Конспект занятия по развитию речи на тему "Лес осенью. Грибы и ягоды" в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Калимуллина Лариса Николаевна

Конспект занятия по развитию речи на тему "Лес осенью. Грибы и ягоды" в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект занятия по лексической теме «Лес осенью. Грибы и ягоды» в старшей логопедической группе.

Цели: 1. Обобщение и систематизация представлений об изменениях, происходящих в жизни леса осенью, о лесных грибах и ягодах, местах их произрастания.        

2. Развитие связной речи, речевого слуха, координации речи                                       с движением, общей моторики, зрительного восприятия и внимания, памяти, логического мышления.

        3. Воспитание активности, эмоциональности, инициативности, любви            и бережного отношения к природе.

Ход занятия

1. Организационный момент. Настрой на занятие.    Слайд №1

2. Вводная беседа.

Логопед. Отгадайте загадку.

                Если дождь стучит по крыше

                Листья падают неслышно

                Птицам улететь пора –

                Это к нам стучится…..(осень)                      Слайд №2

Логопед. Правильно. Это осень. А как вы догадались, что это про осень?

Дети. Потому что осенью идут дожди, листья падают с деревьев, птицы улетают в теплые края.

Логопед. Молодцы!

3. Сообщение темы занятия.

Логопед. Ребята, сегодня на занятии мы с вами отправимся на прогулку                        в осенний лес. Но прежде давайте вспомним как нужно вести себя в лесу. Послушайте меня внимательно.     Слайд №3

                   Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,

                   Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,

                   Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

                   Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.

                   Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай

                   Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать.

                   Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.

                   Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.

-Ну-ка, кто мне скажет, как нужно вести себя в лесу, какие правила надо соблюдать?

Дети.  В лесу нельзя громко кричать.

   В лесу нельзя ломать деревья, ветки, рвать много цветов.

   В лесу нельзя убивать насекомых.

   В лесу нельзя разжигать костер без взрослых.

   В лесу нельзя оставлять за собой мусор.

Логопед. Молодцы!

3. Основная часть. Прогулка в лесу.

Логопед. Чтобы попасть в осенний лес, давайте мы с вами споем нашу песенку.

                В лес отправимся гулять,        Дети маршируют.

Будем весело шагать.

По тропиночке пойдем           Ходят «змейкой»

Друг за дружкою гуськом.     Между «кочками».

На носочки встали                  Бегут на носочках.

И к лесу побежали.

Звучит музыка.

Логопед. Ребятки куда мы с вами попали?

Дети. Мы попали в лес.

Логопед. В какой лес?

Дети. Мы попали в осенний лес.

Логопед. А как мы узнали, что это осенний лес?

Дети. Это осенний лес, потому что листья на деревьях желтые и красные, земля покрыта золотом.

Логопед. А какие изменения в природе происходит осенью?

Дети. Осенью на улице становится холодно. Часто идут дожди. Дуют сильные ветры. Птицы улетают в теплые края.

Логопед. А как мы называем явление, когда с деревьев начинают опадать листья.      Слайд №4

Дети. Листопад.

Логопед. Кто мне скажет, что растет в осеннем лесу?

Дети. В осеннем лесу растут грибы и ягоды.

Логопед. Давайте мы с вами в наши корзинки соберем их. В одну корзинку соберем грибы, в другую ягоды. Пойдемте.

Логопед. Ребятки посмотрите вот и наш первый гриб. Кто знает, какой                         это гриб?

Дети. Это подберезовик.      Слайд №6

Логопед. Как вы определили?

Дети. Подберезовик растет под березой. Шляпа у него круглая, темно-коричневого цвета, а ножка тонкая, высокая.

Логопед. Возьмем этот гриб?

Дети. Да.

Логопед. Почему?

Дети. Подберезовик съедобный гриб.

Логопед. При сборе грибы нужно не вырывать с корнем, а аккуратно срезать ножом, оставляя грибницу в земле, чтобы из нее выросли еще грибы. Положим подберезовик в корзинку. Посмотрите, какой гриб спрятался                            в травке?

Дети. Это лисичка.     Слайд №7

Логопед. А как вы узнали?

Дети. Лисичка растет в траве. Она желтого цвета. У нее круглая шляпка                           и тонкая ножка.

Логопед. Как вы думаете, почему этот гриб назвали лисичкой?

Дети. Потому что этот гриб похож на лису.

Логопед. Возьмем лисичку?

Дети. Да, она съедобный гриб.

Логопед. Но прежде нам нужно придумать предложение о грибах – лисичках по данной схеме.  Слайд №8

Дети. Лисичка растет в лесу.  Лисичка похожа на лису.

Логопед. Молодцы! Возьмем лисичку. Посмотрите, какой красивый гриб. Давайте возьмем его пока никто не взял.    Слайд №9

Дети. Это мухомор. Его нельзя брать, он ядовитый.

Логопед. А что значит ядовитый?

Дети. Ядовитый – это значит опасный для здоровья, им можно отравиться                           и умереть.

Логопед. А какие еще ядовитые грибы вы знаете?

Дети. Бледная поганка, ложные опята, желчный гриб.

Логопед. Сейчас я проверю, сможете ли вы определить несъедобные грибы. Поиграем в игру «Четвертый лишний». Посмотрите внимательно, назовите грибы, скажите какой гриб лишний и почему.  

        Мухомор, белый гриб, подберезовик, груздь.      Слайд №10

        Масленок, бледная поганка, боровик, лисичка.   Слайд №11

Логопед. А теперь, соберем семейку слов. Как мы назовем маленький гриб?

Дети. Грибок.     Слайд №12

Логопед. А как назовем очень большой гриб?

Дети. Грибище.

Логопед. Как называют человека, который собирает грибы?

Дети. Грибник.

Логопед. Теперь нам надо наполнить вторую корзинку. Что мы соберем?

Дети. Мы соберем ягоды.

Логопед. Где растут ягоды?

Дети. Ягоды растут в лесу на высоких и низких кустах.

Логопед. А какие лесные ягоды вы знаете?

Дети. Брусника, малина, черника, клюква.

Логопед. Сейчас мы проверим. Сможете ли вы найти эти ягоды в лесу. ……найдут малину.     ………найдут бруснику.   ……найдут чернику.                         Кто нашел ягодку, стоит рядом с ягодой.

Логопед.   …………какую ягоду вы нашли.

Дети. Мы нашли малину.   Слайд №13

Логопед. Докажите, что это малина.

Дети. Малина растет на высоких кустах. Ягоды у малины сложной формы, красного цвета.

Логопед.   ………..какую ягоды вы нашли.

Дети. Мы нашли бруснику.  Слайд №14 

Логопед. Докажите, что это брусника.

Дети. Брусника растет на низких кустах. Ягоды у брусники круглой формы, красного цвета.

Логопед. ……..какую ягоду вы нашли?

Дети. Мы нашли чернику.    Слайд №15

Логопед. Молодцы! Вы все правильно определили ягоды. Но прежде чем наполнить нашу корзинку ягодами сделаем звуковой анализ слова малина.  Слайд №16

Логопед. Ну вот, наши корзинки полные. Пора нам и домой возвращаться. Слайд

5. Практическая часть.

Логопед. Вот мы и дома. Поставим наши корзинки. А что нужно сделать                          с грибами  и ягодами по приходу домой?    Слайд №18

Дети. Ягоды и грибы нужно перебирать, очищать и помыть.

Логопед. Что можно сделать с грибами, что можно приготовить?   Слайд №19

Дети. Из грибов можно сварить грибной суп, жаркое. Грибы солят, сушат, маринуют.  

Логопед. А что можно приготовить из ягод?

Дети. Из ягод можно приготовить варенье, джем, повидло. Можно сделать сок, компот, морс, сироп.    Слайд №20

Логопед. Если мы сделаем сок из малины, то какой это будет сок?

Дети. Малиновый сок.

Логопед. Если приготовим джем из ежевики?

Дети. Ежевичный джем.

Логопед. Если сделаем сироп из брусники?

Дети. Брусничный сироп..

6. Итог занятия. Оценка работы детей.   Слайд №21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи на тему: " Чтение художественной литературы в старшей группе «Серебряное копытце»"

Программное содержание:1. Познакомить детей с бытовой и волшебной сказкой. Учить определять и мотивировать своё отношение к героям, замечая некоторые выразительные средства.2. Учить отвечать на вопрос...

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Осень золотая» для детей старшей группы.

Конспект занятия по развитию речи на тему: "Осень золотая" для старшей группы....

Конспект занятия по развитию речи с использованием игровых развивающих технологий в старшей группе «Истории об игрушках».

Цель: Развитие всех  компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической.Задачи: Связная речь. Учить по схеме рассказывать об игрушке. Р...

Конспект занятия по развитию речи с использованием ИКТ "Домашние животные"в старшей группе

Конспект занятия содержит упражнения, способствующие активизации словаря по теме, развитию грамматического строя речи, развитию артикуляционной моторики...

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Москва – столица России» в старшей группе

Москва – город, имеющий огромное значение для России, это город больших возможностей, город, где рождаются и воплощаются в жизнь великие идеи, город, где создается история. Москвичи и ее гости л...

Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности для детей старшей группы. Тема «О дружбе и о друзьях».

Цель: - продолжать совершенствовать диалогическую речь;- учить понимать смысл пословиц;- учить доброжелательности;- развивать понятия о дружбе, друзьях;- развивать у детей умение анализировать, обобща...