Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Развитие речи средствами музыки. Чувство ритма»
консультация по развитию речи

Елена  Анатольевна Гладких

План проведения семинара:

1. Теоретическая часть:  вступительное слово.

2. Практическая часть: игры на развитие чувства ритма

Структура мастер-класса: 

1. Теоретическая часть:  «Вступительное слово по теме «Важность развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»

2. Практическая часть – занятие с педагогами с показом эффективных приемов развития чувства ритма. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx600.85 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Эрхирикский детский сад «Ручеек»

Семинар-практикум для педагогов ДОУ

«Развитие речи средствами музыки.

Чувство ритма»

 

Подготовила:

музыкальный руководитель

Гладких Е.А.

2021 год

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в развитии речи детей посредством музыки.

Задачи: 

• Убедить педагогов в важности и целесообразности развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста.  

• Представить педагогам приемы развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.

• Раскрыть содержание игр и упражнений по развитию ритмического чувства.  

План проведения семинара:

1. Теоретическая часть:  вступительное слово.

2. Практическая часть: игры на развитие чувства ритма

Структура мастер-класса:  

1. Теоретическая часть:  «Вступительное слово по теме «Важность развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»

2. Практическая часть – занятие с педагогами с показом эффективных приемов развития чувства ритма.  

1. Теоретическая часть. 

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Один из способов развития речи детей-дошкольников – системное использование средств музыкального воспитания. Музыка является одним из эффективных выразительных средств развития всех компонентов устной речи детей.

Речь и музыка имеют общие основы. Как и речь, музыка начинается со звука. Музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом.

Выразительность языка музыки сходна с выразительностью речи, музыка, как и речь, имеет интонационную природу. И у музыки и у речи есть особый письменный код - это ноты и азбука. F:\Документы\20211201_110438.jpg

Музыка, пение, движение под музыку – самые приятные для детей способы обучения. Они развивают слуховое внимание, звуковысотный, тембровый и динамический компоненты слухового восприятия, дыхание, голос, общую и мелкую моторику, формируют  чувство ритма и темпа, улучшают дикцию, координируют слух и голос. 

        Сегодня мы с вами подробно остановимся на развитии чувства ритма.

Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более  

легкому запоминанию стихотворений, развитию интеллектуальных способности ребенка.  Овладение чтением и письмом так же требует развитого чувства ритма.

Что же такое ритм? Ритм в общем смысле — это равномерное чередование элементов. Он есть в музыке, живописи, литературе, архитектуре. В музыке ритм – это чередование долгих и коротких длительностей.  

Чувство ритма – это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.

        Музыкально-ритмические  движения выполняют ещё и релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомление. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она не выразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания.

        Один из самых эффективных способов формирования чувства ритма – это игры со звучащими жестами.  

Звучащие жесты – это ритмичная игра звуками своего тела, игра на его поверхностях:

  •  хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.);
  • шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);
  • притопы (всей стопой, пяткой, носком);
  • щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).

Все ритмические игры вызывают у детей интерес, и они с воодушевлением включаются в игру.

        Давайте и мы с вами, как дети поиграем.F:\Документы\20211201_110319.jpg

2. Практическая часть.  

        Сейчас мы все вместе отправимся в гости, но сначала давайте познакомимся.

Ритмическая игра-приветствие «Здравствуйте» (с музыкальными инструментами). Педагоги выбирают себе музыкальный инструмент. Все вместе произносят: «Здрав-ствуй-те», отбивая ритм на музыкальном инструменте. Затем точно так же каждый по очереди называет своё имя.

        Ведущий рассказывает педагогам о вариантах этой игры и её использовании в отработке любой лексической темы. 

Познакомились, теперь все вместе можем отправляться в гости, занимайте места в автобусе.

Педагоги садятся на стульчики.

Музыкальная игра с движениями «Автобус»

Вот мы в автобусе сидим, и сидим, и сидим

И из окошечка глядим, все глядим. 

Сидят на стульчиках. Изображают, что глядят в окно.

Глядим назад, глядим вперед.

Вот так вот! Вот так вот! 

Поворачивают в такт музыке головы то вправо, то влево.

Ну что ж автобус не везет? Не везет? 

Удивленно пожимают плечами.F:\Документы\20211201_110124.jpg

Колеса закружились. 

Вот так вот! Вот так вот!

Вперед мы покатились.

Вот так вот! 

Руки согнуты в локтях, прямые ладони совершают крутящие движения одна вокруг другой в такт музыке.

А щетки по стеклу шуршат.

Вжик – вжик – вжик. Вжик – вжик – вжик.

Все капельки смести хотят.

Вжик – вжик – вжик.

Прямыми ладонями совершать движения, имитирующие работу «дворников» автобуса в такт музыке.

И мы не просто так сидим.

«Бип- бип- бип! Бип- бип- бип!»

Мы громко, громко все гудим:

«Бип- бип- бип!» 

Изображают нажатие кнопки сигнала на руле. Произносят: «Бип- бип- бип!»

Пускай автобус наш трясет.

Вот так вот! Вот так вот!

Мы едем, едем все вперед

Вот так вот! 

Покачиваются влево – вправо, изображая, как трясет автобус.

Изображают, что крутят руль.

Мы громко, громко все гудим:

«Бип- бип- бип!»  Изображают нажатие кнопки сигнала на руле. Произносят: «Бип- бип- бип!»

- И вдруг пошёл дождь!

Ритмическая игра «Дождик» (звучащие жесты)

Дождик, дождик, кап-кап-кап! (Хлопки)

Ты не капай дождик так. (Щелчки)

Мокрые дорожки – (Шлепки)

Мы промочим ножки! - (Притопы).

        -А давайте позовём солнышко!

Ритмическая игра «Солнышко» (звучащие жесты)

К солнышку стучим в окно (Хлопки)

Тук-тук-тук, тук-тук-тук. (Стучим кулачками друг о друга)

Ведь тебя мы ждем давно (Хлопки)

Тук-тук-тук, тук-тук-тук. (Стучим кулачками друг о друга)

Лучики нам протяни, (Потирание ладоней вытянутыми руками)

Нас покрепче обними. (Шлепки по груди)

        Далее ведущая делит педагогов на 2 группы. Каждой группе предлагается стихотворение, для которого нужно придумать «звучащие жесты».

  1. Солнышко-вёдрышко,

Выгляни в окошечко!

Солнышко, нарядись!

Красное, покажись!

Выйди из-за тучи,
Дам орехов кучу!

  1. Мелкий дождик моросит

Кап - кап - кап - кап!

В листьях сада шелестит

Кап - кап - кап - кап!

Мокнет мячик у ворот,

Кап - кап - кап - кап!

Мокнет поле, огород

Кап-кап-кап-кап!

        Вот мы и приехали в гости! Нас встречает хозяюшка и приглашает всех к столу, а угощать она нас будет блинами.

Ритмическая игра  «Блины» (вариант 1)

Педагоги становятся в круг. F:\Документы\20211201_110013.jpg

Ой, блиночки (Хлопки) хороши! (Шлепки по коленям)
Напекла вам от души!
(Хлопки с притопами с продвижением в центр круга)
Вы, друзья, за стол садитесь (Хлопки с притопами с продвижением из

центра)
И блинками угоститесь!!! (Потирание ладоней)

С вареньем… (2 хлопка – руки, согнутые в локтях в стороны ладонями вверх)

С творогом…и т. д. 

F:\Документы\20211201_110041.jpg

Ритмическая игра  «Блины» (вариант 2)

Педагоги сидят в кругу, перед каждым лежит «блин». Под песню «Ой, блины, блины, блины» шлепают по блину 4 раза ладонями, берут блин («взял») и кладут его возле соседа справа («отдал»).

        - Пора и чай попить, сейчас раздам всем стаканчики.

Ритмическая игра  «Стаканчики»

Педагоги сидят на полу по кругу, перед ведущим – цветные стаканчики. Левую руку прячем за спиной, правой передаем стаканчики по кругу вправо со словами: «Бе-рем, от-да-ем!», постепенно передавая все стаканчики. Когда все со стаканчиками и песня допета, начинаем в обратном порядке собирать стаканчики левой рукой с этими же словами, пока все не окажутся у ведущего.

- Попили, поели, но чего-то не хватает… Музыки! Давайте организуем оркестр.

Игра «Весёлый оркестр»

«Бум-бум! Трам-там-там!»-

Застучал барабан!

«Тук-туки-тош-ки!»-

Заиграли ложки.

«Чётки-чётки»-

Бряцают трещотки.

«Дин-дон, дин-дон!»-

Зазвенел металлофон!

«Бан-бан-балалал!»

Треугольник застучал.

«Бумба-бумба»-

Застучала румба.

А теперь нам нужно

Заиграть всем дружно!

        - Вот как здорово мы провели время в гостях! А вам понравилось?

На  занятиях можно активно использовать логоритмику, которая основана на использовании связи слова, музыки и движения. Другими словами, дети под музыку произносят ритмизованный текст. Это укрепляет мышечный аппарат, развивает голос ребенка, умение владеть своим телом, координировать свои движения, согласовывать их с музыкой, ориентироваться в пространстве; кроме того, способствуют развитию произносительной стороны речи, так как ритмико-мелодическая сторона ее очень близка с музыкальной интонацией. А также во время звукоподражаний и пения повышается нагрузка на мышцы артикуляционного аппарата, глотки, гортани, развивается дыхание.

       Дорогие педагоги! Пойте с вашими детьми, двигайтесь вместе с ними под любую музыку, поощряйте ребенка, когда он сам двигается и поет, услышав песню! Вся наша жизнь пронизана музыкой: мы поем, напеваем, насвистываем, прихлопываем различные ритмы. Нет музыкально неспособных детей, это уже давно доказано. И даже не сомневайтесь: развитие музыкальных навыков обязательно поможет ребенку в будущем успешно обучаться в школе!

Спасибо за внимание!