МНЕМОТАБЛИЦЫ ПРИ РАЗУЧИВАНИИ СТИХОТВОРЕНИЙ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Елена Владимировна Муханова

МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МНЕМОТАБЛИЦ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ РАЗУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ С ДОШКОЛЬНИКАМИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл МНЕМОТАБЛИЦЫ ДЛЯ СТИХОВ354.02 КБ

Предварительный просмотр:

МНЕМОТАБЛИЦЫ  ПРИ РАЗУЧИВАНИИ  СТИХОТВОРЕНИЙ С  ДОШКОЛЬНИКАМИ

Развивать речь ребёнка необходимо с раннего возраста. В этом помогает разучивание стихотворений, которое состоит из нескольких этапов:

  1. Подготовительный этап.

Когда для начала создаётся определённый эмоциональный настрой, соответствующий стихотворению. Например, прогулявшись по улице, рассмотрев иллюстрации о весне, поговорив о том, что малышу нравиться в этом времени года, попутно выяснив, что означают непонятные слова, можно познакомить ребёнка со стихотворением.

  1. Выразительное чтение стихотворения взрослым.

Взрослый читает произведение выразительно, делает небольшую паузу для осмысления ребёнком услышанного стихотворения. Здесь важно запомнить содержание стихотворения.

  1. Совместная работа. Обсуждение.

Здесь уместно задать следующие вопросы:

- О чём ты прослушал произведение?

- Понравилось ли оно тебе?

- Что запомнилось?

- Какими словами начиналось произведение?

- Какими словами заканчивалось стихотворение?

- Как описывается объект природы (лес, луг, небо)?

- Кто главный герой?

- Что о нём говориться в стихотворении?

  1. Повторное чтение с установкой на запоминание.

Взрослый читает произведение ещё раз, просит ребёнка максимально его запомнить. По возможности попросить ребёнка воспроизвести услышанное, помогая ему. Затем, если это необходимо, читает ещё раз, а ребёнок повторяет.

  Если возможно, не теряя общей картины содержания, можно разделить текст стихотворения на части и учить его по частям.

  1.  Восстановление стихотворения ребёнком.

               Для полного запоминания дошкольнику требуется 8-10 повторений в разные интервалы времени. Можно попросить ребёнка воспроизвести стихотворение на следующий день или вечером папе, бабушке.

     Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций.

   Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.

   Работа со словом проводится следующим образом. Даётся слово «солнце», его символическое обозначение. Постепенно ребёнок понимает, что означает символ и как его «зашифровать».

  Для детей 3-5 лет целесообразнее давать цветные мнемотаблицы. У детей этого возраста в памяти закрепляются отдельные образы: небо – голубое, помидор – красный.

  В старшем дошкольном возрасте можно предлагать чёрно – белые таблицы и мнемодорожки.

   Потом переходим к поэтапному «зашифровыванию» сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению целых фраз, предложений по условным символам.

   Когда этот этап детям станет доступен и понятен, можно предлагать мнемотаблицы, где количество ячеек в таблице зависит от размера текста стихотворения и сложности, от возраста ребёнка.

  Мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определённая информация, которую дети, как исследователи всего нового и интересного, с удовольствием примутся составлять.

  Работая с этими схемами, педагог сокращает время заучивания стихотворения и решает педагогические и воспитательные задачи:

- развитие памяти, внимания, образного мышления,

- перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов вобразы;

- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном воспроизведении;

- обогащение словарного запаса, при обучени составления рассказов, пересказов, отгадывании загадок;

- развитие зрительной и речеслуховой памяти;

    При моделировании мнемотаблиц дошкольники учатся:

- добывать информацию, проводить исследования текста, делать сравнения, составлять план внутренних действий, речевого высказывания;

- формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения.

   И, конечно же, использование опорных рисунков, превращает заучивание стихотворения в увлекательную игру.

   Образная память и непроизвольное в дошкольном возрасте преобладают. Зрительный образ, сопровождающийся просмотром рисунков, позволяет быстрее запомнить текст.

  Методика работы с мнемотаблицами – мнемотехника, очень актуальна в настоящее время и хорошо себя зарекомендовала. Особенность её заключается в том, что применяются не изображения предметов, а их символы, что значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, так как символы максимально приближены к речевому материалу.

   На начальных этапах это совместная работа педагога и дошеольника, но позднее – дети самостоятельно выполняют работу, придумывают ассоциации.

   Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворения более простым, интересным, творческим.

«Белый мишка»

Белый


мишка


на рыбалку


не спеша


идёт


вразвалку.


Чует


мишка-рыболов,


что богатый ждёт улов.

«Подарки осени»


Ходит


осень


в нашем парке.


Дарит


осень


всем подарки.


Бусы красные -


рябине,


фартук розовый -


осине,


зонтик желтый -


тополям,


фрукты


осень


дарит нам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей «Создаем мнемотаблицы для разучивания стихотворений с детьми»

Цель: Ознакомление и  последующее применение родителями мнемотаблиц в  домашних условиях....

Консультация для родителей по теме: «Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми»

Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников с речевыми нарушениями служат приёмы мнемотехники. Они заметно облегчают дошкольникам овладение родным языком, сокращают врем...

Мнемотаблицы для разучивания стихотворений

Мнемотаблицы - большие помошники в развитии ребенка. Развиваются - зрительная память, внимание, образное мышление, речь. Я вижу только плюсы, а Вы?...

Тема: Формирование связной речи с использованием мнемотаблиц при разучивание стихотворений.

Использование мнемотехники (в переводе – «искусство запоминания») как системы различных приемов обеспечивает запоминание и увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Мнемоте...

Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста. Журнал "Теория и практика образования в современном мире", Санкт-Петербург,2014

 Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание н...

использование мнемотаблиц для разучивания стихотворений с дошкольниками

использование мнемотаблиц для разучивания стихотворений с дошкольниками...

Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с дошкольниками.

Задачи: - развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;- перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;- развитие мелкой моторик...