Зимушка - зима.
консультация по развитию речи (старшая группа)

 Дидактические   игры по теме "Зимушка -зима"   способствуют развитию речи, пополняют и активизируют словарь,   развивают связную речь

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Рекомендации для родителей:  

Вспомните признаки зимы. Спросите у ребенка, какого цвета снег. На улице дайте ребёнку потрогать снег руками, чтобы он почувствовал, какой он холодный, мокрый, липкий, пушистый. Напомните ребенку, в какие зимние игры можно играть на улице, на чем кататься, что лепить.

Словарь:

Предметы: зима, снег, снежинка, пурга, метель, лёд, сосульки, холод, снегопад, мороз, холод, ветер, узор, иней, метель, стужа, вьюга. Забавы, развлечение, игры, гуляния, хороводы, подарки, коньки, санки, лыжи, палки, клюшка, шайба, каток, горка, лыжник, конькобежец, хоккеист, снежки.

Признаки: пушистый, ледяной, ледовый, прозрачный, белый, лёгкий, холодный, зимний, морозный. Весёлые, задорные, игровые, снежный, радостный, санный, хоккейный, лыжный, праздничный.

Действия: замерзать, кружиться, идти, падать, лететь, покрывать, таять, замерзать, кружиться, леденеть. Дарить, играть, забавляться, лепить, кататься, строить.

1. Один –много (множественное число):

хоровод –хороводы, подарок - подарки, хоккеист –хоккеисты, снежок – снежки, праздник - праздники, лыжник – лыжники, горка - горки, клюшка - клюшки, ёлка – ёлки.

 

2. "Сосчитай до пяти" - согласование числительных с существительным

Один снежок, два .., три.., четыре .., пять ... одна снежинка, две..., три...,четыре....пять.. один сугроб, два ..., три.., четыре..., пять...одна горка, два ..., три.., четыре..., пять...

3. «Какой может быть?» (расширение словаря слов-признаков (прилагательных))

Снег –...(белый, пушистый)

Зима -...(тёплой, суровой, холодной)

Мороз -...(сильный, слабый, трескучий)

Хоровод –...(большой, дружный, красивый, весѐлый)

Снеговик —...( большой, белый, холодный, весѐлый, снежный)

 

4. Игра «Что делает?» (расширение словаря слов-действий (глаголов))

СНЕГ: идёт, тает, кружится, летает, падает, ложится, сверкает, скрипит, вьётся.

СНЕЖИНКА: тает, падает, идёт, кружится, ложится, вьётся.

ЛЕД: трещит, тает, ломается, плывѐт.

ДЕТИ ЗИМОЙ (что делают?) – играют, бегают, катаются, лепят, скатываются.

 

5. Один – много (множественное число):

хоровод – хороводы, подарок - подарки, хоккеист –хоккеисты, снежок – снежки, праздник - праздники, лыжник – лыжники, горка - горки, клюшка - клюшки, ёлка – ёлки.

 

6. "Сосчитай до пяти" - согласование числительных с существительным

Один снежок, два .., три.., четыре .., пять ... одна снежинка, две..., три...,четыре....пять.. один сугроб, два ..., три.., четыре..., пять...одна горка, два ..., три.., четыре..., пять...

 

7. Игра «Я, мы, он, она, вместе – дружная семья» 

 

Взрослый произносит фразу: «Я катаюсь на санках». Затем просит детей повторить предложение, но вместо «я» сказать «ты», «он», «они»…

- Я гуляю по зимнему лесу – Ты … (гуляешь) по зимнему лесу.

Я играю в хоккей. – Мы …

Я играю в снежки. – Они …

Я леплю снеговика. - Вы …

 

8. Игра «Исправь ошибку"- развитие словесно-логического мышления

  • Лыжнику нужны санки.
  • Конькобежцу нужны лыжи.
  • Саночнику нужны коньки.
  • Хоккеисту нужны санки.

 

9. Игра «Закончи предложение» - закрепление умения составлять сложноподчиненные предложения с союзом «чтобы»

Описание. Взрослый задает вопросы.

Вопросы:

  • Для чего мальчик взял санки? (Мальчик взял санки, чтобы кататься с горки).
  • Для чего дети поливают горку? (Дети поливают горку, чтобы она была скользкой).
  • Для чего мальчик взял клюшку и шайбу? (Мальчик взял клюшку и шайбу, чтобы играть в хоккей).
  • Для чего девочка надела шубку? (Девочка надела шубку, чтобы ей было тепло)

 

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ 

  Пересказ рассказа «Гостья Зима»

«Кончилась осень. К нам в гости пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом. Бушует метель. Воет ветер. Злится вьюга. Трещит мороз. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лёд. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А ещё можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Это – зимние забавы. Мы очень любим зиму.» Вопросы для пересказа Кто пришёл к нам в гости? Какое время года было до этого? Чем зима накрыла землю? Что делает метель, вьюга, ветер, мороз? Какие подарки принесла зима? Для чего людям нужны эти подарки? Что такое зимние забавы?

hello_html_m32aee53c.jpg 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зимушка-зима, зима снежная была...

Конспект НОД в подготовительной группе...

Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"

Закрепление знаний детей о временах года....

Конспект педагогического мероприятия «Зимушка- зима» (итоговое мероприятие проекта «Русская зима») Подготовительная к школе группа.

Данное мероприятие является итоговым в ходе реализации проекта "Русская зима". В рамках мероприятия решались задачи: расширение, уточнение и конкретизация знаний о смене времён года, подготовки зверей...

Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группе Разработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М. Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»

Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группеРазработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М.Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»...

конспект занятия "Зима ,зимушка,зима"

Конспект занятия "Зима,зимушка,зима"...

Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"

Цель: Обобщить знания детей о зиме как времени года. Задачи: 1. Социально-коммуникативное развитие: развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, вежливо откликатьс...