Конспект по речевому развитию "Рассказывание сказки "Репка"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Татьяна Александровна Ульянова

Сказки  - неотъемлемая часть детской жизни, которая помогает маленькому человеку познавать незнакомый мир. Сказки очень полезны:

- сказки развивают речь ребенка. Ведь сказки являются источником новых незнакомых ему слов, на которые важно обращать внимание ребенка, объяснять значение и, тем самым, увеличивать его словарный запас. Рассказывая, ребенок учится последовательно излагать события, то есть пересказывать.

- беседуя с ребенком о прочитанном, мы  учим его отделять главное от второстепенного, понимать идею произведения, делать выводы и доказывать свое мнение.

- если взрослый будет читать сказки с выражением, соблюдать соответствующую интонацию – это послужит хорошим образцом для формирования эмоциональной, красивой речи ребенка.

Сказки  служат прекрасным средством развития фантазии и воображения. Особенно могут быть полезны в этом случае сказки без иллюстраций, когда ребенку предоставляется возможность самостоятельно представить образы, умственно нарисовать картину происходящего.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_rr_repka_1ya_ml_gr.docx36.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 12»

города Сорочинска Оренбургской области

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

ТЕМА: «РАССКАЗЫВАНИЕ СКАЗКИ «РЕПКА»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

                               

Разработчик:

Ульянова Татьяна Александровна,

Воспитатель  МБДОУ № 12

Сорочинск, 2021

СОДЕРЖАНИЕ

I.

Пояснительная записка

3

II.

Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей:

1)

организационно-методическая информация;

4

2)

примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей;

6

3)

дальнейшая разработка темы;

10

III.

Список литературы

11


I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Сказки  - неотъемлемая часть детской жизни, которая помогает маленькому человеку познавать незнакомый мир. Сказки очень полезны:

- сказки развивают речь ребенка. Ведь сказки являются источником новых незнакомых ему слов, на которые важно обращать внимание ребенка, объяснять значение и, тем самым, увеличивать его словарный запас. Рассказывая, ребенок учится последовательно излагать события, то есть пересказывать.

- беседуя с ребенком о прочитанном, мы  учим его отделять главное от второстепенного, понимать идею произведения, делать выводы и доказывать свое мнение.

- если взрослый будет читать сказки с выражением, соблюдать соответствующую интонацию – это послужит хорошим образцом для формирования эмоциональной, красивой речи ребенка.

Сказки  служат прекрасным средством развития фантазии и воображения. Особенно могут быть полезны в этом случае сказки без иллюстраций, когда ребенку предоставляется возможность самостоятельно представить образы, умственно нарисовать картину происходящего.

С двух до пяти лет у ребенка активно развивается способность к фантазии. В этот период благоприятно использовать игру, о которой упоминалось выше – ребенок сам придумывает концовку сказки.

Именно сказки являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. Игра в сказку позволяет активировать разные стороны речевого аппарата, улучшить словарный запас, грамматический строй, развить умение вести монолог и уметь вступать в диалог, проработать звук речи. Многие малыши уже с самых ранних лет имеют тягу к словесному творчеству, которую выражают по-разному. Одни прекрасно складывают слова в предложения и рассказывают их, а другие стесняются или затрудняются построить правильно свои мысли, потому что им не хватает воображения. В развитии дошкольников большое значение имеет воображение, но к сожалению на сегодняшний день у многих уровень воображения достаточно низкий. Поэтому стоит заранее подумать какие книги приобретать, чтобы уроки по развитию речи были интересными и продуктивными. Для развития речи лучше начать с коротких сказок с позитивным сюжетом и простым изложением, чтобы вызвать интерес, внимание у ребенка и помочь ему с деталями его воображения. Когда дети примеряют на себя какой-либо образ из рассказа, переделывают сюжет, у них прогрессирует развитие аналитического ума. В дальнейшем развиваются разные стороны личности, вырабатываются нравственные качества, растёт интеллект. Это способствует появлению позитивных качеств характера. Развитие личности дошколят гармонирует с успешным овладением грамотно построенной и логически выверенной речью.

Сказка это фантастическая среда, где ситуации требуют проявление самостоятельности, творчества, и управление ребенком своих эмоциональных реакций. Театральная постановка в данном случае, очень эффективна в развитии речи - настольный театр, пальчиковый или театр теней. Участвуя в таких постановках ребёнок станет более раскрепощенным, проработает свою интонацию, мимику, силу голоса. Используя сказочные истории можно получить большие результаты в развитии речи. Улучшается структура слога, фонематическое восприятие, развивается артикуляционный аппарат, лексические и грамматические категории, а также дифференциация звука.

II.КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

1). ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Организационно-методическая

информация

Содержание

1.

Тема образовательной деятельности

 Рассказывание русской народной сказки «Репка»

2.

Доминирующая образовательная область

Речевое развитие

3.

Виды деятельности детей

Игровая: построение занятия в виде партнерского сотрудничества , игра «Репка» (физминутка), драматизация сказки

Двигательная: физминутка (упражнения-имитации)

Познавательно-исследовательская: рассказывание сказки, беседа по вопросам

Коммуникативная: обсуждение содержания, ответы на вопросы по теме, театрализация

Чтение художественной литературы: сказка «Репка»

Продуктивная: театрализованная деятельность

4

Методы и приемы реализации содержания занятия

4.1

Общепедагогические методы и приемы

Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: приучение к повторению и употреблению слов из сказки, упражнения на развитие речевого дыхания, упражнения-имитации, вопросы по содержанию, драматизация сказки

Методы стимулирования и мотивации деятельности: наглядные образы по теме : фланелеграф, настольный театр, проблемные, занимательные и игровые ситуации; ситуации успеха.

3.2

Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности

Дидактические беседы с лингвистическим содержанием, направленные на активизацию словарного запаса

Моделирование: имитация движений по содержанию сказки

Культурные практики: театрализация сказки с детьми

5.

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие: взаимодействие со  взрослым и сверстниками в процессе подготовки к ОД и восприятия новой темы

Познавательное развитие: получение информации о новых словах, их значении и способах использования в речи человека

Художественно-эстетическое развитие: восприятие наглядно-иллюстративного материала,  музыкальных аудиозаписей, определения слов сказки

Физическое развитие: выполнение двигательных заданий и упражнений

6.

Возрастная группа

Первая младшая  группа (2-3 года)

7.

Цель

Рассказывание русской народной сказки «Репка»

8.

Задачи

Планируемые результаты

8.1

Формировать умение  детей слушать сказку, сопровождая её показом картинок.

Умеет внимательно слушать сказки, рассматривая картинки.

8.2

Развивать умение следить за развитием  действия и воспроизводить порядок действий в сказке с помощью вопросов воспитателя, уметь отвечать на вопросы.      

Следит за развитием действий, воспроизводит порядок действий в сказке с помощью вопросов педагога.

8.3

Развивать внимание,  память, умение слушать и выполнять указания воспитателя.                      

Слышит и выполняет указания педагога.

8.4

Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

С интересом слушает сказки

Возможные затруднения детей и способы их преодоления

9.

Затруднения

Не могут ответить на вопросы воспитателя по содержанию сказки

Способы преодоления

С помощью подсказки повторяет за воспитателем ответ на вопрос, медленно проговаривая его

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Материалы и оборудование: настольный театр или театр на фланелеграфе «Репка», шапочки для театрализации, аудиозапись песни Кукутики «Репка»,

10.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Активизация словаря детей по теме: тянет-потянет, внучка, вытянули

Разучивания слов и движений физминутки «Репка»

Чтение русской народной сказки «Репка»

2).ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

                

Этап

Содержание

Примечание

I.

Вводная часть

1.1

Введение в тему

Дети садятся на стульчики, воспитатель перед ними за столом.

В.: Дети, садитесь, не стесняйтесь, поудобнее располагайтесь, приготовьте ушки, глазки, расскажу сейчас вам сказку. Спинки выпрямляются, дети улыбаются.

Сюрпризный момент:

Воспитатель  вносит  и показывает детям  игрушку Мышку и настольный театр «Репка».

1.2

Мотивация деятельности детей

Создание проблемной ситуации: Мышка что-то «шепчет» воспитателю на ухо.

 

 

II.

Основная часть:

2.1

Целеполагание

В.: Ребятки, к нам пришла Мышка и принесла нам сказку, она меня попросила, чтобы я вам сказку рассказала.

 

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Воспитатель рассказывает сказку, параллельно показывая ее. По окончании рассказывания задает вопросы детям по содержанию сказки.

В.:

- Понравилась сказка? – Да.

- Кто посадил репку?- Дед посадил.

- Дима, покажи репку и скажи, что это? – Репка.

- Какая выросла репка? Скажи, Адрия! – Большая.

- Как дед репку тянул? – Тянет-потянет.

- Повтори, Люба.- Тянет-потянет.

- Кто помогал тянуть репку? – Бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка. Покажите их.

- Кого позвала бабка? – Внучку.

- Кого позвала Жучка? Кошка?

- Кто вытянул репку? – Все.

- Правильно, все вместе старались и дружно вытянули репку. Молодцы!

 В.: А теперь поиграем.

Физминутка «Репка»

 

Физкультминутка.

Репка выросла большая. Вот какая! Вот какая! (Руки в стороны, вверх, вниз)

Дед и бабка тянут репку, но она засела крепко. (Наклоны, приседания)

Внучка к ним бежит, бежит, репку вытащить спешит. (Бег на месте)

Жучка хвостиком виляет, бабке с дедом помогает. (Повороты направо, налево)

Кошка спинку выгибает, кошка когти выпускает. (Прогнуться назад)

Помогает дёрнуть репку, но она засела крепко. (Приседания)

С мышкой быстро и умело репку вытянули смело. (Прыжки вверх на двух ногах)

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

В.: Ребята, послушай сказку еще раз.

Воспитатель рассказывает сказку без показа, дети слушают.

2.4

Совместная деятельность детей по закреплению нового знания

В.: Давайте покажем сказку вместе, а Мышка  посмотрит. Я буду репка, Дима будешь дедом, вставай за мной, Варя, ты будешь бабкой, вставай за Димой, Саша, ты будешь внучкой, вставай за Варей, Люба, ты будешь собачкой Жучкой, вставай за Сашей, Ангелина, ты будешь кошкой, вставай за  Любой,  Костя, ты будешь мышкой, вставай за Ангелиной. Все крепко держитесь друг за друга, тянем репку. Тянем-потянем! Вытянули репку!

Воспитатель одевает детям шапочки соответственно роли. Дети встают друг за другом  вместе с воспитателе держатся друг за друга и «тянут» репку под музыку  Кукутики «Репка».

III.

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

В.: Молодцы! Давайте с остальными детками теперь повторим, поиграем в репку.

Воспитатель обнимает детей.

3). ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ

Культурные практики/

виды деятельности детей/

мероприятия

Содержание

Примечание

I.

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах

1.1

Художественно-творческая деятельность

Выставка рисунков «Мой любимый герой из сказки» (отражение в рисунках своих представлений об сказке

Изготовление теневого театра «Репка»

В детском саду

1.2

Чтение художественной литературы

Чтение сказки «Теремок».

Чтение сказки «Колобок».

Чтение сказки «Заюшкина избушка».

Чтение сказки «Маша и медведь».

Чтение сказки «Козлятки и волк».

В детском саду

В семье

1.3

Игровая деятельность

Дидактическая игра «Кого не стало?»

Дидактическая игра «Кто лишний?»

Дидактическая игра «Доскажи словечко»

В детском саду и в семье

1.4

Двигательная деятельность

Малоподвижная игра «Повтори за мной движения»

Подвижная игра «Репка»

Выполнение логоритмических упражнений на согласование слова с движением

В детском саду

II.

Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности

2.1

Ребенок сам

Просмотр видеофильма Кукутики «Репка»

Рассматривание «Герои сказок», «Кто это?»,

В детском саду

2.2

Ребенок по приглашению педагога

Театрализация других сказок

в детском саду

III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
  2. Аникин В.П. Русский фольклор. М., 1986.
  3. Галанова Т.В. «Развивающие игры с малышами до трех лет» - Я.; «Академия развития», 2002г.
  4. Елисеева Л.Н. «Хрестоматия для маленьких» - Москва; изд. «Просвещение», 1987г.
  5. Приоритетные направления развития и воспитания детей раннего возраста: науч-метод. сборник/науч. Ред. Ю.А. Мичурина. – Магнитогорск: МаГУ, 2010. – вып. 1 – 197 с.
  6. Планирование работы воспитателя ДОО под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
  7. Тимофеева Л.Л. Расскажем сказку интересно. Интерактивные сказки для дошкольников // Воспитатель ДОУ. 2011.№3. 104-119 с.
  8. Вакуленко, Л.С. Совместная интегрированная деятельность. Развитие познавательных способностей и речи дошкольников / Л.С. Вакуленко. – М.: Детство-Пресс, 2014. – 192 с.
  9. Г.А. Османова, Л.А. Позднякова «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков» Санкт-Петербург 2007.
  10. Парамонова, Л.Г. Развитие словарного запаса у детей / Л.Г. Парамонова. – СПб.: Детство-Пресс, 2009. – 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно- речевого занятия "Путешествие в прошлое часов"

Познавательно – речевое  занятие "Путешествие в прошлое часов»"Программное содержание:Познакомить детей с историей возникновения часов и их ролью в нашей жизни в наше время.  Учить чёт...

Конспект познавательно – речевого занятия "Вред и польза жевательной резинки"

Цель данного занятия: познакомить детей с историей жевательной резинки, влиянием её на организм человека; воспитывать познавательный интерес к окружающему миру и осознанную потребность в правильном пи...

Конспект познавательно-речевого занятия в логопедической группе

обобщение представлений детей с нарушениями речи о зимующих птицах, формирование умений подбирать глаголы, обогащение словаря детей...

конспект познавтельно-речевого занятия в логопедической группе

обобщение и расширение представлений детей об особенностях зимующих птиц, воспитывать желание помогать птицам в зимнее время...

Конспект познавательно-речевого занятия с элементами театрализации в средней группе детского сада «Царица Водица»

Конспект предназначен для того, чтобы дать первоначальное представление о круговороте воды в природе, воспитывать интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности,  совершенство...

Конспект познавательно-речевого занятия в старшей группе по теме "Путешествие по страницам любимых книг"

В ходе познавательно-речевого занятия повышается интерес детей к художественной литературе...

Конспект по речевому развитию

Конспект занятия по развитию речи (группа ЗПР)...