Рекомендации для воспитателей старшего возраста по лексической теме "Дикие животные"
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Шубина Александра Ивановна

Лексико - грамматические игры и упражнения для детей старшей возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dikie_zhivotnye_st._gr.doc174.68 КБ

Предварительный просмотр:

Дикие животные

Существительные: животное, волк, волчица, волчонок, лис, лиса, лисенок, заяц, зайчиха, зайчонок,  медведь, еж, ежиха, ежонок, медведица, медвежонок, барсук, барсучиха, барсучонок, лось, лосиха, лосенок, хищник, логово, берлога, куст, нора, лес, части тела:  голова, уши, туловище, лапа, хвост, шкура, мех, корм,  чем питаются:  морковка, кора, запас, мышь, птица, зайцы, ягоды, корни, стебли, муравьи (медведь).

Глаголы: ходить, прыгать, бегать, рычать, спать, сосать, есть, пить, грызть, бояться (лисы), прятаться ( за куст), охотиться, ловить (зайцев, мышей), зимовать, менять, сидеть, прятаться, искать, жить, выть, тявкать, щелкать, рычать, цокать, фыркать, добывать, нападать, убегать.

Прилагательные: дикий, белый, коричневый, косолапый, неуклюжий, трусливый, пугливый, осторожный, длинные (уши), теплая (шубка), густой,  короткий (хвост), толстые (лапы), рыжая, хитрая, острые (уши у лисы), пушистый (хвост), серый, злой, зубастый, сердитый, голодный, большой, маленький

Наречия: много, мало, больше, меньше

Числительные:  один, два, три, четыре, пять

Предлоги: в, на, у, из, за, под, к 

Местоимения: он, она, они.

Д. игра«Назови ласково»

Цель: Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Белка — белочка, медведь — медведушка, еж — ежик, заяц — зайчик, лось — лосик, лиса – лисонька, лапа – лапочка, уши – ушки

Д. игра « Один и не один, чего, кого много»

Цель: Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах

Белка – белки, нет белок,         еж – ежи, нет ежей,     волк – волки и нет волков, лиса – лисы, нет лис,                рог – рога и т. д.

Д. игра «Отгадай по описанию»

Цель: Уточнить и активизировать словарный запас. Учить употреблять форму предложного падежа имен существительных в  единственном числе с предлогом   О 

Предложить детям самостоятельно придумать загадку – описания о каком -  либо животном.  (По схеме. )

Например: трусливый, длинноухий, серый или белый… (о зайце);

Пушистая, прыгучая, рыжая, серая …. (о белке)

Бурый, косолапый, неуклюжий…. (о медведе) и т.д.

Д. игра «Собери семью»

Цель: Закреплять умение узнавать и называть животных и их детенышей.

Используя картинки с изображением животных и их детенышей.

Например: папа – лис,  мама – лиса, детеныш – лисенок

                   Папа – лось, мама – лосиха, детеныш – лосенок. И т. д.

Д. игра «Прятки»

Цель: Учить образовывать форму родительного падежа имен существительных. Активизировать словарь по теме.

Предложить детям сюжетную картинку. Сказать, что животные решили поиграть в прятки. Затем спросить: - Это чей хвост?  (Это хвост лисы.)

Это чьи уши? (Это уши медведя.) и т. д.

   C:\Users\админ\Desktop\ДОК, СЕМЕЙНЫЕ\img2.jpg

Д. игра «Кто как голос подает?»

Цель: Обогащать, уточнять  глагольный словарь.

Медведь – рычит; Лиса – тявкает,  Кабан - …  Волк - …

Д.игра «Кто чем защищается?»

Цель: Учить образовывать форму творительного падежа имен существительных. Активизировать словарь по теме.

лось — рогами, копытами.            Лиса — …             рысь— …            волк— …

Д.игра «У кого кто?»

Цель: Учить образовывать  и использовать в речи существительные с суффиксами - онок, - енок, - ат, - ят и использовать их. 

У лосихи  – лосенок, пять лосят,

У оленя  - олененок  – пять оленят,

у рыси – рысенок, - пять рысят.  И. т.д.

Д.игра «Что это обозначает?»

Цель: Обратить внимание детей на многозначность существительных иголки (у ежа, у ели, для шитья), шишки (на сосне, на голове).

Упражнение «Продолжи предложения»

Цель: Составление предложений по  картинкам :

В лесу живет много волков … (зайцев, лис и т. д.)

Мы можем встретиться в лесу с ежом … (лосем, лисой и т.д.)

Д.игра «Какое слово не подходит?»

Развивать слуховое внимание:

Волк, волчий, волокно, волчонок, волчица.

Белка, белочка, бельчонок, берлога, беличий.

Д.игра «Веселый счет»

Цель: Согласование существительных с  числительными: 

Один заяц, два зайца … пять зайцев; Один волк ….;    медведь..;   лиса;     белка

Д.игра « Кто лишний и почему?»

Цель: Развитие логического мышления:— 

Медведь, волк, корова, лось.

Белка, дупло, лиса, еж.

Д.игра «Угадай и повтори»

Цель: Обогащать словарь детей.

Злой, голодный, серый… (волк). Трусливый, длинноухий, серый… (заяц). Хитрая, рыжая, хищная… (лиса). Рыжая, маленькая, быстрая… (белка) Большой, бурый, неуклюжий… (медведь).

Д.игра « Чей дом?»

Цель: Обогащать,  уточнять словарь детей.

Берлога – дом медведя.  Логово - …  Нора - …  Дупло - …

Д.игра « У кого чей хвост? У кого чьи уши?»

Цель: Образование притяжательных прилагательных:

Чей хвост у лисы? – Лисий. ( у зайца?  у волка?     у барсука?       у соболя?

Чьи уши у медведя? – Медвежьи. у белки?  у оленя?  у рыси?

Д.игра «Что у кого?»

Цель: Обогащение и активизация словаря. 

У медведя – туловище, уши, глаза, пасть, четыре лапы, хвостик. И. т. д.

Д.игра «Подбери признак»

Цель: Активизировать словарь признаков: 

Заяц (какой?) – быстрый, трусливый, серый, белый, ловкий.

Лиса (какая?) – быстрая, ловкая, хитрая, рыжая, пушистая.

Волк (какой?) – серый, злой, голодный, зубастый, лохматый. И т.д.

Д.игра «Кто кем будет?»

Цель: Уточнять, активизировать словарь детей.

Ежонок будет ежом. Лисенок будет лисой. Волчонок будет волком. Медвежонок будет медведем. Зайчик будет зайцем. Лосенок будет лосем. Барсучонок будет барсуком и т.д.

Д.игра «Кто чем питается?»

Цель: Уточнять, активизировать словарь детей.

Зайцы зимой питаются корой и ветками деревьев.

Белки зимой питаются семенами шишек.

Лисы зимой  питаются мышами-полевками. И т.д.

Д.игры «Кто спрятался на картинке?»

«Кто лишний?»

Цель: развивать зрительное внимание, закреплять умение говорить полным предложением

 лишний глухарь, синица – птицы.

Зарядка   ( физ. Минутка)

Цель: Координация речи с движением. Выполнять движения в соответствии с содержанием текста.

         

На зарядку становись!                                        

Дети встают в круг.

Спины ровно, руки вниз!      

  Выпрямляют спины. Опускают руки.

Раз - присели, как бельчонок.

Приседают, согнув руки перед грудью.

Два - привстали, как зайчонок.                        

Встают, сделав «ушки» из пальчиков.

Три – помчались, как лошадка.                      

Бегут с высоким подниманием колена.

И сначала, по порядку.                                      

Выполняют все движения сначала.

   

   

Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»

Цель: Развитие мелкой моторики.

У лисы в лесу глухом                          

Поочередно хлопают в ладоши и ударяют друг о  друга кулачками обеих рук.

Есть нора - надежный дом.              

Дети загибают пальцы на обеих руках по одному 

пальцу на каждое двустишие.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом,                    

Поочередно хлопают в ладоши и ударяют друг о  друга кулачками обеих рук.

Всем тепло, уютно в нем.                    

                         

Составитель: Шубина А.И.

Литература:

Арефева А.Л  лексические темы по развитию речи детей 4 – 8 лет. Методическое пособие.- М.: ТЦ СФЕРА

Берлибо Е.П. Дидактический материал по формированию лексико – грамматических категорий языка и связной речи – для детей с ОНР III уровня. – Волгоград ИТД  Корифей, 2010

Лебедева Л.В. Козина И.В.  Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста (старший дошкольный возраст)  - Учебно – методическое пособие, - М., Центр педагогического образования.2010г

Лозбякова М.И. учимся правильно и четко говорить. Пособие для логопедов, воспитателей, родителей. –  Москва. Издательский центр «Вентана – граф»2003

Интернетресурсы

 Сюжетная картинка к д. игре «Прятки» https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/00c5/000dbc64-d97fe5ef/img2.jpg 

Картинка  к д.играм «Кто лишний?»; «Кто спрятался на картинке?» - http://i.unimm-deti.ru/u/0f/619d26fa9f11e99c3ed1f77a8073f9/-/найди%20животных.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рекомендации для воспитателей старшей группы по теме " домашние животные"

Рекомендации для пеагогов , работающих со старшими дошкрольниками по теме " домашние животные"...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНЫХ ГРУПП ПО ОРГАНИЗАЦИИ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ»

Данные методические рекомендации созданы  в помощь воспитателям, специалистам ДОО, полезны родителям дошкольников.В рекомендациях представлена система занятий в старшей группе, разработанная...

Рекомендации учителя-логопеда для воспитателей старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме "Дикие животные"

Рекомендации учителя-логопеда для воспитателей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР по лексической теме "Дикие животные" помогут вести коррекционно-развивающую работу...

Взаимодействие учителя - логопеда с воспитателем в рамках лексической темы " Животные жарких стран"

Материал содержит рекомендации учителя - логопеда воспитателю подготовительной к школе группы компенсирующей направленности  для детей с нарушениями речи по основным разделам коррекционной работы...

Рекомендации для воспитателей старших возрастных групп. Лексическая тема - Зима.

лексико -грамматические игры и упражнения для детей старшего возраста....

Рекомендации для воспитателей старших и подготовительных к школе групп на тему "Подготовка руки к письму"

В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом,создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта развития навыков ручной умелости....