Занятие по развитию речи "Безопасное поведение на дороге и в транспорте"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Шевченко Александра Анатольевна

Безопасное поведение на дороге и в транспорте 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezopasnoe_povedenie_na_doroge_i_v_transporte.docx30.09 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Малоатлымская средняя общеобразовательная школа»

Разновозрастная группа дошкольного образования

комбинированного вида

Конспект

Непосредственно образовательной деятельности

по развитию речи  

в средней группе

по теме: « Безопасное поведение на дороге и в транспорте»

Автор – составитель:

Шевченко Александра Анатольевна

Воспитатель группы

п. Заречный

2017

          Цель: Формировать знания о правилах безопасного поведения на улице и в общественном транспорте.

          Задачи:
          1.Образовательные:

          Продолжать расширять знания детей о правилах дорожного движения; закрепить правила поведения на улице и в транспорте; учить соблюдать правила безопасного поведения при самостоятельном передвижении по дороге.

          2.Развивающие:
          Развивать умение детей быть внимательными, активными в ходе различных игр, выражать положительные эмоции в игре; убеждать детей в необходимости вырабатывать положительные привычки по выполнению правил безопасного поведения на дороге.

          3.Воспитательные:
          Воспитывать уважительное и доброжелательное  взаимодействие с воспитателем и сверстниками в решении игровых и познавательных задач

          4.Речевые: Продолжать учить детей поддерживать беседу, высказывая свою точку зрения и отвечать на вопросы полным ответом, составляя грамматически правильные предложения; воспитывать речевой слух детей; восприятие темпа и ритма речи.
          Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Безопасность», «Социализация».

          Методы и приёмы:

          Практические: сюрпризный момент – появление Незнайки ребенка подготовительной подгруппы; проведение физкультминутки, игры «Можно или нельзя».

          Наглядные: рассматривание картинок по мультимедийной презентации.

          Словесные: дидактические игры «Определи цвета светофора», «Найди изображене пешеходного перехода», «Найди нужный знак».

          Материалы: табличка «Академия правил поведения», «Юные эрудиты», дидактические игры и задания,  мультимедийная презентация, мяч, жезл, знаки дорожного движения из картона.

          Форма проведения: сюжетное занятие.

          Словарная работа: существительные: светофор, транспорт, автобус, трамвай, троллейбус, переход, пешеход, академия, эрудиты, правила; прилагательные: грузовой, легковой, пассажирский, общественный, наземный, подземный, надземный, красный, зеленый, желтый; глаголы: переходить, ехать, соблюдать, нарушать, составлять.

          План ООД:

  1. Организационный момент.
  2. Постановка цели занятия.
  3. Дидактические задания и игры.
  4. Физкультминутка
  5. Беседа о правилах поведения.
  6. Рассказ воспитателя
  7. Итог занятия.
  8. Рефлексия.

Содержание организованной деятельности детей

  1. Организационный момент.

          Дети сидят на стульчиках, входит воспитатель с Незнайкой (ребенок подготовительной подгруппы).

          Воспитатель: Ребята сегодня к нам на занятие пришел Незнайка, с ним недавно случилось неприятность.

          Незнайка: Попав в большой и шумный город,

                              Я растерялся и пропал……

                              Не зная знаков светофора,

                              Чуть под машину не попал!

                               В автобусе переругался, не уступил, подрался….

                               Вот и сегодня.

                               Пока до вас я шел я кучу неприятностей нашел.

          Воспитатель: Как вы думаете, ребята, почему это с ним случилось?

          Дети: Высказывают предположения (потому что шел один; смотрел по сторонам; не знает, как переходить дорогу; потому, что спешил…)

          Воспитатель: Да, он действительно очень спешил. Он пришел к нам за помощью. Незнайка не может разгадать загадки и еще никак не может прочитать слово, зашифрованное в картинках. А мы сможем?

          Дети: Да, мы постараемся.

Воспитатель читает загадки (слайд 2,3), совместно разгадывают кроссворд (слайд 4): соединив линиями каждую цифру с соответствующей клеткой, по первым буквам составляют слово.

          Дети вместе: Получилось слово СВЕТОФОР.

          Воспитатель: Ребята, как вы думаете, смог бы светофор помочь Незнайке безопасно перейти дорогу?

          Дети: Да, если бы Незнайка знал, что обозначают сигналы светофора.

  1. Постановка цели занятия.

          Воспитатель: Ребята, а вы знаете правила дорожного движения? А правила поведения на улице и в транспорте?

          Дети: Да.

          Воспитатель: Ребята, тогда я приглашаю вас принять участие в конкурсе юных эрудитов «Уважайте правила» и проверить свои знания. Вы согласны принять в нем участие? А Незнайку возьмем с собой?

          Дети: Да согласны, возьмем.

Воспитатель и дети переходят за столы. Звучит музыка. Воспитатель надевает шапку и мантию.

          Воспитатель: Мы находимся в Академии правил поведения, где и будет проходить конкурс юных эрудитов. Прошу занять свои места. За правильные ответы участники получает жетоны.

  1. Дидактические задания и игры.

          Воспитатель: Что обозначают сигналы светофора?

         Чтение отрывка из стихотворения С.Михалкова

Воспитатель читает начало предложения, дети заканчивают предложения.

          Воспитатель:               Если свет зажегся красный,

          Дети:                              Значит, двигаться опасно.

          Воспитатель:               Свет зеленый говорит:

          Дети:                             «Проходите, путь открыт!».

          Воспитатель:                Желтый свет – предупреждение,

          Дети:                               Жди сигнала для движенья.

Задание «Определи цвета светофора»

          Воспитатель: Найдите среди окружающих предметов на картинке (слайд 5) те предметы, цвета которых совпадают с цветами сигнала светофора, и соедините их линиями.

          Дети: Рассуждают, шарик, вишня, мухомор красным цветом, а значит, соединяем с красным цветом – красный - один из цветов присутствующих в светофоре . Лимон, цыпленок, груша - желтый сигнал светофора. Огурец, ель, горох - зеленый сигнал, они зеленого цвета. Все остальные предметы тыква, флажок, пуговка к светофору не имеют отношения, так как они другого цвета.

          Воспитатель: Молодцы, ребята с заданием справились, получайте жетоны.

Задание «Найди изображение пешеходного перехода»

          Воспитатель: А теперь ребята, посмотрите на рисунки (слайд 6)  и скажите: как правильно изображается пешеходный переход?

          Дети: Каждый ребенок высказывает свое предположение по ответу на это задание. Находят правильный рисунок.

          Воспитатель: Верно ребята, это рисунок под цифрой 4.

Раздает жетоны ответившим правильно.

Задание «Найди нужный знак»

          Воспитатель: А сейчас ребята, вам с Незнайкой необходимо на картинке (слайд 7) найти знак, который обозначает движение пешеходов. Скажите, как называется этот знак? Какой глазок светофора должен гореть в это время для транспорта?

          Дети: Это указательный знак, он в синем квадрате. Он обозначает, где можно переходить улицу. Пешеходы переходят на зеленый свет. А для машин в это же время загорается красный глазок светофора.

          Воспитатель: Эрудиты, а если светофор сломался, как быть? Как переходить улицу?

          Дети: Высказывают предположения. Совместно с воспитателем делают вывод о том, что дорогу можно переходить по специальным переходам.

          Воспитатель: Какие переходы вы знаете?

          Дети: Есть подземный переход, надземный переход, наземный переход (показывают соответствующие знаки на слайде 7).

          Воспитатель: Ребята, Незнайка, но ведь по наземному переходу нельзя переходить, если не работает светофор. А вот кто нам в этом случае поможет, вы узнаете, отгадав загадку - шутку (слайд 8).

          Дети: Это регулировщик.

          Воспитатель: Запомните: если регулировщик стоит на дороге, надо слушаться только его. Он даже главнее светофора. Ребята, а что это у него в руках, неужели он розы раздает на дороге?

          Дети: Нет.

          Воспитатель: Как называется предмет, который держит регулировщик.

          Дети: Жезл.

          Незнайка: Ребята, какие вы умные, с вашей помощью я теперь знаю все о светофоре и о том, как  правильно переходить дорогу.

          Воспитатель: А теперь юные эрудиты я предлагаю вам пройти по шоссе. 

  1. Физкультминутка «По шоссе»

По шоссе спешат машины        Дети бегут по кругу, держат

«Ш-ш-ш» - шуршат спокойно шины.                        в руках воображаемый руль.

И шипят со злом уже:                                                 Бегут по ругу в обратную сторону.

«Не спеш-ш-шина вираже! »  

                                 

Еж с мешком и посошком                                           Наклоняются, чтобы спина

По шоссе идет пешком                                                стала круглой, левую руку

                                                                                       кладут на спину, а правой

                                                                                       держат воображаемый посошок,

                                                                                       идут медленно по кругу.

Над ежом кружится стриж:                                        Встают на цыпочки, машут                   

- Ты куда же, ёж, спешишь?                                       руками, как крыльями, бегут

                                                                                       по кругу.

Прямо в город , по шоссе                                           Идут, воображая ёжика.

Тороплюсь я, как и все.

Будь, дружок, настороже,                                          Бегут в противоположную

Не спеши на вираж!                                                   сторону, изображая стрижа.

  1.   Беседа о правилах поведения на улице.

          Воспитатель: Ребята давайте побеседуем о правилах поведения и расскажем Незнайке как нужно себя вести на улице и в транспорте. Незнайка должен понять, в чем он был не прав.

          Воспитатель: Как нужно вести себя на улице? Какие правила поведения вы знаете? Посмотрите на картинку (слайд 9) правильно ли дети себя ведут? В чем они не правы?

          Дети: Называют ошибки детей в поведении на улицах города, делают вывод, перечисляют правила примерного поведения на улице.

          Воспитатель: Ребята, а вы соблюдаете эти правила.

          Дети: Да.

Игра «Это я»

          Воспитатель: давайте поиграем в игру, я буду читать стихотворение, а вы отвечаете «Это я, это я, это все мои друзья» или молчите, если не согласны.

          Воспитатель: Кто из вас идет вперед, только там, где переход?

          Дети: Это я, это я, это все мои друзья!

          Воспитатель: Кто из вас несется скоро, что не видит светофора?

          Дети: молчат.

          Воспитатель: Кто из вас, идя домой, держит путь по мостовой?

          Дети: молчат.

          Воспитатель: Знает кто, что красный свет – это значит «хода нет».

          Дети:  Это я, это я, это все мои друзья!

  1. Рассказ воспитателя о правилах поведения в транспорте.

           Воспитатель: А теперь ребята, послушаем рассказ о правилах поведения в транспорте и научим Незнайку правилам поведения, что бы с ним больше не приключались неприятности.

            Воспитатель: Ребята запомните: в общественном транспорте нельзя бегать по салону и кричать. Нельзя стучать ногами по сиденью, которое перед вами. Нельзя нажимать на незнакомые рычаги и кнопки. Нельзя толпиться у дверей автобуса или трамвая. Перед тем как войти, сначала пропустите тех, кто выходит. Нельзя отвлекать водителя во время движения. Нельзя высовываться из окна.

                                А для пассажиров тоже правил всяких есть не мало.

                                Соблюдать их каждый должен, а не ездить, как попало!

                                Надо проходить вперед, не задерживать народ,

                                Возле двери не стоят, выходящим не мешать.

                                И за поручни держаться, стоять прямо, не кривляться,

                                Старшим место уступать – старших нужно уважать.

          Воспитатель: А теперь ребята посмотрите на картинки (слайд 10) и скажите, у детей на картинке хорошее поведение? Какие правила, они нарушают?

          Дети: Нет. На всех картинках дети нарушают правила поведения.

  1. Итог занятия.

          Воспитатель:  Давайте эрудиты поиграем в игру «Можно или нельзя» все вместе и закрепим правила безопасного поведения на улице и в транспорте.

Дети встают в круг. Тот, кому воспитатель бросит мяч и задаст вопрос, должен сказать, можно так поступать или нет.

          Воспитатель: Можно или нельзя?

  • Играть в мяч на проезжей части дороги.
  • Переходить дорогу на зеленый сигнал светофора.
  • Высовываться из окна трамвая.
  • Бегать по автобусу.
  • Обходить автобус сзади.
  • Обходить трамвай спереди.
  • Кататься на велосипеде на проезжей части дороги.

          Воспитатель: Незнайка, на нашем сегодняшнем занятии в Академии правил поведения ты узнал что-нибудь новое для себя?

          Незнайка: Правила дорожного движения –

                              Это часть таблицы умножения.

                               Пешехода надо уважать,

                               На него не надо наезжать.

                               И прошу вас уважать шофера,

                               Каждый может стать шофером скоро.

                               Если рядом путь перебегать,

                               Можем мы шофера напугать.

                               Нужно всем участникам движения

                               Соблюдать законы уважения.

          Воспитатель: Молодцы ребята, молодец Незнайка мы с ребятами очень рады что, смогли тебе помочь, правда, ребята. Надеемся, что ты больше никогда не будешь нарушать правила.

          Дети: Да.

          Воспитатель: На этом наш конкурс юных эрудитов в Академии правил поведения подходит к концу, и в заключении я хочу еще раз напомнить вам друзья, те правила, которые вам необходимо усвоить. Послушайте.

Воспитатель читает правила на слайдах 11,12.

          Воспитатель: А теперь пришла пора прощаться с Незнайкой. Давайте скажем ему до свидания, до новых встреч! Поблагодарим его за то, что он пришел к нам в гости.

          Дети: До свидания, Незнайка!

  1. Рефлексия.

          Воспитатель: Ребята, кто сегодня был у нас в гостях?  Чем мы занимались на нашем занятии?  Чему мы научили нашего гостя? Что вам понравилось больше всего?

          Дети: Отвечают на вопросы. Делают выводы. Каждый ребенок высказывает свою точку зрения.

       

Список литературы:

  1. Правила дорожного движения для детей 3-7 лет: занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии/авт. – сост. Г.Д. Беляевскова и др. – Волгоград: Учитель,2013.- 170с.
  2. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Средняя группа/авт.сост. З.А.Ефанова. – Волгоград: Учитель,2013. – 307с.
  3. https://www.yandex.ru/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОВЕДЕНИЕ НА ДОРОГЕ И В ТРАНСПОРТЕ.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовател...

Занятие "Правилам безопасного поведения на дорогах" "Городской общественный транспорт. Информационно-указательные знаки

учить детей правилам безопасного поведения на дороге, формировать мотивационно-поведенческую культуру ребенка, как основу безопасности в условиях общения с дорогой и улицей, воспитывать чувство ответс...

.Конспект НОД по познавательному развитию "Правила поведения на дороге и в общественном транспорте" средняя группа

НОД  знакомит детей с правилами поведения на дороге и в общественном транспорте...

Презентация к выступлению на районном объединении «Развитие у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах и в транспорте»

Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортног...

Игра-моделирование обучения детей правилам безопасного поведения на дороге и в транспорте. Открытое занятие по сюжету сказки « Теремок» в средней группе

Цель: формировать представления детей о правилах безопасного поведения на дороге. Задачи:систематизировать знания об устройстве улицы, дорожном движении;закреплять представления о дорожных знаках...