей (Листопадом).

Воспитатель: - «В октябре семь погод на дворе». Почему так говорят про октябрь?»

Ответы детей (Октябрь капризный месяц. За день погода может поменяться несколько раз: то солнышко ярко светит, то надоедливый дождик моросит).

Воспитатель: - «Все приметы осени когда-то были подмечены народом на основе постоянных наблюдений за жизнью природы. Давайте с вами вспомним народные приметы».

«Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме»,

«Сильный ветер во время дождя предвещает зиме хорошую погоду»,

«Паутина стелется по растениям – к теплу»,

«Гром в сентябре предвещает теплую погоду»,

«Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме».

Воспитатель: - « Если в сентябре птицы готовятся к отлету, то в октябре они начинают улетать. Какие птицы улетают первыми?»

Ответы детей (Ласточки и стрижи, потому что они питаются только насекомыми. С наступлением холодов насекомых становится все меньше и меньше).

Воспитатель: - «Какие улетают чуть позже?»

Ответы детей (Кукушки, грачи, журавли улетают позже, потому что они могут охотно поменять свой корм на ягоды, зерна и плоды).

Воспитатель: - « Какие птицы улетают последними?»

Ответы детей (Последними улетают утки, лебеди, гуси. Пока водоемы не замерзли, корма им хватает).

Воспитатель: - « Какие птицы летят в одиночку?»

Ответы детей (Сокол и кукушка).

Воспитатель: - « Все птицы улетают по-разному. Как летят журавли?»

Ответы детей (Журавли летят клином).

Воспитатель: - «Утки как летят?»

Ответы детей (Утки летят правым фронтом).

Воспитатель: - « Как летят гуси?»

Ответы детей (Гуси летят косяком).

Воспитатель: - « Как мы называем птиц, которые улетают в теплые края?»

Ответы детей (Перелетными птицами).

Воспитатель: - «А птиц, которые зимуют у нас?»

Ответы детей (Зимующие птицы).

Воспитатель: - « В народе их называют «зимовщики». И мы должны о них позаботиться. В чем заключается наша забота?»

Ответы детей (Мы можем сделать кормушки и подкармливать наших пернатых друзей).

Воспитатель: - «Ребята, а чем занимаются люди в октябре?»

Ответы детей (Люди собирают оставшийся урожай с полей и огородов. Грибники собирают грибы. Хозяйки рубят и заквашивают капусту).

Воспитатель: - « Правильно. Не зря в народе говорят: «Сентябрь пропах яблоками, а октябрь – капустой».

Воспитатель: - «Ноябрь – последний месяц осени. Грустный и задумчивый месяц. Он соединяет глубокую осень с зимой. Как в народе называют ноябрь?»

Ответы детей («Ворота зимы», «предзимник»)

Воспитатель: - « Чем занимаются лесные жители в ноябре?»

Ответы детей (Лесные животные прячутся в своих домиках и кушают запасы. А зайка дрожит от страха, потому что шубку поменял на белую, а снег еще не выпал).

Воспитатель: - «Какие работы у людей в ноябре?»

Ответы детей (Работы в саду, на полях, на огородах закончились. Люди отдыхают, женщины и бабушки вяжут теплые носочки).

Воспитатель: - «Если раннюю осень называют «золотой», то позднюю осень – «серебряной». Почему?»

Ответы детей (В ноябре звонко хрустит молодой лед на лужах, звенят на ветру ветви деревьев, и все как будто в серебре).

Воспитатель: - «Молодцы ребята».

Воспитатель: - «Когда родимый край покинут гуси,

Застынет лес у холода в плену,

Ноябрь ударит в ледяные гусли,

Встречая Государыню – зиму».

Итог занятия. Повторение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи

"Беседа об осени"

(старшая группа)

Цель:

Закрепить знания детей об осенних приметах

Программное содержание:

• Обобщить и систематизировать знания детей об осени.

• Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме.

• Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

Оборудование:

• Карточки с явлением природы по временам года;

• Осенние листья, птицы, вырезанные по контуру;

• Цветок «Годовик»

Предварительная работа:

• Беседа о временах года (осень, зима, весна, лето)

• Экскурсия в лес

• Разучивание стихотворений о природе известных поэтов А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, И.А.Бунина

Ход занятия:

Воспитатель: - «Ребята, сегодня у нас гости, давайте с ними поздороваемся»

Дети здороваются и садятся на свои места.

Воспитатель: - «Сегодня на занятии мы с вами поговорим об осени. Вот послушайте стихотворение А. Пушкина:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день.

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман.

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Воспитатель: - « Дети, какое это стихотворение? Веселое, грустное, печальное или торжественное?»

Ответы детей (Это красивое, немного грустное стихотворение об осени».

Воспитатель: - « Почему это стихотворение грустное?»

Ответы детей (Солнышко реже светит, день становится короче, листья с деревьев опадают, часто бывает туман, улетают птицы в дальние края).

Воспитатель: - « Посмотрите на карточки и расскажите, какие явления природы нарисованы».

Дети выходят к доске и называют явления природы

Воспитатель: - «Назовите времена года. Отберите карточки, на которых нарисованы зимние явления природы» (весенние, летние, осенние). Вызванные дети выполняют задания

Воспитатель: - « Сколько месяцев в году?»

Ответы детей (в году 12 месяцев).

Воспитатель: - « Все они живут дружно и приходят каждый в свое время. Какие осенние месяцы приходят к нам в гости?»

Ответы детей (К нам в гости приходят сентябрь, октябрь, ноябрь).

Воспитатель: - « Сентябрь – первый осенний месяц. Это бархатный месяц, румянец осени. Как его еще называют в народе?»

Ответы детей (Златоцветом, рябинником, птичьей стаей)

Воспитатель: - «А почему златоцветом?»

Ответы детей (листья на деревьях жёлтые)

Воспитатель: - « А почему рябинником и птичьей стаей?»

Ответы детей

Воспитатель: - « Как готовятся к зиме звери?»

Ответы детей (Звери строят норы, делают запасы. Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи и желуди, нагуливает на зиму жирок. Белки и зайцы начинают менять шубки с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет подходит к зимней природе. Барсуки собирают коренья и грибы. Белочка делает запасы в дуплах. Кроты и мыши запасаются колосками. Волк и лиса зимой не спят и запасов не делают. Беззаботно проводят время до тех пор, пока мороз не заставит их искать себе не только пропитание, но и жилище).

Воспитатель: - « Какие работы у людей в сентябре в саду и в поле?»

Ответы детей (С полей и огородов убирают урожай овощей: картофель, свеклу, морковь, а поле вспахивают).

Воспитатель: - « Еще в сентябре на полях сажают озимые хлеба – пшеницу и рожь».

Физкультминутка «Зайка»

Зайка по лесу скакал, (руки перед грудью)

Зайка корм себе искал (мелкие подскоки на двух ногах)

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись, как стрелки ушки (пальцами изображают ушки)

Шорох тихий раздается:

Кто-то по лесу крадется (пугливо оглядываются)

Зайка путает следы,

Убегает от беды.

Прыгнул в бок и обернулся (прыжок на месте)

И под кустиком свернулся,

Словно беленький клубок,

Чтобы найти никто не смог (свернулся в клубок)

Пальчиковая игра «Волк и лиса»

Серый волк бежит по лесу,

А за ним бежит лиса.

Поднялись у них трубою

Два пушистеньких хвоста.

Воспитатель: - «Ушел сентябрь, а вслед за сентябрем пришел октябрь – месяц мокрый, хмурый. Как его называют?»

Ответы детей (Листопадом).

Воспитатель: - «В октябре семь погод на дворе». Почему так говорят про октябрь?»

Ответы детей (Октябрь капризный месяц. За день погода может поменяться несколько раз: то солнышко ярко светит, то надоедливый дождик моросит).

Воспитатель: - «Все приметы осени когда-то были подмечены народом на основе постоянных наблюдений за жизнью природы. Давайте с вами вспомним народные приметы».

«Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме»,

«Сильный ветер во время дождя предвещает зиме хорошую погоду»,

«Паутина стелется по растениям – к теплу»,

«Гром в сентябре предвещает теплую погоду»,

«Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме».

Воспитатель: - « Если в сентябре птицы готовятся к отлету, то в октябре они начинают улетать. Какие птицы улетают первыми?»

Ответы детей (Ласточки и стрижи, потому что они питаются только насекомыми. С наступлением холодов насекомых становится все меньше и меньше).

Воспитатель: - «Какие улетают чуть позже?»

Ответы детей (Кукушки, грачи, журавли улетают позже, потому что они могут охотно поменять свой корм на ягоды, зерна и плоды).

Воспитатель: - « Какие птицы улетают последними?»

Ответы детей (Последними улетают утки, лебеди, гуси. Пока водоемы не замерзли, корма им хватает).

Воспитатель: - « Какие птицы летят в одиночку?»

Ответы детей (Сокол и кукушка).

Воспитатель: - « Все птицы улетают по-разному. Как летят журавли?»

Ответы детей (Журавли летят клином).

Воспитатель: - «Утки как летят?»

Ответы детей (Утки летят правым фронтом).

Воспитатель: - « Как летят гуси?»

Ответы детей (Гуси летят косяком).

Воспитатель: - « Как мы называем птиц, которые улетают в теплые края?»

Ответы детей (Перелетными птицами).

Воспитатель: - «А птиц, которые зимуют у нас?»

Ответы детей (Зимующие птицы).

Воспитатель: - « В народе их называют «зимовщики». И мы должны о них позаботиться. В чем заключается наша забота?»

Ответы детей (Мы можем сделать кормушки и подкармливать наших пернатых друзей).

Воспитатель: - «Ребята, а чем занимаются люди в октябре?»

Ответы детей (Люди собирают оставшийся урожай с полей и огородов. Грибники собирают грибы. Хозяйки рубят и заквашивают капусту).

Воспитатель: - « Правильно. Не зря в народе говорят: «Сентябрь пропах яблоками, а октябрь – капустой».

Воспитатель: - «Ноябрь – последний месяц осени. Грустный и задумчивый месяц. Он соединяет глубокую осень с зимой. Как в народе называют ноябрь?»

Ответы детей («Ворота зимы», «предзимник»)

Воспитатель: - « Чем занимаются лесные жители в ноябре?»

Ответы детей (Лесные животные прячутся в своих домиках и кушают запасы. А зайка дрожит от страха, потому что шубку поменял на белую, а снег еще не выпал).

Воспитатель: - «Какие работы у людей в ноябре?»

Ответы детей (Работы в саду, на полях, на огородах закончились. Люди отдыхают, женщины и бабушки вяжут теплые носочки).

Воспитатель: - «Если раннюю осень называют «золотой», то позднюю осень – «серебряной». Почему?»

Ответы детей (В ноябре звонко хрустит молодой лед на лужах, звенят на ветру ветви деревьев, и все как будто в серебре).

Воспитатель: - «Молодцы ребята».

Воспитатель: - «Когда родимый край покинут гуси,

Застынет лес у холода в плену,

Ноябрь ударит в ледяные гусли,

Встречая Государыню – зиму».

Итог занятия. Повторение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи "Продукты питания" в старшей группе

Разработка занятия по развитию речи в старшей группе по теме "Продукты"...

Конспект развлечения по развитию речи "Именины Нафани" в старшей группе.

Материал для закрепления знаний о русских народных сказках . Воспитание интереса к устному народному творчеству....

Конспект занятия по развитию речи "Заяц зимой" в старшей группе

Данное занятие направлено на развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста, учит детей составлять творческий рассказ, опираясь на серию схематических катринок....

Конспект занятия по развитию речи: « В стране сказок» (старшая группа)

Программное содержание: Развивать умение узнавать отдельные сказки по характерным признакам и уметь их обыгрывать, активизировать речь, обогащать словарный запас, учить образовывать слова прилагательн...

Конспект ОД по развитию речи на тему: "Осень" подготовительная группа

Тема: "Осень"Пр. Задачи: Уточнить и обобщить знания детей о признаках и приметах осени, изменениях в природе, используя образные слова и выражения.Закрепить навык образования прилагательных и существи...

Конспект логопедического занятия по развитию речи на тему: "Осень" (старшая группа)

Конспект логопедического занятия по развитию речи на тему: «Осень» (старшая группа) Цель - обобщить и систематизировать знания детей об осени. Задачи: Коррекционно-образовательные: Уточнени...

Конспект занятия по развитию речи - Беседа во второй младшей группе «Моя семья»

Цель: закрепить знания детей о семье и членах семьи, их взаимоотношениях, о роли взрослых и детей в семье, о том, что в семье все любят и заботятся друг о друге.Задачи:• Разви...