конспект занятия по развитию речи "Овощи"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Чикунова Юлия Анатольевна

Конспект открытого занятия по развитию речи с применением метода Синквейн 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Овощи» с применением метода Синквейн для детей группы общеразвивающей направленности в возрасте от 5 до 6 лет

Подготовила:
воспитатель 1 кв.категории
Чикунова Ю.А.

Цель: формирование умения составлять связный рассказ
Задачи:
Образовательные: 
-активизировать словарь по теме «Овощи»;
-обогащать словарь словами – определениями;
-учить отвечать на вопрос полным ответом;
-учить строить простые предложения с использованием мнемотаблиц и алгоритм-модели.

Развивающие: 
-развивать связную речь, память, фонематический слух, творческое воображение, логическое мышление, познавательный интерес.

Воспитательные: 
-воспитывать доброжелательность, инициативность, навыки сотрудничества, самостоятельности.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Оборудование: телевизор, ноутбук, видеозапись «Бабушка», презентация-синквейна - овощи, мнемотаблица «Расскажи про овощ», конверт с иллюстрацией овоща к игре «Придумай загадку», шаблон книжки, иллюстрации к игре «Верно-неверно», овощи в мешочке, корзинке, ящичке, зеленые томаты, гирлянды из листьев, бумажные тарелочки.
Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций по теме «Овощи», Д/и «Найди по описанию», «Что сначала, что потом», «Что растет в саду, огороде?», «Чудесный мешочек», «Четвёртый лишний», «Какой суп», «Суп или компот», чтение произведений художественной литературы об овощах; работа над составлением синквейнов-овощи.
Планируемый результат:
 дети умеют составлять рассказ по теме овощи с использованием мнемотаблицы и метода синквейн, отвечают на вопросы полным ответом

ХОД

1. Вводная


Наши умные головки будут думать много ловко,

Ушки будут слушать, ротик четко говорить,

Ручки будут трогать, глазки наблюдать,

Спинки выпрямляются, все мы улыбаемся.

 Игровой момент: видеозвонок от бабушки

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Ивановна, я живу в деревне Огородная. У меня замечательный огород! Что там только не растет! Для внучат вырастила замечательный урожай! А они отказываются есть овощи, не слушают меня. Решила я им книжку про овощи написать, пусть почитают, да вот никак не получается. Может, вы мне поможете? Поможете? Тогда приезжайте, жду вас в гости, в деревне Огородная.

Мотивация: помочь бабушке написать книгу про овощи для внуков

2. Основная

-О чем нас попросила бабушка?
-Для кого бабушка хочет написать книгу? Зачем есть овощи?
-Ребята, а мы сами много знаем про овощи?

- Где растут овощи (в огороде на грядке).
- А как растут овощи? (растут в земле, над землей, на кустах….)
- А одинаковые ли они? (нет)
- Чем они отличаются? (по цвету, форме, величине, вкусу)
- Как их собирают? (срывают, выкапывают, выдергивают, срезают, срубают)
- Что можно приготовить из овощей? (пюре, суп, сок, салат, голубцы, котлеты, икру овощную)
- Скажите, как готовят овощи? (моют, режут, жарят, варят, тушат, солят, маринуют, замораживают, запекают)
-Вы так много знаете об овощах, мы можем отправиться в деревню. Как туда попасть?

- Покружись, покрутись в деревне «Огородной» окажись (звучит волшебная музыка)

Дыхательная гимнастика
-Посмотрите, какой красивый листопад (обращаю внимание на гирлянды из листьев, звучит музыка ветра).

Дует легкий ветерок – ф-ф-ф
И качает так листок – ф-ф-ф
(Спокойный выдох)
Дует сильный ветерок – Ф-Ф-Ф
И качает так листок – Ф-Ф-Ф
(Активный выдох)
Дует ветер, качаются листочки и поют свои песенки:
Осенние листочки на веточках висят
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый – а-а-а
Рябиновый – и-и-и
Березовый – о-о-о
Дубовый – у-у-у
Дети хором поют «а-а-а», «и-и-и», «о-о-о», «у-у-у»

д/у «Верно-неверно»

-Ребята, посмотрите, ветер раскидал какие-то листочки. Соберем их (на паласе раскиданы разноцветные листки, с обратной стороны иллюстрации, разрезанные пополам)

Проблемная ситуация

–Что это? (дети рассматривают, делают предположение, что это пазлы, разрезные картинки)

-Как их собрать?  (дети  встают в пары по признаку цвета)

-Да это же иллюстрации к книжке про овощи. Расскажите, что на вашей иллюстрации (дети составляют рассказ по картинке, делают вывод:  верно-неверно)

Включается видеозапись.
Бабушка: Здравствуйте, ребята. Проходите, огород мой посмотрите. А вот и книжка моя. (дети вклеивают картинки в книжку)


C:\Users\User\Downloads\IMG_20211117_104630.jpg

-Молодцы, справились с заданием. Бабушка пригласила нас в огород

Физминутка (под музыкальное сопровождение)
Мы идем в огород (шагаем на месте)
Что там только не растет (разводим руки в сторону)
Огурцы сорвали мы с грядки (срываем воображаемые огурцы)
Помидоры с кожей гладкой (показываем руками силуэт шара)
Длинная морковка (опускаем вниз руки и соединяем ладони внизу)
От нас укрылась ловко (приседаем и прикрываем голову рукой)
Дергай, дергай из земли (встаем, делаем движения - дергаем из земли)
Все собрали — посмотри! (Прикладываем руку ко лбу)

Д/у «Что из чего»

-Куда отнесем урожай на хранение? (в кладовую, в погреб)

-А вот и кладовая бабушки Марии Ивановны. Банки с салатами стоят на полу. Поможем убрать их  на полку.

Дети берут банку, называют из чего салат, какой он, ставят на полку.

-Салат из огурца огуречный (из томатов, свеклы, моркови, гороха, баклажан, перца, кабачка, лука, капусты).

-Что припасла еще бабушка? Где хранятся овощи? (в ящиках, корзинах, мешках)

C:\Users\User\Downloads\IMG_20211117_104305.jpg

Д/у «Кто какой?» (дети берут в руки овощи, рассматривают)

-Капуста какая?

-Огурец какой?

-Картошка какая?

-Томат какой?

-Лук какой?

-Вы молодцы, столько знаете про овощи, этого вполне хватит, чтобы составить рассказ для книги. Кто хочет побыть писателем и сочинить рассказ про овощ?

Д/у «Составь рассказ по схеме» (получает карточку, готовится индивидуально)

Д/у «Придумай загадку» (получает конверт с иллюстрацией овоща, готовится индивидуально)

Опыт

-Ребята, овощи – это не только полезно, но и очень интересно! вы обратили внимание на ящик с томатами? Что вам показалось странным? Почему здесь оказались зеленые томаты? В прохладном темном помещении они дольше сохраняются. Когда нужно, их выкладывают на солнышко, чтобы дозрели. Называется этот прием дозаривание (до зревают). Проверим? (несколько зелёных томатов кладут на окошко). Через несколько дней проверим результат.

Д/у «Отгадай, про какой овощ рассказ» (дети садятся на ковер, слушают рассказ и загадку про овощи, отгадывают)

C:\Users\User\Downloads\IMG_20211117_104942.jpg


-В книгах пишут не только рассказы, но и стихи. Кто пишет стихи? (поэты)

-Вы умеете писать стихи?  Хотите научиться? Это несложно, у нас все получится. Есть особые стихотворения, в которых нет рифмы. Такие стихи называются синквейн. Попробуем сочинить стихотворение-синквейн про овощи.

Показ и обсуждение презентации "Овощи" с использованием метода Синквейн

-Ребята, мы отлично поработали! Составили замечательную книжку. Что в нее поместили?

Дети дарят бабушке книжку

C:\Users\User\Downloads\IMG_20211117_104717.jpg

Включается видеозапись.

Бабушка:  Спасибо вам, ребята, порадовали! И я хочу вам приятное сделать. Подарю вам тарелочки, как у внучат моих. Сами их украсите, будете есть и меня вспоминать

3. Заключительная

- Как попасть в сад?

-Покружись, повертись, в саду окажись (звучит волшебная музыка)

-Где мы побывали?

-Зачем мы туда отправились?

-Как помогли бабушке?

-Чему научились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...

...конспекты занятий по речевому развитию для 1 младшей группыплан-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Занятия с детьми ясельной группы носят игровой характер. Однако они имеют определённые цели, задачи, средства их осуществления и тем самым отличаются от игры. С самого начала занятий воспитателем став...