Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в подготовительной группе на тему: "Удивительный крючок"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Клименко Наталья Сергеевна

В данном конспектеиспользуется материал по  ознакомлению с языковым явлением полисемии

на основе многозначных существительных

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 7 «Радуга» Кулундинского района Алтайского края

Непосредственная образовательная деятельность

по  ознакомлению с языковым явлением полисемии

на основе многозначных существительных

«Удивительный крючок»

Образовательная область: «Речевое развитие»

                                                                           

                                                                             Воспитатель: Клименко Н.С.

                                                        Кулунда 2021 г

Цель:

- побуждать детей осуществлять подбор слов из смыслового поля слова «крючок»

Задачи:

-закреплять умение устанавливать соответствие между существительными и прилагательными;

-формировать навыки подбора смыслов многозначных слов;

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям познакомиться с гостями.

Затем напоминает детям, что гостей принято угощать или развлекать.

Воспитатель: Ребята, можем мы угостить гостей? (Ответы детей)

- Тогда предлагаю вам развлечь их,  для этого у меня припасена одна очень замечательная сказка. А  называется она «Удивительный крючок»

Воспитатель читает сказку. После прочтения спрашивает:

- Ребята, понравилась ли вам сказка?

- А кто запомнил, как она называется?

- А может кто – то из вас догадался, почему она так называется?

(Ответы детей)

Воспитатель: Давайте тогда вспомним, зачем послал царь доброго молодца? (что ему было нужно найти?)

 - И какие крючки повидал добрый молодец на своем пути?

(Дети называют ответы,  воспитатель выставляет на фланелеграф картинки, отображающие ответы детей)

 - Давайте посмотрим ещё раз, какое слово объединяет все эти картинки?

 Молодцы! Слово то одно, да значение у них какое? Одинаковые? Правильно, разные. Т.е. слово одно, а значений  много, значит это слово молжно назвать – «многозначное».

Воспитатель: Давайте ещё раз посмотрим, какой смысл приобретает слово «крючок» (дверной, нос крючком у старушонки, хвост крючком у поросенка, вяжет девушка крючком, рыболовный крючок)

Вывод: Слово «крючок» - многозначное!

Все вы хорошо отвечали, видно устали?

Физминутка:

Представьте себе, что мы на цветочной поляне. пригрело весеннее солнышко, прикоснулось к нам своими волшебными лучиками и мы превратились в прекрасных бабочек:

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз – водой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре - улетела!

Порхали, кружились бабочки, пока не оказались на соседней полянке. А полянка была не простая, а игровая.

А чтобы играть нужны умение и смекалка. Предлагаю сбросить крылышки и превратиться в ребят.

( Дети стряхивают руками и походят к столам, на которых разложены карточки.)

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру «Назови много слов»

(Игра, направлена на формирование навыка подбора смыслов многозначных слов)

Плывёт ( пароход, лодка, пловец, бревно, утка)

Летит (самолёт, птица, комар, воздушный шар, человек)

Растёт ( дерево, строится дом, ребёнок, волосы)

Ползёт ( змея, улитка, гусеница, червяк)

Висит ( паутина, груша, лампочка) – предложить определить гостям.

Рефлексия:

Ребята, вам понравилось занятие?

Как вы думаете, не скучно было нашим гостям?

А вы запомнили с какими словами мы сегодня познакомились? (многозначными)

Давайте все вместе попрощаемся с гостями и скажем им:« До Свидания!»

Удивительный крючок.

В одном царстве государстве жил-был добрый молодец.

Вот пришла пора жениться, вести невесту по венец.

Царь в хоромы вызывает его и предупреждает:

« Коль уж хочешь ты жениться, нужно будет потрудиться!

Раздобудь- ка ровно в срок рыболовный мне крючок.

Страсть рыбачить я люблю, даром дочь не отдаю!»

Тот задумался немного и отправился в дорогу.

Долго ль, коротко ль он брел и в дремучий лес зашёл.

А на темной там полянке, обнаружил он поганки.

Посреди стоит избушка, в ней живет Яга старушка.

Бабка старенька была, и одна в лесу жила.

Дверь закрыта на крючок, села в угол и молчок!

Постучался паренек: «Бабка, я ищу крючок!»

А она ему в ответ: « у меня такого нет!»

Ты иди, сынок в деревню, там найдешь его, наверно!

Спрятала свой нос-крючок и опять сидит-молчок.

Долго ль, коротко ль он шел, но деревню ту нашел.

А в деревне на тропинке, поросята нреют спинки,

Хвостик-розовый крючок, а на рыльце-пятачок.

Вот идет с ведром девица, рукодельница, певица.

«Здравствуй, молодец лихой, ты откуда, кто такой?»

Застеснялся паренек, и спустился на пенек.

«просьба у меня такая, необычная, смешная!»

Вот была б царю забава, кабы ты мне подсказала,

Где крючок раздобыть, царю, батьке угодить»

«Что ж!» - девица отвечает, парня в домик приглашает,

Достает из сундучка, ему вязальных два крючка.

Но поник он головою: «Крючок мне нужен не такой!»

Мне б рыбацкий раздобыть, подскажи ты, как мне быть?

Призадумалась она, парня за руку взяла,

Через леса и по тропинке на речку к деду привела.

Дед-рыбак их здесь приветил, и на просьбу их ответил:

«Вот крючочки, выбирай, какой хочешь – забирай!»

Выбрал паренек крючок, сказал: «Спасибо старичок!»

Ох, крючков я повидал, рыболовный вот сыскал.

Видел я дверной крючок, нос крючком у старушонки,

Хвост крючком у поросенка, вяжет девушка крючком, коврики цветные в дом.

Долго я бродил по свету, времени уж больше нету.

Возвращаюсь я домой, к своей невесте молодой.

Молодец, домой вернулся, царю крючок то приглянулся.

Царь обещание сдержал и тут же сразу обвенчал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему «Портрет месяца марта»

Программное содержание:·                       Продолжать учить детей составлять рас...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему « Дядя Стёпа на все времена" (путешествие по стихам С. В. Михалкова)

Цель: заинтересовать детей творчеством С. В. Михалкова ( воспитательное значение); уточнить знания детей о творчестве С. В. Михалкова; учить осмысливать и оценить характеры персонажей его стихов, пони...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе Тема «Осень»

Цель:    Закреплять и систематизировать знания об осени (Познание, Коммуникация,  Художественное творчество, Социализация)Задачи:1....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему :"Звуковая культура речи".

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему "Звуковая культура речи"....

Конспекты непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе.

Исходя из опыты работы я использую тематический принцип организации учебного материала. Дети учатся применять полученные речевые навыки в различных ситуациях, и различных видах деятельности в теч...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе "Незнайка в гостях у ребят"

Цель:  Продолжать учить отгадывать загадки, развивать навык звукобуквенного анализа, учить называть слова с заданным звуком, закрепить знания о согласных и гласных звуках, развивать умение подбир...