Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи ( обучение грамоте) звук З- З”.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи ( обучение грамоте) звук З- З”.

Задачи:                                                                                                                                       Образовательные:                                                                                                                                                              1. Познакомить со звуками [З], [З’], буквой З.                                                                                            2. Вырабатывать навык четкого произношения звуков «[З], [З’]», формировать умения детей различать звуки по твердости и мягкости.                                                                        3. Определять положение звука в слове, делить слова на слоги, делать звуковой анализ слова «роза»;                         

развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать навык чтения закрытых и открытых слогов;
  • развивать мышление, тонкую моторику, умение согласовывать речь с движением;
  • упражнять детей в согласовании числительных с существительными;

воспитательные:

  • Воспитывать любовь к природе родного края;
  • воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие , социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Материалы и оборудование: 2 воздушных шарика, 2 бумажных комарика, письмо, мяч, фишки красного, синего, зеленого цвета, набор картинок (по одной на каждого ребенка), фасоль, ручка, простой карандаш.

панно со съемными схемами, звуковые сигналы синего и зеленого цвета, цветные карандаши синего и зеленого цвета, картинки со схемами слов, гласные буквы и буква З; картинки для составления предложений по теме «Домашние животные».

Ход НОД:

Приветствие: Воспитатель: Мы приветствуем друг друга,

В этом месте, в этот час,

И, держась за руки дружно,

Вместе: Все получится у нас.

(вместе заходят в группу, где к потолку прикреплены два гелиевых шарика, на ниточках висят комарики-один побольше, другой -поменьше)

В-ль: Утро начинается с сюрпризов. Как же попали в группу эти комарики? Очень странно. Ребята, какое сейчас время года? ( ответы детей),Что в это время делают насекомые? (выслушать ответы детей) Посмотрите, у комарика записка. Наверно, это для нас. (читает)

«Ребята, мы не успели найти себе на зиму убежище, очень замерзли и забыли свою песенку. Помогите нам вспомнить ее и найти местечко для зимовки. »

- Ребята, кто знает песенку комара? (З-з-з-з-з)

- А какую песенку будет петь маленький комарик? (зь-зь-зь-зь)

В-ль: Посмотрите на доску и назовите нарисованные на картинках предметы: ЗОНТ, КОРЗИНА, ЗЕБРА, ЗЕМЛЯНИКА, МЕДУЗА, ЗАМОК, ЗАБОР, арбуз, кукуруза. 

Какой звук мы слышим в каждом слове?

В-ль: Правильно это звук З. Возьмите зеркала, произнесите звук [З] и посмотрите как вы его произносите. Что происходит с губами, когда вы произносите звук [З]?

Дети: «Улыбаются».

В-ль: А язычок?

Дети: «Лежит у нижних зубов».

В-ль: А теперь давайте посмотрим, какой дует ветерок при произнесении звука.

Дети: Холодный.

– губы в улыбке;

– зубы сближены и создают преграду для воздушной струи;

– кончик языка упирается в нижние зубы;

– посередине языка идет сильная, холодная воздушная струя;

– голосовые связки работают.

В-ль: Молодцы, а сейчас мы с вами поиграем.

Д/И «Поймай комара»

В-ль: Я буду произносить, разные звуки, слоги и слова в которых встречается звук [З]. Как только вы его услышите, хлопните в ладоши.

М - З - Р – З - К – Т – З …; МА – ЗА – СО – ЗО – ПО – ЗЫ – СИ – ЗИ …; ЗЕБРА – МАК – РЫБА – ЗАБОТ – ЗАМОК – НАСОС - ЗЕМЛЯНИКА - …. ;

Молодцы вы замечательно справились с заданием.

А теперь давайте немного отдахнем.

Дети повторяют слова, выполняют движения в соответствии с текстом.

За-за-за – в саду бегает коза.                   Показывают рожки, бегут на месте.

Зу-зу-зу – в саду видели козу.                 Смотрят в даль по сторонам.

Зы-зы-зы – у козы усы.                            Изображают усы с помощью рук.

(Садятся за столы)

В-ль: А сейчас давайте сравним звуки [З], [З’] между собой. ( произнести поочередно звуки .)

В-ль: Звук [З] – какой он?

Дети: согласный, твердый.

В-ль: Какой фишкой мы его обозначим?

Дети: Его мы будем обозначать фишкой синего цвета.

В-ль: Звук [З’] –какой он?

Дети: согласный, мягкий. Его мы обозначим фишкой зеленого цвета.

Д/И «Не ошибись.» (Воспитатель предлагает детям определить какие звуки он будет выделять голосом в слогах и словах в которых встречается звуки [З],[З’].)

Теперь возьмите в правую руку синий звуковой сигнал, а в левую – зеленый. Я буду произносить слоги со звуками з, зь. Если в слове услышите звук З , сигнал какого цвета поднимите?  ( сигнал синего цвета потому , что звук З – согласный, твердый). Если услышите звук зь ? ( сигнал зеленого цвета потому, что звук зь- согласный мягкий).

Слоги: аз, уз,азь, зи, узь, зы,зя, зю,зо, за,зе. ( дети показывают соответствующие сигналы).

В-ль: Молодцы! А теперь отгадайте загадку?

Как прекрасна королева –

королева всех цветов!

Но на стебле справа, слева –

ну, везде полно шипов!

Наклонять цветок не буду –

полюбуюсь им отсюда!

(роза) (на доску повесить картинку розы)

В-ль: С помощью фишек сделайте звуковой анализ слова роза. Постарайтесь работать самостоятельно. У доски работает Азалия.( по окончании работы предложить детям провести взаимопроверку- работа в парах)

В-ль: Предлагаю поиграть:

Физминутка : «Комарики»

Прилетели комары, (машут руками, передвигаясь по группе)

Как назойливы они,

Полетали, полетали,

Нас чуть-чуть не покусали. (пальчик к носу)

Мы в ладоши хлопнули, (хлопают)

Ножками притопнули. ( топают)

Испугались комары, улетели за дворы. ( присели, спрятались)

Знакомство с буквой «З». Воспитатель выставляет на доску букву З, обьясняет детям ,что З.Зь  обозначаются буквой З.

На что похожа эта буква З ?                                                                                                                  На эту букву посмотри!
Она совсем как цифра 3.
3 - не просто завитушка,
3 - пружина, крендель, стружка.
                                                                                      

-Ребята, этой буквой обозначаются звуки [з] и [з,]. Она состоят – из двух полуколец, соединённых между собой или двух неполных кругов. Перед вами на столах в тарелочках стоит фасоль. Выложите букву З на столе с помощью фасоли.

- Наши пальчики устали, мы немного отдохнём.

Повтори скороговорки:

За-за-за - вот белая коза.

Зу-су-зу – я пасу козу.

За-за-за – на лугу коза.

За-за-за – здесь пасётся коза.

За-за-за - ест сочную траву коза.

Зы-зы-зы – будет молоко у белой козы.

Дети вслед за логопедом повторяют чистоговорки.

Пальчиковая гимнастика «Замок»

Исходное положение: Ладони прижать друг к другу, пальцы переплести. Далее движениями имитировать слова стихотворения.

На двери висит замок,(Быстро соединять пальцы в замок и разъединять)

Кто его открыть бы смог?

Потянули!(Пальцы - в замке, потянуть, не расцепляя)

Покрутили!(Подвигать сцепленными пальцами от себя, к себе)

Постучали!(Пальцы остаются в замке, постучать основаниями ладоней друг о друга).

И открыли!(Расцепить пальцы).

В-ль: Ребята, вы любите собирать пазлы. У меня есть для вас вариант игры. Только собирать картинку нужно всем вместе, дружно и тогда нас точно ждет успех. Вы согласны? (коллективная работа детей) Что у нас получилось? (звезда) Есть ли в слове звезда буква, с которой мы сегодня познакомились? Определите место звук З в слове звезда. Сколько слогов в слове звезда. Звезда ,которую вы выложили - необычная звезда, она путеводная. Уважаемые комарики, мы сегодня с ребятами по-разному старались напомнить вам о том, какую песенку вы поете, когда летаете, а эта путеводная звезда укажет вам путь к месту, где вы сможете провести холодную зиму.

Итоги занятия. Воспитатель: Ну что же, ребята, наше занятие подошло к концу. Мы сегодня с вами потрудились на славу. С каким звуком мы сегодня познакомились благодаря комарикам? А с какой буквой? Что было самым трудным? Почему?

Комарики оставили вам сюрприз. Мы этот сюрприз заберем и в группе чай попьем.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте

Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...

Конспект организованной образовательной деятельности по ФГОС по обучению грамоте в подготовительной группе

Занятие направленное на закрепление знаний детей о гласных и согласных звуках, звуковом разборе слова и т. д....

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Звуки, буквы и слова». (подготовительная группа)

Совершенствование умения различать на слух и в произношении все звуки родного языка....

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи. "Знакомство со звуками В и Вь, буквой В"

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи. "Знакомство со звуками В и Вь, буквой В"...

Конспект организованной образовательной деятельности по Развитию речи в младшей группе. Тема: «Звуковая культура речи: звук и».

Конспект организованной образовательной деятельности по Развитию речи в младшей группе. Тема: «Звуковая культура речи: звук и»....

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звуки [б], [б’]»

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи во второй младшей группе«Звуковая культура речи: звуки [б], [б’]»Задачи:Образовательные:упражнять детей в правил...