Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие порусской народной сказке «Гуси-лебеди»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Пыжова Любовь Анатольевна

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди»

Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий.

Интеграция образовательных областей: Чтение художественной литературы,познание, коммуникация, здоровье.

Задачи:

Обучающие: Учить детей понимать образное содержание сказки.

Совершенствовать умения отвечать на вопросы, используя навыки объяснительной речи. Закрепить знания детей о русской народной сказке «Гуси – лебеди», используя иллюстрации к этой сказке. Формировать умение правильно употреблять в речи слова, близкие по значению (синонимы) (румяные, да наливные яблоки - это красные, сочные, сладкие, спелые яблоки) и слова с противоположным значением (антонимы) (красивая - страшная, молодая – старая, добрая – злая). Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности.

РазвивающиеРазвивать связанную речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения. Активизировать употребление в речи прилагательных, образованных от существительных (яблочный, капустный, рыбный, грибной). Упражнять в употреблении в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (печенька, яблонька, реченька)Развиватькоммуникативные навыки общения

Воспитательные: Воспитывать у детей любовь к прекрасному, окружающему миру, природе. Воспитывать умение слушать друг - друга, помогать оказывать помощь сказочным персонажам, быть терпимым, уважать мнение товарища, чувствовать ответственность за знания других. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Оборудование: Ноутбук,мультимедийный проектор, корзинка с муляжами яблок, аудиозапись песни,Приходите в гости к нам”, костюмы Иванушки и Машеньки.

Предварительная работа: чтение сказки «Гуси – лебеди», беседа по сказке «Гуси - лебеди», рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси – лебеди» (яблоньку, печку, речку, избушку на курьих ножках, драматизация сказки «Гуси – лебеди»,игры с загадками«Узнай по описанию»«Сказочный сундучок».

Активизация словаря: печенька, яблонька, реченька; румяные, да наливные яблоки; молочная река – кисельные берега –это в реке вместо воды течет молоко, а берега сделаны из киселя; в дремучем лесу деревья очень высокие и растут так близко друг другу, что даже в солнечный день в нем темно. Это страшный лес.

Ход образовательной деятельности

Орг. момент.

(Дети встают в круг.)

Воспитатель предлагает детям поздороваемся друг с другом.

«Здравствуй правая рука, здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг (поворот головой)

Здравствуй весь наш общий круг»

Воспитатель: А теперь, посмотрите сколько присутствуют у нас сегодня гостей. Давайте с ними тоже поздороваемся.

Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас в сказку. Если хотите узнать в какую,отгадайте загадки:

1. Длинные шеи, красные лапки, щиплют за пятки – беги без оглядки. (Гуси)

2. Круглое румяное с дерева достану я. (Яблоко);

3. Бабушка седа-бела, зимой каждому мила. Из трубы летят колечки – это дым из нашей (печки);

4. Течет-течет – не вытечет, бежит-бежит – не выбежит. (Река);

5. Между сосен, между елок ходят, бродят сто иголок. (Еж);

6. Живет в дремучем лесу в избушке недобрая старушка(Баба Яга).

Воспитатель: Из какой это сказки эти герои? (Дети отгадывают загадки и называют русскую народную сказку «Гуси-лебеди»).Слайд 1.

Основная часть

Воспитатель:Ребята, а теперь я хочу узнать, хорошо ли вы знаете сказку «Гуси-лебеди»?

Воспитатель предлагает детям слушать внимательно фразы из сказки и найти ошибки, если они будут. Если что-то будет неправильно,дети должны говорить хором«Нет, нет, нет». Если ошибок нет,то говорят хором«Да, да, да».

• Отец с матерью уехали в город, а Маша с Ванюшкой остались дома. (Да, да, да).

Налетели гуси – лебеди, подхватили Машеньку, посадили на крылья и унесли. (Нет, нет, нет). Почему нет? (Объяснения детейГуси – лебеди посадили на крылья и унесли Ванюшу).

• Маша печке помогла – пирожок съела. (Да, да, да).

• Маша яблоньке помогла – яблочек на нее навесила. (Нет, нет, нет)(Машенька съела яблоко и яблонька ей помогла).

• Маша речке помогла – камень сдвинула. (Да, да, да).

• Ежик привел Машу в дремучий лес к избушке на курьих ножках. (Да, да, да).

• Видит, Маша в поле печка течет, а рядом речка печет. (Нет, нет, нет) (Печка - печёт, а речка –течёт).

• Маше с Ванюшкой помогли спрятаться от гусей-лебедей печка, яблонька, речка и Баба Яга. (Нет, нет, нет) (Помогли печка, яблонька и речка).

Прибежала Маша домой: Ванюшку умыла, причесала, на лавочку посадила, сама рядом присела. (Да, да, да).

Из-за ширмы появляется девочка в костюме Машеньки и горько плачет.

Воспитатель: Смотрите,ведь это Машенька. Давайте спросим у неё,почему она плачет.

Дети: Машенька,почему ты плачешь,что с тобой произошло?

Маша: Здравствуйте. дети! (Тяжело вздыхает).Должна вам признаться,не уследила я за братцем Ванечкой. Гуси-лебеди его унесли.

Воспитатель:(обращается к Машеньке) Не печалься,мы,чем сможем,тебе,Машенька поможем. Ребята,поможем?

Дети: Поможем!

Воспитатель: Машенька,пойдём с нами!

(Дети идут по кругу вместе с воспитателем под музыку)

Встреча с яблоней.

(Воспитатель подводит детей к мультимедийному экрану с изображением яблони).

Воспитатель:Ребята,поздоровайтесь с яблонькой!

Дети: Здравствуй,яблонька!

Ребёнок 1: Яблонька,матушка,скажи,куда гуси-лебеди полетели?

Яблоня:(голос в микрофоне).

Здравствуйте,дети!Сосчитайте пожалуйста мои яблоки в корзинке (дети считают яблоки)

Воспитатель:Вот здесь в корзинке лежат яблоки,возьмите их. В сказке яблочки называют румяными,да наливными,как вы понимаете это выражение? (Это яблоки красные,сочные,сладкие,спелые)

Воспитатель: Яблонька благодарит нас за помощь и указывает,куда улетели гуси-лебеди.

Дети:Прощай, яблонька! Нам пора идти дальше.

(Дети идут по кругу вместе с воспитателем под музыку)

Встреча с печкой.

(Воспитатель подводит детей к мультимедийному экрану с изображением печки).

Воспитатель: А это что,дети?

Дети: Это печка!

Печка (говорит голос в микрофоне)

Мимо,путник,не пройди-

Пирожок мой прихвати!

Ребёнок 2: Печка,скажи,куда гуси-лебеди полетели?

Печка:Конечно! Только покажите,как пекут пирожки.

Пальчиковая гимнастика,Печём пирожки”

Тесто мнём,мнём,мнём!

(Давят кулаками вображаемое тесто)

Тесто жмём,жмём,жмём!

(Резко сжимают-разжимают кулаки-сначала одновременно,потом поочерёдно)

Пирожки мы испечём!

(Лепят воображаемый пирог,перекладывая его из одной ладони в другую)

Воспитатель: Давайте пофантазируем, с чем могут быть пирожки? (Пирожки могут быть с капустой, с грибами, яблоками и с рыбой).

Воспитатель: Ребята, в печке можно испечь не только пирожки, но и пироги. Пирожки по размеру маленькие, а пироги – большие. Если пирог с вишней, его называют вишневым пирогом. А как будет называться пирог с грибами, яблоками,

Воспитатель: Печка благодарит нас и указывает,куда полетели гуси-лебеди.

Воспитатель:Как вы думаете,ребята, что мы ещё увидим?

Дети:Молочную речку с кисельными берегами.

(Дети идут по кругу вместе с воспитателем под музыку)

Встреча с речкой.

(Воспитатель подводит детей к мультимедийному экрану с изображением речки).

Воспитатель:Почему речку назвали молочной? (Она из молока).Что значит кисельные берега (Берега из киселя).Встаньте в круг и поочерёдно произнесите слова,кисель” и,молоко”.Будьте внимательны и запоминайте,кому какое слово достанется. Потом вам это пригодится. (По окончании считалки дети делятся на две команды.)

Воспитатель:Одна команда будет готовить блюда из молочных продуктов,а другая варить кисель из ягод. (Воспитатель подводит детей к двум столам: на одном разложенны картинки с изображением ягод и фруктов. Дети одной команды выбирают картинки с изображением молочных продуктов,дети другой команды-картинки с изображением ягод. Затем показывают картинки и рассказывают,что приготовили из молока и из чего сварили кисель. Воспитатель задаёт вопросы: ,Как называются продукты из молока? Как можно сказать по-другому,кисель из черники”, ,кисель из клюквы”?

Воспитатель: Я услышала,как речка прошептала,что гуси-лебеди полетели над ней в сторону болота. Я знаю,что за болотом стоит избушка на курьих ножках. Там и живёт баба-яга. Подойдём поближе может,что-нибудь услышим о братце Маши.

Дорога к Бабе-Яге.

Воспитатель:Дорога к избушке не простая-то узкая,то широкая. то каменистая. Густой туман стелется под ногами. Но я вам помогу,буду указывать путь при помощи знаков-картинок. (Воспитатель поочерёдно показывает картинки с изображением узкой,широкой и каменистой дорожек. Дети идут по кругу,имитируя ходьбу по соответствующим дорожкам.)

У избушки на курьих ножках.

(Воспитатель подводит детей к мультимедийному экрану с изображением дома Бабы-яги).

Воспитатель:Ну-ка послушаем,что тут творится!

Баба-Яга:(голос в микрофоне).Улетаю по делам!Оставляю стражниками гусей-лебедей. Ты,Ванюша,не вздумай уходить. Сиди тут и смотри в окошко.

Воспитатель:Ребята,Баба-Яга в сказке добрая(Нет,Баба-Яга в сказке злая)

Воспитатель:Она молодая? (Нет,старая)

Воспитатель: Она красивая? (Нет,она страшная: у нее нос – крючком, волосы – торчком и нога костяная).

(На экране появляется Ваня)

Дети:Ваня!Ванюша!

Воспитатель:Ванечка,мы тебя спасём. Бежим отсюда!Дети, кто нам снова поможет от гусей-лебедей спрятаться (молочная речка-кисельные берега).Изобразим речку с помощью рук. (Дети руками изображают волны).

Воспитатель:Кто ещё поможет (Печка)Изобразим печку с помощью рук. (Дети рисуют в воздухе печку).

Воспитатель:А вот и яблонька,она укроет нас своими ветками. (Дети изображают качающиеся ветки яблони.)

Возвращение Вани.

Выходит мальчик в костюме Иванушки.

Маша:Спасибо вам большое! (протягивает детям корзинку с печеньем.)Вот моё угощение. А нам с братцем пора-скоро матушка с батюшкой с ярмарки вернутся. До свидания!Слайд 7.

Дети:До свидания!

Воспитатель: Дети,вам понравилось путешествие в сказку? Что запомнилось больше всего? (Ответы детей).Теперь нам пора в группу возвращаться.

Звучит аудиозапись песни,Приходите в гости к нам”.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди»

Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий.

Интеграция образовательных областей: Чтение художественной литературы,познание, коммуникация, здоровье.

Задачи:

Обучающие: Учить детей понимать образное содержание сказки.

Совершенствовать умения отвечать на вопросы, используя навыки объяснительной речи. Закрепить знания детей о русской народной сказке «Гуси – лебеди», используя иллюстрации к этой сказке. Формировать умение правильно употреблять в речи слова, близкие по значению (синонимы) (румяные, да наливные яблоки - это красные, сочные, сладкие, спелые яблоки) и слова с противоположным значением (антонимы) (красивая - страшная, молодая – старая, добрая – злая). Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности.

РазвивающиеРазвивать связанную речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения. Активизировать употребление в речи прилагательных, образованных от существительных (яблочный, капустный, рыбный, грибной). Упражнять в употреблении в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (печенька, яблонька, реченька)Развиватькоммуникативные навыки общения

Воспитательные: Воспитывать у детей любовь к прекрасному, окружающему миру, природе. Воспитывать умение слушать друг - друга, помогать оказывать помощь сказочным персонажам, быть терпимым, уважать мнение товарища, чувствовать ответственность за знания других. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Оборудование: Ноутбук,мультимедийный проектор, корзинка с муляжами яблок, аудиозапись песни,Приходите в гости к нам”, костюмы Иванушки и Машеньки.

Предварительная работа: чтение сказки «Гуси – лебеди», беседа по сказке «Гуси - лебеди», рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси – лебеди» (яблоньку, печку, речку, избушку на курьих ножках, драматизация сказки «Гуси – лебеди»,игры с загадками«Узнай по описанию»«Сказочный сундучок».

Активизация словаря: печенька, яблонька, реченька; румяные, да наливные яблоки; молочная река – кисельные берега –это в реке вместо воды течет молоко, а берега сделаны из киселя; в дремучем лесу деревья очень высокие и растут так близко друг другу, что даже в солнечный день в нем темно. Это страшный лес.

Ход образовательной деятельности

Орг. момент.

(Дети встают в круг.)

Воспитатель предлагает детям поздороваемся друг с другом.

«Здравствуй правая рука, здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг (поворот головой)

Здравствуй весь наш общий круг»

Воспитатель: А теперь, посмотрите сколько присутствуют у нас сегодня гостей. Давайте с ними тоже поздороваемся.

Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас в сказку. Если хотите узнать в какую,отгадайте загадки:

1. Длинные шеи, красные лапки, щиплют за пятки – беги без оглядки. (Гуси)

2. Круглое румяное с дерева достану я. (Яблоко);

3. Бабушка седа-бела, зимой каждому мила. Из трубы летят колечки – это дым из нашей (печки);

4. Течет-течет – не вытечет, бежит-бежит – не выбежит. (Река);

5. Между сосен, между елок ходят, бродят сто иголок. (Еж);

6. Живет в дремучем лесу в избушке недобрая старушка(Баба Яга).

Воспитатель: Из какой это сказки эти герои? (Дети отгадывают загадки и называют русскую народную сказку «Гуси-лебеди»).Слайд 1.

Основная часть

Воспитатель:Ребята, а теперь я хочу узнать, хорошо ли вы знаете сказку «Гуси-лебеди»?

Воспитатель предлагает детям слушать внимательно фразы из сказки и найти ошибки, если они будут. Если что-то будет неправильно,дети должны говорить хором«Нет, нет, нет». Если ошибок нет,то говорят хором«Да, да, да».

• Отец с матерью уехали в город, а Маша с Ванюшкой остались дома. (Да, да, да).

Налетели гуси – лебеди, подхватили Машеньку, посадили на крылья и унесли. (Нет, нет, нет). Почему нет? (Объяснения детейГуси – лебеди посадили на крылья и унесли Ванюшу).

• Маша печке помогла – пирожок съела. (Да, да, да).

• Маша яблоньке помогла – яблочек на нее навесила. (Нет, нет, нет)(Машенька съела яблоко и яблонька ей помогла).

• Маша речке помогла – камень сдвинула. (Да, да, да).

• Ежик привел Машу в дремучий лес к избушке на курьих ножках. (Да, да, да).

• Видит, Маша в поле печка течет, а рядом речка печет. (Нет, нет, нет) (Печка - печёт, а речка –течёт).

• Маше с Ванюшкой помогли спрятаться от гусей-лебедей печка, яблонька, речка и Баба Яга. (Нет, нет, нет) (Помогли печка, яблонька и речка).

Прибежала Маша домой: Ванюшку умыла, причесала, на лавочку посадила, сама рядом присела. (Да, да, да).

Из-за ширмы появляется девочка в костюме Машеньки и горько плачет.

Воспитатель: Смотрите,ведь это Машенька. Давайте спросим у неё,почему она плачет.

Дети: Машенька,почему ты плачешь,что с тобой произошло?

Маша: Здравствуйте. дети! (Тяжело вздыхает).Должна вам признаться,не уследила я за братцем Ванечкой. Гуси-лебеди его унесли.

Воспитатель:(обращается к Машеньке) Не печалься,мы,чем сможем,тебе,Машенька поможем. Ребята,поможем?

Дети: Поможем!

Воспитатель: Машенька,пойдём с нами!

(Дети идут по кругу вместе с воспитателем под музыку)

Встреча с яблоней.

(Воспитатель подводит детей к мультимедийному экрану с изображением яблони).

Воспитатель:Ребята,поздоровайтесь с яблонькой!

Дети: Здравствуй,яблонька!

Ребёнок 1: Яблонька,матушка,скажи,куда гуси-лебеди полетели?

Яблоня:(голос в микрофоне).

Здравствуйте,дети!Сосчитайте пожалуйста мои яблоки в корзинке (дети считают яблоки)

Воспитатель:Вот здесь в корзинке лежат яблоки,возьмите их. В сказке яблочки называют румяными,да наливными,как вы понимаете это выражение? (Это яблоки красные,сочные,сладкие,спелые)

Воспитатель: Яблонька благодарит нас за помощь и указывает,куда улетели гуси-лебеди.

Дети:Прощай, яблонька! Нам пора идти дальше.

(Дети идут по кругу вместе с воспитателем под музыку)

Встреча с печкой.

(Воспитатель подводит детей к мультимедийному экрану с изображением печки).

Воспитатель: А это что,дети?

Дети: Это печка!

Печка (говорит голос в микрофоне)

Мимо,путник,не пройди-

Пирожок мой прихвати!

Ребёнок 2: Печка,скажи,куда гуси-лебеди полетели?

Печка:Конечно! Только покажите,как пекут пирожки.

Пальчиковая гимнастика,Печём пирожки”

Тесто мнём,мнём,мнём!

(Давят кулаками вображаемое тесто)

Тесто жмём,жмём,жмём!

(Резко сжимают-разжимают кулаки-сначала одновременно,потом поочерёдно)

Пирожки мы испечём!

(Лепят воображаемый пирог,перекладывая его из одной ладони в другую)

Воспитатель: Давайте пофантазируем, с чем могут быть пирожки? (Пирожки могут быть с капустой, с грибами, яблоками и с рыбой).

Воспитатель: Ребята, в печке можно испечь не только пирожки, но и пироги. Пирожки по размеру маленькие, а пироги – большие. Если пирог с вишней, его называют вишневым пирогом. А как будет называться пирог с грибами, яблоками,

Воспитатель: Печка благодарит нас и указывает,куда полетели гуси-лебеди.

Воспитатель:Как вы думаете,ребята, что мы ещё увидим?

Дети:Молочную речку с кисельными берегами.

(Дети идут по кругу вместе с воспитателем под музыку)

Встреча с речкой.

(Воспитатель подводит детей к мультимедийному экрану с изображением речки).

Воспитатель:Почему речку назвали молочной? (Она из молока).Что значит кисельные берега (Берега из киселя).Встаньте в круг и поочерёдно произнесите слова,кисель” и,молоко”.Будьте внимательны и запоминайте,кому какое слово достанется. Потом вам это пригодится. (По окончании считалки дети делятся на две команды.)

Воспитатель:Одна команда будет готовить блюда из молочных продуктов,а другая варить кисель из ягод. (Воспитатель подводит детей к двум столам: на одном разложенны картинки с изображением ягод и фруктов. Дети одной команды выбирают картинки с изображением молочных продуктов,дети другой команды-картинки с изображением ягод. Затем показывают картинки и рассказывают,что приготовили из молока и из чего сварили кисель. Воспитатель задаёт вопросы: ,Как называются продукты из молока? Как можно сказать по-другому,кисель из черники”, ,кисель из клюквы”?

Воспитатель: Я услышала,как речка прошептала,что гуси-лебеди полетели над ней в сторону болота. Я знаю,что за болотом стоит избушка на курьих ножках. Там и живёт баба-яга. Подойдём поближе может,что-нибудь услышим о братце Маши.

Дорога к Бабе-Яге.

Воспитатель:Дорога к избушке не простая-то узкая,то широкая. то каменистая. Густой туман стелется под ногами. Но я вам помогу,буду указывать путь при помощи знаков-картинок. (Воспитатель поочерёдно показывает картинки с изображением узкой,широкой и каменистой дорожек. Дети идут по кругу,имитируя ходьбу по соответствующим дорожкам.)

У избушки на курьих ножках.

(Воспитатель подводит детей к мультимедийному экрану с изображением дома Бабы-яги).

Воспитатель:Ну-ка послушаем,что тут творится!

Баба-Яга:(голос в микрофоне).Улетаю по делам!Оставляю стражниками гусей-лебедей. Ты,Ванюша,не вздумай уходить. Сиди тут и смотри в окошко.

Воспитатель:Ребята,Баба-Яга в сказке добрая(Нет,Баба-Яга в сказке злая)

Воспитатель:Она молодая? (Нет,старая)

Воспитатель: Она красивая? (Нет,она страшная: у нее нос – крючком, волосы – торчком и нога костяная).

(На экране появляется Ваня)

Дети:Ваня!Ванюша!

Воспитатель:Ванечка,мы тебя спасём. Бежим отсюда!Дети, кто нам снова поможет от гусей-лебедей спрятаться (молочная речка-кисельные берега).Изобразим речку с помощью рук. (Дети руками изображают волны).

Воспитатель:Кто ещё поможет (Печка)Изобразим печку с помощью рук. (Дети рисуют в воздухе печку).

Воспитатель:А вот и яблонька,она укроет нас своими ветками. (Дети изображают качающиеся ветки яблони.)

Возвращение Вани.

Выходит мальчик в костюме Иванушки.

Маша:Спасибо вам большое! (протягивает детям корзинку с печеньем.)Вот моё угощение. А нам с братцем пора-скоро матушка с батюшкой с ярмарки вернутся. До свидания!Слайд 7.

Дети:До свидания!

Воспитатель: Дети,вам понравилось путешествие в сказку? Что запомнилось больше всего? (Ответы детей).Теперь нам пора в группу возвращаться.

Звучит аудиозапись песни,Приходите в гости к нам”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка»

Цель:Знакомим с русской народной сказкой «Никита Кожемяка» Задачи:- Уточнить и обогатить представления детей о русских народных сказках. Закрепить умение детей по описанию отгад...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Чтение русской народной сказки "Хаврошечка"

В материале приведён конспект занятия по развитию речи на основе сказки "Хаврошечка"....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ русской народной сказки «Морозко»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ русской народной сказки  «Морозко»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Чтение русской народной сказки "Финист - Ясный сокол"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Чтение русской народной сказки "Финист - Ясный сокол"....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "пересказ русской народной сказки Репка"

Цель занятия: совершенствовать монологическую речь детей.Задачи:Образовательная: учить детей пересказывать знакомую сказку связно и последовательно, используя сказочные повторы.Развивающая: побуждать ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе пересказ русской народной сказки «Лиса лапотница»

Образовательная область: социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое, физическое развитие.Цель: учить детей связно, последовательно и выразительно пересказывать сказку «Лиса и...